Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО (практикум)
методическая разработка
Опыт работы по формированию и развитию УУД у обучающихся был представлен на заседании школьного методического объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Готовность учителя к использованию УУД включает:
- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
Виды УУД | Уровни проявления | Деятельность педагога по развитию УУД | ||
Творческий | Репродуктивный | Достаточно необходимый | ||
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | - способен испытывать гордость за свою Родину, народ и историю; -готов осознавать ответственность за благосостояние общества; -способен осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность на основе сформированности «Я» как гражданина России; -владеет умением устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; -проявляет активность в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций. | - понимает сопричастность и испытывает гордость за свою Родину, народ и историю; осознаёт ответственность человека за благосостояние общества; - осознаёт этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России; - устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - знает моральные нормы; - участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций | -позитивно принимает информацию о Родине, истории; -знает нормы и правила морального поведения и применяет их под контролем старшего; -понимает задачи деятельности и применяет их в практической ситуации; - не проявляет активности в работе органов школьного самоуправления | - создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учеников к учению; - формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. | - готов выбирать средства для организации своего поведения; - умеет помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; - способен планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; - способен предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; - умеет начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; - умеет тормозить реакции, не имеющие отношения к цели; - способен взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | - осуществляет действие по образцу и заданному правилу; - сохраняет заданную цель; - обнаруживает указанную ошибку и исправляет её по указанию взрослого; - контролирует свою деятельность по результату; - адекватно воспринимает оценку взрослого и сверстника. | -осуществляет деятельность пошагово, нуждается в контроле и помощи педагога; -выполняет деятельность по плану, предложенному учителем; -самостоятельно не способен найти и исправить допущенную ошибку; -не способен самостоятельно контролировать свою деятельность; - не всегда адекватно воспринимает критические замечания со стороны взрослых и сверстников | - постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребёнком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности; - предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; - организация объективации для ребёнка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; - формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать; - формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; - организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребёнка. |
Познавательные: общеучебные действия, логические действия, постановка и решение задач. | Общеучебные универсальные действия: - самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; - осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационн ого поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умеет осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме; -способен осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - умеет поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -готов осуществлять знаково-символические действия: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - контролирует и оценивает процесс и результат своей деятельности; - владеет смысловым чтением; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определяет основную и второстепенную информацию; свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации. Логические универсальные действия: - анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - умеет выбрать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; - устанавливает причинно-следственные связи; - умеет построить логические цепи рассуждений; - умеет доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать. Постановка и решение проблемы: - умеет формулировать проблему; - самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера. | -обнаруживает изменения, происходящих с объектом по результатам наблюдений, простых опытов, работы с имеющейся информацией. -анализирует результаты сравнения для получения самостоятельно разработанного образовательного продукта - умеет вести сравнение признаков по одному или нескольким основаниям. -использует соответствующих приборы и инструменты для решения практических задач. -работает с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. | - владеет элементарными навыками наблюдения за объектами окружающего мира; - знает основные признаки объекта изучения; - под руководством учителя выявляет с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; - под руководством учителя знакомится с решением задач творческого характера; - под руководством учителя проводит простейшие измерения разными способами; - под руководством учителя составляет простой план наблюдения за объектами; - выполняет рекомендации учителя по поддержанию внимания на учебном занятии. | - формирование умения целенаправленно осуществлять наблюдение за объектами; - формирование умения выполнять творческие, исследовательские, проектные работы; - формирование умения решать учебные задачи на сравнение, анализ объекта, выделение общего и различного, установление аналогий; - разработка памяток по формированию умений пользоваться источниками информации; - ежеурочная отработка техники чтения; - разработка приёмов поддержания работоспособности школьников, применение здоровьесберегающих технологий. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. | - умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умеет ставить вопросы – инициативное сотрудничество при поиске и сборе информации; - умеет разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умеет управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; - умеет достаточно полно и точно выражать свою мысль в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважает иную точку зрения; - умеет обосновывать собственное мнение – умеет договариваться, находить общее решение; - умеет аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - имеет способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; - способен строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | - имеет потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - владеет определёнными вербальными и невербальными средствами общения; - имеет эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентируется на партнёра по общению, умеет слушать собеседника. | -умеет кратко пересказать содержания информации; -правильно и осознанно читает вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; -поиск информации ограничен учебником; -может определить тему и главную мысли текста при его устном и письменном предъявлении. -владеет первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера. - читает в соответствии с требованиями программы. | - организация отдельных учебных заданий совместного типа (т.е. заданий, при выполнении которых идёт активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение различных точек зрения); - организация уроков в форме диалога, дискуссии; - учить чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-27902-1474791284.jpg)
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-27902-1474791284.jpg)
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-100286-1362895717.png)
«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»
Наша школа вот уже шестой год работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/15/picture-1387566-1644919300.jpg)
Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ
В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339753-1384085594.jpg)
Универсальные учебные действия в реализации системно-деятельностного подхода
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегос...