Особенности обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
материал

Морозова Наталья Игоревна

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Добрый день, уважаемые коллеги.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитания, коррекции нарушений развития, а также социальной адаптации.

В своем выступлении я расскажу вам об особенностях работы учителя с классом, в котором обучается «особенный» ребенок.

2 слайд        

Одним из основных аспектов в работе учителя является индивидуализация, при которой учитываются особые различия учащихся, т.е. уровень развития их способностей к учению. «Слабые» ученики (в т.ч. с задержкой психического развития) из-за пробелов в полученных ранее знаниях, умениях и навыках, плохо развитых приемов общения и абстрагирования испытывают большие затруднения при усвоении учебного материала и нуждаются в особой помощи учителя вплоть до выполнения задания вместе с ним. «Сильные» же учащиеся, если учитель ориентируется на «среднего» или «слабого» ученика, - работают без напряжения, этим затормаживается их умственное развитие, снижается познавательная активность. Поэтому после выполнения основного задания для учащихся, хорошо успевающих по предмету, необходимо создавать условия, при которых они могут работать с полным напряжением. Например: предложить дополнительные задания. По математике решить задачу другими способами. А для «слабых» учеников подготовить посильные задания с подробной инструкцией к выполнению. Цель индивидуального подхода в том, чтобы восполнить, не допустить или предотвратить пробелы в знаниях учащихся.

        Индивидуальный подход к каждому ученику применяется в сочетании с фронтальной работой класса. Фронтальная работа состоит из нескольких этапов:

1 этап – опрос (Слабоуспевающие опрашиваются чаще других. Первоначально детям разрешается отвечать по простому плану, составленному дома, но не содержащему явных подсказок. При фронтальном опросе ученикам с задержкой психического развития сначала дают простые вопросы, ответы поощряются, чтобы включить их в деятельность по более сложным вопросам. При опросе школьникам предлагается серия картин, плакатов, помогающих изложить, например, понятия или правила.);

 2 этап – подход к самостоятельной работе (Задания для учащихся отличаются следующими особенностями: являются посильными для учащихся в данный момент; содержат план и подробный инструктаж; отличаются вначале меньшим объемом. Во время самостоятельной работы учитель осуществляет контроль за учащимися, чаще подходит к ним, своевременно инструктирует их, помогает, проверяет, предлагает исправить ошибки и т.д. Можно включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие овладение умениями и навыками.)

3 этап – подход к домашним заданиям (Задания составляются с учетом личных затруднений, выявленных учителем в ходе работы над ошибками. Даются дополнительные задания тренировочного плана.)

4 этап – дополнительные занятия (Их проведение направлено на преодоление фактических пробелов в знаниях, развитие навыков мышления, развитие учебных умений (чтение, письмо, счет и т.д.), повышение интереса к чтению.)

5 этап – внеклассная работа. Внеклассная работа имеет развивающую направленность.

Это примерный перечень приемов индивидуального подхода.

3 слайд

Что же еще необходимо помнить учителю работая с классом, в котором есть ребенок с задержкой психического развития? В своей работе учителю необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях (к которым относится создание доброжелательной атмосферы; адекватность требований, предъявляемых к ребенку; учет возрастных особенностей ученика и многое другое); необходимо помнить о проявлении педагогического такта (ведь, положительная оценка даже малейших успехов, своевременная и тактичная помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и повышение мотивации приведет к успеху в овладении знаниями).

4 слайд

Поговорим о методах, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

К методам сообщения новых знаний относятся: рассказ, объяснение, беседа.

5 слайд

Рассказ, например, должен иметь четкую структуру (начало, развитие событий, кульминацию и финал), а также эмоциональность (т.е.связь с личным опытом ученика). Объяснение – заключается в постановке познавательной задачи, подборе фактического материала, в определенной форме рассуждений (которую составляют анализ и синтез, наблюдения), в формулировке вывода. Беседа – представляет собой вопросно-словесную форму овладения учебным материалом. Главное требование к этому методу – четко продуманные вопросы, которые не уведут учеников от основной идеи урока.

6 слайд

РАБОТА С КНИГОЙ

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основные требования таковы, что: каждый ученик должен находить то место, которое изучается; учащиеся должны научиться выделять главную мысль из текста.

Работа с книгой предполагает различные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов; с объяснением значений слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

Также, в работе я применяю метод «Направленное чтение». Он позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение небольшими частями, учащиеся ищут ответы на поставленные перед ними вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

        Для учеников полезно и очень помогает в работе оформление словаря (со словарными словами) и памяток с различными терминами. Если ребенок что-то забыл, он будет знать где подсмотреть. Оформляются записи красочно, емко и коротко. Можно, даже, составлять их через игровую деятельность. Например, термин – это тельце паука, а его основные понятия и свойства – это ножки.

Общие педагогические методы не используются изолированно, а только в сочетании с другими. Применяя тот или иной метод, как ведущий, учитель подкрепляет еще одним или двумя дополнительными. Например, наглядный материал (какое-либо познавательное видео) дополняется беседой. Или, наоборот, когда беседа идет с наглядностью.

На уроках литературного чтения мы с детьми иллюстрируем, например, событие произведения или главного героя. На уроках обобщения, театрализуем какие-либо события или произведения целиком.

7 слайд                 (фото детей)

Так, хочу представить вашему вниманию часть урока, снятую на видео. Хочу отметить, что видео было снято не для этого выступления, оно не постановочное, а «живое». Ученикам было предложено выбрать одну из любимых сказок, подобрать героев, сделать костюмы, декорации и разыграть сюжет для своих одноклассников. Таким образом, одним из учеников была выбрана сказка «Репка» и сыграна главная роль, а его одноклассники с удовольствием поучаствовали в сюжете.

8 слайд                 – видео

9 слайд

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации, к учебно-познавательной деятельности. Но во многом результативность работы зависит от самого учителя, который подберет индивидуально для своего предмета и каждого класса тот или иной вариант.

Поговорим о формах проведения урока. К ним относятся: урок-практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-ролевая игра, урок-игра, урок – аукцион, урок – сказка, и другие.

10 слайд

Например, урок-исследование: относится к проблемному методу обучения. В начале урока перед учениками ставится проблема или тема урока, которая сформулирована в виде вопроса. В течение урока учащиеся должны найти решение или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п.

Урок-игра. Относится к практическому методу. Ведущая деятельность школьников - учеба, но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего остается ведущим видом деятельности надолго. Поэтому я стараюсь включать игровые элементы в урок, и обобщать изученные темы через различные викторины, соревнования, занимательные упражнения.

Урок-сказка. Для младших школьников очень интересен. Дети с увлечением выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают с ними различные препятствия и т.д. В результате поставленная учителем цель урока достигается.

Чередование различных методов в работе является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его более глубокое изучение – изучение со всех сторон.

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности.

11 слайд

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки, которые помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

 

Привлечь внимание ученика, заинтересовать его - не трудно. Сложнее удержать этот интерес и мотивацию к учению. Вариантов грамотного применения педагогических технологий образования детей с ОВЗ множество. Благодаря им у учащихся растет самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются особенности здоровья за счет приобретаемых знаний, умений, навыков и общего психологического фона. Мы должны понимать, что усвоение материала особенным учеником идет очень медленно в силу физических и\или психических данных.

12 слайд

Поэтому запаситесь терпением, а я пожелаю нам удачи в этом нелегком деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детско...

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"

Доклад  Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе...

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

     Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных,...