Работа с родителями первоклассников в период адаптации
материал (1 класс)

Сереброва Татьяна Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление27.16 КБ
Office presentation icon Презентация340.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Работа с родителями первоклассников в период адаптации.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.  Как  известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Этот период  в жизни семьи очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться  лучше понимать своих детей.  Моя задача, как учителя, заключается в том , чтобы сделать родителей соучастниками педагогического процесса, для того чтобы ребёнок смог безболезненно пройти период адаптации к школе

Слайд№2     «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.

     Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.

В период адаптации в  своей работе я использовала такие формы работы как:

Слайд №3

  1. Родительские собрания.
  2. Посещение семей.
  3. Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
  4. Консультации, беседы (индивидуальные и по группам)
  5. Организация работы классного родительского комитета
  6. Организация совместной деятельности родителей и детей класса:

- привлечение родителей к проведению праздников; участие в школьной жизни (оказывают помощь детям для участия в конкурсах)

- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;

     7. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета.

Слайд №4

С начала обучения в школе в 1б классе мною были проведены  родительские собрания, как я считаю,  по наиболее важным темам:

Первое родительское собрание – информационное собрание: мы знакомились  с особенностями программы, выбирали родительский комитет. На первом родительском собрании я провела анкетирование. Из данной анкеты я получила информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка.

Следующее свое родительское собрание я посвятила следующей теме:

  1.  Адаптация первоклассников к   школьным условиям – на этом собрании были даны рекомендации родителям как помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода.

  1. Режим дня –Моей целью было донести, что рационально организованный режим дня школьника является одной из главных причин, влияющих на успеваемость и развитие  детей. Режим дня это Ваш первый помощник в воспитании самостоятельности у ребенка. Пусть он привыкает сам выполнять режимные моменты. Ваше вмешательство требуется только в случае, если ребенок что-то забыл.

  1. Окружающая среда первоклассника –я рассказала родителям, что  у ребенка должно быть рабочее место освещено и соответствовать его росту.  Свет должен падать спереди или слева (справа, если ребенок левша). Научите ребенка держать стол в порядке.
  2. Слайд №5  Психологические особенности первоклассников – на этом собрании я родителям рассказала о поведении первоклассника, рекомендовала фразы, которые стоит употреблять в общении с ребенком и не желательно. Также на этом собрании я провела опрос среди родителей, в котором участвовало 26 человек.  Им необходимо было выбрать в данном перечне три главных фактора (по их мнению), которые обеспечат успех ребёнка в школе:
  1. Физическое здоровье. -19 чел. ( 73 %)
  2. Развитый интеллект. – 20 чел. (76 %)
  3. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. – 19 чел ( 73%)
  4. Умение считать и читать. 20 чел ( 76%)
  5. Выносливость и работоспособность. -  21 чел ( 80%)
  6. Аккуратность и дисциплинированность. -14 чел. (53%)
  7. Хорошая память и внимание. – 26 чел. -100%
  8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. 12 чел.

( 46 %)

  1. В ходе акции, проходившей в школе я провела родительское собрание «Дети – не для насилия». На котором мы с родителями обсудили : что такое семья, возможные причины наказания детей и были даны рекомендации, как сдерживать себя, чтобы не навредить своему ребенку .   родители активно принимали участие в обсуждении.

  Также  в период адаптации я провожу   индивидуальные беседы, консультации на которых предлагаю рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка.

Также в этот период осуществлялась и работа психолога – проводились различные диагностики детей, родители при обращении к психологу получали практические советы, индивидуальные консультации.

Слайд №6

         По теме каждого собрания готовлю памятки для родителей.

  1. «Предметы, необходимые для обучения в первом классе»
  2. «Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?»
  3. «Организация рабочего места ученика»
  4. Памятка «Дети –не для насилия»
  5. «Десять советов родителям»

Слайд № 7 Памятка «Как преодолеть трудности адаптации»

Советы родителям первоклассников.

  • Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Участие родителей и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Я считаю,  чем быстрее учитель и родитель обучающихся научатся чувствовать друг друга, тем успешнее и быстрее пройдёт адаптационный период.

        В начале II четверти среди родителей был проведён тест «Адаптация первоклассника», в котором участвовали 27 человек. Изучив результаты этого теста, я выявила следующие признаки успешной адаптации первоклассника: Слайд №8

  • Ребенку нравится в школе – 24ч. –89%;
  • Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах –19 ч. –70%;
  • Активен – 20 ч. –74%;
  • Жизнерадостен – 24 ч. –89%;
  • Редко болеет – 22 ч. – 81%;
  • Хорошо спит – 24 ч. –78%;
  • Достаточно самостоятелен – 24 ч. –89%.

Таким образом, я считаю, исходя из результатов данного теста, что адаптация обучающихся в 1 б классе прошла успешно.

 

 

 


ПАМЯТКИ  для родителей:
"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"
Первокласснику понадобятся:
• обложки для книг и тетрадей;
• тетради в клетку и косую линейку;
• веер букв и цифр;
• набор геометрических фигур;
• счетные палочки;
• линейка;
• ручки (синяя, зеленая, красная);
• простые и цветные карандаши;
• закладки;
• цветная и белая бумага;
• цветной картон;
• ножницы с тупыми концами;
• альбом для рисования или папка для черчения формата А4;
• кисти;
• клей;
• пластилин, дощечка для лепки;
• мелки (восковые и обычные);
• сменная обувь;
• спортивная форма (длинная – для улицы, короткая – для зала), спортивная обувь (кроссовки).
Всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.


« Как помочь преодолеть трудности адаптационного периода»
1. Необходим твёрдый распорядок дня.

2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.

3. Не корите ребенка за ошибку.

4.Не сравнивайте с другими.

5.Не ругайте обидными словами.

6. Создайте в семье спокойную и стабильную атмосферу.

7. Станьте союзником своему ребенку.

"Организация рабочего места ученика"
1. Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и разложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.
2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону, чтобы основной свет проникал через верхнюю треть окна.
3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных принадлежностей – книжные полки.
4. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь

Десять советов родителям

Совет 1.Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.

Совет 2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит ребенку выработку определенного ритма.

Совет 3. Учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня- с 9 до 12 часов, после полудня- с 15-до16 часов.

Совет 4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ему быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.

Совет 5. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Совет 6. Отход ко сну должен происходить в одно и то же время. Это способствует быстрому засыпанию и хорошему сну.

Совет 7. Пребывание в группе продленного дня в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим. 

Совет 8. Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном(1-1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе ( не менее 3 часов).

Совет 9.Не нарушать заведенный распорядок дня, т.к. это может привести к расстройству выработанного ритма.

Совет10.Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.

Соблюдение режима дня - важнейшее требование к ребенку, влияющее на его здоровье и работоспособность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями первоклассников в период адаптации

Слайд 2

« Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), « ada р tatio » - прилаживание, приспособление. Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели. Что такое адаптация первоклассника?

Слайд 3

Родительские собрания. Посещение семей. Индивидуальные беседы – по мере необходимости. Консультации, беседы (индивидуальные и по группам) Организация работы классного родительского комитета Организация совместной деятельности родителей и детей класса: - привлечение родителей к проведению праздников; участие в школьной жизни (конкурсы) - привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете; Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета. Основные формы работы с родителями

Слайд 4

Адаптация первоклассников к школьным условиям Режим дня Окружающая среда первоклассника Психологические особенности первоклассников Дети- не для насилия Что нужно знать родителям

Слайд 5

Успех ребёнка в школе: Физическое здоровье. -19 чел. ( 73 %) Развитый интеллект. – 20 чел. (76 %) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. – 19 чел ( 73%) Умение считать и читать. 20 чел ( 76%) Выносливость и работоспособность. - 21 чел ( 80%) Аккуратность и дисциплинированность. -14 чел. (53%) Хорошая память и внимание. – 26 чел. -100% Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. 12 чел. ( 46 %)

Слайд 6

«Предметы, необходимые для обучения в первом классе» «Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?» «Организация рабочего места ученика» Памятка «Дети –не для насилия» «Десять советов родителям» Памятки для родителей

Слайд 7

1. Необходим твёрдый распорядок дня. 2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. 3. Не корите ребенка за ошибку. 4.Не сравнивайте с другими. 5.Не ругайте обидными словами. 6. Создайте в семье спокойную и стабильную атмосферу. 7. Станьте союзником своему ребенку. Памятка: «Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?»

Слайд 8

Ребенку нравится в школе – 24ч. –89%; Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах –19 ч. –70%; Активен – 20 ч. –74%; Жизнерадостен – 24 ч. –89%; Редко болеет – 22 ч. – 81%; Хорошо спит – 24 ч. –78%; Достаточно самостоятелен – 24 ч. –89%. Признаки успешной адаптации первоклассника

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе

В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....

Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....

Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе.

Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. ...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

Работа с родителями первоклассников в период адаптации

Материал содержит полезную информацию для родителей первоклассников, советы по режиму дня, питанию, окружающей среды первоклассника,  характеристику психологических особенностей первоклассника,...