Способы поощрения детей
статья (3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Какие же способы поощрения выделяют психологи?

1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.

2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.

3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».

4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.

5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения.

Отрывок из книги Ольги Фадеевой "Подросток в современном мире"

*ВЛАСТНЫЕ ДЕТИ *

Властные дети как бы назначают себя командирами. Они устанавливают правила и определяют тактику, они практически не обременяют себя выслушиванием предложений других, особенно сверстников. И хотя в будущем такие диктаторские замашки могут стать задатками сильного лидера, оставлять все как есть не стоит, ведь сейчас они просто непонятны своим сверстникам. Кроме того, стремление доминировать может быть признаком незащищенности, низкой самооценки, потребности в одобрении и даже неумения общаться. Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но можете научить его считаться с мнением других детей-подростков.

 

1.Тщательно разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была причина его властного поведения, главное — чтобы он отдавал себе в этом отчет. Понимает ли ваша дочка (сын), что ее (его) деспотичность не приветствуется и даже отталкивает? Подумайте, как объяснить ей это таким образом, чтобы она сама была заинтересована умерить свое командирское поведение.

 

2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и хорошенько похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково действенный и для младших школьников, и для подростков) — поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести (опять же, ожидая похвалы).

 

3. Применяйте «бабушкино» правило. Это простое правило срабатывает всегда и делает отношения справедливыми: «Если ты разрезаешь пирог, то другой человек выбирает себе кусок». Это правило применимо во многих случаях: например, если один выбирает игру, то другой ее начинает, если один разливает лимонад, то другой выбирает себе стакан.

 

4. Смена ролей. Командирам надо дать понять, что их поведение — неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите дочке (сыну) представить себя саму на месте постоянно подчиненной: «Представь, что ты — это Таня-Маша-Света, которой подруга постоянно диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем, по-твоему, она сейчас думает? что чувствует? любит и уважает свою командиршу?»

 

5. Предложите бросать жребий, чтобы никому не было обидно. Да, не каждый случай для этого подходит, но пусть хотя бы иногда ребенок этим пользуется. Это своего рода компромисс для властного подростка — с одной стороны, не надо никому уступать (а на это как раз обычно труднее всего пойти «командиру»), ведь все на равных условиях, а с другой — у остальных участвующих в жребии появляется такой же шанс, и они уже не выступают в роли «подчиненных».

 

6. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо — всегда быть первым, но не надо при этом жестко подавлять и ущемлять окружающих. Ведь хотя в своем маленьком кругу он — командир, не исключено, что в новом будет считаться выскочкой. Объясните ему, что во многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь «стать в очередь». По данным Центра клинических исследований детства, эмоциональные и социальные способности детей — более надежные показатели, прогнозирующие будущие успехи, чем объем информации, которой владеет ребенок. Намного важнее, чтобы он умел контролировать перепады настроения, умел ждать и соблюдать очередность.

Что такое родительская любовь и как она проявляется?

Есть много способов показать любовь и принятие: от поощрения самостоятельности до крошечных сюрпризов (например, любимой сладости ребенка, которую вы незаметно положили в кармашек его школьного рюкзака). Однако есть несколько универсальных способов показать детям, что вы любите и цените их даже тогда, когда у вас нет ресурса.

•        Больше контакта. Дети с рождения нуждаются в контакте с родителями. Младенцы хотят чуть ли не круглосуточно быть у мамы на руках, дети постарше — обниматься или сидеть на коленях. Подросткам не так нужен физический, как эмоциональный или зрительный контакт.

Обнимайте и целуйте детей, смотрите на них, подбадривайте и поддерживайте. Если на это нет сил, можно взять ребенка за руку, погладить его или ласково назвать. Когда ресурса нет даже на это, честно скажите детям, что вот прямо сейчас неважно себя чувствуете, поэтому не можете обниматься или говорить приятные слова. Дети прекрасно все понимают и смогут подождать, пока вы наберетесь сил. Ваша честность покажет, что вы доверяете ребенку и относитесь к нему как к равному.

•        Эффективное времяпрепровождение. На самом деле важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а чем именно вы с ним занимаетесь. Лучше полчаса почитать книгу, активно погулять или поиграть в настольные игры, чем 2 часа смотреть в телефон, пока ребенок копается в песочнице. Придумывайте совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Именно такое времяпрепровождение показывает детям, что вы их любите, хотите быть рядом с ними и уважаете их интересы.

•        Больше ответственности. Делая что-то за ребенка, мы показываем, что не верим в него и его силы. Если доверяем выполнение простых поручений или разрешаем самому одеваться и выбирать одежду, то понятно, что доверяем. Что может делать ребенок и с какого возраста, зависит от его особенностей. Одни дети уже в три года могут помогать маме готовить, а другие созревают для этого только к школе. Но очень важно не переборщить: если мы перекладываем на ребенка слишком много ответственности, с которой он еще не в состоянии справиться, мы подрываем его веру в себя — ему кажется, что он подвел маму, которая доверила ему выполнение важного задания. Так что экспериментируйте, пробуйте, но не ругайте ребенка за то, что у него что-то не получается.

•        Личное пространство. Покажите ребенку, что уважаете его, его границы и личное пространство. Не берите его вещи без спроса, не обнимайте и не целуйте без разрешения, спрашивайте его мнение и, если сравниваете, то только с ним самим, а не с другими. Это показывает, что вы уважаете ребенка, цените и любите его.

•        Приятные сюрпризы. Это не обаятельно дорогие подарки или исполнение заветных желаний. Любая приятная мелочь или неожиданное проявление заботы покажет ребенку, что вы любите его и помните о его просьбах. Приготовьте ребенку любимое лакомство, помогите найти нужную информацию, пишите записочки со словами любви и благодарности. Именно из таких мелочей складывается любовь.

И обязательно говорите детям о том, что вы их любите. Любовью и вниманием нельзя избаловать. Чем сильнее вы напитаете ребенка любовью, тем внимательнее и осторожнее к потребностям других он будет. И наоборот: если вы ограничиваете себя в проявлениях любви, то дети будут жадными до этого чувства и будут требовать его от вас и других любыми доступными им способами.

Карина Рихтере

Как преодолеть страх ошибок и неудач у ребенка

 

Важно, чтобы ребенок в случае неудачи или ошибки умел сравнительно спокойно принять ситуацию. Конечно, он будет расстраиваться и огорчаться. Но это не должно становится катастрофой. Часто неудачи рождают страх совершать новые ошибки. Если не получилось один раз, он готов просто отказаться попробовать еще раз. И родители могут и должны помочь побороть ему этот страх. Как это сделать? Предлагаю несколько рекомендаций.

•        Объясните ребенку, что неудача – это возможность для развития и совершенствования. Не ограждайте его от ошибок – он должен научиться их принимать.

•        Делайте акцент на достижениях. Подчеркивайте, что сегодня получается лучше, чем вчера, а, значит, скоро все получится.

•        Не увлекайтесь похвалой. Она должна быть оправданной. Ребенку нужно научиться критически оценивать свои усилия.

•        Если хвалите, то делайте похвалу конкретной. Она не должна быть размытой типа «Молодец!». Постарайтесь включать в похвалу пояснения. Например: «У тебя получилось раскрасить этот рисунок намного лучше, ты совсем не вышел за линии».

•        Акцент похвалы должен быть на усилиях ребенка, а не на способностях: «Ты постарался, и быстро и правильно справился с заданием», а не: «Ты умный, раз выполнил задание». Иначе ребенок начнет избегать более сложных заданий, боясь потерпеть неудачу и не получить похвалы.

Как вести себя родителям, если ребенок расстроился из-за неудачи

•        Сохранять спокойствие. Ребенок, видя недовольство или разочарование родителей, будет переживать еще больше.

•        Проговорить ребенку вслух его чувства. Скажите, что вы понимаете, что он сейчас испытывает. Окажите поддержку: погрустите вместе с ним, и убедите, что не сердитесь.

•        Объяснить, что все люди иногда терпят неудачи. Но это не означает, что они становятся лучше или хуже, и это ни в коем случае не меняет отношение к нему близких.

•        Рассказать о личных примерах поражений. Обсудите, что можно сделать для того, чтобы в следующий раз результат был лучше.

Как нельзя себя вести родителям, когда ребенок остро реагирует на неудачу

•        Не игнорируйте. Не говорите, что уйдете и оставите его одного, если он так кричит и плачет.

•        Не ругайте и не наказывайте. Проявление эмоций – это нормально для любого человека. Просто ребенок еще не умеет их контролировать.

•        Не угрожайте ограничениями. Например, нельзя говорить, что мы больше не будем играть в эту игру, раз он не умеет проигрывать.

•        Не ставьте в пример других детей. Это вызывает комплексы и чувство ущербности, ненужности.

•        Не смейтесь над переживаниями малыша, не обесценивайте его страхи. То, что вам кажется ерундой, для него на данный момент является катастрофой вселенского масштаба.

Ребенку очень нужна поддержка родителей, чтобы научиться переживать неудачи и поражения. Не последнюю роль играет и личный пример взрослых — зачастую дети перенимают эту же модель поведения. Итак, мы снова пришли к тому, что воспитание ребенка надо начинать с воспитания самого себя.

София Шевченко

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА СОБЛЮДАТЬ ПОРЯДОК

 

Приходит время, когда родители сталкиваются с достаточно серьезной задачей — приучить ребенка к порядку. В этой статье вы найдёте полезные рекомендации, как приучить своего ребенка к порядку и привить ему любовь к чистоте и аккуратности.

 

Будьте примером

Призывать сына или дочь к чистоте и порядку в доме бессмысленно, если вы сами его не соблюдаете и не поддерживаете. Малыш не обратит внимания на просьбы, он будет повторять ваше поведение.

 

Помогите в начинаниях

Невозможно требовать что-то от ребенка, если вы его этому не научили. Возможно, вам понадобится чуть больше времени, чем вы рассчитывали: будьте готовы показать и объяснить несколько раз, как правильно делать то, о чем вы его просите.

 

Последовательность ваших действий — залог успеха

Если у ребенка есть обязанность по дому, которую он должен выполнять, но вы можете иногда взять и сделать ее за него, в дальнейшем он будет увиливать от работы. В данном случае ваши слова расходятся с действиями, а мы уже знаем из первого совета, что ребенок смотрит на поведение, а не на слова.

 

Не наказывайте уборкой!

Это очень важно. Если использовать уборку в качестве наказания, ребенок очень быстро сформирует негативное отношение к ней. И он совсем не будет проявлять желания поддерживать чистоту.

 

Похвала как стимул

Самое важное в этом пункте — это дозированная похвала. То есть хвалите ребенка за дело, а не просто так. Например: какой ты молодец, что собираешь рюкзак с вечера! Работать похвала будет только в том случае, если с ней не перебарщивать.

 

Всегда предупреждайте о возможных последствиях.

Если вы просите ребенка убрать, всегда сразу же предупреждайте, что произойдет, если он этого не выполнит. Только не забывайте выполнять обещания по наказанию.

 

Используйте метод счета до 100. Если ребенок не хочет убирать разбросанные игрушки, скажите: “Я считаю до 100, а потом начну подметать и выбрасывать в мусор все, что валяется!”

 

Превратите рутину в игру

Этот способ отлично работает со всеми возрастами. Для ребенка можно придумать игровую систему поощрения: например, фишки, жетоны, какой-то приз в конце игры. Можно играть с ребенком в игры «найди место вещи», «паровозик с игрушками отправляется в депо», «кто быстрее соберет игрушку» и др. Попробуйте один раз, и вы увидите, как малыш будет ждать подобную игру снова и с какой радостью начнут выполняться все домашние дела.

 

Приучите ребенка к тому, что совместная уборка – это традиция

Затевая уборку в доме, каждый раз привлекайте к ней своего ребенка. Поручайте ему посильные дела, которые он реально сможет выполнить. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок начал воспринимать уборку как совместное занятие и традицию. Если детей у вас двое или больше, то привлекайте к уборке всех, а не кого-то одного. Регулярно устраивая совместные уборки, в итоге вы сможете: развить у ребенка привычку помогать родителям и делать это добровольно, а не только после просьбы о помощи; укрепить в ребенке ощущение семьи и понимание того, как важно делать все сообща; с раннего детства приучить малыша к посильному и полезному труду.

Приучать ребенка к порядку необходимо с учетом его возрастных особенностей, а также индивидуальных особенностей развития ребенка. Рассмотрим примеры тех действий, которые ребенок может выполнять в определенным возрасте.

С 7 лет ребенок может:

 иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)

 самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)

 уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)

Как ему помочь:

Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка не должно восприниматься как тяжёлая работа.

 

С 12 лет ребенок может:

 поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)

 свою комнату убирать самостоятельно

Как ему помочь:

Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

 

Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе.

​​

ОБНИМАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!

Психологи утверждaют, что ребенку требуется 4 крепких объятия в день для того, чтобы он жил; 8 – для того, чтобы он был здоров, и 12 крепких объятий для того, чтобы он рос.

Чтобы вырaстить успешного, счaстливого и уверенного в себе ребенкa, КАЖДЫЙ ВЕЧЕР:

1. Обязaтельно целуйте и обнимaйте КАЖДОГО своего ребенкa перед сном.

2. Не преврaщaйте этот ритуaл в aвтомaтическое движение, выключите телевизор, отложите телефон и все остaльные делa.

3. Посвятите минуты близости своим детям, глaвное кaчество общения, a не количество.

4. Прочитaйте скaзку, поговорите или просто побудьте вместе. Тaк ребенок нaмного проще перейдет от дневной aктивности к ночному покою. Кроме того диaлог в спокойной и рaсслaбленной обстaновке перед сном помогaет строить доверительные отношения между детьми и родителями.

5. Прежде чем погaсить свет, поцелуйте своего ребеночкa. Для кaждого ребенкa, вне зaвисимости от его возрaстa, поцелуй нa ночь мaмы и пaпы ознaчaет, что родители любят его, ценят.

​​Мы не можем научить чему-то, что не умеем сами.

Мы не можем дать что-то, чего у нас нет внутри. Почти каждый родитель на вопрос «Что Вы желаете своему ребенку» ответит: «Счастья». Но как можно научить счастью, будучи самому погруженному в заботы, сложности, ежедневные скуку и рутину, потерю интереса к жизни, ворчание и брюзжание и так далее.

Нет, мы можем читать книги, рассказывать истории других людей, смотреть вдохновляющие фильмы, давать наставления о том, как важно быть счастливым, но ребенок научится только тому, что видит на постоянной основе. А видит он нас, своих родителей. Поэтому бесполезны все отговорки про сложности и несчастную жизнь. Если Вам действительно важно, чтобы Ваши дети выросли счастливыми, научитесь быть ими сами.

Между прочим, бонус от этого будет как минимум двойной: не просто призрачное будущее в виде ставшего «счастливым» сына или дочки, но счастье здесь и сейчас, у всех членов семьи и у Вас в том числе.

В общем, дерзайте. И счастья Вам на Вашем пути.

В каком возрасте показать ребенка логопеду?

 

 Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в 5 – 6 лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2,5 – 3 года. Именно тогда необходимо интересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью.

 

Могут ли сами родители развить речь ребёнка?

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы жизни ребенка. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

- Нельзя «сюсюкать» с детьми, т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи маленького ребенка,

- Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной, - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами,

- Следует задавать ребенку только конкретные вопросы по теме, не торопить его с ответом, - отвечать на вопрос ребенка, надо полным предложением,

- Ребенка НЕЛЬЗЯ наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить диск, но помните, что личное общение наиболее ценно для ребенка.

- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку. Это вызвано слабостью челюстных мышц ребенка, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

- Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите со своими детьми четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.

- Не забывайте развивать у ребенка и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими неловкими и непослушными пальчиками. Ученые доказали, что раннее развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает себе пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом с ребенком и обязательно озвучивать весь процесс.

- Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски.

 - Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть

КАК НАУЧИТЬСЯ ОТКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ?

 

Не все родители владеют искусством говорить ребенку «нет». Этот навык действительно можно сравнить с искусством, потому что отказать ребенку бывает очень сложно.

 

Почему так сложно отказать ребенку? Можно выделить несколько основных причин:

• Любимому человеку в принципе очень сложно отказывать.

• Ребенку приходится отказывать намного чаще, чем взрослым, поэтому возникает чувство вины. Он только познает мир, и задача родителей — сделать это познание безопасным.

• Стремление избежать публичной истерики или упростить себе жизнь, не тратя времени на разъяснения — почему «нет». Это не решает проблему, а только готовит почву для более серьезных проблем в будущем.

Недостаточно просто сказать «нет», даже если в конкретной ситуации это справедливо и логично. Необходимо научиться отказывать ПРАВИЛЬНО, чтобы ребенок УСЛЫШАЛ и ПОНЯЛ ваше «НЕТ».

 

 Как отказывать ребенку

 

Не говорить «нет» слишком часто. Отказ должен иметь вес. Если ребенок на каждом шагу слышит «нет», то вскоре просто перестает его воспринимать. Если же это слово звучит достаточно редко, то оно воспринимается как стоп-сигнал, своеобразный «красный флажок». В некритичных ситуациях старайтесь отказывать в более мягких формулировках: «это не самая красивая машинка», «ты уверен, что у тебя в коллекции нет точно такого динозавра? Давай дома посмотрим, чтобы не ошибиться» и т.д.

Объяснять причину отказа. Когда ребенок слышит «нет», у него часто возникает чувство обиды и несправедливости. Ему кажется, что его не любят. Отсутствие каких-либо объяснений только укрепляет эти чувства. В итоге некоторые дети замыкаются на фоне многочисленных «нет», у других обида перерастает в агрессию и злость. Важно разговаривать. Конечно, объяснения должны соответствовать возрасту ребенка. Не стоит трехлетке читать лекцию об изменениях в организме при употреблении большого количества шоколада или раскрывать природу физических явлений, стараясь предотвратить контакт с электрической розеткой.

Приводить примеры. Наглядность очень хорошо работает при объяснении. Скажите ребенку: «А ты знаешь, что с тобой будет, если…». И в доступной форме опишите возможные последствия. Но важно не перейти грань между разъяснениями и запугиваниями. Ваша задача – не выработать у ребенка фобии, а научить его анализировать ситуацию.

Не проявлять агрессию. Отказ следует произносить спокойным и уверенным голосом. У ребенка не должно возникать впечатления, что при продолжении уговоров можно получить желаемое. Дети – известные манипуляторы, тонко чувствующие, когда и на какие «струны» можно надавить. Сила в уверенности и спокойствии, а не в агрессии и крике.

Следовать единой линии поведения. Классическая ситуация: один из родителей говорит «нет», ребенок в слезах бежит ко второму и моментально получает «да» с большой дозой любви и нежности. Очень важно, чтобы в семье была единая позиция по воспитанию ребенка, и запреты одного члена семьи не нивелировались другими. Обсуждать воспитательные моменты необходимо без ребенка.

Предложить альтернативу. В некоторых случаях уместно предложить ребенку альтернативу. Если по каким-то причинам его желание не может быть исполнено, то наверняка найдется что-то другое, что может показаться ему не менее важным, интересным и увлекательным. Это смягчит горечь, отвлечет от «трагедии». Конечно, альтернатива должна быть разумной, а не выглядеть подкупом. Ребенку надо понимать причину отказа, иначе в следующий раз альтернатива может «не сработать».

Отказывать, говоря «да». «Да» иногда может значить «нет, не сейчас». Например: «да, мы купим эту машинку на следующей неделе, когда придем сюда вместе с папой», «да, мы пойдем на площадку, как только закончим покупки», «да, я поиграю с тобой после ужина, когда помою посуду». В итоге вы не отказываете ребенку, а сообщаете, когда исполнится его желание.

Не давать ложной надежды. Нельзя обманывать ожидания ребенка. Если обещаете поиграть с ним после ужина, то обязательно сделайте это. Ребенок будет знать, что мама держит свое слово, и желание просто откладывается на некоторое время. Но тут важно четко определить временной промежуток или обстоятельства, при которых его желание откладывается. Нельзя сказать: «да, мы поиграем потом» или «да, купим потом» и рассчитывать, что ребенок забудет или перехочет. Когда наступит это «потом»? Если даете надежду, не собираясь выполнять обещание, то рискуете потерять доверие. В результате на очередное «потом» ребенок закатит истерику с криками «сейчас», потому что знает, что его обманывают.

Не отменять свое «нет». Сказав «нет» или «нельзя», нельзя менять решение. Если выработать правильную тактику поведения, то у ребенка сложится следующая картинка: мама говорит «нет» редко, и это всегда означает что-то серьезное и важное — следует прислушаться. С одной стороны, закладывается база для взаимопонимания и доверительных отношений с ребенком в будущем. С другой — у ребенка формируется представление о формате взаимодействия с людьми, когда крики, агрессия или слезы не являются инструментом достижения цели.

Поощрять ребенка за хорошее поведение. Делайте для ребенка что-то приятное, при этом ненавязчиво озвучивая причины такого внимания: «спасибо, что ты согласился сегодня со мной в магазине» или «мне очень приятно, что ты послушался, теперь больше времени проведем вместе». Ребенок, видя причинно-следственную связь между событиями, научится понимать пользу диалога и компромиссов. Но есть и нюанс – такое поощрение не должно принимать форму откупа или угрозы. То есть формулировка «я тебе что-то куплю» или «что-то сделаю», только при определенных условиях – неправильный подход. Также недопустимы и угрозы запретить или отобрать важные для ребенка вещи только из-за того, что он вас не слушает.

И обязательно разговаривайте с ребенком по душам. Тогда и ваше «нет» будет услышано, и запреты и отказы не будут восприниматься остро.

КАК БОРОТЬСЯ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ У ДЕТЕЙ:

 7 советов родителям

 

К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно.

Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).

К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:

• грызть ногти;

• сосать палец или соску после 3х лет;

• ковыряться в носу или пупке;

• перебирать в руках волосы или край одежды;

• кусать губу;

• чавкать;

• ябедничать;

• использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.

 

Избавиться от вредных привычек процесс долгий и непростой. Но есть рекомендации родителям, которые помогут справиться с вредными привычками у детей.

 

1. Будьте терпеливы и последовательны

Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

2. Докажите вред привычки

Корректно разъясните ребенку, почему его привычка некрасивая и небезопасная. Например, если ваше чадо грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания. Постоянно напоминайте, что обгрызенные ногти выглядят некрасиво. Наберитесь терпения на тот случай, если эти доводы придется повторить не один раз.

3. Контролируйте действия ребенка

Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним. Проследите, чтобы у чада был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

4. Займите ребенка интересным делом

Постарайтесь увлечь ребенка каким-то делом, которое поможет ему отвлечься от вредной привычки. Найдите для своего чада интересные занятия и игры, соответствующие его возрасту. Также можно записать его на курсы или мастер-класс. Поступив подобным образом, вы принесете ребенку двойную пользу. Он не только получит шанс избавиться от вредной привычки, но и приобретет полезные знания и навыки.

5. Уделяйте ребенку достаточно внимания

По мнению специалистов, дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства или депрессии. Ребенок в силу возраста не осознает, что его тревожит, и попытки родителей выяснить причину тревоги ни к чему не приводят. Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания, или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку, внимательно выслушайте его жалобы и обиды. Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

6. Следите за своими привычками

Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

7. Формируйте у ребенка правильные привычки

Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок. Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем. Родителям стоит прививать чаду правильные привычки, а не фиксировать его внимание на неблаговидных поступках и склонностях. Так, например, объясните ему, что ковыряться в носу некрасиво, но он всегда может использовать носовой платок или салфетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

словесные поощрения детей

Хвалите детей! Пусть крылья успеха помогают им в учёбе!...

Поощрение детей

Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать живую силу поддержки от кем-то вовремя сказанных слов? Наверняка приходилось. Может быть, после долгого напряжённого труда кто-то из близких похвалил вас, во...

Беседа с родителями на тему "Поощрение детей"

Цель данной беседы помочь понять родителям, когда поощрение приносит пользу, а когда вред....

100 способов поощрения ученика на уроке

"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молоды...

Дети с ОВЗ. Современные способы обучения детей с низким уровнем интеллектуальных способностей.

Презентация содержит материал, разработанный Волковой Л.А.- доцентом кафедры педагогических инноваций КОИРО....