Интернет в системе средств социализации подростков.
статья
Киберсоциолизация - процесс качественных изменений структуры личности, который происходит в ходе социализации человека в компьютерной среде. В статье рассматриваются позитивное и негативное влияние интернета на социализацию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_kl.ruk_.pozitivnoe_vliyanie_kibersotsializatsii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа-интернат № 67
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Доклад на МО классных руководителей
Тема: «ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ»
Подготовила:
учитель начальных классов: Турцева Т. В.
Декабрь 2020 год
ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Термин Киберсоциализация предложен в 2005 г. членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым.
Именно так он называет процесс качественных изменений структуры личности, который происходит в ходе социализации человека в компьютерной среде, то есть в ходе использования им ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», с которыми человек сталкивается используя глобальную сеть Интернет (в переписке посредством электронной почты, на различных форумах, в блогах, чатах, Интернет-пейджерах, телеконференциях, многочисленных onlіne-играх и т.п.
Компьютерные игры разные по содержанию. Имеют возможность разнообразно влиять на формирование личности младших школьников, чем, в свою очередь, может отразиться на процессе: обучения, успеваемости и социализации.
Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. В последнее десятилетие наблюдается интенсивное развитие информационно – коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет – технологий. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, как современный источник информации.
Интернет – это объединение компьютерных сетей, образующее глобальное информационное пространство. Важнейшим компонентом этого пространства служат информационные технологии. Непосредственная связь между развитием информационных технологий и ростом возможностей человеческого интеллекта является очевидной. Такие изобретения как письменность, книгопечатание, телеграф, телефон, радио, кинематограф, телевидение, компьютеры и, наконец, Интернет можно рассматривать в качестве этапов отсчёта человеческой истории.
Интернет является не только средством массовой коммуникации, но и в определенном роде социальным пространством. Социализация в Интернете включает в себя несколько основных составляющих:
− тематическую среду, в которую пользователь хочет влиться;
− социальную роль, которую пользователь будет выполнять;
− социальные функции пребывания пользователя в Интернете;
− социальные конфликты, которые являются естественными для всех типов общества и в которые каждый пользователь, так или иначе, втянут.
Интернет с каждым годом все больше становится личным средством коммуникации. Миллионы людей пользуются Интернетом для распространения своих цифровых творений в форме блогов, видео, фотографий, песен, для обмена личными сообщениями. Интерактивность интернета как средства коммуникации превратила его в виртуальное пространство для общения. Недавно созданные социальные сети, чаты, блоги, форумы, интернет–мессенджеры, увеличивают многообразие способов взаимодействия с другими людьми в виртуальном мире, и их интеграция в жизнь «реальную», трансформирует социальную реальность.
Несмотря на то, что Интернет, всемирная Сеть, она, несомненно, во многом полезна и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащийся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. На сегодняшний день упоминание термина «Интернет» может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий.
Интернет предлагает подростку массу возможностей, которые позволяют со временем расширить общение с друзьями не в реальности, а в виртуальном мире. Многообразие сообществ в Сети позволяет подростку легко найти себе референтную группу. Среди самых популярных сайтов лидируют социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», портал «mail.ru».
Рассмотрим позитивное и негативное влияние интернета на социализацию подростков, которое представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Позитивное влияние | Негативное влияние |
- наиболее легко входит в контакт с виртуальными собеседниками, получает одобрение со стороны Интернет-сообщества; - испытывая трудности в общении в реальной жизни, подросток, используя средства обмена сообщениями в Интернете (социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры); - значительное увеличение количества сообществ, посвященных здоровому образу жизни, правильному питанию и развитию своих интеллектуальных способностей - своеобразный банк мультимедийных данных: в Сети можно обнаружить любые аудио, видео или графические работы, оказывающие информационную помощь подросткам для подготовки к урокам, внеурочной деятельности; - многообразие online-игр, дистанционных олимпиад, конкурсов помогающих развивать свои интеллектуальные возможности, быстроту реакции, логику, нестандартное мышление. | - прячась за виртуальной маской «ником», придумывая себе идеальный образ, теряя индивидуальность, (свое «Я»), подросток испытывает трудность общения в реальном мире, становится замкнутым, что ведет к «интернет-зависимости»; - Широкая доступность фотографий, видео, данных о пользователе в социальных сетях, является благоприятной почвой для мошенничества, обмана и использования информации на сайтах порочащих личность пользователя; - бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе серьезные потенциальные опасности для подростка; - В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и прочие; - угрозы широкомасштабного, не знающего границ, распространения девиантных сообществ; |
Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод что, Интернет, как наиболее активно развивающийся современный сектор, представляет собой специфическое средство социализации и имеет уникальный социально-педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями как: доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения. А также может активно влиять как на позитивные, так и негативные процессы в социализации подростков.
Таким образом, интернет пространство, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов, с другой стороны, к сожалению, она может привести к «зависимости», способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам. Попадая в интернет-сообщество, подросток обретает определенный статус, который определяет его востребованность или/и власть в этом сообществе.
Список литературы.
1. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети. Монография (методология и практика исследования) − Волгоград. гос. техн. ун-т. Волгоград, − 2015. – 169 c.
2. Кравчук Е.А., Сизых И.С. виртуальные конфликты // PR и реклама: традиции и инновации. – 2011. − № 6-2. − С. 65-69.
3. Куракина Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи // Социально гуманитарные знания. – 2007.– №3. – 229 с.
4. Мудрик А. В. Воспитательные ресурсы интернета // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова, − 2008, − Т. 14. − С. 37-40.
5. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. – М., − 2011. – 400 с.
6. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – № 1. – С. 48-54.
7. Фельдштейн Д.И. Уровни развития личности в онтогенезе / Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, − 1989. − 208 с.
8. Яничева Т.Г., Доценко Е.В. Общение для современного подростка: интернет vs реальность // Петербургский психологический журнал.− 2014.− № 6.− С.18-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Среда как средство социализации личности младшего школьника”
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...
Изобразительное искусство как средство социализации и реабилитации социально неадаптированных детей
Пояснительная записка. В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный.Ф.ХолльЗадача творчества – выводить человека из депрессивного состояния.ИскандерВ ра...
«Совместная деятельность семьи, школы и общественности по социализации подростков»
Доклад на научно-практическую конференцию ...
Метод проектов как средство социализации и самореализации обучающихся
Как помочь однокласснице, которая находится в больнице? Другим ребятам, не имеющим возможности по состоянию здоровья выехать к морю, в горы? Разработать и реализовать социальный проект! Ус...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом....
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
профилактика 1. Находите время для общения с ребенком.2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот.3. Знайте, чем занимается ваш ребено...