ПК 4.3.
учебно-методический материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литератруы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология интегрированного обучения | 20.83 КБ |
Фрагмент урока с использованием интегрированной технологии обучения | 21.12 КБ |
Здоровье сберегающая технология | 20.38 КБ |
Фрагмент урока с использованием здоровье сберегающей технологии | 660.86 КБ |
Педагогическая технология | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология интегрированного обучения
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность .
Интегрированные уроки очень большие, объемные, сложные, требуют определенной подготовки учителя и обучающихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
- Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной зффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
- Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и ученика, способствует раскрытию способностей.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
- органично связать между собой материал;
- проводить урок без перегрузки детей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы сформулируем следующие требования к интегрированным урокам:
1. Тщательно разработать конспект урока. Продумать цели урока. Подготовка к интегрированному уроку начинается с составления подробного конспекта урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Педагог заранее продумывает ход урока и прогнозирует все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом.
2. Учесть психолого-педагогические характеристики класса
3. Продумать использование внепрограммного материала рассматриваемой темы.
4. Создание ситуации успеха у каждого обучающегося.
5. Приготовить оборудование. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного оборудования.
Можно привлекать обучающихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, интегрированный урок будет ролевым.
Методика интегрированного урока
Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а также любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения.
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
- Подготовительный (планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиция).
- Исполнительный. Непосредственно сам урок. Цель первого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.
- Рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.
В ходе подготовительной деятельности учитель определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
- ведущие системооообразующие и вспомогательные компоненты;
- форму интегрирования;
- характер связей между соединяемым материалом;
- структуру (последовательность) расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:
- предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках такого рода.
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока окружающего мира с использованием интегрированной технологии
Этап: | Время | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | УУД: |
Открытие нового знания. Объяснительно-иллюстративный: получение знаний учащимися на основе рассказа учителя и работы с учебником, слайдом. Словесный: беседа Словесный: беседа Словесный: выступление ученика с рассказом Словесный: выступление ученика с рассказом | 15 мин | - Как вы думаете, важно понимать сигналы светофора? А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? - Это дорожные знаки. Сейчас к доске выйдут несколько учеников и расскажут стихотворения о знаках дорожного движения -Сейчас нам предстоит стать конструкторами. - Отгадайте загадку: Была телега у меня, Да только не было коня. И вдруг она заржала, Заржала, побежала. Глядите - побежала телега без коня! (Грузовик.) - Правильно. -Для чего люди придумали машины? - Расскажите, как выглядит грузовая машина. Для чего она нужна? (Презентация) Свое название эти машины, как правило, получают по названию завода, на котором их изготавливают (КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод, МАЗ - Минский автомобильный завод, КамАЗ - Камский автомобильный завод и т. д.). А самый первый грузовик, созданный инженером Б.Г. Луцким в 1900 г., на Всемирной выставке в Париже был удостоен серебряной медали. . | - Да - Нет. -1 учащийся. По полоскам черно-белым 2 учащийся. Погляди скорей, водитель: 3 учащийся. Этот знак довольно прост - 4 учащийся. Здесь дорожные работы - 5 учащийся. Где увижу знак такой, - Грузовик - Чтобы облегчить свой труд, перевозить людей на дальние расстояния, путешествовать. - Грузовые автомобили используют для перевозки различных грузов. Воспринимают информацию. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли П: анализ, синтез П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
Физминутка. | 1-2 мин | Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте). | Повторяют на месте | Л: комфортное ощущение в группе. |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из современных задач начального образования. Школа должна сохранить здоровье обучающемуся за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу, как одну из самых важных.
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой и других.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования: возможности Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Цель работы: обосновать формы и методы работы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования: описать возможности здоровье сберегающих технологий в начальной школе; описать педагогический опыт по здоровье сберегающим технологиям в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии по определению В.В. Серикова и Н.К. Смирнова.
-это все те психолого-педагогические программы, которые направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход,
создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
- творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими;
- обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
- построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
- предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении
нового материала, принцип целостности; - осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то фрагмент или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
- рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой
и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до
50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни; - обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей;
- обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий;
- создание комплексной системы закаливания детей.
Этапы выполнения условий реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе:
1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- соблюдение теплового режима;
- поддержание в школе чистоты;
- соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
- осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся.
2 этап - условия для здоровья на уроках:
-санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека;
-формирование правильной осанки;
-правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья;
-физкультминутки;
-использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
-деловая, деятельная атмосфера;
- уверенность в успехе;
- доброжелательность;
- раскованность.
3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
- перспективность, оптимистичность;
- жизнерадостность;
- дух сотрудничества;
- построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.
4 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.
Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
-проведение 2 раза в год «Дня Здоровья».
-организация различных внутри классных соревнований, весёлых стартов;
-использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры)
5 этап-программа здоровья учителя, которая включает в себя:
- творческую активность;
- поддержание благоприятного морально-психологического климата
- организация здорового досуга;
- занятия физической культуры и спортом;
6 этап - пропаганда здорового образа жизни:
- обучение способам оздоровления организма;
- раскрытия значения взаимодействия человека с окружающей средой.
7 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
- проведение медосмотров врачами;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками.
8 этап - работа с родителями:
- проведение родительских собраний;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочиненья, классные часы, конкурсы и т. д.)
Таким образом. Проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
В данной работе решался ряд задач. Мы выяснили, что понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Решая вторую задачу. Пришли к выводу, что достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока математики с использованием здоровье сберегающей технологии
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – описание педагогического процесса неизбежно ведущего запланированному результату.
Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.). Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
- Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
- Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Существуют преимущества технологии:
- Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
- В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного и воспитательного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.