«Использование ИКТ в начальной школе на уроках с обучающимися по адаптированной программе с нарушением интеллекта».
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье даны рекомендации для преподавателей,работающих с детьми с ОВЗ.обучающиеся по адаптированной программе с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/statya_3.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в начальной школе
на уроках с обучающимися по адаптированной программе с нарушением интеллекта».
Вопрос о том, как помочь ребенку, входящему в жизнь взглянуть на нее широко распахнутыми глазами, всегда волновал людей творческих и неравнодушных – педагогов. Тем более, тяжелее и сложнее открыть глаза на краски окружающей действительности ребенку с нарушением интеллекта, помочь видеть этот мир на равных, чувствовать себя таким же, как все.
Школьный возраст является особым периодом в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте такие виды деятельности как общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая, лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.
Однако у умственно отсталых детей деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития (они не проявляют интереса к окружающему миру, не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки, зачастую не манипулируют, не действуют ими), поэтому своевременно не научаются специфическим предметным действиям.
Многолетние исследования доказали, что только в результате целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. Но без заинтересованности в процессе обучения результаты могут быть приравнены к минимальному уровню освоения знаний и умений детей. Тем более что встречаются такие проблемы в работе с детьми с нарушением интеллекта, как: часто набор в классе составляют разновозрастные дети; тяжесть структуры дефекта, его вариативность и имеющиеся сопутствующие нарушения (аутичное поведение, гипердинамический синдром, гиподинамический синдром, дефицит внимания и др.) Все эти факторы вызывают затруднения при обучении, воспитании и коррекции детей данной категории.
Одним из новшеств последнего времени в работе педагогов стало активное использование различных мультимедийных средств. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Мультимедийные презентации в школе с использованием компьютеров или проекционных экранов всё чаще и чаще можно увидеть в самых разных школьных учреждениях.
Исходя из своего опыта работы с детьми с нарушением интеллекта, я пришла к выводу, о необходимости разработать не стандартный инновационный подход в преподнесении материала, с целью более эффективного обеспечения коррекционно-образовательного процесса. И разработала систему интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми с нарушением интеллекта с использованием мультимедийных презентаций.
В результате использования мультимедийных средств, при работе с детьми с нарушением интеллекта, я отметила те преимущества, на которые следует обратить внимание. Вот некоторые из них:
– дополнительные возможности работы с детьми с ОВЗ;
– использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
– позволяет модернизовать учебно–воспитательный процесс за счет одновременного использования графической, текстовой и аудиовизуальной информации;
– при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
– с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на уроке, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, звуки природы, работу транспорта и т.д.);
– использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
– высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
– при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагогов появляется больше свободного времени
Каждый урок является интегрированным и включает в себя задания на формирование сенсорных эталонов, на развитие представлений об окружающей действительности, содержит произведения художественной литературы (стихи, загадки, потешки, мини-рассказы) и предусматривает конечный результат посредствам продуктивных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование, ручной труд).
Не секрет, что внимание ребенка можно привлечь яркими живыми персонажами, умеющими двигаться и говорить. Дети с нарушением интеллекта не являются исключением в этом вопросе. Напротив, они более живее реагируют на данного рода раздражители, эмоциональнее начинают откликаться на предложенные таким образом задания. Такие мультипликационные и анимационные персонажи я использую на уроках. Они вовлекают ребенка в процесс задания, помогают, концентрируют внимание, усидчивость и желание довести начатое дело до конца (слепить для зайчат морковку, сделать красивый наряд для куклы, поиграть с котятами в мячик, помочь ежику собрать яблоки и т.д.).
Задания можно усложнять в зависимости от категории детей.
При подготовке к непосредственной образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций учитывается тот факт, что работа с детьми с нарушением интеллекта должна способствовать преодолению и сглаживанию тех специфических трудностей, которые возникают в ходе обучения и учитывать санитарно-гигиенические нормы:
– четкое изображение,
– расстояние до экрана не менее 50 см,
– общая продолжительность занятия для детей 5-7 лет составляет 15-20 минут, в зависимости от психоэмоционального состояния детей,
– при этом время нахождения непосредственно перед компьютером составляет 3-5 минут, остальное время дети выполняет задания и упражнения с использованием раздаточного материала, динамических упражнений.
Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я учитываю рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количества, что позволяет более грамотно модернизовать познавательный процесс, повысить его эффективность. Использование живых звуков природы в сопровождении с необходимым изображением более широко обогащают опыт детей по формированию целостной картины мира.
Электронные презентации позволяют более продуктивно вести работу с родителями, являются непосредственным помощником при закреплении знаний, умений и навыков. Данные презентации даются родителям на электронных носителях и аналогичные задания они могут выполнять дома с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Применение алгоритмов на уроках...
Использование ИКТ, на уроках в начальной школе для развития у обучающихся компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем и...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР в начальной школе в классах для обучающихся с ОВЗ
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе рабо...
Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...
Использование технологий проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе при формировании УУД обучающихся.
Проблемный диалог как средство формирования УУД....