ПК 4.3.
материал

Квашнина Елизавета Александровна

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Лучший способ сделать ребёнка хорошим –

это сделать его здоровым

Оскар Уайльд

Здоровье –  бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  •  сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья - одноклассники.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, могут  проводиться упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

На переменах проводятся специальные оздоровительные игры. Вся  работа по внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов.

Классная комната постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного принципа в технологии обучения предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам процесса обучения на уроке. Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья учащихся следует считать правильную дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип формирования здоровья,  валеологических знаний и умений, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных предметов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

Эффективность перечисленных механизмов во многом зависит от уровня культуры здоровья человека, которая формируется в процессе целенаправленной педагогической деятельности.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые   многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы; обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса; решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра); развивают творческие способности детей.

В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний.

           Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием технологии здоровьесберегающего обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

Школа России 

 «Суффикс»

Физминутка (динамическая пауза) 

Уч-ль: Мы хорошо с вами поработали. Пришло время передохнуть и размяться. Встаём со своих местам и повторяем за мной.  

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

 

Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологии здоровьесберегающего обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

УМК «Перспектива

 «Весенние месяцы»

Физминутка (динамическая пауза) 

Уч-ль: Ребята, давайте сейчас сделаем паузу и разомнём наши ножки и ручки.

Дети выполняют движения по тексту.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

 



Предварительный просмотр:

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т. е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, не только школьники, но и учителя должны быть знакомы с ними. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Внедрение информационных технологийосновано также на учете возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;• большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;• высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;• мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Качество обучения — это, то для чего мы работаем.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

• повысить мотивацию обучения;

• повысить эффективность процесса обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• планировать и систематизировать свою работу;

• использовать, как средство самообразования;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

• усиление интенсивности урока;

• повышение мотивации учащихся;

• мониторинг их достижений.

ИКТ технологии могут применятся на любом этапе урока:

• Для обозначения темы урока.

• В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

• Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

• Для контроля учащихся.

Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Использование дидактических игр.

5. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:

• наглядно представлять материал;

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:

- Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

- Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

- Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникативной,ценностно-смысловой,информационной компетенцией.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Уроки, внеклассные мероприятия, выступления я провожу с применением информационных технологий.

Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки. А для уроков окружающего мира презентация вообще просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны — всё можно отразить на слайдах. Не секрет, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Как же увлечь ребят, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? И здесь опять на помощь приходит презентация: интересные рисунки, грамматические сказки… Или с помощью электронной доски показать и разобрать все задания из приложения по обучению грамоте. УМК «Школа России» по все предметам предлагает электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.

Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация. Очень удобно использовать презентации при работе над изложением: план, вопросы, трудные слова, сама картина — всё это перед глазами детей. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки — всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока чтения с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

УМК Перспектива

Г. Снегирев «Отважный пингвинёнок». Поступки героев

Актуализация знаний 

Уч-ль: Ребята, посмотрите на ЭКРАН. Вы видите стихотворение. Прочитайте, стихотворение сначала про себя

НА ПРЕЗЕНТАЦИИ:

В Антарктиде спят пингвины,

Ветру подставляя спины, –

Под собой они хранят

В яйцах юных пингвинят.

Уч-ль: Что вы знаете о пингвинах?

Какой раздел мы изучаем?

Сегодня мы продолжим изучать эту тему и познакомимся с новым произведением.

НА ПРЕЗЕНТАЦИИ:

Фрагмент уроке матиматики с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

Школа России 

«Миллиметр»

Первичное закрепление новых знаний

Уч-ль: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите числа и знаки.

К доске по одну человеку вы подходите и должны сравнить числа и поставить знаки =, >, <, объясняя свой выбор.

НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:

1) 1 см … 9 мм.

 10 мм …  мм.

2) 20 мм … 2 см.

3) 1 см 8 мм … 18 мм.

4) 2 см 1 мм … 3 см.



Предварительный просмотр:


Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения: теоретические основы

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний. Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.

Если урок построен на традиционном способе обучения, то учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью специальных упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Новые знаний в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно же получить знания в готовом виде, осмыслить, запомнить и воспроизвести. Следовательно, деятельность учащихся является репродуктивной. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.

Для традиционного обучения характерно преобладание наглядно-иллюстративного метода, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы и управление учебными действиями учеников.

При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

Цели, задачи и функции технологии проблемного обучения

Любое обучение и традиционное, и с использованием образовательных технологий сопряжено с постановкой целей и реализацией определенных функций. Целями проблемного обучения являются:

- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Организация проблемного урока базируется на принципе проблемности.

Как было отмечено ранее, проблемное обучение выполняет также функцию развития у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Известно, что воспроизведенные на практике умения, знания в рамках проблемной ситуации способствуют их лучшему усвоению и более быстрому закреплению. Практическое применение знаний средствами традиционной педагогики, без решения проблемной ситуации, уступает в качестве усвоения учебного материала.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

Виды и уровни проблемного обучения

Выделяет три вида проблемного обучения:

- научное творчество;

- практическое творчество;

- художественное творчество.

Рассмотрим краткую характеристику этих видов.

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование.

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем.

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Научное творчество применяется на теоретических занятиях, а практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

Художественное творчество применимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Виды проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество и художественное творчество имеют четыре уровня проблемного обучения, выделенные. Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.

1 уровень. Уровень обычной активности.

2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности.

3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4 уровень. Уровень творческой активности.

Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний учащимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления. Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ученик применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения учащихся – четвёртый.

На уровне обычной активности происходит восприятие учащимися изложенного учебного материала учителем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

На втором уровне - уровне полусамостоятельной активности - учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы. На этом уровне находится большинство школьников. Учащиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи учителя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Знания учеников недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.

Выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа ученики могут, достигнув третьего уровня - самостоятельной (продуктивной) активности. Достигнув этого уровня, учащиеся могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

Выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения учащиеся способны, достигнув четвертого уровня - творческой активности.

Ученики, находящиеся на четвертом уровне развития, быстро усваивают

приёмы умственной деятельности, способны выдвигать гипотезу и выбирать пути для решения проблемы. У таких учащихся преобладает словесно-логическое мышление. Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся.

Представим в виде схемы деятельность ученика и учителя при реализации исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод

Деятельность учителя Деятельность ученика

Составление и предъявление Восприятие или самостоятельное

проблемных задач для поиска усмотрение проблемы. Осмысление

решений. Контроль за ходом условий задачи. Планирование способов решений исследования. Самоконтроль

в процессе исследования и его

завершения. Воспроизведение хода

исследования, мотивирование его

результата.

Учитель, опираясь на свой опыт и особенности учащихся класса, подбирает тот вид проблемного обучения, который будет наиболее эффективным. Но какой бы вид проблемного обучения не был использован на уроке учителем, важным моментом является развитие самостоятельности мышления, развитие познавательного интереса и качественное усвоение знаний.

Структура проблемного урока

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности под руководством учителя. Результатом этой деятельности становятся приобретенные знания. Одновременно на таком уроке ученики осваивают способы решения проблемных ситуаций. Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Как правило, ученики имеют представления о некоторых этапах решения проблемных ситуаций. Например, с умением выдвигать гипотезы, учащиеся знакомятся на уроках естественнонаучного цикла, когда изучают методы научного познания. На этих уроках в средней и старшей школе даётся определение гипотезы, приводятся примеры.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

На этапе создания учебной проблемы у учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи. Как создать учебную проблему на уроке? Это возможно или с помощью создания проблемной ситуации или мотивирующих приемов. На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные вопросы, а ученики – отвечают. Результатом эвристической беседы является решение проблемы. Вопросы, которые задаёт учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы.

Поэтому новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего вопроса, т.е. вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый решённый вопрос в процессе беседы – часть решения общей проблемы. Таким образом, структурными элементами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Вопросы беседы актуализируют знания учащихся, чтобы найти ответ, ученики должны опираться на полученные ранее знания. Ответ ученика в эвристической беседе рассматривается как его личный опыт, поскольку он не знал готовый ответ и не видел его в учебной литературе или не слышал от учителя.

Приведём примеры создания проблемной ситуации на уроке по окружающему миру в начальной школе. На проблемный вопрос учителя ученики отвечают, что растений в пустыне очень мало, почти нет. Далее учитель читает отрывок из научно-популярной статьи.

«ПУСТЫНЯ В ЦВЕТУ» Кандидат биологических наук Е. ЛАПИНА.

Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни. Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое! Попав в каменистую пустыню весной, видишь горы, сплошь покрытые зеленым растительным ковром. На каменистых осыпях - изящные плети каперсов с белыми цветками, напоминающими орхидеи. Рядом с крупными валунами, дающими хотя бы минимальную тень, мини-клумбы дикой календулы. В трещинах между камнями - стебельки латука с мелкими желтыми цветками. Его млечный сок в виде темно-коричневой замазки застывает на мордочках ящериц - любителей этих растений. Весной в каменистых пустынях цветут астрагалы - повсюду их бледно окрашенные соцветия разной формы. Листва на растениях сероватая, слегка опушенная - это уменьшает испарение. Особенно красиво весной на юге Туркмении, в Бадхызе. В пересыхающих руслах весенних потоков на влажном песке первыми зацветают тюльпаны - мелкие, лиловато-розовые, затем изысканные желтые, на длинных цветоносах и более крупные ярко-красные. Их сменяют маки - нежные цветки колышутся при малейшем дуновении ветерка, образуя настоящее алое море. На зеленых холмах на значительном расстоянии друг от друга растут 5-7-метровые фисташки. Ранней весной серые кроны деревьев с плотно переплетенными между собой ветвями еще прозрачны, их четкий рисунок рельефно выделяется на фоне синего неба. Основной ствол у фисташки короткий, невысоко над землей он разделяется на многочисленные более тонкие стволики. Под весенним солнцем быстро набухают и лопаются почки, и дерево покрывается букетиками мелких красноватых листочков и цветков. На склонах холмов на фоне светлой зелени выделяются гигантские ферулы - многолетние растения из семейства зонтичных с мелкими желтоватыми или зеленоватыми цветками. Высота некоторых из них достигает двух метров. Отходящие от ствола цветоносы окружены плотными чашами, в них скапливается вода, которую пьют разные животные. В долине реки Кушки и на склонах Копетдага взгляд поражают целые куртины стройных (до 80 см в высоту) эремурусов. Их розоватые свечи роскошны и создают впечатление, что вы находитесь в парке или в ботаническом саду…

После прослушивания текста обучающиеся испытывают удивление, т. к. их представление о пустыни не совпало с услышанным и уведенным (т.к. текст целесообразно подкрепить видеорядом). Для подведения итогов можно использовать эвристическую беседу:

- Как мы привыкли представлять пустыню?

- Какая она на самом деле?

- Что нового узнали из текста?

- В чем мы должны разобраться?

- На какой вопрос ответить? - Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

На этапе выражения решения рекомендуется использовать задания продуктивного характера.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы. Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На этом этапе урока лучше использовать побуждающий диалог. Учитель побуждает учеников к выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

Школа России 

Антонимы

Первичное закрепление новых знаний

Уч-ль: Подберите антонимы к следующим словам. Неуклюжий, бледный, крепкий, сутулый

Уч-ся: неуклюжий-ловкий, бледный-румяный, крепкий-слабый, сутулый-стройный.

Уч-ль: Что объединяет все эти слова?

Уч-ся: одной части речи, описывают внешность  человека

Уч-ль: Можно ли разделить их на две группы?

Уч-ся: Да, можно 

Уч-ль: Ребята, а что нужно делать, чтобы быть стройным, крепким, румяным,  ловким?

Уч-ся: заниматься физкультурой, здоровым оразом жизни.

Уч-ль: Молодцы! А теперь открываем учебник на странице 78, упражнение 126.

Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологии проблемного обучения 

Класс 

Образовательная программа 

Тема урока 

Этап урока 

Пример использования образовательной технологии 

УМК Перспектива

 «Кладовые земли»

Постановка учебной задачи

Уч-ль: Открываем учебник на стр. 70-71. Читаем и отвечаем на мои вопросы. Найдите значение слова «минералы» ?

Уч-ся: Природные вещества

Уч-ль: Найдите значение выражения «горные породы» ?

Уч-ся: Природное соединение одного или нескольких минералов

Уч-ль: Назовите минералы ?

Уч-ся: Полевой шпат, кварц, слюда

Уч-ль: Назовите горные породы ?

Уч-ся: Песок, глина, гранит, мел, мрамор

Уч-ль: Давайте рассмотрим образец гранита. Слайд 6, презентация.

Определите, какого цвета гранит и из чего состоит?

Уч-ся: Черные зерна – слюда, белые, блестящие – кварц, серые или розовые – шпат.