Математика без зубрежки или как научить ребенка думать головой.
статья
Математика — непростой, но очень важный предмет школьной программы. Как научить ребенка любить и понимать математику?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика без зубрежки или как научить ребенка думать головой. | 378.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика без зубрежки или как научить ребенка думать головой.
Математика — непростой, но очень важный предмет школьной программы.Общественные стереотипы делят людей на технарей и гуманитариев. Принято считать, что первые воспринимают информацию через цифры и алгоритмы, у них лучше развито логическое мышление, а вторые — познают мир при помощи чувств и образов, умеют творить и генерировать идеи.
Впервые такое разделение происходит в школе. Если трудно с точными науками — ты гуманитарий, сколько ни старайся, всё равно ничего с математикой не выйдет. Раньше считалось, что человек с рождения имеет талант в определённой области, а изменить это можно, только если усиленно развивать другое направление с раннего детства.
В современном мире нет разделения на гуманитариев и технарей. Человек может заниматься чем хочет, а не ориентироваться на «врождённые» способности. Успех в том или ином предмете во многом зависит от харизмы и манеры преподавания педагога. Сплошная зубрёжка способна отбить интерес к изучению математики у школьника, даже если у ребёнка есть предрасположенность.
В современном мире ценятся универсальные специалисты, которые умеют работать с цифрами, алгоритмами и текстами, применяют творческий подход, опираются на разнообразные умения и навыки. Например, хороший программист знает иностранные языки, а геймдизайнер должен уметь отредактировать сценарий игры и творчески проработать персонажей.
О том, как научить детей любить математику и избавить их от зазубривания формул и таблицы умножения, мы узнаем из опыта создателя новой методики – профессора Милана Гейны из Карлова университета, и учительницы математики Йиткаи Михновы".
Математика один из самых интересных и увлекательных школьных предметов. Если ее по-умному преподавать. Не стращать детей плохими отметками, не требовать от них заучивать новые и новые формулы, а давать им возможность работать головой...
Дети испытывают сильную радость, когда они творят. Такую же радость ребенок испытывает, когда делает первый шаг, говорит первое слово. Вокруг все радуются, ребенок это чувствует, и радость заставляет его развиваться. Мы бы хотели, чтобы эта радость не исчезала. Как говорил советский педагог Матюшкин, в школу приходят дети восторженные и любопытные, и каждый день 5-летний ребенок задает родителям по 400 вопросов – это уже Чуковский писал. Но как только ребенок приходит в школу, его любопытство быстро исчезает.
Психолог Эдита Грущик-Кольчинска подвердила это статистически. Она создала очень точную методику оценки интеллектуальной творческой деятельности ребенка в математике. Она выяснила, что в школу приходит более 50% детей с творческими задатками, а уже через полгода их число снижается до 10%. Потому что вместо решения задачи ребенок обдумывает, как ему угодить учительнице. Какой ответ хочет услышать пани учительница? За что меня похвалят? Уж наверняка не за то, что я выскажу какую-то необычную идею. Похвалы раздаются за то, что я скажу именно то, что ждет учительница».
Профессор Милан Гейны рассказал
«Еще когда мой отец был жив и пришел посмотреть на мой урок в пятом классе, произошел вот какой случай: мне показалось, что девочка у доски ничего не знает, и я отправил ее на место. Потом папа меня спросил, почему я это сделал. «Но ты же видел, что она ничего не знает». «Нет, я видел лишь то, что ты ее не понимаешь. Но вдруг кто-то из детей ее понимал». Сначала мне не верилось, что это может быть правдой. Но когда я при ближайшей возможности это проверил, оказалось, что часть детей действительно понимала кажущегося «незнайку». Дети общаются между собой на немного другом языке"
"Сколько у вас дома ковров и дверей, - спрашивают первоклашек на первых уроках необычной математики. Дети вспоминают и ставят галочки – одна дверь, две двери… Постепенно для них моделируются все более сложные в математическом отношении ситуации. Ситуация «Автобус»: в классе обозначают несколько остановок, пластиковые бутылки – это пассажиры, короб – автобус, который следует от остановки к остановке. На каждой остановке дежурит по ребенку – они впускают и выпускают пассажиров. Сколько бутылок в коробе, класс не видит, но ему надо вычислить, сколько пассажиров доехало до конечной».
«Традиционная методика обучения математике основана на разделении материала на блоки. Наша методика вводит ребенка в новые пространства, где он приобретает новый опыт. Например, ребенок получает деревянные палочки и из них складывает фигуры по заданию учителя. Складывает, скажем, квадрат. Из трех палочек он не выходит, а из четырех уже да. А когда в четвертом классе мы просим ребенка высчитать периметр квадрата, ему не надо вспоминать формулу расчета периметра: он вспоминает четыре палочки и говорит – это же эти четыре стороны. То есть никто ему не говорит: периметр – это то-то и то-то. Ребенок ищет решение в своей голове».
Принято думать, что ребенок знает лишь то, чему его научили. Профессор Гейны считает, что это ошибочный подход. Ребенок знает то, с чем он столкнулся на практике.
«Поэтому главное в моей методике , -утверждает профессор Гейны - Не учебный материал, который требуется освоить, а методы обучения, основанные на двух принципах. Перво-наперво, это вера в ребенка. Учитель должен верить в то, что его дети очень умные. А они умные. Во-вторых, это принцип активности ребенка. Учитель вступает в процесс обучения минимально – он дает задание, дети его решают и обсуждают. Учитель лишь организует их дискуссию. Слабым ученикам даются задания полегче, сильным – потруднее, чтобы ребенок на протяжении всего урока работал».
Традиционная методика обучения ведет к тому, что слабые дети испытывают фрустрацию, не успевая усваивать правила и формулы, а сильные на уроках скучают.
Фрустрация - это гнетущее чувство из-за того, что человеку не удается получить желаемое. В психологии так называют состояние, вызванное невозможность удовлетворить некую потребность, исполнить желание.
Синонимы к слову фрустрация: неудовлетворенность, разочарование, крушение надежд, безысходность, замешательство.
«От детей ожидается воспроизведение и имитация – они должны воспроизводить то, что сказал учитель, и имитировать тот алгоритм расчетов, который ему показали. А творческая часть, творческая деятельность, которая в нашем обществе все больше востребована, к сожалению, при этом подавляется. Люди, которые могут быстро считать, делить, умножать, никому не нужны – я лучше куплю калькулятор, зачем мне нужен для этого работник? Нужны люди, способные анализировать ситуацию, открывать новое, выдвигать новые гипотезы и проверять их, общаться. И именно этому мы хотим научить детей на уроках математики». – говорит профессор.
Гейны задали вопрос:
- Неужели и таблицу умножения детям необязательно учить?
«Вы никогда не заучивали наизусть, сколько у вас дома ковров или светильников, но вы знаете это. Так и ребенок не учит наизусть таблицу умножения, но использует ее. Умножение не главное, оно вспомогательное, главное же – мышление.
«Для учителя, работающего по традиционной модели, которую он пережил и в качестве ученика, и имеющего стаж 10-15 лет – это очень сложно. Он привык к тому, что он излагает материал, а ученик в его глазах - потребитель материала, как говорил советский педагог Матюшкин, интеллектуальный иждивенец, живущий на том, что ему дает учитель».
Учитель на занятиях по методике Гейного хвалит каждого ребенка, который обосновывает свой вариант решения задачи. И при этом молчит как партизан, когда дети спрашивают: «А как правильно?».
«Учительница всех хвалит, потому что все дети аргументируют свои результаты, никто из них не списывает. И это начинается с самого первого урока: если учительница скажет, что один ученик прав, а второй нет, то творческий порыв у второго погибнет в зачатке. В наших глазах прав каждый ребенок, который может объяснить свое решение».
Для формирования интереса к математике надо рассказать ребёнку, чем ему будут полезны эти предметы в жизни и как их можно применять на практике.
Например:
- Регулярное решение уравнений и задач тренирует мозг, улучшает память, развивает внимательность и расширяет кругозор.
- Математика в любой момент может понадобиться в повседневной жизни, например, узнать, на сколько дней хватит карманных денег.
- Расчёты есть во многих науках, например, химии, физике, географии. Даже гуманитарные предметы — языки и литература — опираются на математические и логические законы.
Чтобы ребенок полюбил математику, надо сделать занятия интересными. Вот несколько советов, которые помогут весело и с пользой провести время, изучая точные науки, и полюбить математику.
Несколько советов полюбить математику.
Пусть ребенок собирает конструктор
В настоящее время прилавки детских магазинов пестрят великим многообразием конструкторов. Конечно, одним из самых популярных является знаменитый LEGO, но есть и другие пластиковые, металлические и даже деревянные варианты, нисколько не уступающие лидеру. Занятия с конструктором пробуждают в ребенке самый искренний интерес к простейшей математике, а также к геометрии и физике, ведь при сооружении объемных конструкций нельзя обойтись без счета, логического и абстрактного мышления.
Пусть ребенок занимается оригами
Оригами – это еще одно крайне полезное хобби, прекрасно развивающее у детей математические способности и вызывающие интерес к данному предмету. Так, занимаясь оригами, ребенок будет считать количество деталей и сгибов, делить углы на одинаковые части, пользоваться транспортиром, применять абстрактно-образное мышление. Кто-то из математиков даже однажды сказал, что именно с оригами началась его любовь к геометрии. Вроде бы простое занятие, а сколько пользы!
Пусть ребенок играет в настольные игры
Речь идет о традиционных шахматах и шашках, китайском Го (кстати, Го относится к пяти базовым дисциплинам Всемирных интеллектуальных игр), а также играх типа «Миллионер», «Монополия» и т.п. Эти игры развивают интеллект и аналитическое мышление, тренируют навыки вычисления, ведения точных подсчетов и продумывания дальнейших шагов. Поэтому вместо просмотра телевизора по вечерам намного полезнее и увлекательнее играть в такие игры.
Пусть ребенок выполняет задачи, не связанные с точными подсчетами
Научитесь занимать мозги своего чада какими-то интересными заданиями, тренирующими смекалку и сообразительность, активизирующие творческий потенциал. Можно, к примеру, задавать вопросы типа: «Скажи, за сколько времени можно наполнить водой эту яму?», «Как думаешь, сколько птиц в этой стае?», «Как быстро мы сможем дойти до книжного магазина?» и т.д. Любые подобные вопросы и задачи будут пробуждать в вашем ребенке любопытство к математике и тренировать мышление, в том числе и математическое.
Пусть ребенок решает математические задачи во время выполнения обычных дел
Вы заказали пиццу? Отлично! Попросите ребенка сказать вам, сколько кусков получится, если разрезать пиццу пополам пять раз. У вас дома котенок? Прекрасно! Спросите свое чадо, сколько нужно пачек еды на три дня, если в день котенок съедает по 1,5 пачки? Стряпаете булочки? Еще лучше! Для семьи из трех человек вы стряпаете девять булочек. Узнайте у малыша, сколько нужно постряпать булочек дополнительно, если в гости приедут бабушка и дедушка. Проявляйте фантазию, и интерес к математике будет формироваться у юного Архимеда, даже когда он не подозревает об этом.
Читайте книги.
Парадоксально, но литература способна повысить интерес к математике и вдохновить на собственные исследования. Младшим школьникам и подросткам подойдут художественные рассказы о математике и необычные сборники и задачники.
Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учите ребенка думать позитивно
Дети воспринимают мир позитивно. Не столько от нехватки опыта, сколько от абсолютного доверия миру. Для них сложно, а порой совершенно невозможно представить себе последствия неприятностей и катастроф...
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
Учите ребенка думать позитивно
Дети воспринимают мир позитивно. Не столько от нехватки опыта, сколько от абсолютного доверия миру. Для них сложно, а порой совершенно невозможно представить себе последствия неприятностей и катастроф...
Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"
Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...
Как научить ребёнка думать
Статья о том, как научить ребенка думать, размышлять, анализировать. Как начинать формирование у ребенка кругозора и эмоционального интеллекта.Каждый ребенок по природе своей любознателен, любопытен и...
Научить ребенка думать критически
Как научить ребенка думать критически...