Доклад по теме "Роль подвижных игр для детей с ОВЗ"
материал
Предварительный просмотр:
Роль подвижных игр для детей с ОВЗ
Доклад на ГМО учителей начальных классов Окладова Т.В.
В нашей школе есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Все учащиеся имеют свою индивидуальную траекторию обучения. Но нам хотелось бы выстроить такую траекторию, которая позволит детям с ОВЗ снизить недостаточность общения, поможет социализации, даст возможность участвовать в различного рода мероприятиях и состязаниях. Отличительная особенность современного общества – это динамичность его развития. Успешность человека, а значит и ребенка в социуме все больше зависит от его творческой активности и способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях. Одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных внеучебных мероприятиях. Возможность высоких достижений в жизни на восемьдесят процентов обеспечивает эмоциональный интеллект. Вовлечение детей, находящихся на индивидуальном обучении, во внеклассную деятельность, в участие в интеллектуальных, творческих играх и конкурсах, а также участие в спортивных состязаниях – это эффективные пути выявления и развития их неординарных способностей.
В течение 5 лет с детьми с ОВЗ и инвалидами я провожу подвижные игры. Целью игр является совершенствование физических качеств и двигательных способностей учащихся. Их выполнение способствует активизации деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной систем, способствуют развитию костно – мышечного аппарата, формированию правильной осанки и походки.
Задачами методических рекомендаций для обучающихся являются:
- содействие воспитанию морально - волевых качеств, самостоятельности, целеустремлённости;
- воспитание нравственного становления и формирования гармоничной личности;
- улучшение физического и морального состояния обучающихся, способствовать формированию устойчивости организма к стрессовым ситуациям;
- способствовать укреплению здоровья и поддержанию работоспособности в учебной деятельности;
- содействовать достижению жизненных и профессиональных целей;
-взаимодействие со сверстниками в подвижных играх.
Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей разного возраста. В играх привычное становится необычным, новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребенок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения. Подвижная игра как основная форма двигательной активности обладает определенной спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом, правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Кроме этого подвижная игра требует от ребенка точного выполнения правил, быстрой реакции на сигналы и изменения игровой ситуации. Сюжеты, правила и организация игр несложны, они допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями ребенка. Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для разностороннего развития детей с ОВЗ, формирования личности каждого ребенка. Они являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет им большое удовольствие. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить детей выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. На этих занятиях я широко использую игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры разных народов. Среди них следует особо выделить сюжетные подвижные игры. В них все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Одной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно. Подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, прыгают как зайчики, стараются влезть на лестницу как пожарные и т. д. В некоторых сюжетных играх («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк» и др.) действия определяются текстом. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество может быть различным (от 5 до 25). Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок становится исполнителем ответственной роли – волка (лисы, медведя, кота). Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников двигаться быстрее, энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха, и др.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек близки к сюжетным – в них нет образов, которым дети подражают; все компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем. Первыми бессюжетными играми для детей младшего школьного возраста являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». Постепенно вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание и ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик («Найди свой цвет», «Жмурки с колокольчиком»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда берется звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия. В таких простейших играх, как «Догони мяч», «Пилоты», уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость: выполнять действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет. , дети приобретают много полезных навыков.
Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и обряды народов. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активность мышления, способствуют расширению представлений об окружающем мире, развивают память и воображение. Правила народных игр требуют играющих ловкости. силы, сноровки, умения сдержать себя, быть находчивыми, смелыми, честными. В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки, речевые дразнилки (диалоги). В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость.
Выбор подвижных игр.
При отборе подвижных игр для детей необходимо руководствоваться следующими требованиями:
● содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступным и интересным для них;
● необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или персонажи игр (кот, птичка), которым они подражают в играх;
● необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения, основанные на образности и имитации движений;
● необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от реализации основных образовательно- воспитательных задач;
●учитель должен учитывать состав группы детей, и общее эмоциональное состояние детей группы.
● внося в игры некоторые элементы разнообразия, повышающие интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки.
● используя в играх новые пособия, которые сами по себе привлекают внимание детей и вызывают желание играть.
Подвижные игры для 1-4 класса. С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Лапта», «Горелки» и другие.
Игры- шутки: « Гуськи», «Чур», «Орехи», «Черепаха» .
ИГРЫ:
1). Ручеек: Во время исполнения народной песни дети стоят в двух шеренгах, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек", "Челночки".
"Ручеек"
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
2). У медведя во бору: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
3). 12 палочек: 12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.
Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.
Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.
Гуси-лебеди
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).
На игровой площадке чертятся две линии на рассто янии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), кото рый стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гу сей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается но вый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, кото рая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Кот и мышки
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш ки» выступает «кот».
У края игровой площадки проводится линия, за ко торой чертятся круги или кладутся обручи — «домики-норки мышей». На расстоянии 5—8 м от линии на пеньке или на стульчике садится «кот», а мыши устраиваются в своих «норках».
Показывая начало игры, роль кота выполняет вос питатель, а затем выбирается «кот» из играющих детей. Когда все заняли свои места, воспитатель обращается к детям-«мышкам»: «Кот спит!..» Можно использовать рифмовку:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит…
После этих слов воспитателя «мышки» покидают свои «норки» и начинают бегать по игровому полю, близко под ходят к «коту». Через некоторое время воспитатель гово рит: «Кот просыпается!..»
Можно использовать рифмовку:
Тише, мышки, не шумите,
Вы кота не разбудите!..
После этих слов «кот» встает на четвереньки, потягивается, говорит: «Мяу!..»
Это служит сигналом, что он начинает ловить мы шей. Пойманных «мышей» кот отводит к своему месту, а игра начинается сначала, но уже без их участия.
После того, как «кот» поймал 3—5 мышей, воспитатель назначает нового «кота», а пойманные «мыши» воз вращаются в игру.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей.
Игра - очень важный вид деятельности для младших школьников. В материале представлены подвижные игры, в которые можно играть на улице (в разное время года), на праздниках в школе и дома....
Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста. (1-4 класс)
В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Подвижные игры для детей начальных классов
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...
Логические и подвижные игры для детей от 7до 10 лет
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Доклад по теме "Подвижные игры для детей с ОВЗ"
Выступление на ГМО начальных классов...
Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста, обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2).
В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры, а также при составлении сценариев спортивных праздников и во внеурочной деятельности спортивно-оздор...