"Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности"
материал

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

 В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

 Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности»

2020 г.

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

 В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

 Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

 В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную  « Я - Концепцию». Для этого необходимо:

 - видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё  -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

 -понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству ;

 - помогать детям реализовать себя в деятельности.

«Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы привить выпускнику потребность  к постоянному самообразованию.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха? Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

 1. Неожиданная радость.

 2. Общая радость.

 3. Радость познания.

Неожиданная радость.

 Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

 Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной»  радости:

  • прием «Лестница».

 Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

  • прием «Даю шанс».

 Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

  • прием «Исповедь»  или «Когда учитель плачет».

 Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

Общая радость.

 Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

  • прием «Следуй за нами».

 Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

  • прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».

 Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

  • прием «Обмен ролями»  или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

 Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”

Радость познания.

 Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения.

 Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).

  Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование)

 Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

 Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.

 Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.

       Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

        Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

  • прием «Эврика».

 Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:  успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;  ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

 ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

  • прием «Линия горизонта».

 Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

Объяснить принцип, суть методики (педагогического приёма).

  • «Цветные карточки».

В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют»  их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

  • Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат

  • Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

  • Создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

  • Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

  • Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

  • Прием авансирования.

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах

  • «Холодный душ».

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.

Основной вывод по проблеме.

«Дети счастливых родителей, как правило, бывают, счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысль, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога, а в дальнейшем для тех людей, которые его окружают: родных, друзей, однокурсников, коллег, соседей.

Свободный диалог «Последствия успеха».

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не утратится ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение. "Знание-сила!". Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Над этим стоит подумать. Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех- неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху - это способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию - способ преодоления незнания. Неуспех (собственный) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен и даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

В отношении успеха стоит задуматься о следующем. Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? В этом педагогу важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

      Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. Прежде всего, потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: Во имя чего? Какими средствами?

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся.

Выступление на педсовете в МБОУ Верхне-Бузулукская СОШ по теме " Методы  и  приёмы организации  ситуации  успеха  как  одного  из  направлений  социализаци...

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

презентация "Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе"

В презентации рассказывается о нестандартных формах и методах работы на уроках,рассматриваются действия учителя,обоспечивающие создание "ситуации успеха",дается объяснение,что такое"ситуация успеха",у...

Создание ситуации успеха на урочной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.

В статье приведены формы работы по созданию ситуации успеха на уроках в начальной школе....

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.     (В.А. Сухомлинский.)...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА на уроке

1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 3. Создать банк данных по проб...

Создание ситуации успеха в урочное время.

Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться. Питер Друкер....