Профессиональное выгорание педагогов: причины, последствия
статья
В работе представлена история изучения "профессионального выгорания". Указаны группы риска, факторы, влияющие на развитие профессионального выгорания, стадии выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное выгорание | 43 КБ |
Прфессиональное выгорание | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание педагогов: причины, проявления, последствия.
Бушина Т. П.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 23 им. Ю. И. Батухтина
г. Нижний Тагил
Профессиональное выгорание – термин, многим из нас знакомый. В наш обиход он вошёл относительно недавно. Проблемой профессионального выгорания начали заниматься в 70-х г.г. прошлого века в Америке. Тогда медики и психологи пришли к открытию особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Фрейденберг предложил называть «выгорание».
В качестве основного «носителя стресса» рассматривались люди социономических профессий (профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми). По данным ВОЗ (2005 г.) от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических профессий, но больше всего учителя (около 60% педагогов обращаются за помощью). Психологи распределили людей по группам риска, предрасположенным к профессиональному выгоранию. В группу риска попадают сотрудники, которые вынуждены длительное время общаться со множеством различных людей; люди, чьи индивидуально-психологические особенности не согласуются с необходимостью постоянного общения; люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой; женщины, которые переживают внутреннее противоречие между работой и семьёй; сотрудники, работающие в условиях острой нестабильности; работники спасательных служб.
Как видно, сейчас специалисты рассматривают выгорание как следствие влияния целого комплекса факторов, основными из которых являются организационные, ролевые, личностные.
Организационные факторы:
- Организация рабочего пространства (жара, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах);
- Отсутствие позитивной оценки деятельности со стороны руководителей и коллег;
- Многочасовая работа (ненормированный рабочий день);
- Низкий социальный статус профессии;
- Авторитарный стиль руководства администрации.
Ролевые факторы:
- Конфликт ролей (семья или работа);
- Ролевая неопределённость;
- Напряженные конкурентные отношения между сотрудниками;
- Психологическая несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами.
Личностные факторы:
- Мотивы деятельности и оценка её значимости;
- Излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих;
- Перфекционизм (синдром отличника).
Профессиональное выгорание как результат стресса проявляется на психосоматическом и личностном уровнях. На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как:
- Усталость;
- Утомление;
- Истощение;
- Бессонница;
- Пищевые нарушения.
К симптомам личностного проявления относят:
- Негативное отношение, агрессивные чувства к ученикам, их родителям;
- Злоупотребление кофе, табаком, спиртными напитками;
- Скудность репертуара рабочих действий;
- Негативная «Я-концепция»;
- Упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности);
- Переживание бессмысленности от людей и обстоятельств
Синдром выгорания включает три основных компонента:
Эмоциональное выгорание – состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона.
Деперсонализация – это утрата «чувства Я», обезличивание. Различают два варианта деперсонализации: в первом случае специалист «деперсонализирует» себя (отказывается быть личностью, становится конформным и зависимым от других, считает, что от него ничего не зависит, отказывается от самостоятельных решений); во втором – специалист «деперсонализирует» другого человека.
Редукция (обесценивание) своих профессиональных достижений, которое также может проявляться в двух вариантах: либо как тенденция негативно оценивать себя и занижать свои профессиональные достижения, либо как негативное отношение к «объектам» своего труда и профессиональным обязанностям.
Профессиональное выгорание – это процесс, который постепенно разворачивается во времени и проходит определённые стадии своего развития. Выделяют пять стадий развития выгорания.
- Предупреждающая стадия – происходит сужение жизненного пространства личности до профессиональной деятельности, характерна чрезмерная вовлечённость в работу, чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой. Как следствие – эмоциональное истощение: чувство усталости, бессонница, невнимательность.
- Первая стадия выгорания – происходит включение механизмов отчуждения: работа не приносит радость, наблюдается отстранённость в отношениях с людьми, раздражительность. Проявляется в трёх видах: по отношению к сотрудникам и ученикам (утрата положительного восприятия коллег, переход от помощи ученикам к надзору и контролю, доминирование стереотипного поведения, проявление негуманного отношения к людям); по отношению к остальным окружающим (отсутствии эмпатии, безразличие, стремление уклониться от контактов); по отношению к профессиональной деятельности (нежелание идти на работу, стремление искусственно продлить перерывы в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, проявление неудовлетворённости работой).
- Вторая стадия выгорания – происходит отчуждение от людей, раздражение, негативные чувства по отношению к людям, безразличие. На второй стадии выгорания основными эмоциональными реакциями становятся депрессия и агрессия. Наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления, отсутствие воображения.
- Третья стадия выгорания – истощение, которое захватывает все уровни личности: деформация жизненных ценностей, психосоматические проявления, развиваются различные виды зависимостей. Психосоматические проявления: постоянные головные боли, тошнота, апатия, сонливость или бессонница, снижение иммунитета, повышение давления, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения.
- Завершающая стадия – это стадия разочарования и отчаяния. Для неё характерны ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни.
Профессиональное выгорание – проблема, с которой всем нам приходится считаться. Самый первый шаг на пути борьбы с выгоранием – это признание факта его существования, осознание проблемы. Только признав это, педагог сможет двигаться дальше и помочь себе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы риска Сотрудники, которые вынуждены длительное время общаться со множеством различных людей. Специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не согласуются с необходимостью постоянного общения. Работники спасательных служб.
Группы риска Люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой. Женщины, которые переживают внутреннее противоречие между семьёй и работой. Люди, работающие в условиях острой нестабильности
Факторы профессионального выгорания Организационные Ролевые Личностные
Организационные факторы Организация рабочего места Отсутствие позитивной деятельности со стороны руководителей и коллег Многочасовая работа (ненормированный рабочий день) Низкий социальный статус профессии Авторитарный стиль руководства
Ролевые факторы Конфликт ролей (семья или работа) Ролевая неопределённость Напряжённые конкурентные отношения между сотрудниками Психологическая несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами
Личностные факторы Мотивы деятельности и оценка её значимости Излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих Перфекционизм (синдром отличника)
Личностный уровень проявления стресса Негативное отношение, агрессивные чувства к ученикам, их родителям Злоупотребление табаком, алкоголем Скудность репертуара рабочих действий Негативная «Я – концепция» Пессимизм, апатия, чувство бессмысленности Переживание бессмысленности от людей и обстоятельств
Психосоматический уровень проявления стресса Усталость Утомление Истощение Бессонница Пищевые нарушения
Компоненты профессионального выгорания Эмоциональное выгорание – хроническая усталость, опустошенность и снижение эмоционального фона Деперсонализация – утрата «чувства Я», обезличивание Редукция – обесценивание своих профессиональных достижений
Стадии развития профессионального выгорания Предупреждающая стадия Первая стадия выгорания Вторая стадия выгорания Третья стадия выгорания Завершающая стадия
Предупреждающая стадия Происходит сужение жизненного пространства личности до профессиональной деятельности, характерна чрезмерная вовлечённость в работу, чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой. Как следствие – эмоциональное истощение
Первая стадия выгорания Происходит включение механизмов отчуждения: работа не приносит радость, отстранённость в отношениях с людьми, раздражительность. Проявляется по отношению к сотрудникам и ученикам; по отношению к остальным окружающим; по отношению к профессиональной деятельности
Вторая стадия выгорания Происходит отчуждение от людей, раздражение, негативные чувства, безразличие. Основными реакциями становятся депрессия или агрессия. Наблюдается снижение концентрации внимания, отсутствие воображения
Третья стадия выгорания Наступает истощение, которое захватывает все уровни личности: происходит деформация жизненных ценностей, развиваются различные виды зависимостей, психосоматические проявления: постоянные головные боли, тошнота, апатия, сонливость или бессонница, снижение иммунитета, повышение давления, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения.
Завершающая стадия Это стадия разочарования и отчаяния. Для неё характерны ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни.
Четыре ошибочных мифа Мне нельзя ошибаться Я должен быть сдержанным Я не имею права быть предвзятым Я обязан быть во всём примером для подражания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Профессиональное выгорание педагогов"
В статье рассматриваются стадии и формы развития профвыгорания, причины его возникновения, а также способы его профилактики....
Круглый стол "Профессиональное выгорание педагогов и его профилактика.Через ... лет педагогический труд надоедает."
Рассматриваются причины возникновения СЭВ /синдрома эмоционального выгорания/, ситуации, влияющие на возникновение СЭВ, стадии и симптомы профессионального выгорания, предлагаются рекомендации по ...
Клуб Родник" Презентация. Психологический практикум "Профессиональное выгорание педагогов ДОУ"
.Цель. Оценка синдрома эмоционального выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и развитие способности регуляции эмоционального состояния; освоение приемов антистрессовой защиты....
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика. Через ... лет педагогический труд надоедает.
Круглый стол....
Профессиональное выгорание педагога
Профессиональное выгорание-состояние физического, эмоционального и умственного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях....
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика. Через ... лет педагогический труд надоедает
Круглый стол Профессиональное выгорание педагога и его профилактика. Через ... лет педагогический труд надоедает. 30 апреля 2013 года ...
профессиональное выгорание педагогов: причины, способы избавления
Профессиональное выгорание - это не диагноз!...