ПК 4.3
материал
Систематизировать образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии обучения
Информационно-коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует решению следующих задач:
- повышению мотивации к учению;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- развитию наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- повышению уровня комфортности обучения.
В учебном процессе средствам ИКТ относятся:
1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2) электронные энциклопедии и справочники;
3) тренажеры и программы тестирования;
4) образовательные ресурсы интернета;
5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6) видео и аудиотехника;
7) интерактивная доска.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока окружающего мира с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения
Класс | Образовательная программа | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
4 | Перспектива | «С севера на юг» | Открытие нового знания | Уч-ль: - Давайте отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. https://www.youtube.com/watch?v=p0eHwTSC1L8&feature=emb_title Просмотр видеоролика - Итак, вот мы и пролетели через всю нашу страну с севера на юг. - Что вам запомнилось, что интересного вы увидели? |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
"Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы);
2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;
3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);
4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Задачи:
1) обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
2) снижение уровня заболеваемости учащихся;
3) сохранение работоспособности на уроках;
4) формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий:
1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
4) Смена видов деятельности — это чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы.
6) Игры. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.
8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках.
9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения.
10) Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности.
12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение.
13) Беседы о здоровье. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
15) Работа с родителями. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока литературного чтения с использованием технологии здоровьесберегающего обучения
Класс | Образовательная программа | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
4 | Перспектива | «Простые и сложные предложения» | Физминутка (динамическая пауза) | Уч-ль: Давайте немного отдохнем, слушаем внимательно и повторяем за мной! Глазки видят всё вокруг, -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. -Крепко зажмурить глаза (считать до 3), -открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. -Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. -проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. |
Предварительный просмотр:
«Тестовые технологии в учебном процессе начальной школы»
Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Это позволяет проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы.
Основные функции теста в образовательном процессе:
- Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.
- Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.
- Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление адекватной самооценки, снижение тревожности.
- Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельное и аккуратность.
- Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
- Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.
Тестовые задания позволяют:
1. тесты помогают быстро проверить выполняемые работы;
2. проверить усвоение теоретического материала у большого количества учащихся;
3. объективно оценить результаты выполняемой работы;
4. повторить пройденный материал;
5. обогатить и систематизировать знания учеников.
В начальной школе я используют следующие виды тестов:
• тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил;
• тесты, в которых требуется установить соответствие;
• тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;
• тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;
• тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока математики с использованием тестовой технологии обучения