Система работы над предупреждением ошибок. Организация работы над ошибками.
материал

Материал из опыта работы. Разработаны памятки для учащихся по выполнению работы над ошибками в начальной школе  по русскому языку и математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы над предупреждение ошибок. Организация работы над ошибками по русскому языку.

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так и будет повторяться из раза в раз.  За годы работы можно понять, что часто ученик  ( и его родители) не имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками грамотно.  Прописать слово 5, 10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт гарантии, что ребёнок запомнит его,  и больше не будет допускать ошибок.  В учебниках ничего не говорится о работе над ошибками ни слова.

Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. В помощь служит данная «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Самостоятельная работа учащихся над ошибками проводится только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, я, проверяя тетради, на полях ставлю её порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм.   Я дифференцирую задания таким образом: для самых слабых обучающихся исправляю неправильное написание на правильное и на полях ставлю порядковый номер орфограммы. Например: С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)   Для другой группы учащихся - зачёркиваю неправильное написание, не исправляя его, на полях ставлю порядковый номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку) Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в «памятке».   Для сильных учащихся можно предложить такую работу. Я подчёркиваю слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений нет. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). / Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке». И, наконец, самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы, умение их определять. В тексте я не делает никаких помет, на полях ставлю знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке». С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку).
Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.

Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Работа над ошибками по русскому языку

Работа над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками грамотно.  Прописать слово 5, 10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт гарантии, что ребёнок запомнит его,  и больше не будет допускать ошибок.  В учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова.

В чём удобства памятки:

  1. Орфограммы пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а сверху или на полях  подписывает номер орфограммы из памятки.
  2. Ученик самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её исправляет.
  3. В памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года обучения, он может найти его в таблице.
  4. Памятка тематически разбита на классы.

РАБОТА  НАД ОШИБКАМИ – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ.

ОТСТУПИВ ДВЕ ЛИНЕЙКИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ,  УЧЕНИК ПИШЕТ С КРАСНОЙ СТРОКИ:

        Работа над ошибками.

 И ВЫПОЛНЯЕТ ЕЁ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННОЙ ПАМЯТКОЙ.

Памятка «Работа над ошибками»

Орфограмма

Запиши в тетрадь

Вспомни правило

1-2 класс

1

Заглавная буква в начале предложения, именах, кличках животных, названиях географических объектов

1) Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Выпал первый снег.

2) Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай ещё два слова с данной орфограммой.

Маша, Кирилл, Вика.

Каждое предложение начинаем писать с заглавной буквы.

Имена собственные, клички животных, названия географических объектов всегда пишутся с заглавной буквы.

2

Пропуск буквы и замена (лишняя буква)

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок.

3

Перенос слова

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

1)При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы.

4

Мягкий знак, обозначающий мягкость

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Тоньше, думаешь, льдина.

5

Ь на конце существительных после шипящих

Выпиши слово правильно. Определи род. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Луч (м.р.), шалаш (м.р.).

Ночь (ж. р.),печь(ж. р.).

В конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих всегда пишется мягкий знак: мышь, речь.

6

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова)

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

7

Правописание предлога

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (вставь дополнительное слово или вопрос между предлогом и словом):

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

8

Соединительные гласные в сложных словах

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Водовоз, самолет.

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о,  
а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

морозостойкий, кашевар

9

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Пошёл, посмотрел, побелел.

Приставки в русском языке:

 в-/во-, вы-, до-, за-,  о-, об-, от-, по-, под-, пред-, на-, над-, не-, пре-/пере-, при-, с-/со-, у- и пр

10

Правописание гласных после шипящих: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Сочетания чк, чн, нч, нщ

Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой.

Жизнь, жираф.

Печка, дочка.

Звуки [ж], [ш]-непарные твёрдые, но в сочетаниях жи-ши пишется буква и.

Согласные [ч'], [щ']-непарные мягкие, но в сочетаниях ча-ща пишется буква а, и в сочетаниях чу-щу пишется буква у.

11

Разделительный ь

Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи.

Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё,ю,я обозначают два звука: [й']+гласный.

Например: пьёт- [п'й'от]

12

Безударный гласный в корне слова

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады′ – са′д; волна′ - во′лны.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударный звук оказался под ударением.

13

Парный согласный в корне слова

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где парный согласный произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й'].

14

Непроизносимый согласный в корне слова

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда.

Честный – честь.

Подбери родственное слово (слово, от которого оно образовалось) или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Если звук-невидимка пропал, то и писать его в слове не надо.

Изве[]ый-весть-известный

Прекра[сн]ый-прекрасен-прекрасный

15

Суффиксы -онок-, -ёнок-

Выпиши слово, Выдели суффикс и подчеркни букву перед суффиксом. Запиши ещё  одно слово с этой орфограммой.

Волчонок, бельчонок.

После мягких согласных, кроме [ч'], пичется суффикс -ёнок- (тигрёнок), после твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок- (волчонок)

16

Суффиксы -ик-, -ек-

Выпиши слово, выдели суффикс, запиши это слово в родительном падеже.

Мячик - мячика,

Платочек - платочка.

Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется (ключик- нет ключика)

Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук убегает ( замочек- нет замочка)

17

Разделительный ъ

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласный звук.

Съест, объявления, объем.

Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е,ё,ю,я.

Например: съел,подъём

3 класс

18

Правописание приставок, заканчивающихся на з/с

Выпиши слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Бесполезный, бесшумный, бескорыстный.

В приставках, заканчивающихся на з//с пишется буква с, если корень начинается буквой глухого согласного: бесполезны, искусать. В остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить.

19

Правописание слов с приставкой с-

Выпиши слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Сделать, слететь, слезать.

В русском языке есть только приставка с-: сделать, сбежать.

Приставки з- не бывает!

20

Правописание о,ё после шипящих в корне слова

Выпиши слово, подчеркни орфограмму, запиши родственное слово к нему (измени слово):

Пчёлы-пчела.

Если слово не изменяется, придумай ещё одно аналогичное слово:

 Шорох, шорты.

После шипящих в корнях под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится: пчёлы-пчела, жёлтый- желтеть.

В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорох, шорты.

21

Обозначения звука [ы] после звука [ц]

Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

Акция, акация.

Цыган, цыплёнок.

В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.

Исключение: цыган подошёл на цыпочках, сказал цыплёнку цыц.

22

Правописание суффиксов -ец, -иц и сочетаний -ичк-, -ечк-.

Выпиши слово, найди слово от которого оно образовано:

Шишка- шишечка.

Пуговица-пуговичка.

В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ец- (храбрец), в именах существительного женского рода пишется суффикс -иц- (красавица).

Сочетание -ичк- пишется в словах, образованных от слов на -ица (луковица- луковичка). В остальных случаях пишется сочетание -ечк-.

23

Правописание сочетаний -инк-, -енк-.

Выпиши слово, найди слово от которого оно образовано:

Вершина-вершинка,

Вишня-вишенка, сосна- сосенка.

Сочетание -инк- пишется в словах, образованных от слов на -ина (трещина-трещинка).

Сочетание -енк- пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня (вишня-вишенка)

24

Правописание окончаний имён существительных

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.).

Вспомни таблицу окончаний имён существительных или воспользуйся словами с ударным окончание (1 скл.-земля, весна, 2 скл.-слон, 3 скл.-рожь)

25

Правописание гласных о и е в окончаниях имён существительных и ц

Выпиши слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Се′рдцем, ма′ршем.

Кольцо′м, трубачо′м.

В окончаниях имён существительных и после шипящих и  ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.

Свечой-тучей

26

Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие

Выпиши словосочетание, определи падеж проверяемого слова и начальную форму слова:

 Благодарность Евгении (Д.п. Евгения) .

 Благодарность Наталье ( Д.п. Наталья).

У слов на -ий,-ие в предложном падеже, у слов на -ия в родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание .

О здании, об окончании.

27

Правописание окончаний имён прилагательных

Выпиши слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Чужо′го, лесно′го.

Лу′чшего, ху′дшего.

В окончании имён существительных и имён  прилагательных после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е.

Чужого-лучшего.

4 класс

Правописание НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

          гл.                 гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголом всегда пишется раздельно.

30

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах

Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

Спишь, ешь, бежишь.

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь.

31

Правописание тся и ться в глаголах

Определи в какой форме употребляется глагол. Для этого запиши вопрос, потом слово, подчеркни орфограмму:

Что делает? Волнуется.

Что делать? Волноваться.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется ться-улыбаться.

Если глагол употреблён в форме 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на конце пишется тся- волнуется.

32

Спряжение глаголов

Определи спряжение глагола, запиши ещё одно слово данного спряжение:

Четает 1 спр. Листает.

Если слово исключение укажи это в скобочках

Если у глагола личное окончание -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Если у глагола личные окончания -у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят), то это глаголы 2-го спряжения.

33

Правописание гласных на конце наречий

Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

 Вправо, засветло, накрепко.

В наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс -о. В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- на конце пишется суффикс -а.

34

Правописание ь на конце наречий после шипящих

Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Настежь, навзничь, сплошь.

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.

Исключения: муж, замуж, невтерпёж

35

Правописание имён числительных

Выпиши слово, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Семидесятый, девятисотый

При изменении сложных количественных числительных (сколько?) изменяются обе части сложного слова: пятидесяти, пятьюдесятью. При изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть: пятидесятого, пятидесятому.

ПАМЯТКА по выполнению работы над ошибками по математике (1-4 класс)

Прежде чем приступить к работе над ошибками –

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ ЗАДАНИЕ,

в  котором  были допущены ошибки!

  • Сложение и вычитание в пределах 10:
    - запиши пример верно;
    - повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
    - реши пример по образцу:

Образец:         3 + 5 = 8                        10 – 4 = 6
                         5 + 3 = 8                       10 – 6 = 4
                         8 – 5 = 3                         4 + 6 = 10
                         8 – 3 = 5                         6 + 4 = 10

  • Сложение и вычитание в пределах 20:
    - запиши пример верно;
    - повтори таблицу сложения и вычитания в пределах  20;
    - реши пример по образцу:
     
    Образец:      8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15
                          16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7
  • Сложение и вычитание многозначных чисел:
    - повтори таблицу разрядов и классов;
    - запиши пример правильно (разряд под разрядом);
    - реши пример правильно;
    - проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.

  Образец:    234          Проверка:   487

                   + 253                               -253

                      487                                 234

  • Ошибки в задаче:

а) в краткой записи:

- снова прочитай задачу, выполни краткую запись верно.

б) в решении:

- прочитай задачу и представь себе, о чём говорится в задаче;
-
 запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;
-
 поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи;

- подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему?

- что нужно узнать сначала, что потом?

- составь план решения;

-реши по действиям с пояснениями;
- проверь решение;

- запиши ответ задачи. 

  • Нахождение периметра или площади фигуры:

 - начерти фигуру;

- напиши формулу нахождения периметра или площади;

- произведи вычисления.

                  Образец:

                         Р- ?                 или                      S-?

                     Р= (a+b)∙2                                  S=a∙b                                              

                     Р = (3+2)∙2                                 S=3∙2                                      

                     Р=10(см)                                    S=6(см2)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  • Ошибки в задаче с отрезками:

      - внимательно прочитай задание и снова выполни решение.

Образец:

           

5 + 3 = 8 (см)

Ответ: 8 см равен второй отрезок.

  • Ошибки в сравнении числовых выражений:

     - выпиши выражения,

      -посчитай результат решения,

       -запиши  и поставь знак сравнения:

    Образец:   5 + 10   ›   12 – 9

                              15  ›   3

(будь внимателен, не во всех выражениях нужно доказывать своё решение, например: 5 + 3 = 3 + 5)

  • Ошибки в сравнении именованных чисел:

   - выпиши выражения,

    -докажи своё решение,

    -запиши  и поставь знак сравнения:

Образец:  2 дм 5 см  ‹  29 см

                         25 см  ‹  29 см

  • Ошибки в уравнении:

    - перепиши и реши правильно,

     -обязательно сделай проверку .

  • Как найти неизвестное слагаемое?

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ, НУЖНО ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.

х+4=12                        или                4+х=12

х=12-4                                        х=12-4                                        

х=8                                                     х=8____

8+4=12                                        4+8=12

  12=12                                        12=12

  • Как найти неизвестное уменьшаемое?

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ УМЕНЬШАЕМОЕ, НАДО К ЗНАЧЕНИЮ РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ.             

                                                       х-7=3

                                                       х=3+7

                                                       х=10

                                                      10-7=3

                                                            3=3

  • Как найти неизвестное вычитаемое?

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ, НАДО ИЗ УМЕНЬШАЕМОГО ВЫЧЕСТЬ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ.     

8-х =5

х=8-5

                                                             х=3

8-3=5

5=5

  • Как найти неизвестный множитель?        

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ, НАДО ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛИТЬ НА ИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ.

           х·3=6                                4·х=8

           х=6:3                                х=8:4

           х=2                                           х=2        

         2·3=6                                4·2=8

            6=6                                   8=8

  • Как найти неизвестное делимое?

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ДЕЛИМОЕ, НАДО ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО

 УМНОЖИТЬ НА ДЕЛИТЕЛЬ.

     Образец:              х:5=3

                                   х=3·5

                                   х=15

                                 15:5=3

                                      3=3

  • Как найти неизвестный делитель?

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНЫЙ ДЕЛИТЕЛЬ, НАДО ДЕЛИМОЕ РАЗДЕЛИТЬ  НА ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО.

     Образец:  6:х=2

                        х =6:2

                        х=3

                        6:3=2

                            2=2

  • Таблица умножения и деления:
    - повтори таблицу умножения;
    - запиши пример и реши его верно;
    - запиши все случаи умножения и деления с этими числами;

Образец:      18 : 3 = 6        

                      18 : 6 = 3
                      6 ∙ 3 = 18
                      3 ∙ 6 = 18

  • Внетабличное умножение и деление:
    - запиши пример;
    - разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
    - реши пример с объяснением;


Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14

Проверка: 14 ∙ 6 = (10 + 4) ∙6 = 10 ∙ 6 + 4 ∙6 = 60 + 24 = 84

Образец: 16 ∙ 5 = (10 + 6) ∙ 5 = 10 ∙5 + 6 ∙ 5 = 50 + 30 = 80
Проверка: 80 : 5 = ( 50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16

  • Деление вида 96 : 16. 
    - вспомни правило подбора частного;
    - запиши пример и реши его верно;
    - проверь умножением.


Образец:        96 : 16 = 6
Проверка:    
16 ∙ 6 = (10 + 6) ∙ 6 = 10 ∙6 + 6 ∙ 6 = 60 + 36 = 96

  • Внетабличное умножение и деление многозначных чисел:
    - запиши пример верно;
    - вспомни правило умножения или деления в столбик;
    - реши пример;
    - проверь умножение делением или деление умножением.

Образец:

425                        Проверка: _315775‌│425

743                                            2975        743

          1275                                            _1827

 +    1700                                              1700     

     2975                   _1275

     315775                                                      1275

                       0

  • Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:
    -запиши выражение верно;
    - вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок;
    - выполни действия по порядку: действие в скобках, умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание;
    - запиши ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ УЧЕНИЯ

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообра...

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах

В материале даны методические   указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....

"Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок".

Рецензия на актуальный педагогический опыт «Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок» учителя начальных классов Палатовой Юлии Станиславовны.от 30.03.2016год...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ОШИБОК ПРИ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

Методика   исправления орфографических ошибок  Л.Н. Чистяковой ,учитывающая индивидуально-дифференцированный подход к данному виду работы.Индивидуальный подход заключается в ориентирова...

Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников».

Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников»....

«Система работы по предупреждению ошибок на пропуск, замену, искажение букв при коррекции дисграфии»

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устн...