Активизация познавательной деятельности младших школьников выступление
статья
Активизация познавательной деятельности младших школьников доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Слайд 2
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы - учителя, первые учителя, которые входят в жизнь ребенка и его семьи. Родители ребенка доверяют нам самое дорогое – своих детей. И наша обязанность – оправдать это доверие. Растут наши ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними растем и мы, постигая секреты педагогического мастерства.
Одна из основных задач в нашей работе - активизация познавательной деятельности младших школьников. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Слайд 3
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому обозначенную проблему, считаю актуальной и социально значимой. Необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Многих сегодня интересует проблема «Активизация познавательной деятельности школьников». Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Для активизации познавательной деятельности у младших школьников в своей работе я использую нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока, занимательность, дидактическую, интеллектуальную игру, технологию проблемного диалога, информационно-коммуникационные технологии, работу над проектами.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока.
Слайд 4
Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству" помогают как раз нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.
Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, поэтому каждый урок стараюсь строить таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Например, на уроке математики, в начале урока, если, допустим, это 2 класс, даю такое неожиданное задание – 37 умножить на 5, с чем дети до этого не встречались. Важно выразить уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее рассматриваются вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Необходимо подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.
Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например, «Что вы можете сказать о числе 12?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Здесь важно, чтобы ребята отвечали не учителю, а классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…». Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так ребята приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».
Слайд 5
Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Использую на своих уроках задания в игровой форме:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- задачи со сказочным сюжетом.
Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Как сделать учебный процесс более интересным? Где найти инструмент, отвечающий запросам современных школьников?
Слайд 6
Знакомство с технологией проблемного диалога может являться ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Здесь важно, чтобы слова «Неверно», «Неправильно», «Не думаешь», заменялись личностно-значимыми и уважительными «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.
Такая форма проведения урока формирует метапредметные умения, развивает исследовательские способности, способствует формированию коммуникативных качеств ребенка. А это все отвечает требованиям стандартов второго поколения. Дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам.
Слайд 7
В своей педагогической деятельности использую информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, различные мультимедийные приложения – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы.
Огромные возможности перед учителем открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Возможности этой программы и педагогический творческий подход позволяют самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.
Приём использования инструмента «ширма» на интерактивной доске прост и любим детьми.
Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!»
Важно заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Детям интересно! А интерес – двигатель познания.
Слайд 8
При работе над проектами мои ученики вместе обсуждают и формулируют цель работы, план действия и результат. Одной из форм представления выполненной работы является презентация.
Конечно, ребята данного возраста еще малы, но они уже умеют сравнивать, находить факты, доказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека.
Различные приёмы и методы, используемые мною в работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению у многих из них высоких результатов обучения.
За годы своей педагогической деятельности, что бы ни говорили с высоких трибун, я определила для себя, что нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды профессия учителя.
Слайд 9
С наступающим учебным годом, уважаемые коллеги. Пусть этот учебный год пройдёт успешно и благоприятно, пусть он принесёт массу удовольствия, высоких успехов, больших достижений, радости, весёлых мероприятий, необыкновенно интересных занятий, улыбок и радости!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.
"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...
Выступление на ШМО учителей начальных классов: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций»
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация ...
Выступление на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников»
Изучение методов и приемов активизация познавательной деятельности младших школьников для дальнейшего использования в педагогической деятельности с целью повышения качества учебно-воспитательног...
Выступление на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников»
Выступление на тему:«Активизация познавательной деятельности младших школьников»...