Доклад "Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира"
статья
Доклад написан для выступления на РМО. В докладе раскрывается необходимость и возможности использования краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.98 КБ |
![]() | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира
(выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов)
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «Колобковская основная
общеобразовательная школа»
Денисенко Т.В.
2017 г.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи -
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране –
к ее истории, ее прошлому, настоящему,
а затем ко всему человечеству, человеческой культуре…
Д.С. Лихачев.
Одной из черт современного российского общества является быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новая, молодая генерация хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.
Нельзя переоценить всеобъемлющее значение малой родины для воспитания школьников как места, где они живут, учатся и непосредственно общаются с природой, так или иначе, получая от нее живительные силы и воздействуя на нее.
В связи с этим перед школой вообще и перед начальной школой в частности встали задачи, направленные на воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, с деятельностью и поведением человека в природной среде и в обществе.
Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Эта образовательная область предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.
Важнейшим в конструировании этой учебной дисциплины является краеведческий подход, основанный на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, полученного в результате изучения своего родного края. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Полученные знания о природных, социально-экономических, экологических и культурных особенностях малой родины комплексно воздействуют на все сферы сознания учащихся: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, возводят личность школьника на более высокую ступень возвышенного духа, делая его патриотом своей земли.
Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах будет способствовать:
- формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир;
- углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях);
- развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах;
- воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.
Этим предопределена актуальность темы. Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы, образовательных программ по данному вопросу показал, что эта проблема в большей степени разработана в дидактике и методике среднего и старшего звеньев школы и крайне недостаточно освещена в дидактике и методике начального образования.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников.
С использованием краеведческого материала на уроках окружающего мира я столкнулась с противоречием – необходимостью изучения природы родного края с одной стороны, и содержанием учебников, единых для всей России с другой. Я нашла следующий выход из сложившейся ситуации:
корректирую содержание темы, исходя из природных и экологических особенностей своего края (например, при изучении полезных ископаемых акцентирую внимание на тех, которые встречаются в окрестностях и не изучаем подробно все, включенные в учебник);
- составляю тематическое планирование уроков «Окружающего мира» с учетом краеведческого материала;
- выбираю наиболее эффективные методы и приемы работы с краеведческим материалом;
- подбираю необходимые учебно-наглядные средства краеведческого содержания и оптимальные формы организации работы с краеведческим материалом.
Организация работы на основе данного тематического планирования помогает мне наиболее эффективно использовать краеведческий материал на уроках окружающего мира для решения таких важнейших задач как: раскрытие сущности изучаемых научных понятий с помощью фактов окружающей действительности, углубление и систематизация знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к своей малой родине.
Краеведческий материал изучается по концентрам («Мой дом», «Родная школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Мой район», «Моя область») в направлении расширения познания.
Первоклассники изучают свою семью, школу, микрорайон, город, область. Причем на уроках в первом классе мы чаще всего используется термин «наша местность», поскольку у детей в этом возрасте плохо сформированы пространственные представления, и они не могут четко представить границы изучаемых концентров. Во втором и третьем классах кроме данных концентров изучается наш район, а в четвертом и наша область. Краеведческие знания постепенно наслаиваются друг на друга, формируя в представлении младших школьников четкую картину родного края и, на ее основе, картину всего мира в целом. Картина родного края становится в сознании детей полной и насыщенной благодаря тому, что он изучается с разных сторон: исторической, географической, природоведческой, экономической, экологической, культурной.
Проследим, например, как постепенно расширяются представления учащихся о многообразии растений нашего края. В первом классе дети знакомятся с растениями школьного цветника, с деревьями своего микрорайона. Во втором классе младшие школьники расширяют представления о различных деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на территории нашего района. В третьем классе учащиеся систематизируют знания о видах растений Иволгинского района, о растениях, нуждающихся в охране и о мерах по их охране, а в четвертом классе они узнают о типах лесов Республики Бурятии, об экологических проблемах леса, о растениях различных природных сообществ края, о редких растениях области.
Разнообразны приемы и методы работы с краеведческим материалом. Комплекс используемых приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, дидактических целей и содержания работы с краеведческим материалом, от имеющихся в распоряжении краеведческих средств обучения. При изучении родного края предпочтение отдаю наглядным методам обучения (наблюдению, демонстрации, опытам, моделированию), поскольку источником информации в них являются натуральные объекты и явления родного края. Особое место отвожу фенологическим наблюдениям в природе, а также наблюдению за погодой по народным приметам.
Большую роль в стимулировании познавательного интереса к изучению родного края занимают дидактические игры («Мы туристы», «Чистая река» и др.), организованные в форме путешествий, экспедиций, аукционов, а также загадки, кроссворды, викторины.
Краеведческий материал является благодатной почвой для воспитания экологической культуры у младших школьников. Изучая природу родного края, учащиеся одновременно знакомятся и с правилами поведения в ней. При выполнении практической работы по посадке саженцев деревьев в школьном дворе, изготовлению кормушек для птиц формируются навыки природоохранительной деятельности. Воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края способствуют также методы формирования отношений: метод экологической идентификации (Представь себя рыбой подо льдом, которой не хватает воздуха), метод экологической эмпатии (Что чувствует птица, которая вернулась в гнездо, а ее птенчиков нет?), метод экологической рефлексии (Что могли бы о тебе подумать луговые цветы, которые ты в охапке несешь домой?), метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком и т.д.
Наибольшего результата в усвоении учащимися краеведческих знаний можно добиться лишь при комплексном использовании всех этих методов на каждом уроке и в каждом классе.
Результатом краеведческой работы младших школьников на уроках окружающего мира может стать краеведческий справочник, в котором собраны все основные сведения о своей местности, добытые детьми.
В наибольшей степени принцип наглядности в обучении проявляется во время проведения экскурсий по родному краю.
Краеведческие наблюдения, проводимые в ходе экскурсии, позволяют не только познакомить младших школьников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, в хозяйственной жизни людей своего края, но и подвести их к пониманию природы как единого целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено.
Кроме этого, большое значение имеют экскурсии по историческим местам родного села, района, города Улан -Удэ. Ведь глубокое знание своего села, города, своего района делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.
Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными, способствует воспитанию любви к своему родному краю.
Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, познают героику и будни созидательного процесса. Всё это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре… Д.С. Лихачев .
Задачи: воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций; восприятие окружающей действительности и ее оценка; - деятельность и поведение человека в природной среде и обществе.
«Окружающий мир» Формирует у школьников целостный взгляд на окружающий мир Помогает пониманию учащимися его материальности и познаваемости Способствует развитию личности ребенка
Функции краеведческого материала воспитывающие развивающие обучающие
интеллектуальная эмоциональная волевая С ф е р ы п о з н а н и я
И спользование краеведческого подхода будет способствовать: формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир; углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях); развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах; - воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.
Организация работы учебного занятия: Корректировка содержания темы, исходя из природных и экологических особенностей нашего края Составление тематического планирования уроков «Окружающего мира» с учетом краеведческого материала В ыбор наиболее эффективных методов и приемов работы с краеведческим материалом Подбор необходимых учебно-наглядных средств краеведческого содержания и оптимальных форм организации работы с краеведческим материалом
Изучение краеведческого материала в начальной школе «Мой дом» «Родная школа» «Мой микрорайон» «Мой город» «Мой район» «Моя область»
МОУ « Колобковская основная общеобразовательная школа» Клуб села Колобки
Река Селенга Иволгинская сопка
Памятник погибшим воинам
Наглядные методы обучения наблюдение демонстрация опыт моделирование
Акция «Помоги зимой птицам!» Посадка деревьев в парке Победы» Экологический десант на реке Селенга
Методы формирования отношений: метод экологической идентификации метод экологической эмпатии метод экологической рефлексии метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира
Интересно узнать что-то новое, познавательное....
Занимательный материал на уроках окружающего мира
Файндворды. Этот материал можно использовать во внеклассной работе по предмету....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-53729-1351885404.jpg)
Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)
Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137138-1352022956.jpg)
Реферат "Возможности краеведческого материала при изучении окружающего мира"
В реферате содержатся три основные главы:1. Теоретическая и практическая значимость изучения краеведения.2. Основные программно-содержательные направления краеведческих знаний по окружающему миру на п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-637432-1432575793.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках «Окружающий мир»
выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-1220584-1582056965.jpg)
Окружающий мир. Следы животных, наглядный материал к уроку окружающего мира.
На карточках представлены следы животных Карелии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/25/picture-1331146-1682435800.jpg)
Краеведческий дневничок на уроках окружающего мира - как элемент этнопедагогики.
Использование краеведческого материала (Ямало-Ненецкий ао) на уроках в форме дневника с заданиями на развитие функциональной грамотности младшего школьника. Задания ориентированы на предмета &qu...