ПК 4.3
материал
Систематизировать образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах | 17.33 КБ |
Фрагменты уроков с использованием технологии здоровьесберегающего обучения | 17.26 КБ |
Проектные технологии в начальной школе | 98.37 КБ |
Игровые технологии в начальной школе | 93.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушением осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы);
2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст;
3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);
4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
1) обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
2) снижение уровня заболеваемости учащихся;
3) сохранение работоспособности на уроках;
4) формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий для школы:
1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
4) Смена видов деятельности — это чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы.
6) Игры. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.
8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках.
9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения.
10) Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности.
12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение.
13) Беседы о здоровье. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
15) Работа с родителями. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.
Предварительный просмотр:
Класс | Образовательная программа | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
4 класс | Школа России | Малахитовая шкатулка | Физминутка (динамическая пауза) | - Ребята, давайте немного передохнем . |
Фрагмент урока музыки с использованием технологии здоровьесберегающего обучения
Класс | Образовательная программа | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
3 класс | Школа России | «Работа с бумагой. Изготовление поздравительной открытки «для самой красивой!» | Физминутка (динамическая пауза) | Дети выполняют движения по тексту. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! |
Фрагмент урока технологии с использованием технологии здоровьесберегающего обучения
Фрагмент урока литературное чтение с использованием технологии здоровьесберегающего обучения
Класс | Образовательная программа | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
3 «А» класс | Школа России | В.М.Гаршин .Сказка «Лягушка –путешественница» | динамическая пауза для глаз | .Физкультминутка для глаз. 1.Помотри налево, а затем направо, Вниз смотри и вверх, Всё начни сначала: Влево, вправо, вверх и вниз, Только сильно не вертись! 2.Сильно мы зажмурим глазки, Раз, два, три, четыре, пять! А потом мы их расслабим, Раз, два, три, четыре, пять! 3.Посмотрели далеко, Посмотрели близко, И ещё раз далеко, И ещё раз близко |