Доклад "Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира"
статья

Доклад написан для выступления на РМО. В докладе раскрывается необходимость и возможности использования краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.98 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира

(выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов)

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «Колобковская основная

 общеобразовательная школа»

Денисенко Т.В.

2017 г.


 Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи -

задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого  –  с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному  переходит в любовь к своей стране –

к ее истории, ее прошлому, настоящему,

а затем ко всему человечеству, человеческой культуре…

Д.С. Лихачев.

Одной из черт современного российского общества является быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новая, молодая генерация хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

Нельзя переоценить всеобъемлющее значение малой родины для воспитания школьников как места, где они живут, учатся и непосредственно общаются с природой, так или иначе, получая от нее живительные силы и воздействуя на нее.

В связи с этим перед школой вообще и перед начальной школой в частности встали задачи, направленные на воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, с деятельностью и поведением человека в природной среде и в обществе.

Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Эта образовательная область предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.

Важнейшим в конструировании этой учебной дисциплины является краеведческий подход, основанный на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, полученного в результате изучения своего родного края. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Полученные знания о природных, социально-экономических, экологических и культурных особенностях малой родины комплексно воздействуют на все сферы сознания учащихся: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, возводят личность школьника на более высокую ступень возвышенного духа, делая его патриотом своей земли.

Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах будет способствовать:

- формированию у младших школьников  научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир;

- углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях);

- развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах;

- воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.

Этим предопределена актуальность темы. Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы, образовательных программ по данному вопросу показал, что эта проблема в большей степени разработана в дидактике и методике среднего и старшего звеньев школы и крайне недостаточно освещена в дидактике и методике начального образования.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников.

 С использованием  краеведческого материала на уроках окружающего мира я столкнулась с противоречием – необходимостью изучения природы родного края с одной стороны, и содержанием учебников, единых для всей России с другой. Я нашла следующий выход из сложившейся ситуации:

корректирую содержание темы, исходя из природных  и экологических особенностей своего края (например, при изучении полезных ископаемых акцентирую внимание на тех, которые встречаются в окрестностях и не изучаем подробно все, включенные в учебник);

- составляю тематическое планирование уроков «Окружающего мира» с учетом краеведческого материала;

- выбираю наиболее эффективные методы и приемы работы с краеведческим материалом;

- подбираю необходимые учебно-наглядные средства краеведческого содержания и оптимальные формы организации работы с краеведческим материалом.

Организация работы на основе данного тематического планирования помогает мне наиболее эффективно использовать краеведческий материал на уроках окружающего мира для решения таких важнейших задач как: раскрытие сущности изучаемых научных понятий с помощью фактов окружающей действительности, углубление и систематизация знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к своей малой родине.

Краеведческий материал изучается по концентрам («Мой дом», «Родная школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Мой район», «Моя область») в направлении расширения познания.

Первоклассники изучают свою семью, школу, микрорайон, город, область. Причем на уроках в первом классе мы чаще всего используется термин «наша местность», поскольку у детей  в этом возрасте плохо сформированы пространственные представления, и они не могут четко представить границы изучаемых концентров. Во втором  и третьем классах кроме данных концентров изучается наш район, а в четвертом и наша область. Краеведческие знания постепенно наслаиваются друг на друга, формируя в представлении младших школьников четкую картину родного края и, на ее основе, картину всего мира в целом. Картина родного края становится в сознании детей полной и насыщенной благодаря тому, что он изучается с разных сторон: исторической, географической, природоведческой, экономической, экологической, культурной.

Проследим, например, как постепенно расширяются представления учащихся о многообразии растений нашего края. В первом классе дети знакомятся с растениями школьного цветника, с деревьями своего микрорайона. Во втором классе младшие школьники расширяют представления о различных деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на территории нашего района. В третьем классе учащиеся систематизируют знания о видах растений Иволгинского района, о растениях, нуждающихся в охране и о мерах по их охране, а в четвертом классе они узнают о типах лесов Республики Бурятии, об экологических проблемах леса, о растениях различных природных сообществ края, о редких растениях области.

Разнообразны приемы и методы работы с краеведческим материалом. Комплекс используемых приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, дидактических целей и содержания работы с краеведческим материалом, от имеющихся в распоряжении краеведческих средств обучения. При изучении родного края предпочтение отдаю наглядным методам обучения (наблюдению, демонстрации, опытам, моделированию), поскольку источником информации в них являются натуральные объекты и явления родного края. Особое место отвожу фенологическим наблюдениям в природе, а также наблюдению за погодой по народным приметам.

Большую роль в стимулировании познавательного интереса к изучению родного края занимают дидактические игры («Мы туристы», «Чистая река» и др.), организованные в форме путешествий, экспедиций, аукционов, а также загадки, кроссворды, викторины.

Краеведческий материал является благодатной почвой для воспитания экологической культуры у младших школьников. Изучая природу родного края,  учащиеся одновременно знакомятся и с правилами поведения в ней. При выполнении практической работы по посадке саженцев деревьев в школьном дворе, изготовлению кормушек для птиц формируются навыки природоохранительной деятельности. Воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края способствуют также методы формирования отношений: метод экологической идентификации (Представь себя рыбой подо льдом, которой не хватает воздуха), метод экологической эмпатии (Что чувствует птица, которая вернулась в гнездо, а ее птенчиков нет?), метод экологической рефлексии (Что могли бы о тебе подумать луговые цветы, которые ты в охапке несешь домой?), метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком  и т.д.

Наибольшего результата в усвоении учащимися краеведческих знаний можно добиться лишь при комплексном использовании всех этих методов на каждом уроке и в каждом классе.

Результатом краеведческой работы младших школьников на уроках окружающего мира может стать краеведческий справочник, в котором собраны все основные сведения о своей местности, добытые детьми.

В наибольшей степени принцип наглядности в обучении проявляется во время проведения экскурсий по родному краю.

Краеведческие наблюдения, проводимые в ходе экскурсии, позволяют не только познакомить младших школьников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, в хозяйственной жизни людей своего края, но и подвести их к пониманию природы как единого целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено.

Кроме этого, большое значение имеют экскурсии по историческим местам родного села,  района, города Улан -Удэ. Ведь глубокое знание своего села, города, своего района делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.

Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными, способствует воспитанию любви к своему родному краю.

Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, познают героику и будни созидательного процесса. Всё это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира

Слайд 2

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре… Д.С. Лихачев .

Слайд 3

Задачи: воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций; восприятие окружающей действительности и ее оценка; - деятельность и поведение человека в природной среде и обществе.

Слайд 4

«Окружающий мир» Формирует у школьников целостный взгляд на окружающий мир Помогает пониманию учащимися его материальности и познаваемости Способствует развитию личности ребенка

Слайд 5

Функции краеведческого материала воспитывающие развивающие обучающие

Слайд 6

интеллектуальная эмоциональная волевая С ф е р ы п о з н а н и я

Слайд 7

И спользование краеведческого подхода будет способствовать: формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир; углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях); развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах; - воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.

Слайд 8

Организация работы учебного занятия: Корректировка содержания темы, исходя из природных и экологических особенностей нашего края Составление тематического планирования уроков «Окружающего мира» с учетом краеведческого материала В ыбор наиболее эффективных методов и приемов работы с краеведческим материалом Подбор необходимых учебно-наглядных средств краеведческого содержания и оптимальных форм организации работы с краеведческим материалом

Слайд 9

Изучение краеведческого материала в начальной школе «Мой дом» «Родная школа» «Мой микрорайон» «Мой город» «Мой район» «Моя область»

Слайд 11

МОУ « Колобковская основная общеобразовательная школа» Клуб села Колобки

Слайд 12

Река Селенга Иволгинская сопка

Слайд 13

Памятник погибшим воинам

Слайд 14

Наглядные методы обучения наблюдение демонстрация опыт моделирование

Слайд 15

Акция «Помоги зимой птицам!» Посадка деревьев в парке Победы» Экологический десант на реке Селенга

Слайд 16

Методы формирования отношений: метод экологической идентификации метод экологической эмпатии метод экологической рефлексии метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира

Интересно узнать что-то новое, познавательное....

Занимательный материал на уроках окружающего мира

Файндворды. Этот материал можно использовать во внеклассной работе по предмету....

Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

Реферат "Возможности краеведческого материала при изучении окружающего мира"

В реферате содержатся три основные главы:1. Теоретическая и практическая значимость изучения краеведения.2. Основные программно-содержательные направления краеведческих знаний по окружающему миру на п...

Использование краеведческого материала на уроках «Окружающий мир»

выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов из опыта работы...

Окружающий мир. Следы животных, наглядный материал к уроку окружающего мира.

На карточках представлены следы животных Карелии....

Краеведческий дневничок на уроках окружающего мира - как элемент этнопедагогики.

Использование краеведческого материала (Ямало-Ненецкий ао)  на уроках в форме дневника с заданиями на развитие функциональной грамотности младшего школьника. Задания ориентированы на предмета &qu...