ПК 4.4
методическая разработка

Волкова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Волкова Анна 401НК

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Воспитание ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности» кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры педагогики и психологии детства - Т.И. Лучиной и Е.В. Чердынцевой.

В статье рассмотрены условия формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности. Но следует помнить, что воспитание младших школьников осуществляется, прежде всего, в семье. Поэтому, проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в настоящее время актуально.

В данной статье рассмотрены такие особенности: учет возрастных особенностей школьников, использование специально разработанной внеурочной программы. Владение учителем педагогическими условиями формирования ценностного отношения к семье у младших школьников способствует эффективному решению рассматриваемой проблемы.

Специально разработанная внеурочная программа «Цветок семейного счастья» направлена на формирование ценностного отношения младших школьников к семье, реализация которой также поспособствует улучшению взаимоотношений в семье, установлению сотрудничества между школой и семьей. Данная программа рассчитана на 4 года и к тому же, ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В программе представлены следующие тематические блоки: «Семья в моей жизни» ( 1 класс), «Мы любим и уважаем друг друга» ( 2 класс), «Наши семейные традиции» ( 3 класс), «Мы - дружная семья!» ( 4 класс). Результатом освоения каждого блока программы для младших школьников является «выращивание новых лепестков в цветке семейного счастья».

Подводя итоги, отмечу - важным моментом в статье, в котором автор достиг максимального положительного результата, считаю то, что занятия по программе «Цветок семейного счастья» составлены таким образом, чтобы в подготовке к ним принимали участие не только младшие школьники, но и члены их семей, что способствует улучшению их межличностных отношений, вызывает интерес друг к другу. Кроме того, методической особенностью программы является то, что наряду с развитием ценностного отношения к семье большое внимание уделяется развитию творческих качеств детей, а также развитию нравственных качеств, формированию культуры общения, красоты, добра и справедливости.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

В МОУ СОШ №10 г. Кыштыма образование у всех учителей начальных классов высшее. Средний педагогический стаж работы – 31 год. Средний стаж работы в данном учреждении – 26 лет. Методические темы у учителей разные, вот несколько для примера: «Формирование общеучебных умений самоорганизации» ; «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Формы повышения профессионального мастерства: курсы, обмен опытом.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, проектные, групповые, игровые, личностно-ориентированные, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления. Образовательная программа единая- ФГОС НОО «Школа России». Занятость во внеурочной деятельности: у учителей по несколько видов ВД на каждого. Качество обученности учеников: 70%.  Трудности, возникающие в профессиональной деятельности: загруженность( у каждого преподавателя по 2 класса), наличие большого количества городских мероприятий, олимпиад, отчетов.



Предварительный просмотр:

1. История образовательного учреждения. Школа  № 10 построена в 1955 году.

Как средняя (полная) общеобразовательная   школа функционирует с 1995 года. В школе 20 классов-комплектов, Всего   475 обучающихся.

                        Структура методической службы в образовательном учреждении.

p99_struktura

p99_struktura-10

Цель методической работы -  создание условий для многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников; содействие комплексному развитию образовательного учреждения через развитие инновационной образовательной среды.

Единая методическая тема: «Целенаправленные действия коллектива по созданию  условий для формирования социально-успешной, адаптивной личности в современных условиях».

Задачи:
- совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;

- создать условия для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС основного общего образования;

- совершенствовать работу с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности;

- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Методическая работа ведется в следующих направлениях:

  • повышение профессиональной компетенции педагогов с целью повышения качества образования школьников;
  • создание системы углубленной подготовки обучающихся к научно-поисковой и проектной деятельности  через работу НОУ;     
  • обеспечение  научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.

 Формы методической работы:

  1. Педагогический совет
  2. Методические объединения
  3. Методический семинар
  4. Обобщение опыта работы
  5. Открытые уроки
  6. Научно-практические конференции по защите исследовательских работ учащихся
  7. Консультации с учителями-предметниками
  8. Аттестация педагогических работников
  9. Повышения квалификации педагогических работников
  10.  Предметные недели
  11.  Педагогический мониторинг



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

                                 Волкова Анна Сергеевна

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                           КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02

с оценкой___________________

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 301 НК

«   » ______________ 20__ года

Руководитель: Колотухина Я.А.,

преподаватель МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Воспитательная работа как неотъемлемая часть деятельности классного руководителя

5

1.2. Детский коллектив, его признаки и виды

14

1.3. Функции и этапы развития детского коллектива
Выводы по 1 главе

19

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Пути развития детского коллектива в образовательном учреждении начального общего образования

2.2. Трудности развития детского коллектива

27

32

2.3. Практический аспект исследования проблемы развития детского коллектива в начальной школе

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

42


ВВЕДЕНИЕ

С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, то есть в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция. Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.

Классный коллектив не самоцель. В современных условиях он должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.         

Таким образом, мы видим, что проблема формирования коллектива остаётся актуальной и в настоящее время.

Тема исследования: «Изучение структурных компонентов и этапов развития детского коллектива в условиях начальной школы».

Цель исследования: теоретически обосновать роль развития детского коллектива в условиях начальной школы.

Объект исследования: детский коллектив как социально-педагогический феномен.

Предметом исследования: развитие детского коллектива младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «детский коллектив» и охарактеризовать его признаки, виды, функции и этапы развития.

2. Определить пути  развития детского коллектива в начальной школе.

3. Рассмотреть трудности развития детского коллектива.

4. Подобрать диагностический материал по выявлению уровня развития детского коллектива в начальной школе.

5. Сделать выводы.

Методы исследования:

1) методы теоретического исследования (теоретический анализ, теоретический синтез, методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии).

2) методы практического исследования: описание.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        

  1. Воспитательная работа как неотъемлемая часть деятельности классного руководителя

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательную работу в классе. Как воспитатель обучающихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе.

Рассмотрим, как излагают свои взгляды о понятиях «воспитание» и «воспитательная работа» психологи и педагоги.

Воспитание – это целенаправленный процесс управления развитием личности ребёнка (Л.И. Новикова, В.А. Караковский).

Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества                        (Н.Е. Щуркова).

Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника (В.П. Созонов).

Воспитательная работа – профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме.

Воспитательная деятельность – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Воспитательная деятельность – вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося. [1, с. 75]

Объектом дальнейшего исследования выступает исторический аспект становления воспитательной работы в школе.

 200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием обучающихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

С 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание обучающихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об обучающихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 году классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам обучающихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение обучающихся, условий их жизни, работа с родителями. В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе. [2, с. 32]

В отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы, учебники и т.д. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-х – начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания обучающихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организация помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах, сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество обучающихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По-другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором общественно-полезной деятельности обучающихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования.

Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции, связанные с родительской поддержкой и защитой обучающихся.

Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945 – 1958 гг.).

В 1947 году принимается Положение о классном руководстве, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию обучающихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив».

Появляются новые обязанности:

  • мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно-полезного труда, участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы);
  • проведение с обучающимися класса оборонно-спортивных мероприятий;
  • систематическое наблюдение за здоровьем обучающихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом).

Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций.

        Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в доперестроечный период (1958-1984гг.), который характеризуется многообразием и вариативностью воспитательных форм работы классного руководителя, таких как:

- организация кружковой деятельности; 

- общественной работы микрорайона;

- изучение символики СССР, интернациональное воспитание;

- краеведческая, экологическая и экономическая работа;

- работа по ориентации обучающихся на рабочие профессии;

- культурное развитие школьников;

- укрепление здоровья;

- воспитание идейной убежденности.

Перестроечный этап развития института классного руководства (1985-1991гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение форм деятельности классного руководителя.

        Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономическим и политическим реформированием всех сфер жизни России.

Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, апробация деятельности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991-2001гг).

Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования в период (2001-2010гг.).

Современный этап развития института классного руководства связан с     изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования. [3, с. 166]

        Особенностью ФГОС НОО является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации обучающихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.

Далее в нашей работе мы проанализируем направления воспитательной работы.

1. Общеинтеллектуальное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования.

                Данное направление реализуется через предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры; участие в поисково-исследовательских конференциях, участие в олимпиадах, разработке проектов к урокам.

        2.  Общекультурное направление 

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обще культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление активной жизненной позиции;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется через беседы, экскурсии, подготовку и участие в конкурсах, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия.

        3.  Социальное направление

Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется через беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, участие в творческих конкурсах, в социально-значимых акциях.

4. Духовно-культурное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

        Основные задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности.

Данное направление реализуется через организацию экскурсий, фестивалей, дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на разных уровнях

5. Спортивно-оздоровительное направление

        Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется через классные и школьные мероприятия по ЗОЖ и профилактике вредных привычек. [5]

Таким образом, нами были рассмотрены особенности становления и направления воспитательной работы в школе. Проанализировав литературу по данной теме, мы смогли выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении обучающихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями обучающихся.

  1. Детский коллектив, его признаки и виды

Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена .

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив – это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью. [6]

Ученический (детский) коллектив это субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов: субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; относительно автономная система, которой свойственны процесс саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского также коллектив педагогов-воспитателей.

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике – это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом, другими классами. Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

Отношения между школьниками 1 – 2  классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К 3 – 4 классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и, соответственно, происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.

Нормальное функционирование ученического (детского) коллектива возможно, по мнению А. С. Макаренко, при правильном тоне и стиле отношений, среди которых он выделял:

  • мажор – постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • дружеское единение его членов;
  • ощущение защищенности;
  • активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному деловому или игровому действию;
  • привычку к торможению, сдержанности в движении, слове, проявлении эмоций.

Тон и стиль отношений в ученическом коллективе должны поддерживаться при соблюдении соответствующих законов и правил, действующих как в детском коллективе, так и в коллективе педагогов.[7,с.68]

Основные характерные признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

- систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

- соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

- систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

- развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по Макаренко, укрепляет коллектив.

Структура и основные типы детских коллективов.

Для практической работы в школе большое значение имеет структура коллектива и его органов.  Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400-500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности, это осуществляется только через первичный коллектив,  т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. Педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств  воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной направленностью.

Макаренко писал, что актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. [8]

Виды коллектива:

  • По степени опосредованности отношений:

Первичные – Вторичные;

  • По длительности функционирования:

Постоянные – Временные – Ситуационные;

  • По направлению деятельности:

Воспитательные, трудовые, научные, клубные, творческие, спортивные и т.д.;

  • По социально-фиксированному положению:

Формальные – Неформальные;

  • По однородности состава:

Гомогенные – гетерогенные.[9]

Л.И. Новикова выделяет следующие стадии развития коллектива:

1) стадию сплочения коллектива;

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;

3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс, кружок, и т. п. объединения) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей.

На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов могут и не совпадать

Стадии развития коллектива (по А.Н. Лутошкину):

Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Таким образом, эти стадии дают представление об этапах развития детского коллектива. Узнав значение этих стадий, можно определить, на каком этапе находится какой-либо коллектив, и решить, что необходимо делать, что бы шагнуть на более высокую ступень.[10]

  1. Функции и этапы развития детского коллектива

Одной из важных аспектов функционирования детского коллектива является определение его функций.

Рассмотрим подробнее функции развития детского коллектива (автор Н.Е. Щуркова)

Регулятивная – носитель и пропагандист высоких мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

Главной функцией детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он даёт детям практический опыт «присвоения» существующих в обществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллективы являются основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.

Организационная – основная форма организации детской жизнедеятельности.

Организационная функция детского воспитательного коллектива заключается в том, что он является основной формой и фактором организации детской деятельности. В процессе выполнения детьми главных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной — в коллективе формируются деловые отношения по типу деловых отношений общества. Отношения деловой зависимости, ответственности, контроля, взаимопомощи, руководства, подчинения и требовательности являются основными, тем необходимым организационным каркасом всякого коллектива, благодаря которому достигается эффективность процесса коллективного воспитания. На этой основе между детьми развиваются многосторонние отношения дружбы, товарищества, человеческой симпатии, доверительного общения, товарищеского взаимодействия. Чем крепче и четче организационно-деловая структура коллектива, тем лучше условия для создания в нем высоконравственной атмосферы, здорового морального климата.
 Для организации и выполнения различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления. Все дети учатся выступать как в роли организаторов, так и в роли исполнителей. Организационная структура коллектива становится орудием формирования деловых качеств, средством воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Она действует и воспринимается всеми как форма делового сотрудничества.

Консолидационная (объединяющая) – форма объединения, сплочения, кооперации.

Консолидационной функцией детского коллектива является ее способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность.

Органическая связь с жизнью общества, стремление к достижению целей и разнообразие нравственных отношений позволяют сформировать общественное мнение коллектива как тончайший и чуткий по отношению к отдельной личности инструмент педагогического воздействия. В основе общественного мнения детского воспитательного коллектива лежит общественный интерес к делам, успехам и неудачам коллектива, общественный интерес к личности, ее положению в обществе, ее радостям и огорчениям.

Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей. Все это дает им общественное мнение в хорошо организованном воспитательном коллективе. Его эффективность, формы проявления и сила воздействия зависят от качественного состояния деятельности и взаимодействия, уровня развития и характера отношений. Педагогическое воздействие, в коллективе и с помощью коллектива имеет целью достижения положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. Параллельным же результатом всегда является позитивное нравственное изменение личности.

Стимулирующая – побуждение личности к нравственно цен
ной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Стимулирующая функция воспитательного коллектива состоит в том, что он всем комплексом межличностных деловых, эмоциональных, дружеских отношений формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе. Отражая и преломляя в себе все общественные отношения, личность на этой основе развивает свои материальные и духовные потребности, формирует мотивы поведения и деятельности. Эгоизм, равнодушие отражают систему антигуманных отношений, формирующую в определенной социальной среде привычное антиобщественное сознание. Воспитание коллективиста требует задействованности ребенка в системе коллективистических отношений, создающих неисчерпаемые возможности для проявления им гуманистических качеств. Богатство коллективистических отношений создает нравственное богатство личности, участвующей в них. Коллективизм есть результат постоянного активного участия развивающейся индивидуальности в системе коллективистических отношений. В сознании школьников складывается система привычного коллективистического сознания, коллективистических действий и привычных эмоционально-психических состояний. Эта система определяет ведущий строй мотивов деятельности формирующейся личности. Ее несформированность порождает хаос и случайность в потребностно-мотивационной сфере детей, импульсивность и непредсказуемость поступков. [11]

Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.

Содержание образования является базовым воспитывающим фактором в процессе обучения. Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.

Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему. Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения. Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и, основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.

Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося. Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью [12].

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива. 

Социально-психологический климат коллектива – эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем; он способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений.

Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива— степень его единства, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

Сплоченность детского коллектива проявляется в появлении коллективизма.

Коллективизм – нравственное качество личности, проявляющееся в способности индивида активно откликаться на нужды другого человека, жить общественными интересами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удовлетворении потребностей коллектива, общества, самой личности.

Признаки коллективизма:

открытость – способность устанавливать и поддерживать
строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения
с другими коллективами или их представителями, а также
с новичками в своем коллективе. Оказание разносторонней
помощи другим коллективам и не членам коллектива;

контактность – хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность;

организованность – умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, хорошая взаимозаменяемость.

Способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.[7]

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы Макаренко. Необходимым  путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Показателями, по которым  можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии которого можно судить по проявлению инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен бать актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих  требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него – и к каждому воспитаннику. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним.  «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле , работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», - писал Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.[13]

Таким образом, от борьбы за утверждение общеколлективных интересов в целях укрепления, развития воспитательного коллектива, к выдвижению на первый этап задач по формированию всесторонне развитой личности, ее способностей и дарований — таков диалектический путь превращения коллектива в эффективное средство, фактор воспитания. Коллектив и его дисциплинирующее влияние являются целью педагога в период превращения его в инструмент воспитания. Когда же начинается полноценное функционирование всех его систем, коллектив становится основной содержательной формой целостного учебно-воспитательного процесса, ядром воспитательной. системы, мощным фактором и средством воспитания, всестороннего развития личности каждого ребенка.

Выводы по 1 главе

Следовательно, мы можем сделать вывод, что деятельность классного руководителя заключается в изучении обучающихся, организации и воспитании детского коллектива. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит — классному руководителю. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Воспитательная работа в классе является неотъемлемой частью деятельности классного руководителя. Детский коллектив – основная база накопления детьми социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами – профессионалами.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Пути развития детского коллектива в образовательном учреждении начального общего образования

Актуальным является вопрос коллективообразования не только в контексте выделения стадий развития детского коллектива, но и в рамках позиционирования путей его формирования, обеспечивающих последовательное становление детского воспитательного коллектива.

Путям формирования детского коллектива уделяли особое внимание классики педагогики – А.С. Макаренко и В.С. Сухомлинский.

Так, А.С. Макаренко разработал следующие пути формирования детского коллектива.

  1. Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

В современной образовательной организации в основе формирования коллектива должны лежать следующие виды (направления) деятельности:

  • все виды воспитывающей деятельности, построенные на основах коллективного взаимодействия субъектов воспитательного процесса (нравственная, трудовая, экологическая, эстетическая, спортивная);
  • организация коллективной творческой деятельности;
  • коллективные игры, общение;
  • работа в парах сменного состава;
  • коллективный способ обучения;
  • коллективный поиск, коллективное сотрудничество;
  • дифференцированные домашние задания по микрогруппам.

В целом, коллективные формы обучения и воспитание способствуют развитию коллектива. Должно быть, разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников.

  1. Традиции коллектива. 

Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

Значение традиций:

  • А.С. Макаренко: «Ничто не сплачивает коллектив, как традиция. Живая в сетке традиций, ребёнок чувствует себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордится им и стремится его улучшить » ;
  • традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания.

Признаки традиций в коллективе: длительность и повторяемость; праздничность; традиции нельзя просто перенести, навязать, они должны быть рождены самой жизнью коллектива; традиции могут изменяться, обогащаться в соответствии со временем, но могут и исчезать.

Приведем примеры традиций у А.С. Макаренко в его колонии и коммуне: неукоснительное выполнение распоряжений дежурного командира, санитара; военизированная игра; общие собрания.

Примеры традиционных праздников у В.А. Сухомлинского в Павлышской школе: «Яблоня матери», «День матери», «День девочки», стенды «Берегите матерей», «Первое сентября», «Праздник сенокоса», «Последний звонок» .

  1. Система перспективных линий.

Перспектива – это увлекательная цель.

Виды перспектив:

  • близкая перспектива – завтрашний день в развитии коллектива. Например, поход в театр, игра-соревнование. Они могут быть выдвинуты перед коллективом на любой стадии развития по А.С. Макаренко;
  • средняя перспектива – проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Например, спортивное мероприятие, общий праздник, литературный вечер. Данные перспективы целесообразно выдвигать со второй стадии развития коллектива по А.С. Макаренко;
  • дальняя перспектива – цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива. Она связана, например, с успешным окончанием образовательной организации, выбором профессии. Наибольший воспитательный эффект приобретает, начиная со второй стадии развития коллектива по А.С. Макаренко [7, с. 102].

Требования к перспективе: должна быть система перспектив (перспективных линий); перспектива должна вызывать положительное отношение к деятельности; они должны быть осознанными, ясными, привлекательными, посильными; перспектива должна вырастать из разумных требований; должна быть широкая гласность обсуждения намеченных целей; перспективы должны быть реальными и выполнимыми.

Методика работы над реализацией перспективы:

  • выдвижение перспективы;
  • составление плана достижения перспективы (обязанности, сроки, место, уточнение деталей);
  • выполнение плана достижения перспективы (воспитатель координирует, стимулирует выполнение плана);
  • подведение итогов (воспитатель помогает организовать отчёт);

выдвижение новой перспективы [14].

Таким образом, деятельность коллектива должна быть озарена системой перспективных линий. Метод перспективы в учебно-воспитательной деятельности широко используют педагоги-новаторы.

  1. Принцип параллельного действия.

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трёх сил: воспитателя, актива и всего коллектива.

Этот принцип оказывает значительное стимулирующее воздействие на детей. Происходит развитие здоровой требовательности детей друг к другу, формируется общественное мнение в коллективе.

Принцип параллельного действия применим уже со второй стадии развития коллектива по А.С. Макаренко.

  1. Формирование ученического актива, органов самоуправления.

По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.

Значение актива:

  • у учащихся формируются отношения товарищеской взаимозависимости;
  • идёт формирование у обучающихся организаторских качеств и способностей, коммуникабельности;
  • способствует формированию у воспитанников гражданственности, нравственных качеств;
  • формируется здоровое общественно мнение в коллективе [14].

А.С. Макаренко в своих учреждениях реализовывал детское самоуправление с помощью следующих педагогических инструментов: общее собрание всех воспитанников; совет командиров или совет коллектива; санитарная комиссия; хозяйственная комиссия; коллективное подведение итогов дня; рапорты дежурных.

Принципы построения системы ученического самоуправления: выборность, периодическая отчётность, сменяемость, принцип представительства, гласность, наличие реальных прав и обязанностей, принцип критики и самокритики .

Особое внимание, приведенным ниже путям формирования детского коллектива, наряду с А.С. Макаренко, уделял В.А. Сухомлинский.

  1. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение – это суждения коллектива, группы, выражающее оценку отношения к кому-либо или к чему-либо. Общественное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы. Достоинства общественного мнения в коллективе: формирует самоконтроль, развивает выдержку, волю, воспитывает ответственность. При плохо организованном коллективе общественное мнение имеет отрицательные черты – возникает ложное общественное мнение .

В.А. Сухомлинский всегда выступал против использования общественного мнения в целях наказания отдельных школьников.

Наибольший воспитательный эффект общественного мнения, как правило, характерен на третьей стадии развития коллектива по А.С. Макаренко.

  1. Отношения в коллективе.

В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.

Большое значение гуманистическим отношениям в коллективе и использованию отношений как средства развития коллектива уделяли В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский.

Помимо указанных выше путей формирования детского воспитательного коллектива, особое значение имеет игровое и эстетические оформление всей жизни группы, а также наличие единых для всех, в том числе и для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины [15].

Таким образом, поступательное развитие детского коллектива в начальной школе возможно только в контексте соответствующей педагогической деятельности, построенной на основе реализации рассмотренных в настоящем параграфе путей его формирования.

2.2 Трудности развития детского коллектива

Федеральный государственный образовательный стандарт обязует выполнять ряд требований к социально-личностному развитию обучающихся. К требованиям относятся: осознание и понимание ценности жизни, семьи, гражданского общества, человечества; активное и заинтересованное познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; знания на практике; социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Всё это возможно развить у детей только через коллектив.

Проблемами коллектива занимались многие отечественные психологи и педагоги. Были разработаны концепции воспитания в нем. Макаренко А.С. видел коллектив, как органическую часть общества. Функция его заключается в том, что представители выступают в качестве активных субъектов общественно значимой деятельности и взаимоотношений. Сухомлинский В.А., Конникова Т.Е., Новикова Л.И., Мудрик А.В. поддержали идею Макаренко А.С.

Психологи доказали, что нравственное воспитание детей начинается в коллективе. Семья является первым коллективом в жизни человека. В ней формируются черты характера, умения и навыки общения, привычки и др. Дети постоянно пытаются подражать одному из родителей. От отношений в семье зависит, каким будет опыт ребенка. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Начальная школа является базой для формирования классного коллектива и наиболее важной ступенью, так как здесь начинается знакомство с одноклассниками, первым учителем. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. На этом этапе определяется новый социальный статус - «Я- ученик». Он позволяет обучающемуся сравнивать себя с другими, находить свое место в однородных рядах на основании «статусных шкал», оценивать себя и других в категориях главных ценностей, норм своего социума. На основании этих шкал у ребенка появляется сравнивающая рефлексия. 

В этом возрасте дети более внушаемы и зависимы от взрослых, более податливы воспитательным влияниям. У младших школьников легче сформировать уважение, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Классный руководитель в начальной школе - это не только учитель, но и воспитатель, который сопровождает ребенка во всех сферах жизни, помогает адаптироваться в школе. В классе педагог создает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок представляет себя со стороны лучших качеств, способностей и этим оказывает положительное влияние на остальных.

В коллективе происходит обмен информацией, обсуждение общей цели, взаимоконтроль, коррекция действий, развитие способности понимать состояния и мотивы поступков других, и реагировать на них. Пребывание в коллективных отношениях формирует эмпатию, которая помогает ребенку строить отношения с окружающими людьми.

При формировании классного коллектива мы столкнулись с рядом проблем:

  • Социальный статус родителей. В классе 11 человек из малоимущих семей, поэтому внеурочная деятельность школьников организована в основном в школе. Но детям не все кружки нравятся и многие посещают безынициативно. Социальный кризис в России отразился на социальном и нравственном здоровье семьи.
  • Недостаток родительского внимания. Не все родители принимают участие в жизни класса, по разным обстоятельствам. Учитель совместно с семьей способствует формированию навыков и привычек поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому важно в младшем школьном возрасте, придать взаимоотношениям детей и взрослых, детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать старшим, друг другу и общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива.
  • Наличие двух и более лидеров. Часто возникают конфликты.
  • Опыт педагога. Не всегда может быстро и правильно отреагировать в различных ситуациях.[16]

Таким образом, проблема формирования детского коллектива важна. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него воспитателя и хорошо сформированном педагогическом общении. На этапе старшего дошкольного возраста педагог является старшим помощником, наставником, другом. Воспитатель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из авторитетных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.

2.3 Практический аспект исследования проблемы развития детского коллектива в начальной школе

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

1. Информационная

2. Прогнозирующая

3. Оценочная

4. Развивающая

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   выявить относительный уровень развития ребенка;

-   выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

-   определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

-   определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

-   определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

-   создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:

1.  Определить уровни развития ребенка.

2.  Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4.  Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6.  Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая  диагностические методики,   классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:

-   возраст учащихся класса;

-   особенности формирования детского коллектива;

-   готовность учащихся к диагностическому исследованию;

-   степень взаимодействия учащихся и педагога.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое.

Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе.

Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье.

Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

Правило четвертое.

Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.

Правило пятое.

По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

Правило шестое.

Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:

-    Беседа с учеником (собеседование, интервьюирование)

-    Беседа с родителями

-    Беседа с педагогами

-    Наблюдение

-    Анкетирование

-    Тестирование

-    Общение независимых характеристик

-    Сочинения

-    Социометрия

-    Ранжирование

-    Недописанный тезис

-    Педагогический консилиум

-    Графический и рисуночный тест

Метод наблюдения. Наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка.[17]

Для исследования проблемы развития детского коллектива, нами были подобраны диагностические методики: 1) «Пъедестал» (И.М. Витковская); 2) «Дом, в котором я живу» (Т.В.Орлова); 3) «Социометрия» (Дж. Морено).

Диагностики для изучения детского коллектива (2 класс)

Диагностическая методика № 1. «Пьедестал»

Цель: выявление изучения взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход проведения: Перед началом опроса – инструктаж. И  ходе него следует   объяснить группе цель исследования.

Инструкция: внимательно подумайте, кто по вашему мнению является значимой фигурой в жизни класса.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу»

Цель: выявить отношение учащихся друг к другу, родным и близким людям, к своим товарищам.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход проведения: Перед началом опроса – инструктаж. И  ходе него следует   объяснить группе цель исследования.

Инструкция: при построении дома будь честен. Постарайтесь быть искренними в своих ответах.

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика № 3. «Социометрия»

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Оборудование:  лист бумаги с вопросами, карандаш.

Ход проведения: перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция: отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов.

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

1.  Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания.

2.  Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3.  Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.[18]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием, так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно.

Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекоменд. / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001.
  2. Методика воспитательной работы : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002.
  3. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. – М., 2000.
  4. https://studme.org/47307/pedagogika/vospitatelnaya_sistema 
  5. https://studfiles.net/preview/6310193/
  6. https://studopedia.ru/10_166409_ponyatie-detskiy-kollektiv.html
  7. Классное руководство: учебник для студ. Учреждений сред. К476 проф. Образования / [В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, И.С. Сергеева и др.]; под ред. В. П. Сергеевой. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
  8. https://xn--80aaivjfyj3e.com/osnovyi-pedagogiki/osnovnyie-priznaki-detskogo-vospitatelnogo-126689.html
  9. http://www.e-reading.club/chapter.php/99153/62/Sedova%2C_Tolstoluckih_-_Teoriya_i_metodika_vospitaniya__konspekt_lekciii.html
  10. https://studfile.net/preview/5473436/page:38/
  11. https://students-library.com/library/read/56417-pedagogiceskie-funkcii-stadii-i-mehanizmy-stanovlenia-detskogo-vospitatelnogo-kollektiva 
  12. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/vospitatelnaja-funktsija-v-protsesse-obuchenija/ 
  13. https://studfiles.net/preview/5567987/page:37/
  14. https://multiurok.ru/files/probliemy-formirovaniia-klassnogho-kolliek tiva.html 
  15. http://www.refsru.com/referat-28026-1.html 
  16. https://azbyka.ru/deti/problemy-v-detskom-kollektive 
  17. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/05/06/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika 
  18. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-metodov-sociometricheskih-izmereniy-dlya-diagnostiki-mezhlichnostnih-i-mezhgruppovih-otno-2704474.html 



Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые члены комиссии. Меня зовут Волкова Анна, я студентка 301НК группы. Хочу представить вашему вниманию курсовую работу на тему: « Изучение структурных компонентов и этапов развития детского коллектива в условиях начальной школы», руководитель Колотухина Яна Александровна.
С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.

Классный коллектив не самоцель. В современных условиях он должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.

Актуальность проблемы исследования заключается в развитии детского коллектива в условиях начальной школы.
На основании проблемы тема исследования: Изучение структурных компонентов и этапов развития детского коллектива в условиях начальной школы.
Целью исследования является теоретически обосновать роль развития детского коллектива в условиях начальной школы.
Методы исследования используемые в работе и задачи вы можете увидеть на слайде
Объектом исследования выступает
 исторический аспект становления воспитательной работы в школе.

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием обучающихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. И по сей день существует деятельность классного руководителя, функционал классного руководителя расширяется.

В наше время Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательную работу в классе. Как воспитатель обучающихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе.

Воспитательная деятельность – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Особенностью ФГОС НОО является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации обучающихся и других документах стандарта. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача классного руководителя.

Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена .

Л.И. Новикова выделяет следующие стадии развития коллектива:

1) стадию сплочения коллектива;

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;

3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Основные характерные признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

- систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

- соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

- систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

- развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по Макаренко, укрепляет коллектив.

Путям формирования детского коллектива уделяли особое внимание классики педагогики – А.С. Макаренко и В.С. Сухомлинский.

Так, А.С. Макаренко разработал следующие пути формирования детского коллектива.

  1. Организация совместной деятельности.
    Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.
  2. Традиции коллектива. 
    Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.
  3. Система перспективных линий.
    Перспектива – это увлекательная цель.
  4. Принцип параллельного действия.
    В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив.
  5. Формирование ученического актива, органов самоуправления.
    По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.
  6. Формирование общественного мнения.
    Общественное мнение – это суждения коллектива, группы, выражающее оценку отношения к кому-либо или к чему-либо.
  7. Отношения в коллективе.
    В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.

Для исследования проблемы развития детского коллектива, нами были подобраны диагностические методики, которые в дальнейшем мы будем проводить на коллективе:

1) «Пъедестал» (И.М. Витковская) - Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся;

2) «Дом, в котором я живу» (Т.В.Орлова)- Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам;

3) «Социометрия» (Дж. Морено)- Данная диагностика помогает определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

В дипломной работе мы попытаемся исследовать детский коллектив и формировать его через серию внеклассных мероприятий. Спасибо за внимание готова ответить на ваши вопросы .

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательную работу в классе. Как воспитатель обучающихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе.
Воспитание – это целенаправленный процесс управления развитием личности ребёнка (Л.И. Новикова, В.А. Караковский).

Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества                        (Н.Е. Щуркова).
Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника (В.П. Созонов).

Воспитательная работа – профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме.
Воспитательная деятельность – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Воспитательная деятельность – вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена .
Коллектив– это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью.
Коллективизм – нравственное качество личности, проявляющееся в способности индивида активно откликаться на нужды другого человека, жить общественными интересами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удовлетворении потребностей коллектива, общества, самой личности.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Людмила Ивановна Новикова. Владимир Абрамович Караковский. Надежда Егоровна Щуркова. Валерий Петрович Созонов. Антон Семенович Макаренко. Анатолий Николаевич Лутошкин. Василий Александрович Сухомлинский. Ирина Михайловна Витковская.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волкова Анна студентка 301НК группы курсовая работа «Изучение структурных компонентов и этапов развития детского коллектива в условиях начальной школы» руководитель- Колотухина Яна Александровна

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в развитии детского коллектива в условиях начальной школы. Проблемой исследования занимаются А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Н.Е. Щуркова , Л.И. Новикова и др.

Слайд 3

Цель исследования - теоретически обосновать роль развития детского коллектива в условиях начальной школы. Объект исследования - детский коллектив как социально-педагогический феномен. Предмет исследования - развитие детского коллектива младших школьников.

Слайд 4

Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие «детский коллектив» и охарактеризовать его признаки, виды, функции и этапы развития. 2. Определить пути развития детского коллектива в начальной школе. 3. Рассмотреть трудности развития детского коллектива. 4. Подобрать диагностический материал по выявлению уровня развития детского коллектива в начальной школе. 5. Сделать выводы.

Слайд 5

Методы исследования: 1) методы теоретического исследования (теоретический анализ, теоретический синтез, методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии). 2) методы практического исследования: описание.

Слайд 6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Рассмотрены вопросы: 1. Воспитательная работа как неотъемлемая часть деятельности классного руководителя 2.Детский коллектив, его признаки и виды 3.Функции и этапы развития детского коллектива

Слайд 7

Основные понятия главы 1. Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Воспитательная деятельность – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, дея­тельности и общения, способствующая формированию лично­сти и развитию индивидуальности каждого его члена . Рассмотрены точки зрения А.С. Макаренко, Н.Е.Щурковой, А.Н. Лутошкина, Л.И. Новиковой.

Слайд 8

Стадии развития детского коллектива по Л.И. Новиковой: 1) стадию сплочения коллектива; 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Слайд 9

Признаки развития коллектива:

Слайд 10

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Рассмотрены вопросы: 1. Пути развития детского коллектива в образовательном учреждении начального общего образования 2. Трудности развития детского коллектива 3. Практический аспект исследования проблемы развития детского коллектива в начальной школе

Слайд 11

Пути формирования детского коллектива по А.С. Макаренко: Организация совместной деятельности. Традиции коллектива. Система перспективных линий. Принцип параллельного действия. Формирование ученического актива, органов самоуправления. Формирование общественного мнения. Отношения в коллективе.

Слайд 12

Диагностические методики

Слайд 13

В дипломной работе мы попытаемся исследовать детский коллектив и формировать его через серию внеклассных мероприятий.

Слайд 14

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.