Медиасреда
материал
Предварительный просмотр:
Медиа среда - друг или враг образования?
Медиаобразование – это формирование медиакультуры личности, то есть культуры восприятия реальности посредством медиа и одновременно его интеллектуальное и нравственное развитие, формирование критического мышления и самосознания личности, способной «читать», анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.
На сегодняшний день невозможно иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения. Детям интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания, которые даются им посредством медиаресурсов.
Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал. Но предоставляя материал для обучающихся задача педагога донести до ребенка что, к примеру, электронный учебник не может и не должен заменять настоящую книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника , а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.
Да, действительно, использование интернета в области образования это огромный плюс, и перечислять все достоинства можно бесконечно. Но и минусов становится с каждым днем все больше. Если первоначально всегда акцентировалось внимание на проблемы со здоровьем от продолжительной неподвижности, которые грозят детям, подолгу сидящим у экранов (неправильная осанка, ухудшение зрения), то сейчас больше настораживают психические и социальные проблемы. Ребенок, который погрузился в компьютерный мир, выпадает из мира реального, отсутствует живое общение. Но больше всего пугает то, что эти дети легко подвергаются влиянию различных сайтов, втягивающих в суицидальные, террористические, порнографические и др. сообщества. И как с этим бороться остается открытым вопросом.
Если даже согласиться с мнением, что медиасреда - враг, то общество в любом случае не сможет отказаться от неё. Логично задаться вопросом: Как сделать медиасреду другом? Как использовать её для развития школьников, самообразования, повышения мотивации, экономии времени и т.д.? Многообразие информации сформировало клиповое мышление, у которого есть свои плюсы и минусы. Серьезный минус -- поверхностное восприятие, неспособность мыслить "глубоко" и дальновидно.
Я также считаю, что медиасреда приносит больше пользы, чем вреда. Ярким примером для младших школьников являются игровые элементы, созданные с помощью компьютерных технологий, для старшеклассников это различные тренажёры, а для студентов - дистанционные курсы. Однако важно правильно дозировать использование медиасреды на занятиях, так как очень легко переборщить и навредить образовательному процессу.
Можно создать свою группу в социальных сетях. Она помогает доносить важную информацию до детей, родителей. В этой группе размещаются ссылки на развивающее видео, фрагменты выступлений на соревнованиях и т.п. Конечно родители должны в первую очередь быть примером для своих детей. И чего может ждать от своих детей отец, сидящий в компьютерных играх или мать "зависающая" в соц.сетях. Но в то же время, в этих же соц сетях есть много познавательных и развивающих игр, групп, где можно совместно с ребенком "посидеть" и провести совместный досуг с пользой. Проведение культурно-массовых мероприятий открывает широкие возможности применения ИКТ (праздники, линейки, экскурсии). Это – подготовка презентаций, работа со звуком, изготовление электронных отчетов об экскурсиях, исследовательская работа.
Подготовка с учащимися инсценировок к итоговым линейкам («Новый год»), последнего звонка, выпускного вечера. Учащиеся с удовольствием включаются в работу по созданию презентаций с использованием фото прошлых лет, используют звуковое сопровождение. С каждым годом презентации становятся интереснее.
Проведение классных часов. Использование готовых презентаций по теме, изготовление презентаций учащимися по заданной теме, поиск информации учащимися в Интернете.
Проведение классных праздников.
Изготовление презентаций-отчетов о жизни класса. Создание видеороликов.
Последние годы очень активно развивается такое направление работы с детьми, как создание портфолио достижений ученика. Портфолио можно создавать в электронном виде.
Разумеется задача педагога донести до ученика именно положительные аспекты медиасреды, но делать это надо обдуманно и поэтапно. А не так, чтобы категорично отбирать телефоны, отключать компьютеры и т.д. Если вспомнить, были и такие страшные случаи, что дети убивали своих родных из-за того, что те отключали компьютеры с их любимыми играми. Вот это действительно очень пугает.