Светофорик
рабочая программа

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_svetoforik.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Пояснительная записка

          Программа кружка  «Светофорик» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

          Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  Реализация программы рассчитана на один год.      

 Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах  

Задачи программы: 

  •  Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
  •  Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;  
  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Повысить интерес школьников к велоспорту;
  •       Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  •       Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

 

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения;
  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Ожидаемый результат:

  •  Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  •  Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;  
  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

           

             Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

Информационное обеспечение:

  • обзор аналитической информации;
  • оформление информационных стендов;
  • банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
  • контрольные срезы, тесты

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

•       общие положения;

•       обязанности пешеходов;

•       сигналы светофора;

•       правила для водителей;

•       дорожные знаки;

•       практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

•   общие принципы оказания доврачебной помощи;

•   техника наложения повязок;

•        первая помощь при общих ранениях;

•        первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

•        первая помощь при несчастных случаях;

•        первая помощь при ожогах и отморожениях;

•        транспортировка при различных видах травм.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки
  • праздники
  • театрализованные представления
  • соревнования
  • конкурсы

 

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

 В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

 В воспитании – (по Г.И.  Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

 Работа кружка основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

-- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Материалы, используемые на занятиях: 

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

Дидактические игры:

  1. «Наша улица»
  2. «Поставь дорожный знак»
  3. «Теремок»
  4. «Угадай, какой знак»
  5. «Виды перекрёстков»
  6. «Улица города»
  7. «Запрещается - разрешается»
  8. «Собери светофор»
  9. «О чём говорят знаки?»
  10.  «Где спрятался знак?»

Методические приёмы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

По срокам реализации программа годичная.

В работе кружка участвуют учащиеся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • пользоваться общественным транспортом;

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения


Тематическое планирование

1 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

«Дорога в школу и домой»

1

2

«Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»

2

3

4

«Правила поведения на улице»

1

5

Беседа по картине «Улица города».

Чтение стихотворения  С. Михалкова «Моя улица»

1

6

«Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

2

7

8

«Наблюдение за транспортом».

1

9

«В городском транспорте»

1

10

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

3

11

12

13

«Наблюдение за транспортом на сельской улице»

1

14

«Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

1

15

«Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».

2

16

17

«Наблюдение за работой светофора»

1

18

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».

1

19

«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

1

20

«Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

21

«Особенности движения по скользкой дороге».

2

22

23

«Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

1

24

«Опасности нашего двора»

1

25

«Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»

2

26

27

«Как правильно переходить улицу».

Чтение О. Бедарев «Если бы».

1

28

«Наша улица»

1

29

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)».

Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» 

2

30

31

Влиятельная палочка» Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

1

32

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

1

33

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

1

Тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Конкурсы и игры по ПДД

1

3

«Дорожная азбука Пети Светофорова»

1

4

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

5

Исторический очерк о ПДД

1

6

Устный журнал «В стране дорожных знаков»

1

7

Светофор и пешеходный переход.

1

8

Роль автомобильного транспорта

1

9

Дорожная разметка

1

10

Регулировщики

1

11

Игра-тренировка «К какой группе принадлежит знак?»

1

12

Правила движения на велосипеде.

1

13

Изучение способов оказания неотложной медицинской помощи.

1

14

«Дорожные приключения Бабы Яги»(устный журнал)

1

15

Дорожно-транспортные происшествия.

1

16

Петя Светофоров оказывает неотложную помощь. Первая помощь при ушибах

1

17

Наложение различных видов повязок

1

18

Способы транспортировки пострадавшего

1

19

Карта улиц и перекрёсток. Правила поведения на них.

1

20

Игра – путешествие «Школьный автобус»

1

21

Сюжетно-ролевая игра «Кондуктор и пассажир»

1

22

Мы фантазируем (новые дорожные знаки)

1

23

Где можно играть, а где нет?

1

24

Разговор о воспитанном пассажире и пешеходе.

1

25

Пора не пора - не ходи со двора..(повторяем ПДД).

1

26

Ознакомление с понятием «автострахование»

27

Конкурс плакатов

1

28

Эстафета зеленого огонька

1

29

Дорожные ловушки

1

30

«Приключения озорных обезьянок»

1

31

Правила перевозки пассажиров

1

32

Причины ДТП. Меры ответственности водителей за нарушение ПДД.

1

33

Подведём итоги. Срез знаний по ПДД.

1

34

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1


Тематическое планирование

3 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Основные правила поведения учащихся на улице

1

2

Детский дорожно-транспортный травматизм

1

3

Ошибки поведения на дорогах

1

4

Движение пешеходов по улице и дорогам

1

5

Как мы идём в школу

1

6

Опасные ситуации на дорогах

1

7

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1

8

Тормозной путь машины

1

9

«Ловушки» на дороге

1

10

Опасности на дороге зимой

1

11

Дорожные знаки и их группы

1

12

Элементы улиц и дорог

1

13

Дорожная разметка

1

14

Сигналы светофора

1

15

Сигналы регулировщика

1

16

Волшебный жезл

1

17

Правила перехода через улицу

1

18

Перекрёстки и их виды

1

19

Сигналы,  подаваемые водителями транспортных средств

1

20

Большой город

1

21

Обязанности пассажиров

1

22

Остановки общественного транспорта

1

23

Посадка и высадка пассажиров

1

24

Правила перехода улицы при выходе из транспорта

1

25

Знакомство с транспортом города.

1

26

Разметка на дорогах

1

27

Видеоуроки «Смешарики»

6

28

29

30

31

32

33

Игра «Безопасное колесо»

2

34


Тематическое планирование

4 класс

№п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Викторина «Знаешь ли Ты ПДД?»

1

2

Месячник по ПДД

(игра, занятия с первоклассниками)

3

3

4

5

Праздники, устные журналы по ПДД

3

6

7

8

Проект «Безопасное колесо»

4

9

10

11

12

Организация просмотра видеофильмов по правилам дорожного движения

3

13

14

15

Проведение викторины «Красный, желтый, зеленый»

1

16

Внеклассное игровое занятие по ПДД

«Дорожная грамота – это наука быть живым».

1

17

Путешествие на станцию «Светофор»

1

18

Создание наглядного материала по ПДД

4

19

20

21

22

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (проект)

3

23

24

25

ГИБДД и ДПС.

1

26

Создание библиотеки по ПДД

3

27

28

29

«Добрая дорога детства» (по страницам газеты)

4

30

31

32

33

Впереди каникулы.

1

34

Итоговое занятие. За плечами учебный год (анализ проделанной работы, перспектива на будущий учебный год).

1


 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
    года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2003 года.
  3.  Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
  4.  «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы.
  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2008
  6.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2008, - 192 с.
  7. Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2009, - 224 с.
  8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2010. – 208 с.
  9. Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2010. – 150 с.
  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -2009

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.– М.: Дрофа, 2009.
  5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2009.
  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Информация о фирмах, предлагающих учебно-методические пособия по ПДД:

  • Производственное объединение «Зарница» www.zarnitza.ru (495) 995-69-24, 724-82-40, 8-917-283-84-86
  • Компания «Профтехнология»  www.profteh.com (495) 746-38-06, 518-20-46, 158-44-41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Светофорик"

Руководитель кружка мама ученика,работник милиции. P1010009.JPG...

Выступление в детском саду "Светофорик"

Ребята, которые занимаются в кружке ЮИД, часто выступают перед малышами детского сада и младшими школьниками с играми и конкурсами. Основная цель данных мероприятий - привитие интереса к изучению прав...

Утренник по правилам дорожного движения "Светофорик"

Как повысить интерес к дорожной азбуке, помочь запомнить правила поведения на улице, запомнить, что означают дорожные знаки....

Утренник по правилам дорожного движения "Светофорик"

Как повысить интерес к дорожной азбуке, помочь запомнить правила поведения на улице, запомнить, что означают дорожные знаки....

Презентация отряда ЮИД "Светофорик" МОУ Мальчевская СОШ "Правила дорожного движения"

Целью презентации является привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди своих сверстников; вовлечение школьников в отря...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Светофорик».

Программа рассчитана на 4 года для детей 6,5-10 лет  учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, с использованием современных компьютерных технологий....

программа внеурочной деятельности "Друзья Светофорика"

планирование, пояснительная записка...