Рекомендации для учителя. Как работать с учащимися, имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня
учебно-методическое пособие
Рекомендации для учителя, как работать с учащимися. имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_uchitelya_1_kl.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед «Школы-интерната № 22
ОАО «РЖД»
Кузнецова Г.М.
Рекомендации для учителя
по работе с учеником
___________________
Проблема: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
- узнавание, различение неречевых звуков;
- различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, словосочетания и слова;
- различение слов близких по звуковому составу;
- различение слогов;
- различение фонем родного языка, начать нужно с дифференциации гласных звуков, затем согласных;
- формирование звукового анализа и синтеза (определение количества слогов в слове, отхлопывание (отстукивание) двух- и трехсложных слов, выделяя при этом ударный слог, затем проводится анализ гласных звуков и анализ согласных, учить отчетливо представлять звукослоговую структуру слова);
- сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.
2. Устранение недостаточности развития речевой моторики:
- проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.
3. Устранение неправильного произношения:
- выполнять артикуляционные упражнения;
- исправлять ошибки при произношении звуков.
4. Развивать умение дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию (кора-гора, кот-год, мышка-мишка, мишка-миска…).
5. Формировать произносительные умения и навыки в различных видах самостоятельной речи детей.
6. Развивать и совершенствовать моторику пальцев рук.
7. Обогащать словарный запас.
- Уточнение предметного словаря (фрукты, овощи, одежда, птицы, животные, транспорт, времена года и т.д.). Учить подбирать синонимы и антонимы.
Например: задание «Четвертый лишний», «Найди пару», «раздели на группы». Обязательно спрашивать ребенка, почему он так выполнил задание, по какому признаку он делал выбор; исправлять ошибки ребенка и объяснять, почему он не правильно сделал и с помощью подсказок и наводящих вопросов добиваться правильного ответа.
8. Работать над связной речью.
- Пересказ с опорой на сюжетные картинки;
- пересказ с опорой на план;
-составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке;
- составление рассказа по представлению на заданную тему.
- Задания на восстановление последовательности событий, с последующим составлением словесного рассказа. (Например: ребенку предлагаются картинки, которые перепутались, ребенку необходимо разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.)
_____________. Учитель-логопед: ________________
дата
Рекомендации для учителя
по работе с учеником
_______________________
Проблема: Общее недоразвитие речи III-IVур. (недоразвитие грамстроя, фонематического восприятия; активный словарь ниже возрастной нормы, трудности самостоятельности повествования (составление рассказа по представлению, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, повествовательного рассказа), трудности в языковом анализе (определение кол-ва слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове), нарушение звукопроизношения).
1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- учить слышать и выделять звуки в слове (Например: определить, где находится заданный звук в слове – в начале, середине, в конце; определить первый и последний звук, определить третий, второй звук в слове; подобрать слова, которые начинаются с заданного звука; составление звуковых схем слов и т.д.);
- составление звуковых схем слов с выделением каждого звука в слове;
- уточнение количества слов в предложении, составление схем предложений с выделением каждого слова в предложении.
2. Устранение недостаточности развития речевой моторики:
- проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.
3. Устранение неправильного произношения:
- выполнять артикуляционные упражнения;
- исправлять ошибки при произношении звуков.
4. Развивать у детей умение дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
5. Формировать произносительные умения и навыки в различных видах самостоятельной речи детей.
6. Развитие грамматического строя речи.
- учить активно пользоваться способами словообразования (форма ед. и мн. числа; образование уменьшительно-ласкательных значений, образование прилагательных от существительных);
- работать над согласованием прилагательных с существительными;
- работать над согласованием существительных с числительными;
-задания, направленные на формирование правильного употребления предлогов (Например: вставь нужный предлог ит.д.)
7. Обогащать словарный запас.
- Уточнение предметного словаря (фрукты, овощи, одежда, птицы, животные, транспорт, времена года и т.д.).
Например, задания: «Четвертый лишний», «Найди пару», «Раздели на группы» и т. д. Обязательно спрашивать ребенка, почему он так выполнил задание, по какому признаку он делал выбор; исправлять ошибки ребенка и объяснять, почему он не правильно сделал и с помощью подсказок и наводящих вопросов добиваться правильного ответа.
- работа с антонимами и синонимами. (просить ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам)
8. Работать над устной связной речью.
- Составление пересказов по наводящим вопросам, по плану, с опорой на картинку, по серии картинок.
- Составление рассказов по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок, по плану, по представлению.
- Задания на восстановление последовательности событий, с последующим составлением словесного рассказа. (Например: ребенку предлагаются картинки, которые перепутались, ребенку необходимо разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.)
Учитель-логопед: ________________
________________.
дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические рекомендации учителям для работы с учащимися с разными особенностями
Методические психолого-педагогические рекомендации в помощь педагогу, которые помогут обратить внимание на особенности развития и поведения учащегося...
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи
Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими речевую патологию
Представлены рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи....
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.
Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более ре...
Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи
Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного мат...
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....