« Работа в паре, как форма учебной деятельности в начальной школе»
статья

Статья по теме:"Работа в паре,как форма учебной деятельности в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация учителя начальных классов Нушкиной С.В. по теме:

 « Работа в паре, как форма учебной деятельности в начальной школе»

Проблема сотрудничества, общения детей со сверстником и взрослым получила достаточно широкое освещение в научной психолого-педагогической и методической литературе. В работах А.К. Потаповой, И.Н. Агафоновой, Е.Ю. Никитиной, Н.А. Шкуричевой, И.М. Михайловой, Н.В. Аникиной, Г.М. Батуевой, Л.В. Епишиной рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности, ее структуры. В.Ю. Разуваева, Э.Г. Нургалиева, О.М. Арефьева, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Дергунова, Л.В. Косикова, С.А. Тюрикова раскрывают понятие коммуникативных универсальных учебных действий, особенности их диагностики и формирования в начальной школе, влияние на мотивацию, личность школьника. Вопросы организации и проведения групповой работы получили освещение в научных исследованиях Г.И. Доскалиевой, М.А. Мкртчян, Е.Ю. Рыжкиной, Г.В. Жадейко, О.Г. Канунниковой. Однако ряд частных вопросов не получил должного рассмотрения. К ним относятся вопросы специфики, особенностей организации и проведения парной групповой работы на уроке в начальной общеобразовательной школе.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.  «Я тебя понял так... Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...». «Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но...  возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Технология парного обучения позволяет мне реально осуществить деятельностный подход, являющийся главным ядром при реализации ФГОС.

Технология парного обучения является основой индивидуального развития ребенка, она способствует его социализации, духовно-нравственному развитию и самое главное - в условиях парного обучения решается проблема перегрузки учащихся.

Используемая литература:

  1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерс, 1995.
  2. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004.
  3. Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения в неклассно-урочной школе; Горленко Н.М., Клепец Г.В. В Ивановской сельской школе учатся без уроков // Народное образование. 2005. № 1. С. 108-116.
  4. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. – Красноярск: Гротеск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

В методической разработке представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию работы в парах на уроках русского языка в 1 и 2 классах,как одну из форм коллективной о...

Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности в основной школе....

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации к учебной деятельности в начальной школе

Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяе...