ПК 4. 1.
методическая разработка
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
3 КЛАСС, УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | да |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | нет |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | да |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | нет |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы: рабочая программа по предмету «Литературное чтение» ( 3 класс, УМК «Школа России), приблизительно на 70% соответствует тем критериям, которые обозначены в данной таблице. Титульный лист содержит всю необходимую для нее информацию, в пояснительной записке также есть полная информация. Подробно описана общая характеристика учебного предмета - структура и ее содержание. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета также расписаны в полной мере. Есть все результаты освоения учебного предмета. Содержание учебного предмета содержит в себе необходимую и ясную информацию.
Наблюдаются кое-какие недочеты. К примеру, если четко сформулированы и расписаны цели, то задачи, в свою очередь, упомянуты не в столь развернутом виде, очень кратко. В пояснительной записке отсутствует наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана рабочая программа учебного предмета. Отсутствует описание видов занятий, технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов, также нет характеристики всех видов контроля.
В целом, рабочая программа соответствует поставленным критериям, основные пункты и разделы в рабочей программе имеются и они подробно расписаны. Считаю, что данная рабочая программа вполне пригодна для ее использования уже в самой практической деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Бажикаевская средняя общеобразовательная школа»
456895, Челябинская область, Аргаяшский р-н, д. Бажикаева, ул. Школьная, 9 «а»,
тел. +7(351)3199342, e-mail 006shcol@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Литературное чтение» 3 класс
на 4 четверть 2020-2021 учебного года
Челябинск, 2021
Дата | Тема и тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
31.03.2021 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | Знать название произведения «Он живой и светится», его основное содержание и автора - В.Ю.Драгунского. | П: осмысление читаемого текста. П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных). К: взаимодействие с партнером. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Читать и воспринимать на слух произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
01.04.2021 | «Земля - наш дом родной» | Знать названия произведений «Моя Родина», «Листопадничек», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку», «Мышонок Пик», «Про обезьянку» «Наша Жучка», «Капалуха», их основное содержание и авторов из раздела «Люби живое» (В.Ю.Драгунский, В.Бианки, И.Соколов-Микитов, М.Пришвин). | П:построение рассуждения; осуществление синтеза. П: построение речевого высказывания. К: взаимодействие с партнером, в группе. | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Оценивать события, героев произведения; Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Фронтальная, групповая, взаимопроверка, индивидуальная |
02.04.2021 | С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над лесистой поляной...» УОНЗ | Знать название стихотворений «Гроза днем», «В лесу над лесистой поляной...» и их основную мысль и содержание, автора - С.Я.Маршака. | П: осмысление читаемых стихотворений. П: анализ объектов с целью выделения признаков; | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. | Фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка. |
05.04.2021 | А.Л.Барто «Разлука», «В театре». УОНЗ | Знать название стихотворений «Разлука», «В театре» их основную мысль и содержание, автора - А.Л.Барто. | П: осмысление читаемых стихотворений. П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных). К: взаимодействие с партнером, в группе. | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, групповая, взаимопроверка. |
07.04.2021 | С.В.Михалков «Если». УОНЗ | Знать название стихотворения «Если», его основную мысль и содержание, автора - С.В.Михалкова. | П: осмысление читаемых стихотворений. П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных). К: взаимодействие с партнером, в группе. | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, взаимопроверка, индивидуальная. |
08.04.2021 | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». УОНЗ | Знать названия стихотворений «Кукушка», «Котенок», их основную мысль и содержание, автора - Е.А.Благинину. | П: осмысление читаемых стихотворений. П: анализ объектов с целью выделения признаков; | Осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности. Заучивать стихи наизусть. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
09.04.2021 | Проект «Праздник поэзии». | Знать названия стихотворений, их основную мысль и содержание раздела «Поэтическая тетрадь №2» и их авторов. | П: анализ объектов с целью выделения признаков; | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Оценивать свои достижения | Фронтальная, групповая, парная. |
12.04.2021 | Б.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | Знать название произведения «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», его основное содержание и автора - Б.Шергина | П: осмысление читаемого текста. П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных). | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; Планировать работу с произведением на уроке. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. |
14.04.2021 | А.П.Платонов «Цветок на Земле» | Знать название произведения «Цветок на Земле», его основное содержание и автора - А.П.Платонова. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
15.04.2021 | А.П.Платонов «Цветок на Земле» | Знать название произведения «Цветок на Земле», его основное содержание и автора - А.П.Платонова. | П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных). | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Определять отношение автора к событиям и героям. Проверять себя и работу своего товарища. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
16.04.2021 | А.П.Платонов «Еще мама» | Знать название произведения «Еще мама», его основное содержание и автора - А.П.Платонова. | П: осмысление читаемого текста | Объяснять смысл, название темы; Планировать работу с произведением на уроке. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная,взаимопроверка. |
19.04.2021 | А.П.Платонов «Еще мама» | Знать название произведения «Еще мама», его основное содержание и автора - А.П.Платонова. | П: осмысление читаемого текста | Объяснять смысл, название темы; Планировать работу с произведением на уроке. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, групповая. |
21.04.2021 | М.М.Зощенко «Золотые слова» УОНЗ | Знать название произведения «Золотые слова», его основное содержание и автора - М.М.Зощенко. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание.Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, групповая, парная. |
21.04.2020 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» | Знать название произведения «Великие путешественники», его основное содержание и автора - М.М.Зощенко. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. |
22.04.2021 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» | Знать название произведения «Великие путешественники», его основное содержание и автора - М.М.Зощенко. | П: осмысление читаемого текста | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и работу своего товарища. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, взаимопроверка, индивидуальная. |
23.04.2021 | Н.Н.Носов «Федина задача» | Знать название произведения «Федина задача», его основное содержание и автора - Н.Н.Носова. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. |
26.04.2021 | Н.Н.Носов «Телефон» | Знать название произведения «Телефон», его основное содержание и автора - Н.Н.Носова. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
28.04.2021 | В.Ю.Драгунский «Друг детства» | Знать название произведения «Друг детства», его основное содержание и автора - В.Ю.Драгунского. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, групповая. |
29.04.2021 | «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | Знать произведения, их основное содержание и авторов из раздела «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. |
30.04.2021 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Знать название произведения «Отметки Риммы Лебедевой», его основное содержание и автора - Л.Кассиля. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
03.05.2021 | Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | Знать название произведений «Проговорился», «Воспитатели», их основное содержание и автора - Ю.Ермолаева. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание.\ Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Фронтальная, парная, групповая. |
05.05.2021 | Г.Остер «Вредные советы» | Знать название произведения «Вредные советы», его основную мысль и содержание, автора - Г.Остера. | П: осмысление читаемого стихотворения. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, |
06.05.2021 | Г.Остер «Как получаются легенды» | Знать название произведения «Как получаются легенды», его основное содержание и автора - Г.Остера. | П: осмысление читаемого текста | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, групповая, парная. |
07.05.2021 | Р.Сеф «Веселые стихи» | Знать название стихотворения «Веселые стихи», его основную мысль и содержание, автора - Р. Сефа. | П: осмысление читаемого стихотворения. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия стихотворения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, групповая. |
07.04.2021 | «По страницам детских журналов» | Знать произведения, их основную мысль и содержание из раздела «По страницам детских журналов», их авторов. | П:анализ объектов с целью выделения признаков; | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Фронтальная, групповая, самопроверка. |
10.05.2021 | Мифы Древней Греции | Знать мифы Древней Греции, их основное содержание. | П: осмысление читаемого текста. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Определять отношение автора к событиям и героям. Проверять себя и работу своего товарища,оценивать свои достижения | Фронтальная, парная, взимопроверка. |
12.05.2021 | Мифы Древней Греции | Знать мифы Древней Греции, их основное содержание. | П: осмысление читаемого текста. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
13.05.2021 | Тест по теме «Зарубежная литература» | Знать произведения, их основные мысли, содержание из раздела «Зарубежная литература». | П:анализ объектов с целью выделения признаков; | Планировать работу с произведением на уроке. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. |
14.05.2021 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Знать название произведения «Гадкий утенок», его основное содержание и автора - Г.Х.Андерсена. | П: осмысление читаемого текста. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальная, групповая, парная. |
17.05.2021 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Знать название произведения «Гадкий утенок», его основное содержание и автора - Г.Х.Андерсена. | П: осмысление читаемого текста. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Определять отношение автора к событиям и героям. Проверять себя и работу своего товарища, оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, взаимопроверка. |
19.05.2021 | Игра-конкурс по разделу «Зарубежная литература» УОМН | Знать все произведения, их основное содержание и авторов по разделу «Зарубежная литература». | П: осуществление синтеза. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Обсуждать прочитанные произведения. Понимать особенности произведений. Определять отношение автора к событиям и героям. Оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, групповая. |
20.05.2021 | Итоговая контрольная работа | Знать все произведения, их основное содержание и авторов по всем разделам. | П: осуществление синтеза. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.. Отвечать письменно на вопросы по содержанию произведений. Оценивать свои достижения. | Индивидуальная |
21.05.2021 | Обобщающий урок за курс 3 класса | Знать все произведения, их основное содержание и авторов по всем разделам. | П: осуществление синтеза. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности пройденных произведений. Проверять себя и работу своего товарища,оценивать свои достижения. | Фронтальная, парная, |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УМК «Школа России» ‒ это: - огромный потенциал для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания личности гражданина России ; - реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;
комплект для 1-4 классов Научный Учебно-методический общеобразовательных руководитель комплекта учреждений. ‒ Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года реализации и является стандарта надѐжным второго инструментом поколения. УМК «Школа России»
Российская школа должна стать школой духовно- нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа ‒ это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Главная концептуальная идея программы «Школа России»
л ичностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребѐнка. г ражданско-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребѐнка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. г лобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. э коадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»
проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Технологии , реализуемые в УМК «Школа России»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК « Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого , то в роли обучающего , то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития 1) формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;
2) развитие умственных способностей , творческого мышления ; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности ; 3) воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; 4 ) воспитание физической культуры младшего школьника ;
5 ) формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса ; 6) социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей .
Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из образовательных областей филология математика и информатика искусство естествознание и обществознание музыкальное образование
1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка. Основные принципы концепции УМК « Перспективная начальная школа»
2. Принципы прочности и наглядности. Через рассмотрение частного к пониманию общего, от общего, т.е . от постигнутой закономерности, к частному, т.е . к способу решения конкретной учебной задачи . 3. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей ‒ формирование у обучающихся привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня и др.
Комплектность предусматривает единство установки формирования общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации, умение делового общения . Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Типические свойства методической системы
Инструментальность ‒ создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации. Интерактивность ‒ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
максимальное размещение методического аппарата , включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника ; использование единой системы условных обозначений во всем УМК ; Отличительные особенности УМК «ПНШ»
систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками ; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.
Основные методические особенности УМК «ПНШ» УМК по каждому учебному предмету включает в себя: учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».
Обложки учебников по математике для 1 класса (в 2 частях), Чекин А.Л. Учебники
Хрестоматии, тетради для самостоятельных работ по учебным предметам Обложки: 1. Литературное чтение. Хрестоматия. 1 класс ( Чуракова Н.А.); 2. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс ( Гольфман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1 класс ( Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г.).
Методические пособия Обложки: 1. Математика. Методическое пособие. 1 класс (Чекин А.Л.); 2. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс ( Чуракова Н.А., Гольман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Методическое пособие. 1 класс (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель УМК «Перспектива» Всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное , эстетическое ), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основные принципы УМК гуманистический; коммуникативный; принцип историзма; принцип творческой активности. Таким образом, система обучения обеспечивает базу для самостоятельной деятельности учащегося: формирует стремление к познанию и саморазвитию.
Содержание УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учётом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину .
Идеалогическая основа УМК «ПНШ» «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России » .
Особенности УМК «Перспектива»: Главная особенность — акцент на развитие познавательной способности как таковой —навыков поиска, отбора, анализа информации. Авторы называют эти навыки «умением учиться» и выделяют их как основную образовательную компетенцию. Образовательный процесс в этом УМК организован так, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес, прививать любовь к узнаванию нового, желание расширять свои знания в соответствии с собственными интересами.
информационно-образовательная среда, обеспечивающая включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность; коммуникативно-познавательная основа как условие для достижения образовательных результатов ФГОС НОО. Особенности УМК «Перспектива»:
Основы системы учебников Методологической основой комплекса является системно- деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить двусторонний процесс обучения: обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон ), синтезирующая на основе методологического системно - деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.
Освоение понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: м отивация и постановка учебной задачи решение уч. з., осмысление необходимого способа действия последующее осознанное использование приобретённых знаний, умение контролировать выполняемые действия и их результаты
Содержание учебников и пособий Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования определяют содержание учебного материала.
Информационно-образовательная среда УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Учебно-методический комплекс Для ученика: вспомогательные ресурсы по предметам Для учителей и родителей: дополнительные ресурсы Методическая поддержка через Интернет-сайт Консультативная поддержка родителей и учителей через Интернет-сайт Дистанционные КПК Очные КПК Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь Методическое пособие для учителя Программа « Мир деятельности » Технологические карты для учителя Тетрадь для развития речи Тетрадь для отработки навыков чтения Информатика и математика Тетрадь по ОБЖ Творческая тетрадь по литературному чтению CD , DVD Самостоятельные и контрольные работы Атлас-определитель Великан на поляне
УМК «Школа России» состоит из следующих предметных линий учебников: Русский язык : Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. Литературное чтение: Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Математика : Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Информатика : Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Окружающий мир: Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Изобразительное искусство: Авторы : Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Технология: Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
Особенности учебников УМК «П Е Р С П Е К Т И В А»
Русский язык Внешний вид учебника довольно лаконичный . В учебнике в небольшом объеме присутствуют иллюстрации к заданиям . Начало содержания учебника представлено условными обозначениями , которые обеспечивают направление деятельности учителя и учащихся . Содержание учебника поделено на разделы , в каждый из которых включен перечень микротем по изучаемому разделу . Каждая тема представлена теоретическим материалом , заданиями на усвоение и отработку темы .
В некоторых темах мы можем встретить окошки « Твой словарик », целью которых является обогащение словарного запаса учащихся . Еще одной особенность учебника являются « Узелки на память », где отражены ключевые моменты темы . Также в темах встречаются памятки « Шаги к учению » - алгоритмы действий , обеспечивающие последовательность и грамотность выполнения детьми заданий .
В учебнике имеются рубрики : « Творческая переменка » - задания творческой направленности ; « Словесное творчество » - анализ роли и значений слов . В конце каждого раздела учитель может оценить уровень накопленных знания детей с помощью странички « Проверь себя » с заданиями . Помимо основного содержания в учебнике присутствует дополнительный : « Наши проекты » - раздел , направленный на развитие исследовательской деятельности детей . В нем представлены рекомендации по созданию проектов и небольшой перечень возможных тем . « Памятки » - своеобразные алгоритмы действий в выполнении различных языковых операций , выстраивающие логическую цепочку действий учащегося .
« Словарики »: Орфографический словарик « Пиши правильно », Орфоэпический словарик « Говори правильно », Толковый словарик – обогащение словарного запаса учащихся , формирование грамотной передачи словесной и письменной информации . На протяжении всего курса детей сопровождают герои ( Аня , Ваня , Профессор ). Профессор открывает для детей новые знания , а Аня и Ваня ведут с ним диалоги и дополняют рассказ Профессора . Также в учебнике встречаются разные точки зрения Ани и Вани , что дает учащимся возможность взглянуть на проблему по-разному , происходит формирование собственной точки зрения .
Математика Внешний вид яркий , цвета контрастные ( белый , оранжевый ). В учебнике имеются разделы , поделенные на подтемы , это указано в содержании . Имеются условные обозначения , которые расшифровываются в начале учебника , такие как " начало урока ", " объяснение нового материала ", " вставь вместо ...", " сравни " и т.д . Так же много таблиц и схем . Присутствуют также " практические работы " и " приложение " с дополнительными материалами . Принцип наглядности : в учебнике много ярких и чётких иллюстраций , помогающих в выполнении заданий . Рассмотрев учебник можно понять , что тот соответствует логико-психологическим требованиям . Объем параграфов от 2 до 9 страниц .
Литературное чтение Обложка средняя по твердости . Учебник выполнен в белом цвете с цветными буквами и вставками , что выделяет название предмета и класс . В целом выглядит всё умеренно , читаемо и не броско , что не заставляет напрягать излишне глаза . На лицевой стороне шрифт достаточно крупный и розовый , что на белом фоне создает контраст и легко читается . Так же есть символ литературного чтения – книги . Открывая учебник на 3 странице можно увидеть главных персонажей , которую будут сопровождать на протяжении всего курса , что вовлекает детей в учебную деятельность . Безусловно , познавательный интерес учащихся повышается с приветственного и мотивирующего письма , в котором говорится , чему они будут учиться и какие способности развивать в себе .
Дальше идут условные обозначения , достаточно понятные и простые для ребенка , даже без пояснения этих обозначений , по картинкам , ясно о чем идет речь . Условные обозначения : читаем сами ; читаем со взрослыми ; работаем в паре или группе ; учимся устно рассказывать ; работаем со словариком .
Перелистывая дальше мы видим начало раздела . На обозначение начала раздела выделена целая страница . На данной странице мы снова встречаемся с главными героями : Аня , Ваня , Профессор Самоваров . Они актуализируют знания детей , тем самым повышая интерес для изучения раздела . Можно отметить , что помимо названия раздела и мотивирования учащихся , выделяются ключевые слова данного раздела . Можно отметить , что каждый раздел по краям страницы обозначается своим цветом . Поэтому даже , при закрытом учебники , посмотрев на ребро учебника , можно выделить каждый раздел . Это присутствует в каждом учебнике , по каждому предмету данной программы . В конце раздела дети закрепляют свои знания . Там размещены вопросы по всему разделу , данная страница называется « Секреты страны Литературии ».
Также хотелось обратить внимание на выделение правил , мыслей , высказываний . Они выделяются небольшой рамкой и представлено это Профессором Самоваровым , который рассказывает об этом . После каждой темы есть задания и вопросы . Различные цитаты и пословицы , которые сопутствуют теме выделены , в отдельную рамочку , что отделяет их от остального текста . Новые , неизвестные понятия выделены жирным шрифтом и сразу же идет пояснение данных слов . Так же присутствуют слова выделенные розовой рамочкой , что означает работа со словарикам . Тут нужно детям проявить самостоятельность и найти пояснение неизвестного слова в словарике , который расположен в конце учебника . Словарь в конце учебника выполнен в удобной форме , т.к . указывается страница , на которой находится то или иное словарное слово . Шрифт текста соответствует нормам . Темы и различные подразделы выделены другим цветом . Сам учебник выдержан в цветовой гамме . Картинки и изображения уместны и понятны . По количеству преобладают фотографии и картины , рисунки почти отсутствуют за исключением главных героев .
Вывод Проанализировав УМК “ Перспектива ” можно сделать вывод о том , что в данной программе применяется деятельностный подход : проблемные ситуации создаются на основе диалога главных героев . Например , в учебнике « Русский язык » есть герои Иван Иванович и дети Аня и Ваня . Классу предлагается некая информация . Дети обсуждают её , каждый по-своему , затем предлагают ученикам обсудить эту проблему , опираясь на уже полученные знания и умения , также можно определить каких знаний не хватает .