Презентация «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
презентация урока для интерактивной доски
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда». В.А. Сухомлинский
Научить детей беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Главной целью предмета «Литературное чтение» в начальной школе является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам учителям необходимо воспитать грамотного читателя.
Для развития беглости, осознанности и выразительности я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, мышление, применение языковых средств, понимание стилей общения.
В первую группу упражнений, направленных на осознанность чтения, включаю логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Использую упражнение “Составь новое слово”. Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняю, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Растения” РО СА КО ЗА
Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово во второй паре. Например; первая пара слов часы- время = градусник - ...температура
Упражнение: составь новое слово, взяв у данных слов только первый слог колос рота ваза КОРОВА Упражнение: составь новое слово, взяв у данных слов второй слог змея рама ЯМА
Ко второй группе по развитию осознанности чтения отношу игры со словами. 1. Найди слово в слове. Под нос, г роза. Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.
В третью группу включаю упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.
Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения. Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Для увеличения поля зрения используются различные упражнения, самыми популярными из которых являются «Таблицы Шульте» , позволяющие не только расширять периферическое зрение, но и тренировать внимание.
Таблицы Шульте
Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений. 1 группа – «Дыхательная гимнастика» Это упражнения на постановку правильного дыхания. 2 группа – «Разомнём язычок!» В неё входят упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 3 группа – «Произнеси верно!» Группа содержит упражнения на развитие дикции. 4 группа – «Учимся скоро говорить!» С помощью этих упражнений дети учатся грамотно произносить скороговорки.
Дыхательные упражнения: Вдох носом, выдох через нос. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос. Задуйте свечу.
На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении. Упражнения «Чищу зубы». «Лошадка», «Ветерок».
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. Дятел дуб долбил-долбил, Да недодолбил.
Для развития беглости чтения использую приём жужжащего чтения , очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Использую также на уроках чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).
Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся. Чтение чистоговорок. “ Прочитай чистоговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации). Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений. Упражнение “Читай шепотом и медленно” Ра-ра-ра – начинается игра, Ры-ры-ры – мы подвесили шары. Упражнение “Читай тихо и умеренно”. урма – урта умву - омво зелка – земка Упражнение “Читай громко и уверенно”. зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь Упражнение: Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, зависти, осуждения и т.д.
Чтобы хорошо читать, надо много читать. Даже хорошо читающие дети не всегда увлекаются чтением художественных произведений. Много ребёнок будет читать тогда, когда у него проявится интерес к чтению. И поэтому на уроках я стараюсь заинтересовать ребят, привлечь их внимание к книге. Новое знакомство с книгой обычно начинаем с обложки и иллюстраций. По иллюстрациям дети прогнозируют содержание книги, кто её главный герой, какой он. Иногда читаю начало рассказа или самый интересный отрывок, а затем спрашиваю, кто желает узнать, что потом произойдёт с героем. Многие ребята заинтересовываются дальнейшими событиями рассказа и стараются найти книгу и прочитать её.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать, и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....
Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Доклад для педчтения: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Выступление на РМО учителей начальных классов....