Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»
статья
Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Эффективные методы и приемы обучения чтению»
Учитель начальных классов
Чепрасова С.В.
Саратов,
2019-2020 уч.год
Над своей темой по самообразованию я начала работать с 2013 года. Почему я выбрала именно тему по самообразованию?
Во-первых, в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Но не только дети не читают, не читают и взрослые. В 2000 году в г. Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «отставание» детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать»
Во-вторых, в классах много так называемых «детей риска».
Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходной период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.
А так же: В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».
Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, статьи, опыты педагогов-новаторов, новые технологии обучения.
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач:
• Формирование устойчивого желания читать литературу (мотивационная сторона читательской деятельности).
• Совершенствование у учащихся навыка чтения: созидательности, правильности, беглости, выразительности (техническая основа процесса чтения).
• Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение текста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
• Освоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
• Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, озаглавливанию и др.
Дети в начальной школе должны уметь читать целыми словами.
• выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснение их смысла;
• пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
• определять эмоциональный характер текста;
• выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова;
• определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
• осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
• формулировать тему текста;
• находить главную мысль, сформулированную в тексте;
• чтение по ролям;
• уметь использовать такие средства интонационной выразительности, как логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпо-ритм, логические и психологические паузы;
• уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);
• иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста;
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.
Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:
• технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
• понимание текста.
Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.
Воспользовалась некоторыми приёмы по усовершенствованию навыков чтения методикой предложенной Заикой, Зайцевым, и использовала пособие «Помогайка» автора Джажалей. Сложилась своя система работы с детьми на уроках чтения. Что представляет собой эта методика?
• Это карточки для каждого ребёнка.
• Приёмы чтения.
1. Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.
2. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.
3. Чтение только второй половины слов.
Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.
4. Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.
5. Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
6. Отделение слов от псевдослов.
Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
7. Чтение перевёрнутого текста.
8. Чтение предложений снизу вверх.
9. «Игра в прятки».
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
10. «Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
11. «Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
12. «Чтение хором».
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.
Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].
Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!
ум сом кот лев мел рысь день
уж сон вот лук мал гусь тень
ус сын тот лак мол весь пень
ух сор так рак мыл печь дом
ёж сыр ток жук мир речь том
Задание:
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву м;
• прочитай слова, где буква м в конце слова;
• прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;
• прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;
• прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;
• прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;
• переверни карточку, какие слова запомнил.
Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».
сок сор стон кусты
стук сыр ступа трос
торс рот сосна торос
сук лоб сырок осина
кости нора рысь стакан
крот сорока кисти сороки
кросс коса такса капуста
Задание:
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву с;
• прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;
• прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;
• прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;
• прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;
• прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;
• прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
• прочитай слова с удвоенной согласной;
• прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;
• выпиши слова с безударной гласной.
Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».
школа сушила кошка
шипы шутили кишка
шина шарили мышка
машина шуршали мартышка
машинист шипит Мишка
шишка трусишка морошка
Шишкин плутишка Мариша
шалун малыши пушинка
Задание:
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву ш;
• прочитай слова, где буква ш в середине слова;
• прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;
• прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;
• прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
• найди однокоренные слова;
• прочитай слова обозначающие действия предмета;
• выпиши слова с сочетанием ши.
Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».
работа крапива беседка баночка
ребята кормушка болота дерево
игрушки снежинка билеты жалоба
колючий усатый конфеты жадина
медведи спасибо бородка козочка
корова загадка болтунья лестница
ромашка берлога булавка ленточка
капуста барашек газета лыжница
тарелка бархотка гвоздика космонавт
весёлый белила животное корабли
утята белуга солнечный светофор
рубашка беретик бабочка уговор
• прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.
• найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;
• найди слова, где –чк- , на парные согласные в середине слова;
• найди имя прилагательное;
• найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;
• найди слова во множественном числе, в единственном числе;
• найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;
• найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;
• найди слова с суффиксом -ушк-
• найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;
• найди словарные слова;
• составь словосочетание прилагательное + существительное;
• найди слова, где гласные имеют два звука;
• выпиши в два столбика слова с безударными гласными в корне: 1 столбик - проверяемые, 2 - словарные слова.
Упражнения по развитию навыков чтения
1. «Начни с той же буквы».
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
2. «Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.
3. «Отгадай букву».
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
-Цапля?
-Нет.
-Автобус?
-Есть.
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
4. «Пятёрка слов».
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
• радио, рекорд, рак, ракета, рана;
• орех, осень, окно, отметка, отец;
• зима, звено, змея, зрение, замок;
• аптека, аллея, армия, астра, арка.
5. «Лесенка».
Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.
Например:
• Як
• Яма
• Яйцо
• Ягода
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
6. «Чтение-поворот».
Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.
7. «Учимся вспоминать слова».
Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.
Например:
• ////
• //////
То же самое упражнение, но используя глаголы.
8. «Составление предложений».
Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.
Например:
• Котёнок пьёт молоко.
• Ручкой пишут на бумаге.
• Машина едет по дороге.
9. «Учимся фантазировать».
Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.
Например:
• (Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
• (Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
10. «Снежный ком».
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.
11. «Угадай слова».
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
• гвоздь-молоток; шуруп-…
• дом-крыша; книга-…
• птица-яйцо; растение-…
• квадрат-куб; круг-…
• хорошо-лучше; медленно-…
• огонь-пожар; вода-…
• зерно-амбар; деньги-…
• человек-ребёнок; собака-…
• день-ночь; зима-…
Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.
Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.
Приёмы речевой разминки.
1. Чтение шепотом и медленно:
• Да-да-да-из трубы бежит вода.
• До-до-до-на дереве гнездо.
• Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды.
• Ду-ду-ду-с мамаой я домой иду.
• Та-та-та-в нашем классе чистота.
• Ту-ту-ту-наводим сами красоту.
• Ят-ят-ят-пираты ровненько стоят.
• Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
• Ло-ло-ло-на улице тепло.
• Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
• Оль-оль-оль-мы купили соль.
2. Чтение тихо и умеренно:
• арка-арца
• арта-арда
• арла-арча
• арса-аржа
3. Чтение громко и уверенно:
• гарь-парь-жарь
• дверь-зверь-червь
Использование игр на звукоподражание, например:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споёт…Ку-ка-ке-ку!
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как проводится игры.
Игра «Курочка с цыплятами». Начинается работа с чтения стихотворения по таблице.
Вышла курочка гулять,
Свежей травке пощепать,
А за ней цыплятки-малые ребятки.
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети…(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).
Затем по данной таблице проводится работа по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.
Игра «Дупло».
Вот это дуб, а в нём дупло,
Где поселилась буква О,
Буква эта гласная.
Но дружна согласными,
Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Прочитали вместе…(ло).
Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Прочитали вместе…(но).
Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки: это чтение только глазами.
Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.
Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»
В 1-м классе даются такие задания:
• Найди «сфотографируй» лишнюю букву: а, о, в, у, и.
• Найди лишней слог: бо, но, ро, мы, ко, ло.
• Найди лишнее слово:
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблице изготавливают сами дети или их родители. У каждого ученика карточка, в каждую клетку вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них.
Таблица №1.
ку ман туз кас
ша та тин бол
то кар тон на
фель лик ка низ
Таблица № 2.
А К С О Т П С Д И
Б М У З Й Ю У Ч Щ
В Р Я Л Е Н С Ф Э
Ш Г Х Ы А Ж Ц Н Я
Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.
Памятка.
• Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
• Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв.
• Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т. д. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля видения.
Во 2-3-м классах при чтения объёмных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поле ясного видения и предварительного прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3-го класса Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху вниз при постоянной фиксации средней линии:
зачер стветь
подбод ривший
распусти вшийся
почувст вовали
Причём слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.
Для овладения навыком чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ (С-согласный, Г-гласный), включаются в работу следующие таблицы:
М а е и у ы Вл а о у ы е Стр а е и у ы
Н___________ Тр____________ Скл____________
Р ___________ Гр_____________ Спр____________
К___________ Ск_____________ Скр____________
Проводится и такое упражнение:
Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук, на ударение в слове:
лес дружочек
леса голосочек
лесок тетеревочек
лесник
лесовик
Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя ) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:
1. На доске записаны 2-3 пословицы. Нужно их закончить.
• Делу время- ___________ ____________ .
• Кончил дело- ____________ _________ .
2. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.
Готовь сани летом пока не перепрыгнешь.
Не торопись языком торопись делом.
За твоим языком телегу зимой.
Не говори «гоп» не поспеешь и босиком.
3. Прочитай загадку, подставив недостающие слова.
Посмотрите-дом стоит,
До краёв водой___________.
В этом домике жильцы -
Все умелые____________.
4. Для предварительного прочтения на этапе подготовки к самостоятельному восприятию текста предлагается детям не всё слово, а слово, записанное квазиписьмом.
• за____ ___ ро___ ____ к (заморозок)
• ле____ н___ ___ ___ й (лесничий).
5. Очень нравится детям чтение текста с пропущенными буквами, с пропущенными словами.
Есть простой прием - чтение закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Например, на уроке обучения грамоте читается текс "Кот".
У Никиты окуни. У Антона окуни.
А кот тут как тут!
Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанной стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее используется этот прием для отдельных, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.
Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, нужно внимательно изучить текст и выбрать слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываются на доске, дети читают, затем находят слово в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяется слабым учащимся, так как именно они наиболее склонны к регрессии. Помогает детям следующее предложение:
• Постепенное наращивание слова.
Бомба
бомбардир
бомбардировщик
• Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шёпотом медленно, громко медленно, громко быстро.
• Чтение слов, записанных равновеликим шрифтом (Сгребали, взДУРИЛАСЬ, ТЕтеРЕвоЧЕК).
• Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение "эхо", чтение "канон", чтение "спринт", чтение "разведка", чтение со счетом слов. Чтение "эхо" (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.
Чтение "канон": один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.
Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. При этом пользуются памяткой:
Памятка.
• Плотно сожми губы и зубы.
• Читай только глазами.
• Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.
• Ответь на вопросы текста.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.
Если на каждом уроке использовать следующие приёмы и методы как:
• чтение за диктором;
• чтение в парах;
• чтение с убыстрением темпа;
• жужжащее чтения;
• пятиминутки;
• самозамер скорости чтения,
то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.
Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.
Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
Эффективные резервы обучения оптимальному чтению.
1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Чтение перед сном.
5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"
П л а н работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...
План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"
План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...
Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г
Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г...
Методы и приемы обучения чтению на английском языке в начальной школе
В данной ствтье рассматриваются методы и приемы обучения чтению на английском языке младших школьников....
Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе
Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...
Статья "Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе"
Коррекционная педагогика...
Эффективные методы и приёмы обучения чтению в первом классе
Чтение, без сомнения, играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. Основные задачи уроков чтения – это формирование и совершенствование у учащихся навыка сознатель...