рабочая программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Чтение,1 класс,"Школа России" + "Перспетива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_i_lit.chtenie.docx | 59.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Принято Утверждаю На школьном методическом объединении учителей Педагогическим советом Директор школы Гуманитарного цикла Протокол №11 __________Черныш О.В. Протокол. от 14.08.2020г. Приказ № 30 - ОД От 10.08.2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1- 4 КЛАСС На 2020 – 2021 учебный год Составитель: Учитель начальных классов Ярущенко А. А. |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами начального общего образования на основе авторской программы Л. Ф. Климановой Т. В. Бабушкиной Русский язык 1-4 классов. Раздел «Обучение грамоте» разработан при участии С. Г. Макеевой. Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», Издательство «Просвещение», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Горецкий В.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2018.
- Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.В.Г. Литературное чтение: Учебник. 1 класс. В 2 ч..— М.: Просвещение, 2018.
- Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М.: Просвещение, 2017
- Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина Литературное чтение: Методические рекомендации: 1 класс — М.: Просвещение, 2017
- Бойкина М. В. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 1 класс — М.: Просвещение, 2018
Общая характеристика учебного предмета, курса
Цели изучения курса «Литературное чтение»:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно- речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия культура, которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Целевая ориентация рабочей программы
Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 1 класса, для которого разработана.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное описание событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Для усвоения программы всеми учениками планируется больше индивидуальных заданий (упражнений), упражнения для развития речи. На уроках будут использоваться задания (упражнения) для развития и коррекции:
- Движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- Отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- Различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- Представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты
Личностные результаты
К окончанию 1 класса будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
- освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
- чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям;
- способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать эмоции посредством чтения;
- оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;
- стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя);
- составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);
- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
- самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей;
- использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
- принимать участие в обсуждении прочитанного;
- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
- читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;
- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);
- представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема).
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
- называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;
- рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
- находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в организации выставки книг в классе;
- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
- различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
- различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять особенности сказочного текста;
- характеризовать героя произведения;
- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
- придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
- создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;
- иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
- разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
Содержание учебного предмета
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно - познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей со- здания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия про- изведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных общих учебных умений, навыков, способов действий.
В течение первого года обучения в журнале, дневниках и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся, посредством ежедневной проверки полноты и качества выполненных ими работ, завершающейся дачей необходимых индивидуальных рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно основной образовательной программе начального общего образования. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой в форме письменных заключений учителя, по итогам проверочных и самостоятельных работ на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.
Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки предметных достижений учащихся. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ построена с учётом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
В зависимости от уровня достижений по предмету обучающихся можно разделить на 5 групп (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий):
недостаточный уровень – учащиеся, которые не овладели большинством базовых знаний и умений;
пониженный уровень достижений – учащиеся, которые не достигли уровня базовой подготовки, овладели лишь отдельными базовыми знаниями и умениями;
базовый уровень подготовки – учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки, но не продемонстрировали способность справляться с заданиями повышенного уровня, т.е. они испытывают трудности при ориентировке в новой непривычной ситуации. У них сформированы только базовые предметные умения и имеется опыт применения учебных действий в стандартных ситуациях;
повышенный уровень – учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки и продемонстрировали способность применять полученные знания в измененной или новой ситуации;
высокий уровень достижений – наиболее подготовленные и способные учащиеся, которые продемонстрировали прочную базовую подготовку и способность уверенно применять полученные знания в измененной или новой ситуации.
Литература и средства обучения
- Литература для учителя.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий. – М.: Просвещение, 2011.
- Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ-Пресс, 2006.
- Волина В. В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
- Волина В. В. Праздник букваря – М.: АСТ-Пресс, 2006.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Климанова Л. Ф. Обучение грамоте: метод. пособие . – М.: Просвещение, 2012.
- Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век –2010.
- Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2007.
- Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М: АСТ, Астрель. – 2005.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М. «Мир и образование», 2007.
- Тамбовские писатели – детям: Хрестоматия для чтения в 1- 4 классах общеобразовательной школы / Составитель Г. М. Первова. В 2-х частях. Ч. 1: 1 – 2 классы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Обучение грамоте. Азбука. (CD).
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
2.Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru
6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:
www.km.ru/ education
8. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим
доступа: www.uroki.ru
9. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx? obno=12371
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Магнитофон.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран проекционный.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Добукварный период обучение чтению | 16 |
2 | Букварный период | 56 |
3 | Книги - мои друзья | 6 |
4 | Радуга - дуга | 8 |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте" в 1 классе (132 часа)
№ урока | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
Раздел 1 Добукварный период обучение чтению (16ч) | |||
1 | «Азбука» — первая учебная книга. Техника безопасности на уроке. | ||
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | ||
3 | Слово и предложение. | ||
4 | Слог. | ||
5 | Слог. Ударение. | ||
6 | Ударные и безударные слоги. | ||
7 | Звуки в окружающем мире и в речи. | ||
8 | Звуки в словах. | ||
9 | Слог-слияние. | ||
10 | Повторение и обобщение пройденного материала. | ||
11 | Гласный звук а, буквы А, а. | ||
12 | Гласный звук о, буквы О, о. | ||
13 | Гласный звук и, буквы И, и. | ||
14 | Звуки, буквы И, и. Закрепление. | ||
15 | Гласный звук ы, буква ы. | ||
16 | Гласный звук у, буквы У, у. | ||
Раздел 2 Букварный период (56 ч) | |||
17 | Звуки [ н ] и [ н' ]. Буквы Н, н. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Н, н. | ||
18 | Звуки [с ] и [ с' ]. Буквы С, с. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами С, с. | ||
19 | Звуки [к ] и [к' ]. Буквы К, к. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами К, к. | ||
20 | Звуки [ т ] и [ т' ]. Буквы Т, т. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Т, т. | ||
21 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Т, т. (закрепление). | ||
22 | Звуки [л ] и [ л' ]. Буквы Л, л. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Л, л. | ||
23 | Звуки [р ] и [ р'] Буквы Р, р. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Р, р. | ||
24 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Р, р. (закрепление). | ||
25 | Звуки [в ] и [ в']. Буквы В, в. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами В, в. | ||
26 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами В, в. (закрепление). | ||
27 | Гласный звук [ э ]. Буквы Е, е. Функция буквы е. | ||
28 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Е, е. (закрепление). | ||
29 | Звуки [п ] и [ п' ]. Буквы П, п. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами П, п. | ||
30 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами П, п. (закрепление). | ||
31 | Звуки [м ] и [ м' ]. Буквы М, м. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами М, м. | ||
32 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами М, м. (закрепление). | ||
33 | Звуки [з ] и[з']. Буквы З, з. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами З, з. | ||
34 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами З, з. (закрепление). | ||
35 | Звуки [б ] и [ б' ]. Буквы Б, б. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Б, б. | ||
36 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Б, б. (закрепление). Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | ||
37 | Звуки [д ] и [ д' ]. Буквы Д, д. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Д, д. | ||
38 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Д, д. (закрепление). Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | ||
39 | Функция буквы Я. | ||
40 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Я, я. | ||
41 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Я, я. (закрепление). | ||
42 | Звуки [г ] и [ г'] Буквы Г, г. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Г, г. | ||
43 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | ||
44 | Звук [ч ' ]. Буквы Ч, ч. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ч, ч. | ||
45 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ч, ч. (закрепление). | ||
46 | Буква Ь (мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков). | ||
47 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквой ь знак. | ||
48 | Звук [ш ]. Буквы Ш, ш. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ш, ш. | ||
49 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ш, ш. (закрепление). Сочетание ши. | ||
50 | Звук [ж ]. Буквы Ж, ж. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ж, ж. | ||
51 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ж, ж. (закрепление). Сопоставление звуков ж и ш. | ||
52 | Функция буквы ё. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ё, ё. | ||
53 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ё, ё. (закрепление). | ||
54 | Мягкий согласный звук [й' ]. Буквы Й, й. | ||
55 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Й, й. (закрепление). | ||
56 | Звуки [х ] и [ х' ]. Буквы Х, х. | ||
57 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Х, х. (закрепление). | ||
58 | Сопоставлять звуки г] — [г’, к] — [к’, х] — [х’. | ||
59 | Функция буквы ю. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ю, ю. | ||
60 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ю, ю. (закрепление). | ||
61 | Звук [ц ] . Буквы Ц, ц. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ц, ц. | ||
62 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ц, ц. (закрепление). | ||
63 | Звук [э ] . Буквы Э, э. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Э, э. | ||
64 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Э, э. (закрепление). Техника безопасности на уроке. | ||
65 | Звук [щ' ] . Буквы Щ, щ. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Щ, щ. | ||
66 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Щ, щ. (закрепление). | ||
67 | Звуки [ф ] и [ ф' ]. Буквы Ф, ф. Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ф, ф. | ||
68 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ф, ф . (закрепление). | ||
69 | Буквы мягкий и твёрдый разделительные знаки (Ь,Ъ). | ||
70 | Чтение слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. | ||
71 | Русский алфавит. | ||
72 | Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Тематическое планирование
Литературное чтение
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
Книги- мои друзья | |||
1 | Книги – мои друзья | ||
2 | «Как хорошо уметь читать…» | ||
3 | «Как бы жили мы без книг?..» | ||
4 | Мои любимые писатели. | ||
5 | Сказки К. Чуковского | ||
6 | Обобщение изученного по теме: « Книги - мои друзья» | ||
Радуга-дуга(9ч.) | |||
7 | Песенки разных народов | ||
8 | Пословицы, поговорки, загадки. | ||
9 | Мы идем | ||
10 | Обобщение изученного по теме: «Радуга-дуга». | ||
11 | Узнай сказку | ||
12 | Сравни сказки | ||
13 | В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! | ||
14 | Сказки народов России. | ||
15 | Лень до добра не доведет | ||
16 | Маленькие | ||
17 | Обобщение изученного по теме: «Здравствуй, сказка!» | ||
Люблю всё живое | |||
18 | Никого не обижай | ||
19 | «Разговоры, разговоры, разговоры…» | ||
20 | «Мы | ||
21 | Общение | ||
22 | Мои любимые писатели. Л. Н. Толстой. | ||
23 | Стихи и сказки о животных. | ||
24 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | ||
25 | Обобщение изученного по теме: «Люблю всё живое». | ||
26 | Когда мои друзья | ||
27 | Нет друга – ищи, а нашел – береги | ||
28 | Доброе слово лучше мягкого пирога. | ||
29 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | ||
30 | Обобщение изученного по теме: «Хорошие соседи, счастливые друзья» | ||
31 | Лучше нет родного края | ||
32 | Стихотворения русских поэтов о родной природе | ||
33 | Родина любимая – что мать родимая. | ||
Сто фантазий | |||
34-35 | Волшебная страна фантазий | ||
36 | Обобщение изученного. | ||
37-41 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...