Экология
статья
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Электросталь
Московской области
«Предметные недели как средство повышения учебной мотивации учащихся»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Рязанцева Татьяна Сергеевна
2020г.
«Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие творческие и умственные задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования»
Песталоцци
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку развитию.
Предметная неделя преследует решение следующих задач:
Воспитание познавательного интереса.
Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.
Переориентация восприятия учебных дисциплин.
Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед преподавателями стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
Практическое использование учебных знаний, навыков, умений.
Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первым толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и в реальной повседневной жизни.
Формирование целостного взгляда на мир и человека.
Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного процесса.
Расширение кругозора.
Специфика организации учебного процесса в старших профильных классах такова, что классы зачастую достаточно жестко специализируются в той или иной учебной области (физико-математические классы, гуманитарные, и т.д.). С одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в ВУЗ и дальнейшего выбора жизненного пути. С другой - не обходится без жертв: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры. Достигнув данных целей мы сможем качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Гуманитарная предметная неделя - это вовсе не неделя для гуманитариев, физико-математическая неделя - не неделя для математиков, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, будь то физический эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя в Школе - это возможность для физиков попробовать себя в гуманитарных науках, для гуманитариев - оценить свои силы в логических математических играх и т.д. Иными словами, это
возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна,
сложна и необходима другая, не твоя, область знания.
Неформальное общение преподавателей и учащихся.
В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура она также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?
Исходя из этого, при планировании и проведении предметной недели следует соблюдать принципы организации проекта:
- Принцип развития.
Данный принцип предполагает развитие личностей обучающегося и учителя через взаимодействие (обучение в команде), учитывает индивидуальные способности детей. Соответственно, мероприятия недели должны быть обширными и разноплановыми. Стиль общения педагогов в рамках всех мероприятий – демократический.
- Принцип личной причастности.
Каждый обучающийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, независимо от того, какие отметки он имеет по предмету. Можно предложить (по желанию) вести обучающимся дневник «Моя активность на неделе экологии », в котором будут отражены наиболее значимые для ребенка события, заинтересовавшая его информация, его достижения.
- Принцип массовости.
Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся. Можно формировать разновозрастные группы для выполнения мини-проектов и прочих творческих заданий.
- Принцип доступности.
Подбираются разноуровневые задания, позволяющие решать задачи, проводить опыты, работать с «задачами-ситуациями», участвовать в театрализованных мероприятиях, рисовать плакаты, постеры, использовать возможности сети Интернет и т. д.
- Принцип заинтересованности.
Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию. Задания могут быть практикоориентированными с экспериментальным сопровождением. Можно реализовывать экскурсии, привлекать преподавателей сузов и вузов, педагогов дополнительного образования.
- Принцип междисциплинарного подхода.
Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира. Следует предлагать тематические мероприятия следующего плана: химия в криминалистике, химия в медицине, химия и экология – совместное решение важных проблем, химия и безопасность жизнедеятельности и др.
- Принцип выбора и ответственности.
Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор. На сайте школы можно создать рубрику «Горячие новости нашей недели », организовать предметный блог (другие возможности информационно-коммуникационных технологий).
- Принцип соревновательности.
Обучающимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов. В конце предметной недели может проводиться торжественное награждение по номинациям: «Самый химический класс», «Самый артистический класс», «Самый находчивый класс» и т.д. В жюри, помимо учителей, могут принимать участие школьники различных классов, родители.
- Принцип открытости.
Участвовать в мероприятиях недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору. Можно привлекать родителей и различных профильных специалистов. Как вариант – сетевое взаимодействие и подключение педагогов и обучающихся из других школ. Например, совместная работа в сетевом проекте «химия на службе мониторинга окружающей среды» (особенности экологической обстановки территорий различных школ).
- Принцип сотрудничества.
Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах: «учащийся − учитель», «старшие – младшие», «учащийся – родитель», «студент – школьник» и др.
- Принцип неповторимости, особости.
Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха. Предметные недели можно приурочить к значимым датам (открытия, великие ученые и др.), интегрировать с различными социальными событиями, региональными мероприятиями.
Проведение Недели – это не развлечение для учеников, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе подготовки к неделе между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.
Стандартный план проведения предметной недели в школе подразумевает:
- составление плана на МО;
- подготовку предметных газет;
- проведение олимпиад;
- викторины и различные мероприятия на параллель;
- открытые уроки;
-конкурс рисунков;
- итоговое мероприятие.
Этого плана придерживались и учителя нашей школы при проведении недели экологии в период с 07 по 25 октября 2019 года.
Экология – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у воспитанников ОУ приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (т.е. в начальной школе),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.
Практически все учителя начальных классов провели открытые уроки , при их подготовке педагоги учитывали различные методы мотивации:
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение, порицание
2 - учебно-познавательная игра,
3 - создание ярких наглядно-образных представлений,
4 - создание ситуации успеха,
5 - стимулирующее оценивание,
6 - свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт,
2 - создание проблемной ситуации,
3 - побуждение к поиску альтернативных решений,
4 - выполнение творческих заданий,
5 - «мозговая атака»,
Волевые методы мотивации:
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - познавательные затруднения,
4 - самооценка деятельности и коррекция,
5 - рефлексия поведения,
6 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1 - развитие желания быть полезным отечеству,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуаций взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - рецензирование.
Открытый урок - это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д
В первых классах был проведен конкурс листовок «Сбережем планету вместе» .
Цель конкурса для школьников: привлечение внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе.
Задачи:
- развитие у обучающихся активной гражданской позиции и неравнодушного отношения к природе;
- усиление роли художественного творчества как средства экологического и гражданско-патриотического воспитания;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Эта форма работы может показаться устаревшей, однако все зависит от подачи материала педагогом.
Второклассники участвовали в познавательном квесте «Мы и наши соседи по планете».
Цель: формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся как компоненте экологической культуры личности.
Задачи:
- расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
- формировать ценностные экологические ориентации;
- развитие познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
- вовлечение учащихся в игровую деятельность;
- воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Наши второклассники с удовольствием отвечали на вопросы: Кто? Где? Когда? Почему? И продемонстрировали отличные знания по охране природы.
Олимпиады с творческими и нетрадиционными заданиями ждали третьеклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...