Совершенствование методов обучения и воспитания.
статья
Совершенствование методов обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование методов обучения и воспитания.
У меня 4 ученика, все с разными заболеваниями. Например, у Буянто диагноз–НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата). Не ходит, руки не работают. Поступил в первый класс в сентябре 2020 года. Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе. При поступлении в школу почти не говорил, произносил отдельные звуки, знал несколько букв, цифры не знал, не считал. Сейчас Буянто учится во 2 классе. У мальчика развиты адекватные представления о себе как о школьнике, об учебе. Соблюдает правила поведения на уроке, старается отвечать на вопросы. Он учится с интересом, но работоспособность низкая, быстро устает, утомляется. Внимание рассеянное, часто отвлекается. Практическая деятельность носит осознанный характер. У мальчика любимый урок – математика. Читает. Имеет базовое представление об окружающем мире..
Айдар тоже учится у меня с первого класса. Диагноз –ЗПР. Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе. У него плохо развиты адекватные представления о себе как о школьнике, об учебе. Нарушена эмоционально-волевая сфера: мальчик отличается беспокойным поведением, непоседливостью. По характеру он вспыльчивый, агрессивный, обидчивый, отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, суетливость. Для выполнения заданий ребенок требует постоянной стимуляции, совместного выполнения. На занятиях он часто невнимательный, отвлекается. Работоспособность низкая. Внимание рассеянное. Мелкая моторика развита – хорошо лепит и раскрашивает. Речь бедная, словарный запас скуден. Произношение нечистое. Память плохая. Очень трудно и медленно усваивает новые понятия, обязательно нуждается в помощи учителя, родителей. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя. Ориентируется в учебниках под руководством учителя. Слушает и понимает речь других, отвечает на вопросы односложно. Читает по слогам, прочитанное не может пересказать. Начал писать под диктовку, любит списывать с учебника. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму.
Перед учителем встаёт вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение для таких детей увлекательным? В своей работе использую передовой опыт С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, а также школьных учителей-наставников. Возникает необходимость в применении развивающего метода обучения. Рассмотрим его структуру:
Первый компонент – налаживание социального взаимодействия, т.е. установление коммуникативных связей между участниками процесса. Социальное взаимодействие – это всегда диалоговая форма отношений.
Второй компонент – внедрение конфликта в социальное взаимодействие. Конфликт – это столкновение разных точек зрения на предмет познания или поведения. Как показывает практика, 30% учащихся на уроке не сразу включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходимо побуждать их к этому посредством мотивации.
Третий компонент – мотивация деятельности ученика в процессе взаимодействия. Главным мотиватором, на мой взгляд, является признание другими людьми его как личности, значимой для них.
Четвертый компонент – рефлексия на каждом этапе урока. Это самооценка на основе самоанализа учащимися собственной мыслительной деятельности и ее результатов. Ситуация успеха формирует веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое движение вперед. Поэтому такое большое внимание отводится наблюдению учителя за всеми учениками, даже к проявлению самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечать у детей незначительный успех, вселять уверенность в своих силах. Любое негативное чувство угнетает, затормаживает движение клеток, сковывает человека.
Форма учебного процесса с такими детьми предполагает большую гибкость. Не отметки становятся целью обучения. Захватывает сам процесс получения знаний, хотя отметки за контрольные работы и за каждую четверть не отменяются. Не всегда урок надо начинать однотипно, начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учеников в активную умственную деятельность, захватывающим их эмоционально, т. е. создать мотивацию к умственной деятельности.
Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности по мере своих возможностей. Их действия с учебным материалом несут преобразующий характер. Такой подход к деятельности учащихся определяет характер заданий: они должны давать пищу для ума. Ученикам предлагается не просто списать и вставить пропущенные буквы, применив правила, и не только решить задачу вместе с учителем. Даются такие задания, которые от учеников требуют размышления. Здесь обучение слито с воспитанием. Какое старание наблюдается во что бы то ни стало выполнить задание при словах учителя: «Ты все сможешь! Справишься!» Чаще вопрос ставится в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль ученика. Например, «Что ты можешь сказать о числе 8?» «Расскажи все, что ты знаешь об этой букве». «Поделись своими мыслями и чувствами об этом рассказе». Здесь не задается параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что нужно сказать о букве, слове, числе, произведении. Характер вопросов дает простор личной мысли, а учитель подхватывает нужную мысль, направляет поиск.
Переход от игры к учебной деятельности.
Создание проблемных ситуаций, так закладывается основа учебной мотивации – ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к активному поиску знания.
Считаю, что не так важно учить ребенка, важнее создать ситуацию, в которой ученик просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Один из путей - создание богатого, развивающего воображение материала плюс интересные формы работы с этим материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков...
План работы по совершенствованию методов обучения и воспитания
План работы по совершенствованию методов обучения и воспитания...
Аттестация 2024. 3. 3-3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков
открытые уроки...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
В этой программе описываются результаты использования современных методов обучения и воспитания....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта
Повышение качества профессиональной деятельности.Поощрения за профессиональную деятельность.Членство в комиссиях.Курсы повышения квалификации....
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик. Технология обучения – системный метод планировани...
Программа совершенствования методов обучения и воспитания "Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в начальной школе"
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике....