ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
учебно-методический материал
Условия организации урока
Социально – педагогические
- Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
- Наличие сплочённого, дружного коллектива учащихся с правильно формированной ценностной ориентацией.
- Наличие хорошей учебно-материальной базы.
- Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на любви педагога к детям.
Психолого – дидактические
- Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
- Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
- Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
- Применение активных форм и методов обучения.
- Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
- Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
- Научная организация педагогического труда, труда ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_uchitelya.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила организации урока.
- Оптимальное расположение учащихся в классе.
- Тематическая ориентация.
- Элементы мотивации.
- Предварительное повторение.
- Выбор формы ответа.
- Самоанализ ответа.
- Совмещение этапов урока.
- Поэтапное формирование знаний и умений.
- Введение методов деятельности.
- Привлечение учащихся к проведению урока.
- Дробление заданий, введение аналогичных заданий.
- Регулирование темпа обучения.
- Объединение методов деятельности.
- Анализ результатов урока.
- Инструктаж по домашнему заданию.
- Организация и оценивание индивидуальной деятельности учащегося.
Условия организации урока
Социально – педагогические
- Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
- Наличие сплочённого, дружного коллектива учащихся с правильно формированной ценностной ориентацией.
- Наличие хорошей учебно-материальной базы.
- Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на любви педагога к детям.
Психолого – дидактические
- Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
- Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
- Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
- Применение активных форм и методов обучения.
- Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
- Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
- Научная организация педагогического труда, труда ученика.
Урок –динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включая
содержание, формы, методы и средства обучения и систематически
применяемая при решении задач образования.
Классические типы уроков.
- Вводный
- Тренировочный
- Контрольный (проверочный)
- Закрепления знаний, умений и навыков
- Урок самостоятельной работы
- С использованием ТСО
- Урок практической работы
- Комбинированный урок
- Повторительно-обобщающий
- Урок повторения
- Овладения знаниями, умениями, навыками
- Предметный урок (характерный для начальных классов)
Нетрадиционные типы уроков.
- Ролевые игры
- Исполнение сказочного сюжета
- Урок фантазирования
- Деловая игра
- Круглый стол или конференция
- Урок открытых мыслей
- Пресс - конференция
- Урок – соревнование
- Урок КВН
- Викторина
- Аукцион знаний
- Урок – диспут
- Урок – турнир
- Урок – эврика
- Волшебный конверт
- Межпредметный интегрированный урок
- Урок – конкурс
- Урок творчества
- Урок – спектакль
- Смотр знаний
- Урок – игра
- Урок – зачёт
- Урок-путешествие
- Урок взаимообучения
- Урок-диалог
- Моделирование мышления учащихся
- Ролевая деловая игра
28. Урок – лекция
и т.д.
Каждому типу урока соответствует определённая структура урока.
Структура урока изучения нового материала:
- первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности уч-ся;
- указание на то, что уч-ся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка;
- первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение, через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания.
Структура урока формирования умений и навыков:
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
- проведение проверочных упражнений.
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
- упражнение на их усвоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в исходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока.
- задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
- сообщение уч-ся цели предстоящей работы;
- воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
- сообщение темы, цели и задач урока;
- показ использования приобретённых знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
- проверка знаний фактического материала, индивидуальный вопрос.
- проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
- проверка глубины осмысления знаний, и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщённых таблиц, письменный опрос;
- применение уч-ся знаний, практические задания;
- выполнение комплексных творческих работ;
- итоги урока;
- домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку, дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что уч-ся обязательно сами проверяют работы;
- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы).
- подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы уч-ся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
- сообщение темы, цели и задач урока;
- повторение и обобщение отдельных фактов событий, явлений;
- повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний;
- повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
- организация начала урока;
- проверка д/з постановка цели урока;
- подготовка уч-ся к восприятию нового уч. материала, т.е. актуализация знаний;
- изучение нового материала, в том числе и объяснение;
- закрепление изученного;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- подведение итогов;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа), необходимая уч-ся для изучения новой темы.
Как базовую можно использовать следующую структуру урока, которая включает следующие основные звенья или этапы:
1. оргмомент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью ученика к уроку;
- проверка домашнего задания
- проверка УУДучащихся, необходимых для восприятия нового материала;
- постановка цели и задач урока перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных
знаний – это центральное звено урока; - первичная проверка понимания нового материала;
- организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и
упражнений в её применении по образцу (возможна смена вариантов) - творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности (алгоритма) путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных
знаний и умений. - обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- домашнее задание к следующему уроку, в т.ч. ранее пройденного учебного материала,
необходимого для восприятия следующей темы; - подведение итогов урока, в т.ч. оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
При использовании этой структуры для разных типов урока придётся некоторые этапы
исключить, на какие-то сделать основной упор и т.д.
Примерное содержание разделов поурочного плана.
I. Тема урока.
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приёмы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО и ИВТ.
II. Повторение опорных знаний.
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся,
чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (её объём, смысл)
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых знаний.
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны знать или усвоить ученики.
3. Самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
- Варианты решения проблемы.
- Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4.Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание.
1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объём и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Триединая цель урока (ТДЦ)
Образовательная, учебная | Воспитывающая | Развивающая |
| Любой урок является Принцип «молнии». | 1. Развитие речи 2. Развитие мышления. 4. Развитие двигательной |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | |
I. По источникам знаний |
3. Практические |
II. По характеру движения мысли от незнания к знанию |
3. Традуктивный |
III. По характеру взаимодействия |
3. Самостоятельная работа |
IV. От дидактических задач |
3. Закрепление материала и т.д |
V. От познавательной деятельности |
5. Исследовательский |
VI. По принципу расчленения или |
5. Классификационный |
МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | |
VII. Метод – способ учебной работы |
3. исследовательский – добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, опытов, измерения … - путём самостоятельного |
VIII. Методы контроля | 1.Устный : а) устный опрос 2. Письменный: а) контрольная работа 3. Лабораторно-практический |
IX. МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ |
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.
Методы объяснения ► | Словесные | Наглядные | Практические |
Способ рассуждения, умозаключения | |||
Индуктивные | СИ | НИ | ПИ |
Дедуктивные | СД | НД | ПД |
Традуктивные | СТ | НТ | ПТ |
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются
суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть 3-х типов:
═══► заключение от единичного к единичному;
═══► заключение от частного к частному;
═══► заключение от общего к общему.
1. Объяснительно-иллюстративные
СИ | Рассказ |
НИ | Описание схемы, алгоритма |
ПИ | Упражнение |
СД | Беседа с опорой на правила, законы |
НД | Письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, схем |
ПД | Практическая работа на применение знаний, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов. |
СТ | Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов. |
НТ | Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов. |
ПТ | Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов. |
2. Репродуктивные методы
СИ | Пересказ прочитанного. |
НИ | Списывание готового материала с доски. |
ПИ | Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением. |
СД | Придумывание приёмов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса. |
НД | Анализ события по определённому правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму). |
ПД | Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон. |
СТ | Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений. |
НТ | Нахождения подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель. |
ПТ | Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов. |
3. Проблемно-сообщающие методы
СИ | Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах. |
НИ | То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная) |
ПИ | Записи действий учителя при доказательстве гипотезы. |
СД | Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов. |
НД | То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д. |
ПД | То же с опорой на упражнение. |
СТ | Доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах. |
НТ | То же с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели) |
ПТ | То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты. |
4. Частично-поисковые методы
СИ | Эвристическая беседа, ведущая к выводу. |
НИ | То же с опорой на наглядность. |
ПИ | Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом. |
СД | Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов) |
НД | Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д. |
ПД | Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм. |
СТ | Перенос общих признаков известного на новое. |
НТ | Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность. |
ПТ | Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания). |
5. Исследовательские методы
СИ | Работа с книгой по поиску метода. |
НИ | Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода. |
ПИ | Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности. |
СД | Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма. |
НД | То же с опорой на наглядность. |
ПД | Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся. |
СТ | Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов. |
НТ | То же с опорой на наглядность. |
ПТ | Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся. |
Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)
2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)
4. Дивергентный (допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)
Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)
Наиболее эффективная продолжительность
выполнения домашнего задания.
классы | время |
1 – 2 классы | 45 – 60 мин. |
3 класс | 1 – 1,5 часа |
4 - 5 классы | 1,5 – 2 часа |
6 – 8 классы | 2 – 2,5 часа |
9 – 11 классы | 3 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
шпаргалка по русскому языку
шпаргалки...
Шпаргалка по теме: "Части речи"
Материал предназначен для учащихся 2-го класса. Тема: "Части речи". Позволяет наглядно продемонстрировать учащимся общее и различное между такими частями речи, как имя существительное, имя прилагатель...
Шпаргалки по русскому языку
Материал для копилки знаний...
Шпаргалка для родителей
В шпаргалке для родителей вы найдете перечень школьных принадлежностей будущего первоклассника....
шпаргалка для родителей
материал поможет родителям первоклассников в период обучения грамоте...
Шпаргалка для родителей
Материал предназначен в помощь родителям для развития фонематического слуха....
Шпаргалки для учителя
Шпаргалки для учителя...