ПК 4.4
материал

Пяткова Кристина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей: Высшее

  1. Средний педагогический стаж: 30 лет

  1. Стаж работы в данном учреждении: 15 лет

  1. Примерная методическая тематика учителя: Развитие речи младших школьников

  1. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия: вебинары, конференции, педсоветы
  2. Формы        повышения        профессионального        мастерства:        курсы        самообразования        ИРОСТ дистанционно.
  3. Используемые педагогические технологии: развивающие обучения, проблемные обучения, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие, игровые, проектные.

  1. Образовательные программы: Школа России

  1. Занятость во внеурочной деятельности учителей:

  1. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям: 70%

  1. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности: необразованность и невоспитанность родителей, разная подготовка детей к обучению в школе, низкая мотивация родителей и детей.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемая комиссия, я  Пяткова Кристина, студентка 301 группы, представляю вашему внимаю курсовую работу на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» актуальность данной темы обусловлена тем, что закон Российской Федерации «Об образовании» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» ориентируют образовательный процесс и школьные технологии в направлении их максимальной креативности. И направлен в том числе на развитие творческих способностей учащихся.

        Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.

Исследования особенностей развития творческих способностей младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов  Ш.А. Амонашвили, Г.И. щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других.         Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «технология» в начальной школе. Наибольший интерес у младших школьников вызывают необычные техники рисования.

Но в школах существует противоречие между необходимостью развития творческих способностей у младших школьников и организацией учебного процесса не ориентированного на творческую деятельность учащихся в том числе и из-за отсутствия методического материала.

        Опираясь на указанное противоречие и актуальность проблемы, сформулировали тему исследования «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

        Целью нашего исследования является сбор из различных источников и адаптация для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей, развивающие их воображение.

        Для этого мы определим объект исследования: которыми являются необычные техники рисования.

        И предметом исследования: является методическое обеспечение образовательного процесса на уроках технологии в начальной школе.

        А также поставили следующие задачи: 

1.        Провести анализ литературы по теме исследования.

2.        Изучить основные техники необычных техник рисования.

3.        Собрать из различных источников методы и приемы изобразительной деятельности формирующие творческие способности.

4.        Обобщить теоретический материал и адаптировать его к урокам в начальной школе.

        В нашей работе были использованы следующие методы:

          1.Анализ литературных источников.

2.Систематизация.

3.Обобщение.

4.Классификация

Практическая значимость состоит в том, что подобрана методика, разработан учебно-методический материал по ознакомлению с необычными техниками рисования, которые могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических колледжей, руководителями кружков.

В первой главе  мы выяснили, что творчество, есть процесс деятельности человека, который создает абсолютно новые материалы, продукты и ценности которых прежде не существовало. Творческая личность - это личность, находящаяся в обществе, которое влияет на нее, проявляет свой творческий потенциал, выявляет и актуализирует мотивы к творческой деятельности, реализовывает свои способности, проявляющиеся в виде продуктов, которые являются результатом творческой деятельности личности.

Во втором параграфе рассмотрев характеристику младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей мы выяснили что возраст 6-11 лет наиболее пригоден для развития творческого мышления детей. В этом возрасте активно развивается мозг, костно-мышечная система ребенка. Формируются все психические процессы, такие как память, мышление, речь, внимание, и т.д.

В третьем параграфе выяснили, каким образом творческая деятельность обогащает и развивает опыт ребенка в творчестве. Создавая творческие продукты, младший школьник  испытывает ситуацию успеха, когда на его глазах рождаются проекты, задуманные и воплощенные им самим. Это самым благотворным образом сказывается на самооценке ребенка и развитии его творческих способностей

Для развития этих способностей мы выбрали необычные изобразительные техники, для которых необходимыми материалами являются: акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вата, ватные палочки, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатная бумага, разноцветная тушь, клей, цветная бумага и другие.

Вторая глава посвящена непосредственно проведению и подготовке практических занятий. В 1 параграфе мы рассмотрели способы тестирования младших школьников с целью выявления творческих способностей , которые можно определить с помощью «теста креативных (творческих) способностей Вильямса».  С которым вы можете ознакомиться подробнее на странице 23. Надеемся, что он пригодится нам при проведении апробации дипломной работы.

Во 2 параграфе представлены Методы и приемы обучения изобразительной деятельности младших школьников необычным техникам рисования и их правильное применение по отношению к обучающимся. В этом параграфе прописаны приемлемое время занятий в зависимости от возраста ребенка и помощь детям в их работе.

В 3 параграфе представлены непосредственно техники необычного рисования.

В заключении хочется сказать, что в процессе подготовки курсовой работы мы выполнили все поставленные перед собой задачи. И пришли к выводу, что мы подготовили весь необходимый материал для написания будущей дипломной работы и учебно-методического сборника «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ». А подобранные методика и материал по ознакомлению учащихся с необычными техниками рисования могу быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических колледжей.

Спасибо за внимание, мы готовы выслушать ваши вопросы и замечания.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена                                                                                                             Специальность:

с оценкой___________________

« » ______________ 20__ года

                                                                                          Курс:   группа:

                                                                               Руководитель:

                                 Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                            3

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПООБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                     6

1.1        Понятие «творческие способности»                                                             6

1.2 Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей детей                                                                           10

1.3        Необычные изобразительные техники как способ развития

творческих способностей  младших школьников                                              14

Выводы по 1 главе                                                                                                 21

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                                                           23

2.1 Способы тестирования и обработки результатов тестовых заданий на определение творческих способностей младших школьников                         23

2.2 Методы и приемы обучения изобразительной деятельности младших школьников необычным техникам рисования                                                   29

2.3 Виды необычных техник рисования и способы проведения занятий с их использованием на уроках технологии в начальной школе                              31

Выводы по 2 главе                                                                                                 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                   41

        

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что закон Российской Федерации «Об образовании» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» ориентируют образовательный процесс и школьные технологии в направлении их максимальной креативности.

ФГОС ННОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен, в том числе на развитие творческих способностей у младших школьников.

        Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.

Тем самым, мы указываем на актуальность, необходимость развития творческих способностей в каждом ребенке. Каждый ребенок рождается творцом. В каждом заложены ростки творчества. Нужно только создать условия, что бы они проросли и дали свои плоды. От этого зависит наше «завтра». Ведь те дети, которые сегодня являются школьниками – уже через несколько лет подрастут – и от принятых ими решений будет зависеть судьба нашего государства, а возможно и всего мира.

           Среди работ зарубежных исследователей в области творчества, креативности выделяются труды Дж. Гилфорда[2], А. Маслоу[7], К. Тейлора, Э.П. Торренса [27]. В отечественной науке посвященной теории креативности, творческим способностям можно отметить А.В. Хуторского, А.М. Матюшкина. Также проблемами творчества занимался выдающийся отечественный ученый  Л.С. Выготский [4].

Но и современные ученые не оставляют попыток исследовать и открыть что-то новое в теме творчества. Психолого-педагогические исследования показывают, что существует много способов развития творческих способностей обучающихся. Такие отечественные ученые – исследователи как Никитина А.В., Давыдова Г.Н. [9], доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей. К рассмотрению в нашей работе мы обратились к нетрадиционным техникам рисования. По-нашему мнению нетрадиционные техники рисования обладают поразительной силой открывать новое в обыденном и менять взгляд на существующее. А это первый росток  в саду творческих способностей.

На наш субъективный взгляд, необычные техники рисования мало используются, и даже, к сожалению, не представлены в программах образовательных школ. Их на вооружение взяли только воспитатели дошкольных учреждений. На наш взгляд, это потому, что дошкольникам ближе тот образ мышления, который мы хотим развить в младших школьниках. Эту нехватку необычных техник рисования возможно реализовать в кружковой деятельности младших школьников, но проблема отсутствия необычных техник рисования на уроках связана с тем, что не хватает достаточного методического материала для педагогов начальных классов, для внедрения их в программу начальной школы.  Это является основным противоречием выявленном нашим исследованием, опираясь на которое, а так же актуальность проблемы мы определили тему исследования: «Использование необычных техник рисования в кружковой деятельности по технологии для развития творческих способностей у младших школьников»

 Цель работы: собрать из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей, развивающие их воображение.     

          Объект исследования: необычные техники рисования.

Предмет исследования: методическое обеспечение образовательного процесса на уроках технологии в начальной школе.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы по теме исследования.
  2. Изучить основные техники необычных техник рисования.
  3. Собрать из различных источников методы и приемы изобразительной деятельности формирующие творческие способности. 
  4. Обобщить теоретический материал и адаптировать его к урокам в начальной школе.
  5. сделать выводы.

В ходе работы мы использовали следующие методы теоретического исследования:

1.Анализ литературных источников.

2.Систематизация.

3.Обобщение.

4.Классификация.

Практическая значимость состоит в том, что подобрана методика, разработан учебно-методический материал по ознакомлению с необычными техниками рисования, которые могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических колледжей, руководителями кружков.

План исследования:

  1. Изучение понятия творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучение литературы по вопросу необычные изобразительные техники рисования, как способ развития творческих способностей у   младших школьников.
  3. Подготовка тестирования по изучению уровня творческих способностей детей, по методике Вильямса.
  4. Подбор материала по необычным техникам рисования на уроках технологии.
  5. формулирование выводов.

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития творческих способностей

   1.1   Понятие «творческие способности»

Проблема возникновения, выявления и развития способностей является предметом исследования психологии, философии, педагогики. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Петровский, П.К. Энгельмейер [3], А.А. Потебня, Дж. Гилфорд[6], С.О. Грузенберг[8], Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Д.Б.[9] Богоявленская, Е. Торренс[17] и многими др.), общих и специальных способностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков[20] и др.), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (Г. Айзенк, А. Бинэ, Ф. Гальтон, Э.А. Голубева[21] и другие), психологии творческого учителя (А.М. Матюшкин, Б.М. Неменский, А.В. Брушлинский[30], Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец[34], А.А. Мелик-Пашаев, М.С. Каган и др.) [35].

В отечественной науке теория творческих способностей разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным[2], Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой[4], Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым[15], Т.Т. Тажибаевым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, и др [16].

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» [4].

Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества. [25].

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2].

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. [18]

«Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон [18].

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).

Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный.  Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».

Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [13]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.

Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Творчество - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [10].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Под творчеством детей младшего школьного возраста понимают - создание ребенком нового продукта, придумывание новых, ранее не используемых деталей, применение усвоенных ранее способов  выразительности в новой ситуации.

Таким образом, творческие способности - это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем.

1.2 Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей детей

Таким образом, рассматривая творческие способности, их становление и формирование, нам нужно подробно рассмотреть какой возраст наиболее подходит  для развития творческих способностей.

 Среди ученых распространено суждение о том, что развитием творческих способностей необходимо начинать заниматься с самого раннего возраста, когда ребенок проявляет тягу к творчеству, познанию всего нового и это наиболее естественно у него получается. Это мнение не лишено определенного смысла и ее на вооружение взяли педагоги дошкольного образования.

С точки зрения педагогической психологии дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть большой потенциал познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [17]

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками [14].

Младший школьник - еще незрелый, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями человек.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, «творчество - норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует» [4].

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

В этот период младшего школьника интересует в окружающем мире абсолютно все. Все проявления физического мира, в его многообразии и разносторонности.  В его мозге происходят процессы создания нейронами новых связей – которые будут в дальнейшем основополагающими для творческого восприятия и переосмысления действительности. Вся окружающая жизнь-является предметом познания младшего школьника. Сама жизнь является тем пусковым механизмом, которая запускает процессы творчества в жизни ребенка. Благодаря тому, что он уже не пассивный воспринимающий действительность, а активный участник процессов познания и преобразования окружающей его действительности – он может влиять на среду создавая некоторые продукты творческой деятельности, что вырабатывает в нем процессы самопринятия. В этом периоде ребенок постепенно покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Он переходит от воображаемых действий со многими недоступными ему предметами, к реальной жизни в которой он может действовать так, как раньше ему было недоступно – это также запускает механизмы творческого познания в жизни ребенка. Он уже не мечтатель. Он - реалист.

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

Непосредственность детских реакций и впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в развитие произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребёнок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать своё поведение [14].

При рассмотрении основополагающих первообразований характера младшего школьника и его ведущей деятельности в этом возрасте, а наряду с этими процессами, которыми управляет учитель – создавая условия для развития творческой деятельности младших школьников – можно предположить, что в процессе совместной деятельности в паре ученик-учитель, происходит усвоение предмета деятельности, а также его творческое преобразование. Это такие процессы как действия с объектами, нахождение в определенных учебных ситуациях, творческое применение полученных и интерпретированных самим школьником знаний происходит развитие процессов творчества.

В научной литературе даны определения творческих видов деятельности, которые использует младший школьник в своей деятельности

Познание – «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» [19].

Преобразование – «творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний» [18].

Создание - «творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях» [12].

Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [16].

Таким образом, мы можем выявить, что «творческая деятельность» младших школьников – это процесс продуктивной деятельности, направленный на овладение творческим опытом познания действительности, а также создания, усвоения, переработки объектов и субъектов окружающего его культурного опыта, проходящий в процессе его познавательной и образовательной деятельности, организованной и проходящей в сотрудничестве с педагогом.

1.3        Нетрадиционные изобразительные техники как способ развития

творческих способностей  младших школьников

В образовательном процессе представляется много возможностей, которые позволяют использовать целенаправленную поисковую активность ребенка, для того, чтобы можно было обогатить его опыт самостоятельным творческим познанием.

Одним из таких способов является рисование. Особенностью изобразительной деятельности является то, что изначально  она возможно и не предполагала такого результата, который получился у ребенка в итоге.

В зависимости от масштабности целей которые он себе поставил – и соотнеся их с теми возможностями которыми он обладает – ребенок может испытывать чувство разочарования, потому что несформированность мыслительной деятельности, несформированность костно-мышечной системы и других систем – не позволяет ребенку младшего школьного возраста в полной мере реализовать на бумаге тот замысел, который бы он хотел воплотить. Поэтому, мы считаем важным и нужным проводить специально организованную работу по формированию навыков рисования с помощью необычных методик.

Активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка, процесс передачи своего детского опыта в тех формах и теми средствами, которые ему в данный момент доступны и понятны.

Одним из наиболее важных условий успешного развития творческих  способностей ребенка на занятиях по изобразительной деятельности  является разнообразие средств и вариативность детской работы. Рисование нетрадиционными техниками - это уникальная возможность для младших школьников думать, творить, воображать, мыслить, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, творчески самовыражаться [3].

Нетрадиционные способы рисования – это не только рисование, но так же и игры с цветами красками, а возможно и с другими различными необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у школьников мышления, фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными [5].

Термин «необычный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, общепринятыми, привычными. Необычные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа и композиции, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у школьников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными [5].

В процессе всех видов изобразительной деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация ребенок испытывает разнообразные чувства, это обогащает его эмоциональную сферу, помогает принимать или не принимать свои чувства, обращаться к взрослым за помощью в дифференциации чувств и получать помощь в работе над принятием негативных чувств и в том, чтоб разделить свои положительные чувства с другими. Ребенок радуется красивому изображению, если у него оно получилось,  и, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные умения, уточняются и закрепляются его представления об окружающем, в процессе работы он включает новые качества предметов в сферу своего сознания, овладевает изонавыками, умениями, учится осознано их использовать.

В процессе рисования, наряду с развитием своего творческого воображения, ребенок учится манипулировать и приобретает навыки владения изоматериалами, учится и новым способам, и техникам создания рисунка.

Необычный подход к исполнению изображения дает почву для  развития детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить, а вместе с тем это обогащает его непосредственный опыт, что очень важно для дальнейшего его развития.

Важным условием, по нашему мнению, является как сам замысел оригинального, необычного задания, так и те материалы, которые возможно использовать при выполнении. Ими могут быть крашеный пенопласт, чай или кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы и все то, что можно найти и дать применять в своем творчестве по необычным техникам рисования.

Разнообразный материал стимулирует активную творческую деятельность учащихся. Считается, что чем более разнообразный материал имеет в своем распоряжении младший школьник, тем интереснее ему с ним работать и разнообразнее проявляется его творческая деятельность. У ребенка появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Изобразительная техника – это умение художников пользоваться различными художественными материалами, знания различных технических приемов работы различными художественными материалами, приемов изображения предметов в перспективе, передачи светотени, конструктивного строения, выразительность передачи изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника[10].

П. П. Чистяков писал «Техника – это ярлык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, переживания, увиденную вами красоту».

В. В. Верещагин обращаясь к технике изобразительного искусства писал «Художественная техника – это грамматика, без которой никакие стремления в искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца».

Чтобы научить ученика изображать, нужно создать условия для занятий изобразительным творчеством. У школьника должен быть уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше (еще до школы) взять в руки карандаш и краски. Проводимые исследования показали, что многие предпочитают рисовать фломастерами и цветными карандашами. Реже ребенок лепит из пластилина и совсем редкое явление, когда ребенок рисует красками, в условиях дома. Фломастеры и цветные карандаши – это хорошо, но в сочетании с другими изобразительными средствами невозможны,[15].

Что же рекомендуется иметь в кабинете изобразительного искусства для творчества школьника:

- мольберт или простой стол, можно с откидной крышкой,

- акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатную бумагу, разноцветную тушь, клей, цветную бумагу и другое.

А теперь нам нужно научить разумно использовать это многообразие материалов. Конечно, чаще всего, у детей в руках могут быть бумага, карандаши, фломастеры. Но существует множество способов необычного изображения предметов.

На занятиях с младшими школьниками по изобразительному искусству в кружковой деятельности, необходимо ставить такие задачи:

- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;

- решать на занятиях учебные задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);

- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.

Занятия с использованием необычных техник изобразительного искусства не предполагают показ техники, но не допускают показа образцов. Дети приходят на занятие, как на встречу с чудом. И такие уроки сопровождаются радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь.

Рисование для ребёнка-это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность, они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно - это стихия, из которой возникают образы, а образы-это фантазия.

Рисовать гелиевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное и привычное дело. Но на своих занятиях необходимо предлагать детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества.

На занятиях дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия.

Необычные способы рисования хорошо усваиваются обучающимися, и спада активности на занятиях не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изображения: пальчиковую живопись, технику процарапывания, с помощью нитки, раздувание краски, рисование кусочком поролона, рисование на стекле, по дереву, рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм и т.д.

У детей в процессе занятий изо-деятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

При применении креативной терапии на уроках необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности.

Необычными техниками рисования считаются:

1.Веселые отпечатки.

Это способ отпечатать на бумаге самые различные вещи, находящиеся под рукой, начиная предметами находящимися в пенале и заканчивая отпечатками собственных пальчиков и ладошек. К «веселым отпечаткам» относится и техника ниткография или «волшебные нитки», а так же отпечатывание растений.

2.Удивительная графика.

Это направление необычных техник включает в себя монотипию и диатипию. Заключается все это в том, что на бумагу или картон наносится краска или гуашь в хаотичном порядке, а после накрывается вторым слоем бумаги.

3. Кляксография.

Рисунки в этой технике получаются необычайной красоты, с помощью разбрызгивания, выдувания или размытия рисунка создаются многообразные и совершенно неповторимые узоры.

4. Удивительная аппликация.

С помощью кусочков цветной бумаги различных форм и размеров приклеенных на  бумагу и капелькой воображения получаются удивительные коллажи.

Выводы по 1 главе

Таким образом, мы рассмотрели теоретические вопросы развития творческих способностей у младших школьников по средствам использования необычных техник рисования на уроках технологии.

Первая глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе мы выяснили, что творчество, есть процесс деятельности человека, который создает абсолютно новые материалы, продукты и ценности которых прежде не существовало. Творческая личность - это личность, которая находясь в обществе, которое влияет на нее, проявляет свой творческий потенциал, выявляет и актуализирует мотивы к творческой деятельности, реализовывает свои способности, проявляющиеся в виде продуктов, которые являются результатом творческой деятельности личности.

Во втором параграфе рассмотрели характеристику младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей мы выяснили что возраст 6-11 лет наиболее пригоден для развития творческого мышления детей. В этом возрасте активно развивается мозг, костно-мышечная система ребенка. Формируются все психические процессы, такие как память, мышление, речь, внимание, и т.д.

В третьем параграфе узнали, каким образом творческая деятельность обогащает и развивает опыт ребенка в творчестве. Создавая творческие продукты, младший школьник  испытывает ситуацию успеха, когда на его глазах рождаются проекты, задуманные и воплощенные им самим. Это самым благотворным образом сказывается на самооценке ребенка и развитии его творческих способностей

Для развития этих способностей мы выбрали необычные изобразительные техники, для которых необходимыми материалами являются акварельные краски, гуашь, карандаши (цветные, простые), фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, ватные палочки, различные кисти, ткань, картон, природный материал, бархатная бумага, разноцветная тушь, клей, цветная бумага и другие.

ГЛАВА 2. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий с использованием необычных техник рисования в начальной школе

2.1 Способы тестирования и обработки результатов тестовых заданий на определение творческих способностей младших школьников

       Для изучения и анализа влияния необычных техник рисования на развитие творческих способностей у младшего школьного возраста есть несколько видов тестирования. Можно провести «диагностику уровня развития творческих способностей» младших школьников, «тест креативности Торранса», «тест круги», «тест домик», «диагностика специальных способностей детей», а так же «тест креативных (творческих) способностей Вильямса».  

Сейчас мы рассмотрим тест по изучению влияния необычных техник рисования на развитие творческих способностей обучающихся.

Цель исследования: изучить возможности развития творческих способностей у младших школьников.

Задачи:

- изучить степень развития творческих способностей и креативности младших школьников;

- рассмотреть развивающие занятия с помощью уроков  по нетрадиционным техникам рисования;

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческими способностями, так и личностно-индивидные креативные характеристики.

· тест (творческих) способностей;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса — один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и точность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Для младших школьников размер оптимальной численности группы 5-10 человек, время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появились вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентных способностей тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

—беглость (Б)

—гибкость (Г)

—оригинальность (О)

—разработанность {Р)

—название (Н)

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка. Четыре возможные категории:

—живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

—механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

—символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

—видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).  

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри - снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1балл — рисуют только снаружи.

2балла — рисуют только внутри.

3балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

 2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0баллов — название не дано

1балл — название, состоящее из одного слова без определения.

2балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту

Беглость. Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

Гибкость. Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность. Где выполняется рисунок:

—вне стимульной фигуры — 1 балл

—внутри стимульной фигуры — 2 балла

—внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.

Разработаннсоть. Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

—симметрично повсюду — 0 баллов

—асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл

—асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

—асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

Название. Словарный запас и образное, творческое использование языка:

—название не дано — 0 баллов

—название из одного слова — 1 балл

—название из нескольких слов — 2 балла

—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок).

 Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Мы так подробно описали данный тест, так как надеемся использовать его в полной мере при апробации будущего дипломного проекта.

2.2 Методы и приемы обучения изобразительной деятельности младших школьников необычным техникам рисования

Первые шаги ребенка в искусстве-очень ответственный момент. В это время взрослый должен быть всегда-помочь, подсказать, порадоваться. Иначе, в случае неудачи ребенок может надолго потерять интерес к занятиям. Занятия должны быть увлекательными, лучше всего, если она превратятся в игру,  в которой учитель будет не просто показывать, а тесно взаимодействовать с ребенком в процессе работы.

Устраивать соревнования: кто больше увидит фантастических животных, или кто придумает самую интересную сказку.

Проводить выставки. Выставка очень важный момент для ребенка, так как он осознает, что у других получается иначе, чем у него. В это время он очень хорошо видит свои ошибки и понимает чужие. Очень важно, никогда не подвергать ребенка критике. Нужно уважать право каждого на индивидуальность.

Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Значит, задачи, которые ставятся перед ним, должны быть ему по силам и усложнять их надо постепенно. Чаще хвалите ребенка не только за его работы, но и за усердие. Это повышает у ребенка уверенность в своих силах.

Дети могут многое, если им интересно. Стимулировать интерес можно, предлагая каждый раз новую задачу (пусть даже это будет вариант уже известной техники).

Лучше не затягивать время занятий- дети не должны уставать или соскучиться. Учитывая их возраст, интересы и потребности, с ними целесообразно заниматься так:

4-6 лет~20-30 минут,

6-8 лет~30-40 минут,

8-10 лет~ около часа.

Дольше заниматься не имеет смысла. Усталость, рассеянность приведут к тому, что после нескольких таких занятий ребенок вообще может охладеть к предложенным ему играм. Но никогда не обрывайте занятие резко, дайте время закончить начатое. Обозначенного временя вполне достаточно, что бы выполнить одну-две работы и внимательно их рассмотреть.

Если ребенок бросает работу на пол пути-надо подумать, может ему непонятно, трудно или надоело?

Если получается –закончите работу вместе, лучше задержаться на непонятном приеме до тех пор, пока ребенок не приобретет настоящего навыка. Если надоело-покажите новую технику, новый поворот работы. Увлечения ребенка проходят волнами, следовательно, спустя какое-то время ребенок вернется к оставленному с новым энтузиазмом.

Не помешает самому  стать учеником ребенка, пусть он научит вас тому, что он сам хорошо умеет. Ведь попадая в ученики, вы возвышаете ребенка и в собственных глазах и в глазах окружающих.

Прежде, чем преподнести детям ту или иную технику необходимо тщательно освоить ее самому. Тогда не возникнет неожиданных, часто нежелательных ситуаций на занятиях.

И, конечно, что бы быть на высоте, необходимо заниматься самообразованием, читать специальную литературу, альбомы и журналы по искусству, посещать выставки и творить самим. На данный момент существует много техник рисования, например, таких как: ниткография, кляксография, рисование отпечатками, рисование ватными дисками, монотипия, рисование ладошками, рисование ватными палочками, рисование вилкой, рисование губкой, рисование набрызками, рисование штампиками, рисование отпечатками стаканчиками, рисование расческой, рисование восковыми мелками, граттаж (воскография), рисование марлей, рисование воздушно-пузырьковой пенкой, рисование солью, рисование свечей.

2.3 Виды необычных техник рисования и способы проведения занятий с их использованием на уроках технологии в начальной школе

Также нами были рассмотрены и подобраны нетрадиционные техники рисования. К ним относятся:

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа (произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы)) и живописи. Если просто сказать это одно касание, прикосновение, надавливание. Это художественное произведение, выполненное за один прием.

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка.

С учетом всех сложностей создания изображения при помощи монотипии рекомендуется:

- на начальном этапе обучения - использовать прием сотворчества со взрослым;

- ребенок должен получать лист бумаги с готовой линией сгиба;

- обучение техники монотипии лучше всего организовать с подгруппой детей. Примерные темы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет».

 C:\Users\Kristi\Desktop\1009170_2.jpeg

Ниткография. Сложность этой техники заключается в том, что она требует точной последовательности, аккуратности в работе. Эту изобразительную технику можно считать разновидностью монотипии. Но специфика создания рисунка позволяет определить ниткографию как отдельный способ изображения. Обычно одно- или многоцветное изображение похоже на какой-либо объект (птица, дерево, пейзаж). Нужно помочь детям увидеть это сходство. 

Примерная тематика: «Вологодские кружева», «Морозные узоры»

 C:\Users\Kristi\Desktop\13904585193_6e9db821d1_o.jpg

Кляксография - формирует умение передавать силуэты, помогает научиться более профессионально работать с кистью и красками. Это очень хорошее занятие для развития фантазии и творчества. Помимо этого, в человеке, занимающемся кляксографией воспитываются такие качества как сопереживание и эстетическое восприятие созданных изображений.

Кляксография — замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и просто с положительным настроением. Создавать необычные образы понравится каждому. Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются.

Примерная тематика: «Кляксы - наши друзья», «Волшебные кляксы», «Чудесные картинки».

 C:\Users\Kristi\Desktop\019.jpg

Хеппинг. У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами – это наши пальчики. На каждый пальчик-кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш . Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитие контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия,  способствует приобретению опыта координации зрения и руки. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смыть.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1025945/6fffa4ed-1dae-4302-86a7-7fa77521de86/s1200

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности:

пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 C:\Users\Kristi\Desktop\img20.jpg

Оттиск мятой бумагой. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. C:\Users\Kristi\Desktop\786015.jpg

"Волшебные краски". Для приготовления 5-6 цветов (для одного ребенка) необходимо 1 кружка муки, 1-2 ст. ложки соли, 1-2 ст. ложки растительного масла (любого), 1,5 ст. ложки клея ПВА. Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины... Для "окрашивания" можно использовать красители (пищевые!!!) как жидкие, так и сухие; можно добавлять и гуашь или акварель.

Отпечатки листьями. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1495767/6f1dc978-86c2-4c66-9805-b7bf28fbab61/s1200

Декупаж. Материал:

Традиционная бумага. Есть много различных видов ее толщины, но как правило, это самый трудный материал для украшения и работа с ним требует хорошие навыки.

Мягкая бумага. Тонкая, мягкая бумага или бумажные салфетки. Небольшие украшения могут быть приклеены без предварительного смачивания. Важно при работе избегать темных поверхностей, так как бумага просвечивает

Рисовая бумага. Это очень тонкая бумага, но достаточно прочная. Легко приклеивается и прозрачная. Рисовая бумага отлично подходит для больших поверхностей, так как она не рвется и не образует складок.

Декупажные карты. Эта бумага очень схожа с традиционной бумагой. Преимущество этой бумаги в том, что она с готовым узором для декупажа. Элементы узора накладываются друг, на друга создавая определенные эффекты.

Кракелюр - специальная, декоративная техника состаривания поверхности изделия, которая заключается в растрескивании цветного слоя краски или лака. Кракелюр придает предметам старинный вид. Искусственно состарить с помощью кракелюрних лаков можно практически любую поверхность (пластик, дерево, стекло, ДСП, керамика, и др.) всего лишь за несколько часов.

Приемы декупажа

1.        Подготовить поверхность

2.        Подобрать салфетку

3.        Вырезать понравившийся узор

4.        Наклеить и прижать узор (клей ПВА)

5.        Пройтись (при желании) по краю рисунка кистью фоновой краской – чтобы переход от салфетки к фону стал незаметен. Далее покрыть поверхность акриловым лаком.

 http://azbukavsem.ru/image/cache/catalog/m-c/dekupaj/mc-decupaj-0-680x480.jpg

        Итогом работы юных художников является выставка. Самый простой вариант выставки-разложите «шедевры» на получится многоцветная мозаика. Можно также развесить работы на бельевой веревке, закрепив прищепками-комната приобретет праздничный вид. Более долгосрочные варианты выставок-на специальных «стендах». Простейший выставочный вариант стенд на стене можно сделать из листов пластиковой потолочной плитки и приклеить к нему детские работы портновскими булавками с цветными ушками.

        Для изготовления «воздушного» стенда натяните яркие атласные ленточки,  например, на раму и прикрепите рисунки к ленточкам. Приклеивать на ватман можно, но это достаточно трудоемкий способ. К тому же не удобно менять экспозицию.

        Каждую детскую работу отдельно можно, и даже нужно оформить. Дело в том, что, отправляя работу в рамку, мы тем самым отделяем ее от окружающего мира, концентрируем на ней внимание.  Даже самая простая работа в раме смотрится достойно и интересно.

        Тем более что, оформляя вместе с детьми их «шедевры», мы тем самым показываем уважение к детскому творчеству, подчеркиваем ценность их труда, а это очень важно для поддержания детской самооценки.  

 Выводы по 2 главе

Таким образом, мы рассмотрели пример проведения тестирования, с помощью которого можно определить творческие способности ребенка.

В первом параграфе мы рассмотрели «тест креативных (творческих) способностей Вильямса», в котором творческие способности можно определить и продиагностировать.  

Целью исследования являлось изучение возможности развития творческих способностей у младших школьников, с помощью занятий по необычным техникам рисования. Перед нами стояли следующие задачи:

- понять, ким способом можно изучить степень развития творческих способностей  младших школьников;

-каким образом можно измерить уровень развития творческих способностей у младших школьников;

Во втором параграфе рассмотрели методы и приемы обучения младших школьников необычным техникам рисования, главную роль в которых занимает полная взаимосвязь с ребенком. Которая в свою очередь помогает ему раскрыться, и адекватно реагировать на некоторые неудачи в своей работе. Взаимодействие с ребенком сможет научить его видеть свои недостатки и отличия от работ других ребят.

В третьем параграфе мы достаточно подробно рассмотрели некоторые представленные виды необычных техник рисования, которые помогают развитию ребенка, которое в будущем сыграет не маловажную роль в его жизни.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В процессе подготовки к курсовой работе мы ставили цели: провести анализ литературы по теме исследования; изучить основные виды необычных техник рисования; собрать из различных источников методы и приемы изобразительной деятельности формирующие творческие способности; обобщить теоретический материал и адаптировать его к урокам в начальной школе; сделать выводы.

        Для курсовой работы было необходимо отобрать специальную литературу. Для этого мы проанализировали 35 источников, в том числе из которых было 5 источников тематического характера, 10-методического характера, а также 14 интернет-сайтов. Проанализировав необходимую литературу, мы систематизировали и обобщили информацию о значении необычных техник рисования для развития младших школьников.

        Обзор интернет-источников и отбор информации помогли изучить виды различных техник необычного рисования.

        После изучения данных техник мы выявили различные способы рисования и описали варианты выполнения работ на уроках технологии и представили несколько образцов выполненных младшими школьника. Таким образцом, задачи курсовой работы выполнены.

        В дипломной работе мы планируем изучить педагогический потенциал необычных техник рисования и выпустить методический сборник по теме «Использование необычных техник рисования на уроках технологии для развития творческих способностей младших школьников».

        

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 80.

2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995. Т. 16. №5. С. 12-16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.-224с.

3. Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2007.- № 4. - С.39.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.

5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. -- Фрунзе, 1990.

6. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С.14 - 17.

7. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.34 - 41.

8. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс],  (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). (дата обращения 20.01.2020).

9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000 - 464 с.

10. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002 - 365 с.

11. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 1975.

12. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 912 с.

13. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс]

14. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.

15. Немов, Р.С. Психология. - [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.

16. Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 631 с.

17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10. - С. 34-37.

18. .Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.

19. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - С. 13.

20. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с

21. Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.

22. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1993 - Т. 1. - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). (дата обращения 20.01.2020).

23. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.6 - 33.

24. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.

25. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

26. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2007.- №6.- С. 60 - 62.

27. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 1975.

28. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,1998.

29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.

30. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. С.13.

31. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64

32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с

33. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.

34. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34

35. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 1974.



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения педагогического опыта образовательного учреждения

  1. История образовательного учреждения.

  2.Структура методической службы в образовательном учреждении

https://sch218.mskobr.ru/images/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0.png

  1. Основные направления деятельности методической службы.

 Информационное

Ознакомление педагогов с нормативными документами:

  • Министерства образования Российской Федерации;
  • Министерства образования Московской области;
  • Комитета по народному образованию Еманжелинскому району.

 Управленческая

- планирование методической работы;

  • организация мониторинга качества образования
  • анализ результатов образовательного процесса.

 Инновационная

  • помощь педагогам по внедрению новых технологий и методик;
  • помощь учителям в организации учебной и воспитательной деятельности.

 Профессиональное самообразование педагогического коллектива

  • организация психолого-педагогических семинаром;
  • организация семинаров- практикумов;

Развитие профессионального мастерства в рамках работы ЕМО;

  • работа над индивидуальной творческой темой;
  • обобщение педагогического опыта;
  • курсы повышения квалификации.

 Формы разработки образовательных проблем

  • тематический педсовет;
  • административные и производственные совещания;
  • заседания ЕМО;
  • взаимопосещения уроков;
  • методический совет.

 Презентация результатов деятельности педагогов

  • аттестация педагогов;
  • совещания и семинары по обмену опытом;
  • творческие отчёты учителей;
  • педагогический советы;
  • работа методического совета.

4.Формы методической работы в образовательном учреждении

  • Мастер – классы
  • Обучающие семинары
  • Научно-методические конференции
  • Курсовая подготовка
  • Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

5.Условия эффективности организации методической работы учителя.

  • четкое и конкретное планирование методической работы (разработка и определение критериев, показателей, индикаторов достижения результатов);
  • полный охват методической работой всех членов коллектива;
  • постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных педагогов, действующая система стимулов;
  • создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;
  • оптимизация деятельности педагогов;
  • формирование банка передового опыта;
  • изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики, стабильность достижения положительных результатов на протяжении ряда лет, возможность творческого применения опыта другими)
  • систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью М. Э. Шарычевой по теме: «Профессиональная этика педагога начальной школы»

(журнал «Начальная школа» - №11, 2019 г.)

 В рецензируемой статье рассматривается профессиональная педагогическая этика, описана специфика ее реализации на уровне начального общего образования, описаны некоторые категории педагогической этики, связанные с культурой общения в социальных сетях.

                 Тема раскрывается в статье с научных позиций, в доступном и понятном виде. Следует особенно подчеркнуть, что профессиональная этика педагога начальной школы действительно является актуальной проблемой современной действительности и «модернизация, происходящая в современном образовании, и инновационные процессы, наблюдаемые в начальной школе, предъявляют к педагогу особые требования…».

В работе получил освещение и такой вопрос, как особенность педагогической профессии, автор утверждает, что «своеобразие педагогической профессии заключается изначально в том, что она по своей природе носит гуманистический характер, и находит отражение в обеспечении личностного развития, индивидуальности, творческого начала».

 К достоинствам работы относится аргументация автором своих рассуждений документами, регламентирующими деятельность педагога: «Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» и «Профессиональный стандарт «Педагог», где также присутствует информация о требованиях к педагогу. Например, автор выделяет, что «…к обязанностям педагогического работника относят «…соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики»», а также то, что «…одним из критериев при аттестации выступает соблюдением педагогом нравственных, правовых и этических норм».

Несомненный интерес представляют собственные выводы автора, с которыми я полностью согласна, о том, что «…именно в начальных классах осуществляется целостное личностное развитие ученика, и особую роль в данном процессе играет учитель как референтное лицо для младшего школьника…».

Автор смело дал новую, хотя и не бесспорную трактовку об одной из насущных проблем современности – интернет-имидже педагога, подробно раскрыл принципы профессиональной этики педагога, на которые педагог должен ориентироваться при выходе в социальные сети, ведь на данный момент в интернете ведутся споры относительно публичного размещения педагогами данных из личной жизни.

Наиболее существенным из выводов автора представляется достаточно оригинальная модель профессиональной этики педагога, на основе которой автор выделил условия, способствующие наиболее эффективному взаимодействию педагога с субъектами образовательного процесса, например, «…развитие профессиональной этики педагога в рамках курсов повышения квалификации, модульных курсов, стажировок».

Статья может быть полезна как учителям начальных классов, так и учителям среднего звена, так как проблема является очень актуальной, и раскрывается в статье с различных позиций в несложной и внятной форме.

Пяткова Кристина Геннадьевна, студентка 401НК группы ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»