Проверочная работа по чтению
методическая разработка (3, 4 класс)
Работа предназначена для контроля формирования у обучающихся навыков работы с текстом
Скачать:
Предварительный просмотр:
САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ Борис Михайлов
Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так какистребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки — это самые крохотныезверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка — зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.
А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое — детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касаетсяума, судите сами.
Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей -самого огромного и самого крохотного.
Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей, такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной лёжки отдыхавшего лося. Вскочил лось и рванул рысью в сторону от меня. Вот это зверюга! Килограммов, наверное, триста — четыреста весом. Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное, величиной с моюкепку.
Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосёнок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», — подумал я и пошёл посмотретьследы.
Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса попробовать накрыть ею лосиный след.
И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял — да это же землеройки, мать и детёныш!
Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.
Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу женевестьоткуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились — это уж хотите — верьте, хотите— нет! — один за другим: хвостик в ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего. И вся эта процессия — а процессия-то длиной всего несколько сантиметров! — мгновенно двинулась к какой-то своей цели, быстро-быстро семеня крохотныминожками.
И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету!Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!
Задания к тексту
- Где происходит действие рассказа?
А)вдеревне; Б) влесу;
В)вполе; Г) наводоѐме.
- Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?
А)лося; Б) землеройку;
В)муху; Г)мышь.
- Выбери из рассказа и запиши все слова, родственные слову«крохотный».
Ответ:__________________________________________________________
- Какую пользу приносят землеройкилесу?
А)роют землю; Б) истребляют вредных насекомых;
В)рыхлятпочву; Г) очищаютводу.
- Почему нельзя практически увидеть землероек? Выбери все правильные ответы.
А) зверёк пугливый,осторожный;
Б) зверёк скрытный;
В) зверёк очень маленький;
Г) зверёк не любит встречаться с человеком.
- Каков размер взрослойземлеройки?
А) не больше10 см Б) меньше детского пальца;
В) величинойскарандаш; Г) такая же, какхомячок.
- Кого автор называет «громилой»и«зверюгой»? Почему?
- Что такое этюдник?Напиши.
- Зачем автор отправился влес?
А)рисовать; Б) охотиться;
В)ловитьрыбу; Г) собиратьягоды.
- Кого он случайноспугнул?
А)оленя; Б)волка;
В)зайца; Г)лося.
11.Что делал лось?
А)щипалтраву; Б) отдыхал на дневнойлёжке;
В)елгрибы; Г) пил воду из леснойречки.
- С чем сравнивает автор величину следов лося?
А) соследамичеловека; Б) размером старелку;
В) величинойскепку; Г) величиной с резиновыйсапог.
- Для чего автор снял с головы своюкепку?
А) было оченьжарко;
Б) хотел насобирать в неё ягод;
В) хотел для интереса накрыть след лося;
Г) хотел посадить в неё землероек.
- Что помогло разглядеть землероек на дне и краю вмятины?
А)фонарик; Б) лупа;
В)очки; Г) ничего непонадобилось.
- О каком счастье и удаче говоритавтор?
А) удалось случайно понаблюдать за сообразительными землеройками;
Б) выиграл в лотерею;
В) удачно поохотился;
Г) хорошо отдохнул.
16.Как понимаешь выражение « дыхание затаил »?
А) сидел тихо, неподвижно, чтобы не спугнуть зверюшек;
Б) перестал дышать;
В) затаил обиду;
Г) замолчал.
- Напиши,какимобразомземлеройка-матьспасласвоегодетёнышаизямкиотследа лося:
- Как ты понимаешь выражение «мать…что-то пропищала на своём землеройском наречии»?Напиши.
- О каком «детском садике» говорит автор рассказа?
А) о садике изцветов;
Б) о выстроившихся в цепочку детёнышах землеройки;
В) о ребятишках из детского садика, переходивших дорогу; Г) о птице с еѐ птенцами.
- Как ты понимаешь выражение «не успеть глазомморгнуть»?
А) оченьмедленно;
Б) оченьбыстро;
В) не моргать глазами.
21.Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием: Расставь цифры
«…землеройки- это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».
« Вот так счастье подвалило!»
«Получилась живая цепочка»
«Что это такое – детёныши крохотной землеройки?».
«Вот так громила!».
- Как ты понимаешь предложение «Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!»? Напиши:
- Чему учит данный рассказ? Выбери все правильные ответы.
А) «Любовь к родине начинается с любви к еёприроде»;
Б) Наблюдение за природой обогащает человека не только новыми знаниями, но и новыми впечатлениями и чувствами;
В)Человек-главныйвприроде,ионбудетделатьсприродойвсё,чтоемунадорадисвоей выгоды.
Г) И землеройки, и лось, и человек- это дети природы. Все нужны, все важны, и нет среди кого-то главнее, лучше, умнее, полезнее;
- В какой из сборников можно было бы поместить данноепроизведение?
А) литературныесказки;
Б) рассказы о природе;
В) рассказы о детях;
Г) рассказы о временах года.
- Что интересного узнал ты, прочитав этотрассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная проверочная работа по чтению для 2 класса
Работа составлена с учётом ФГОС. Она проверяет следующие умения:осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения чита...
Проверочные работы по чтению
Можно использовать на обобщающих уроках или в качестве закрепления изученного материала...

Проверочная работа по чтению. 2класс
Проверочная работа по литературному чтению 2 класс по теме "Весна, весна и всё ей радо"...

Мини проверочные работы по чтению ( деление на слоги, постановка ударения)1 класс
Данный материал позволяет за минимальное время проверить степень усвоения учебного материала по чтению (деление на слоги, постановка ударения)...

Проверочная работа по чтению "Устное народное творчество"
Проверочная работа по чтению "Устное народное творчество" для учащихся 3 класса....