Светофорик
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Светофорик» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Повысить интерес школьников к велоспорту;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни; - внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения; - здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Ожидаемый результат:
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
Информационное обеспечение:
- обзор аналитической информации;
- оформление информационных стендов;
- банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
- контрольные срезы, тесты
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки
- праздники
- театрализованные представления
- соревнования
- конкурсы
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Работа кружка основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
-- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Материалы, используемые на занятиях:
- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- Дорожные знаки.
Дидактические игры:
- «Наша улица»
- «Поставь дорожный знак»
- «Теремок»
- «Угадай, какой знак»
- «Виды перекрёстков»
- «Улица города»
- «Запрещается - разрешается»
- «Собери светофор»
- «О чём говорят знаки?»
- «Где спрятался знак?»
Методические приёмы:
- Рассказ;
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение;
- Экскурсии;
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Учащиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- пользоваться общественным транспортом;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения
Тематическое планирование
1 класс
№п\п | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | «Дорога в школу и домой» | 1 | ||
2 | «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир» | 2 | ||
3 | ||||
4 | «Правила поведения на улице» | 1 | ||
5 | Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» | 1 | ||
6 | «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили» | 2 | ||
7 | ||||
8 | «Наблюдение за транспортом». | 1 | ||
9 | «В городском транспорте» | 1 | ||
10 | «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». | 3 | ||
11 | ||||
12 | ||||
13 | «Наблюдение за транспортом на сельской улице» | 1 | ||
14 | «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» | 1 | ||
15 | «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора». | 2 | ||
16 | ||||
17 | «Наблюдение за работой светофора» | 1 | ||
18 | «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности». | 1 | ||
19 | «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» | 1 | ||
20 | «Прогулка пешехода в зимнее время года». | 1 | ||
21 | «Особенности движения по скользкой дороге». | 2 | ||
22 | ||||
23 | «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» | 1 | ||
24 | «Опасности нашего двора» | 1 | ||
25 | «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход» | 2 | ||
26 | ||||
27 | «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы». | 1 | ||
28 | «Наша улица» | 1 | ||
29 | «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» | 2 | ||
30 | ||||
31 | Влиятельная палочка» Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» | 1 | ||
32 | «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» | 1 | ||
33 | Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |||
2 | Конкурсы и игры по ПДД | 1 | |||
3 | «Дорожная азбука Пети Светофорова» | 1 | |||
4 | Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. | ||||
5 | Исторический очерк о ПДД | 1 | |||
6 | Устный журнал «В стране дорожных знаков» | 1 | |||
7 | Светофор и пешеходный переход. | 1 | |||
8 | Роль автомобильного транспорта | 1 | |||
9 | Дорожная разметка | 1 | |||
10 | Регулировщики | 1 | |||
11 | Игра-тренировка «К какой группе принадлежит знак?» | 1 | |||
12 | Правила движения на велосипеде. | 1 | |||
13 | Изучение способов оказания неотложной медицинской помощи. | 1 | |||
14 | «Дорожные приключения Бабы Яги»(устный журнал) | 1 | |||
15 | Дорожно-транспортные происшествия. | 1 | |||
16 | Петя Светофоров оказывает неотложную помощь. Первая помощь при ушибах | 1 | |||
17 | Наложение различных видов повязок | 1 | |||
18 | Способы транспортировки пострадавшего | 1 | |||
19 | Карта улиц и перекрёсток. Правила поведения на них. | 1 | |||
20 | Игра – путешествие «Школьный автобус» | 1 | |||
21 | Сюжетно-ролевая игра «Кондуктор и пассажир» | 1 | |||
22 | Мы фантазируем (новые дорожные знаки) | 1 | |||
23 | Где можно играть, а где нет? | 1 | |||
24 | Разговор о воспитанном пассажире и пешеходе. | 1 | |||
25 | Пора не пора - не ходи со двора..(повторяем ПДД). | 1 | |||
26 | Ознакомление с понятием «автострахование» | ||||
27 | Конкурс плакатов | 1 | |||
28 | Эстафета зеленого огонька | 1 | |||
29 | Дорожные ловушки | 1 | |||
30 | «Приключения озорных обезьянок» | 1 | |||
31 | Правила перевозки пассажиров | 1 | |||
32 | Причины ДТП. Меры ответственности водителей за нарушение ПДД. | 1 | |||
33 | Подведём итоги. Срез знаний по ПДД. | 1 | |||
34 | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | 1 |
Тематическое планирование
3 класс
№п\п | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Основные правила поведения учащихся на улице | 1 | ||
2 | Детский дорожно-транспортный травматизм | 1 | ||
3 | Ошибки поведения на дорогах | 1 | ||
4 | Движение пешеходов по улице и дорогам | 1 | ||
5 | Как мы идём в школу | 1 | ||
6 | Опасные ситуации на дорогах | 1 | ||
7 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге | 1 | ||
8 | Тормозной путь машины | 1 | ||
9 | «Ловушки» на дороге | 1 | ||
10 | Опасности на дороге зимой | 1 | ||
11 | Дорожные знаки и их группы | 1 | ||
12 | Элементы улиц и дорог | 1 | ||
13 | Дорожная разметка | 1 | ||
14 | Сигналы светофора | 1 | ||
15 | Сигналы регулировщика | 1 | ||
16 | Волшебный жезл | 1 | ||
17 | Правила перехода через улицу | 1 | ||
18 | Перекрёстки и их виды | 1 | ||
19 | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | ||
20 | Большой город | 1 | ||
21 | Обязанности пассажиров | 1 | ||
22 | Остановки общественного транспорта | 1 | ||
23 | Посадка и высадка пассажиров | 1 | ||
24 | Правила перехода улицы при выходе из транспорта | 1 | ||
25 | Знакомство с транспортом города. | 1 | ||
26 | Разметка на дорогах | 1 | ||
27 | Видеоуроки «Смешарики» | 6 | ||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | ||||
33 | Игра «Безопасное колесо» | 2 | ||
34 |
Тематическое планирование
4 класс
№п\п | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Викторина «Знаешь ли Ты ПДД?» | 1 | ||
2 | Месячник по ПДД (игра, занятия с первоклассниками) | 3 | ||
3 | ||||
4 | ||||
5 | Праздники, устные журналы по ПДД | 3 | ||
6 | ||||
7 | ||||
8 | Проект «Безопасное колесо» | 4 | ||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | Организация просмотра видеофильмов по правилам дорожного движения | 3 | ||
13 | ||||
14 | ||||
15 | Проведение викторины «Красный, желтый, зеленый» | 1 | ||
16 | Внеклассное игровое занятие по ПДД «Дорожная грамота – это наука быть живым». | 1 | ||
17 | Путешествие на станцию «Светофор» | 1 | ||
18 | Создание наглядного материала по ПДД | 4 | ||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (проект) | 3 | ||
23 | ||||
24 | ||||
25 | ГИБДД и ДПС. | 1 | ||
26 | Создание библиотеки по ПДД | 3 | ||
27 | ||||
28 | ||||
29 | «Добрая дорога детства» (по страницам газеты) | 4 | ||
30 | ||||
31 | ||||
32 | ||||
33 | Впереди каникулы. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. За плечами учебный год (анализ проделанной работы, перспектива на будущий учебный год). | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ. - Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года. - Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. - Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2008
- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2008, - 192 с.
- Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2009, - 224 с.
- Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2010. – 208 с.
- Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2010. – 150 с.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -2009
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.– М.: Дрофа, 2009.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2009.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Информация о фирмах, предлагающих учебно-методические пособия по ПДД:
- Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru (495) 995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86
- Компания «Профтехнология» www.profteh.com (495) 746-38-06, 518-20-46, 158-44-41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Светофорик"
Руководитель кружка мама ученика,работник милиции. P1010009.JPG...
Выступление в детском саду "Светофорик"
Ребята, которые занимаются в кружке ЮИД, часто выступают перед малышами детского сада и младшими школьниками с играми и конкурсами. Основная цель данных мероприятий - привитие интереса к изучению прав...
Утренник по правилам дорожного движения "Светофорик"
Как повысить интерес к дорожной азбуке, помочь запомнить правила поведения на улице, запомнить, что означают дорожные знаки....
Утренник по правилам дорожного движения "Светофорик"
Как повысить интерес к дорожной азбуке, помочь запомнить правила поведения на улице, запомнить, что означают дорожные знаки....
Презентация отряда ЮИД "Светофорик" МОУ Мальчевская СОШ "Правила дорожного движения"
Целью презентации является привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди своих сверстников; вовлечение школьников в отря...
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Светофорик».
Программа рассчитана на 4 года для детей 6,5-10 лет учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, с использованием современных компьютерных технологий....
программа внеурочной деятельности "Друзья Светофорика"
планирование, пояснительная записка...