ПК 4.3
материал

Пяткова Кристина Геннадьевна

Систематизировать образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушением осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы);

2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;

3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);

4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

1) обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

2) снижение уровня заболеваемости учащихся;

3) сохранение работоспособности на уроках;

4) формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий для школы:

1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

4) Смена видов деятельности — это чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы.

6) Игры. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках.

9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения.

10) Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности.

12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение.

13) Беседы о здоровье. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

15) Работа с родителями. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.



Предварительный просмотр:

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

4 класс

Школа России

  Малахитовая шкатулка

  Физминутка (динамическая пауза)

- Ребята, давайте немного передохнем .
А сейчас немножко разомнемся.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

 Фрагмент урока музыки с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3 класс

Школа России

  «Работа с бумагой.

Изготовление поздравительной открытки «для самой красивой!»

  Физминутка (динамическая пауза)

Дети выполняют движения по тексту.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

 Фрагмент урока технологии с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Фрагмент урока литературное чтение с использованием технологии здоровьесберегающего обучения

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3 «А» класс

Школа России

В.М.Гаршин .Сказка «Лягушка –путешественница»

  динамическая пауза для глаз

.Физкультминутка для глаз.

1.Помотри налево, а затем направо,

Вниз смотри и вверх,

Всё начни сначала:

Влево, вправо, вверх и вниз,

Только сильно не вертись!

2.Сильно мы зажмурим глазки,

Раз, два, три, четыре, пять!

А потом мы их  расслабим,

Раз, два, три, четыре, пять!

3.Посмотрели далеко,

Посмотрели близко,

И ещё раз далеко,

И ещё раз близко


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: