ПК 4.3
план-конспект урока
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_muzyki_s_ikt-tehnologiey.docx | 23.63 КБ |
fragment_uroka_problemno-dialogovoy_tehnologii.docx | 25.24 КБ |
fragment_uroka_so_zdorovesberegayushchey_tehnologii.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6 |
Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра Эгмонт».
Цель: Знакомство учащихся с определением программная увертюра, посредством увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена с помощью ИКТ-технологий (презентация).
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.
- Метапредметные: Получит, возможность научится определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения;
- Предметные: Продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с понятием программная увертюра и увертюрой «Эгмонт».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: Словесный (беседа), наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, собственный поаз, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Фрагменты увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена; Елена Плотникова «О той весне».
Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
5. Рефлексия
Конспект | |||||
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
1. | Орг. Момент. | Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу) | - Здравствуйте, ребята. -Что такое увертюра? - Правильно, а если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как она будет называться? Какие интонации слышно в музыке Бетховена? - Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л.В.Бетховена, которое написано к драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт». Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? - Верно, Посмотрите на экран и запишите тему урока в тетрадь. | Дети заходят в класс и здороваются с учителем. -начало, открытие. - Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д. - Автор Л.Бетховен. - Героические, воинственные, мужественные.
| 3 |
2. | Организация слушательской деятельности. | Р(принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя) П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); | - Людвиг Ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижер, считается основателем программной увертюры. То есть именно он первый создал из увертюры отдельное, самостоятельное произведение с сюжетом. - Сейчас мы прослушаем вступление увертюры, ваша задача ответить на вопрос: какие интонации вы услышали ? - Вспомнив Симфонию №5 и прослушав фрагмент увертюры, можем ли мы сказать о каких-то общих интонациях? - Верно. В трагедии Гёте повествуется о восстании в Нидерландах (Голландии) против испанского владычества. Герцог Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено правителем герцогом Альбой. Эгмонт был заключен в тюрьме и казнен. Вступление же рисует образ жестоких завоевателей, поэтому создается такое впечатление. Сочинена увертюра в сонатной форме, зафиксируйте к себе в тетрадь (На слайде) - На жалобной 2 теме вступления рождается страстная тема борьбы и героического порыва. Так начинается экспозиция. Заканчивается оно перекличкой двух тем, народного страдания и гнева государства. - Прочитайте, пожалуйста, со слайда фрагмент из поэмы Гёте. Предположите, чем же мог закончиться конфликт из экспозиции? - Хорошо, сейчас мы прослушаем финал увертюры, может быть, это утвердит ваши предположения, или наоборот заставит посмотреть на сюжет иначе. - И так, как, по-вашему, заканчивается эта трагедия? - Действительно главный герой в конце произведения погибает. Но Бетховен преподносит это не как трагедию, а как победу человеческого духа, самопожертвование ради народа, приводящее к свободе и цели. Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать характер последней части? - Верно. Программная увертюра «Эгмонт» Бетховена, одна из ярких примеров героических образов в его творчестве. | - Тяжелые, ватные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями. - Да, можем. - ответы детей. -Ответы детей. - Быстрый темп, штрихи, аккорды и т.д. | 20 |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 |
Тема урока: «Музыкальное впечатления».
Цель: Знакомство учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского с помощью проблемно-диалоговой технологии.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки. Учиться делиться впечатлениями о прослушанной музыке.
- Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, настроении, средствах музыкальной выразительности, жанрах произведений, поиск необходимой информации для выполнения заданий на уроке. Умение сопоставлять настроение произведений разных видов искусства: музыки, живописи, литературы.
- Предметные: Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа, представление о творчестве композитора М.П. Мусоргского. Развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песни. Наличие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: Словесный (беседа), наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование:флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Мусоргский «Картинки с выставки» Фрагменты; "Настоящий друг"Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
Конспект | |||||
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
1. | Орг. Момент. | Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу) К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). | - Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Меня зовут: Екатерина Равилевна, и сегодняшний урок музыки у вас буду вести я. - Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорит «ДА», не согласен - говорит «НЕТ». Итак, начнём… - 1.Музыка- это наука? -2.Музыка- это искусство? - 3.Картины пишет писатель? -4.Рассказы, поэмы, повести - это творения художника? 5.Картины пишет художник? - 6.Музыку пишет композитор? - Молодцы! Давайте проверим наши знания (работа по проверке с презентацией). - А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?». - Наши мнения разделились. А для того, чтобы найти правильный ответ, мы с вами побудем композиторами. | Дети заходят в класс и здороваются с учителем. - нет. -да -нет -нет -да -да Проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, подводится итог, доказывают свои различные мнения. | 5 |
2. | Организация слушательской деятельности. | Р(принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя) П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); | - Ребята перед вами портрет русского композитора - . Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Прогуливаясь по выставке его внимание, привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - Ребята, а назвал он эти произведения, написанные по картинам Гартмана «Картинки с выставки»… «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес: 1. Прогулка; 2. Лиможский рынок; 3. Два еврея – богатый и бедный; 4. Избушка на курьих ножках; 5. Балет невылупившихся птенцов; 6. Богатырские ворота; 7. Гном; 8. Катакомбы; 9. Тюильрийский сад; 10. Быдло. - Сегодня мы остановимся на трех из них. - «Балет невылупившихся птенцов» - В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. (Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов») - Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? - Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент «Избушка на курьих ножках». - - Догадались как зовут хозяйку? - Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? - Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи? -Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана? - Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота») - Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой? - «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. | - Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п. Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил | 20 |
Предварительный просмотр:
Класс: 1 «Б» |
Тема урока: « Музыка в цирке»
Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов, их выразительными и изобразительными возможностями с помощью здоровьесберегающей технологии.
Планируемые результаты:
- Личностные:Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
- Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Предметные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации через произведение И.С. Бах «сюита для лютни» соль минор.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: Словесный (беседа), наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод музыкальных обобщений, наглядный, муз.обобщения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Бабка ёжка, Мультфильм «Ну погоди в цирке», «Выходной марш» И.Дунаевский, И.О.Дунаевский «Галоп», «Клоуны» Д. Кабалевский.
Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
Конспект | |||||
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
1. | Орг. Момент. | Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу) К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). | - Внимание, дорогие ребята, уважаемые зрители! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в удивительном, увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю? - Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке? Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались? - Правильно. Может у вас получится сказать тему урока. Запишите её. - Заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц». Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна. - Мультфильм «Ну погоди в цирке» без музыки. - кажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки? Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем. | Дети заходят в класс и здороваются с учителем. - О цирке - Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке». | 10 |
2. | Организация слушательской деятельности. | Р(принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя) П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); | - Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену. - слушание «Выходной марш» И.Дунаевского - Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили? - как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была? - Встанем и представим себя в роли артистов цирка и как мы под музыку выходим на арену. - Повторное слушание с маршерованием - Наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку. - Слушание И.О.Дунаевский «Галоп» - Кто самый догадливый? Музыку, какого номера мы с вами услышали? - Как вы догадались? Какими средствами композитор передал цокот копыт лошади? - Да, быстрый бег лошади называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Исаак Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади. - повторное слушание с имитацией цокота - Вторым номером на арене цирка – встречайте! - слушание «Клоуны» Д. Кабалевского - Как вы думаете, что за артисты появились на арене? - Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками. - Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему? | клоунов, зверей, жонглеров, фокусников ,воздушные гимнасты, всадники на лошадях торжественная, маршевая - лошадь, всадник - Быстро, радостно, стремительно, живо - клоуны сложно, быстрый темп | 15 |