ПК 4.3
учебно-методический материал

Коротаев Сергей Александрович

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы.

Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации обучающиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие ‒ к точным наукам, одни ‒ к историческим.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

- по уровню сложности;

- по объёму;

- по степени креативности: по образцу / творчески;

- по обязательности выполнения;

- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                               

Школа: 148                                                                                                                                                                                             ФИ студента: Коротаев С.

Класс: 2 «А»                                                                                                                                                                                             ФИО методиста: Пометун

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Живая и неживая природа»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с элементарными представлениями о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Планируемые результаты

Предметные:

знать различия объектов живой и неживой природы;

уметь сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков ,  а также других людейна основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Учебник, 2013.-Ч.2.; УМК «Перспектива», рабочая тетрадь Окружающий мир: 2кл.: Рабочая тетрадь:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Рабочая тетрадь, 2013.-Ч.2., презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть сегодня, присаживайтесь.

Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Анастасия Владимировна. Я надеюсь, у всех сегодня хорошее настроение, ведь на улице такая прекрасная погода / несмотря на погоду за окном.

-Давайте поприветствуем друг друга приветливой улыбкой...

— Вот мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее.

 -Думаю, и наш сегодняшний урок пройдет интересно и с пользой для всех.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

6 мин

-Теперь я предлагаю отгадать загадки.

-Горит жарко

И светло

Дарит нам

Свое тепло

-Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала.  

Без языка, а говорит, без ног, а бежит.    

-Хвост пушисты,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет

-Могу ли я утверждать, что все эти объекты относятся к природе?  

-Обоснуйте свой ответ.

-Ребят, предположите, как будет звучать тема нашего урока.

Солнце

Снежинка

Ручей

Лиса

Да

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

«Природа»

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

2 м

Итак, тема нашего урока «Живая и неживая природа»

-А цель?

-Узнать отличия живой и неживой природы;

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словест.: слово учителя

Практич.: работа в группах

Работа с раздаточным материалом

9 мин

-Давайте ещё раз вспомним, что относится к природе?

-Как вы думаете, что необходимо растениям и животным для жизни?        

-Откройте учебники на с. 24-25 и рассмотрите фотографии.

-Назовите, что вы видите.

-Можем объединить их одним словом «природа»?    

-Обоснуйте ответ.

-По каким признакам можно разделить изображённые объекты природы на 2 группы?          

-Молодцы! Работа в паре.

-Предлагаю поработать в паре.

-Зелёными фишками обозначьте, что относится к живой природе, а жёлтыми – к неживой природе.

-Повторим основные правила работы в паре.

-Можете приступить к работе.

-Проверим.

-Назовите объекты живой природы.  

-Назовите объекты неживой природы.            

–Давайте сделаем вывод, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?    

-Предлагаю ещё раз всё повторить.  

1.Природа бывает живая и неживая.  

2.Солнце, звёзды, воздух, вода, камни – это объекты неживой природы.

3.Растения, грибы, животные, человек – это объекты живой природы, или живые существа.

4.Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

-Оцените свою работу на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.

-Сейчас мы с вами примерим роль исследователей. У нас будет 3 группы. Обратите внимание на слайд:

Первая группа – «Грин пис» будет писать совместно рассказ о живой и неживой природе. Дайте простор вашей фантазии. Встречаются у 1 парты.

Вторая группа – «Зеленый крест» будет изучать взаимосвязь живой и неживой природы: кошка, комар, цветок, вода. Встречаются у 3 парты.

А третья группа – «Зоозащитники» будет разгадывать кроссворд о живой и неживой природе. Встречаются у первой парты.

Сейчас вы поделитесь на 3 группы с помощью предметов, которые лежат на ваших партах (распечатки: аптечка, лупа, мусор).

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

Солнце, воздух, вода

Камень, бабочка, вода, солнце, воздух, кошка.

Да

Живое и неживое

Дерево, девочка, бабочка, цветы, медведь

Солнце, камень, небо, облака, сосульки

Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, умирают

Выполняют задание

Рассказывают классу информацию

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: построение речевого высказывания

К: взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словест.: уч.диалог

Практич: работа с рабочей тетрадью

4 мин

-Итак, предлагает поиграть в игру на внимание «Живое – неживое»      

 -Я называю предмет. Если этот предмет живой, то хлопаете в ладоши, если неживой, то сидите тихо.  

Лягушка,    комар,    вода,    рыба,    ученик,    гора,    град,    тыква, дождь, ромашка

Отвечают на вопросы

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации 

Физминутка

Зрительная физминутка:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

VI. Самостоятельная работа

Самоанализ

Практ: работа c раздаточным материалом

3-4 мин

Дифференцированные задания по теме «Живая и неживая природа»

Задание №1

Вставьте слова в пропущенные места

………. мир – это живая, неживая природа и рукотворный мир.

.……. – это то, что нас окружает и возникло без участия человека. ………. природа – это живые существа (животные, человек и растения, грибы). Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К ……… природе относятся солнце, вода, камни, звезды, луна, явления природы - все изменения, происходящие в природе. Они бывают сезонными. Летом идёт дождь. Зимой – снег. Осенью – листопад. Весной – капель. Также к …….. природе относятся и сами времена года, и конечно – солнце, воздух и вода. …….. и ……. природа тесно связана между собой. Солнце необходимо для жизни растений, животных, потому что дает свет и тепло, особенно летом. Без воздуха все живое не сможет дышать, а значит и жить. Вода необходима живым существам, чтобы пить. Она - источник влаги и прохлады. ……… существа не могут жить без света и тепла исходящего от солнца, без воздуха и воды. Значит, ……… природа не может жить без ……… природы.

Для проверки:

Окружающий мир – это живая, неживая природа и рукотворный мир. Природа – это то, что нас окружает и возникло без участия человека. Живая природа – это живые существа (животные, человек и растения, грибы). Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К неживой природе относятся солнце, вода, камни, звезды, луна, явления природы - все изменения, происходящие в природе. Они бывают сезонными. Летом идёт дождь. Зимой – снег. Осенью – листопад. Весной – капель. Также к неживой природе относятся и сами времена года, и конечно – солнце, воздух и вода. Живая и неживая природа тесно связана между собой. Солнце необходимо для жизни растений, животных, потому что дает свет и тепло, особенно летом. Без воздуха все живое не сможет дышать, а значит и жить. Вода необходима живым существам, чтобы пить. Она - источник влаги и прохлады. Живые существа не могут жить без света и тепла исходящего от солнца, без воздуха и воды. Значит, живая природа не может жить без неживой природы.

Задание №2

Решение теста «Живая и неживая природа»

1) Что такое природа?

· Все, что нас окружает

· Все, что нас окружает и не создано руками человека

· Все, что создано руками человека

·

2) Какая бывает природа?

· Природа бывает живая и неживая

· Природа бывает только живая

· Природа бывает только неживой

3) Что относится к неживой природе?

· Снегирь

· Стол

· Камень

·

4) Что относится к живой природе?

· Дерево

· Кукла

· Облако

·

5) К какой группе можно отнести человека?

· Человек – это живая природа

· Человек – это неживая природа

· Человек – это не природа

·

6) Что не является природой?

· Синица

· Ящерица

· Метро

Задание №3

Заполни таблицу, разделив слова на группы.

Дерево, камень, метро, оса, река, рубашка, синица, гора, стол, пескарь, воздух, барабан

Живая природа Неживая природа Не природа

Выполняют тест

Проводят самопроверку

Выполняют задание

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практ.: работа с рабочей тетрадью

4 мин

- -Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните лишнее слово).    

1). Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения – это неживая природа.  

2). Растения, грибы, животные, человек, звёзды – это живая природа.

Проверьте соседа по парте.

Выполняют задание

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесн.: беседа

4мин

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная анкета, в которые записывают свое мнение.

1. Мне понравилось…

2. Я узнал…

3. На уроке мне запомнилось…

Проводят самоанализ

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

1 мин

РТ стр.28-29, № 1, 5,

Слушают

Записывают



Предварительный просмотр:

Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования. Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира.

Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.

Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

Девиз педагогики М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому..»

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

“Самая важная необходимость в этот период - снабжать пищей голодный разум и раскрывать широкие области знаний перед пытливыми исследователями, всё остальное меркнет по сравнению с этой задачей”,- пишет Мария Монтессори в книге «Как развить внутренний потенциал человека». Однако, по ее мнению, эту задачу невозможно решить не опираясь на определённую методику и на фундаментальные принципы психологии:

  • Ребёнок должен учиться в процессе своей деятельности, ему должна быть предоставлена внутренняя свобода выбирать то, что ему требуется.
  • Обучение должно отвечать интеллектуальным потребностям ребёнка, и тогда не надо ему что-либо навязывать.

Задача учителя – приготовить большой объём познавательной информации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод ребёнка.

В Монтессори-школе дети сами выбирают себе занятие по душе, учатся читать на интересных и нужных им текстах, а писать – сочиняя собственные книги, делая стенгазеты, сочиняя сценарии, изготавливая учебный материал для товарищей. В итоге – нет того сопротивления, нежелания учиться, трудиться, думать, с которым часто сталкиваются родители школьников. "Ребёнку должно нравиться всё то, что он изучает, поскольку его интеллектуальный рост и эмоциональное развитие взаимосвязаны. Всё то, что преподносится ему, должно быть прекрасным и ясным, поражающим его воображение. Если однажды разжечь в нём любовь к познанию, все проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, исчезнут", - пишет Мария Монтессори.

Сенситивным периодом возраста 6-12 является усвоение культурного наследия человечества. Если в данный период не дать ребёнку возможность изучать мироустройство и культурное наследие, есть большая вероятность, что потом у него и не будет интереса к этому, человек останется на уровень ниже своих возможностей, курсируя между скучной работой ради денег и домом, в котором будет интересовать только телевизор… Таким образом, человек может лишиться шанса на самореализацию, на творческий труд, а в конечном счете - на счастье и полноценную жизнь.

Роли детей:

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

- Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

- Дети принимают самостоятельные решения.

- Занятия проходят в специально подготовленной среде.

- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

- Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль учителя.

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие!

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Какие бывают формы работы в Монтессори-школе:

Свободная работа с Монтессори-материалом: дети выбирают дидактические пособия, сами определяя:

  • продолжительность и темп работы
  • место (на столе или на коврике)
  • возможность работать самостоятельно или с другим ребёнком

При этом ребёнок учится планировать собственную работу. Младшие просто записывают, что они сделали за сегодняшний день и предполагают, чем могут заняться завтра. Более старшие планируют себе занятия на неделю, и даже на несколько месяцев.

Рефлексивный круг: обсуждение вопросов, волнующих детей, текущих дел, праздников.

Дидактический круг: занятие, по мере необходимости проводимое педагогом для всей группы.

Проекты: глубокое исследование изучаемого предмета, обращение к различным источникам, использование художественных технологий, элементов театральной деятельности. По времени обычно длятся около недели, завершаются спектаклями, большими коллективными творческими работами, какими-то интересными событиями.

Исследования: личный проект ребёнка, его собственное научное исследование, обычно завершаемое защитой проекта – то есть выступлением перед всем классом.

Коммуникативные игры: занятия со всей группой, направленные на формирование эмоционального интеллекта.

Творческие мастерские: занятия с частью детей по их выбору (рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества).

Кулинарные и столярные мастерские.

Спортивные прогулки в любое время года.

Подвижные игры на улице и в помещении.

Экскурсии в музеи, города, на заводы и фабрики.

Встречи с другими школами: праздники, соревнования.

Встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Игротека: занятия с конструкторами, настольные игры.

Индивидуальные дополнительные занятия по потребностям ребёнка.

Походы, выезды на природу.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология саморазвития Марии Монтессори Выполнил: Коротаев Сергей , 46 группа

Слайд 2

Мария Монтессори –( 1870-1952) выдающийся итальянский педагог-психолог. Родилась в Италии 31 августа 1870 году в Италии в городе Чиаравалле . Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию. Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. Мария в 12 лет поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском. Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды. Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. стала профессором Амстердамского университета. Девиз Марии Монтессори : «Помоги мне сделать это самому »

Слайд 3

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру. При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников. Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори . Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Результаты поражали.

Слайд 4

Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Цель метода Монтессори - это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всём самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

Слайд 5

Содержания технологии М. Монтессори свою программу назвала системой саморазвития ребёнка в специально-подготовленной окружающей среде, частью которой являются развивающие материалы Монтессори . Обучение ребёнка осуществляется через самостоятельную работу с материалом, который он выбирает. А так же выбор места и продолжительности работы с материалом формирует у ребёнка свою деятельность. Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Слайд 6

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори : 0-3 года: предметно-чувственная ориентировка; 3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление; 6-9 лет: освоение абстрактных действий; 9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы; 12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Слайд 7

Подготовленная среда — это важнейший элемент педагогики Монтессори . Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори , соответствовать.

Слайд 8

. Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: Жизненная практика Сенсорное развитие Математическое развитие Языковое развитие Естественнонаучное и космическое развитие Двигательное развитие

Слайд 9

Существует 3 основных принципа системы Монтессори : ребенок среда воспитатель Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Слайд 10

Жизненная практика Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать. Именно такая деятельность, полагала Монтессори , формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе.

Слайд 11

Застежки Монтессори

Слайд 12

Шнуровки

Слайд 13

Сенсорное развитие В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память

Слайд 14

Сенсорное развитие

Слайд 15

Развитие зрения

Слайд 16

Математическое развитие Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия , который можно встретить в математической зоне — обычные счеты. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.

Слайд 17

Языковое развитие Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Слайд 18

Естественнонаучное и космическое развитие Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Слайд 19

Двигательное развитие Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности. Физическая свобода - первостепенная потребность детства. М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.

Слайд 20

рассчитана на развитие аналитических способностей, мелкой моторики, логики, практических навыков. Данные сферы деятельности находятся под контролем левого полушария головного мозга. ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ не уделяется должного внимания развитию правого полушария головного мозга, которое контролирует развитие творческих и гуманитарных способностей. очень разнообразный развивающий материал. отвергается детское художественное творчество, а именно рисование, а также музыка и танец. ребенок сам выбирает те занятия , которые соответствуют его умственному и физическому развитию в данный момент. нет подвижных, спонтанных творческих и ролевых игр.

Слайд 21

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ рассчитана на развитие деток в саду и школе, однако многие принципы можно перенять для воспитания ребенка дома после Монтессори -садиков детям тяжело привыкнуть к обычным государственным школам нет никакого насилия, ребенок сам определяет, что будет делать и с чем заниматься методы Монтессори изменены во многих центрах, педагоги по-своему преподносят данные методы, вводят экзамены и занятия. ребенок - это уникальная, неповторимая и свободная личность .

Слайд 22

Несмотря на имеющиеся недостатки система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной. Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори , который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития. Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии. Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори -педагогики с другими методиками.

Слайд 23

В младшей группе д /сад, нам нравится проводить д /игры с прищепками они укрепляют и развивают кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Вот так с малышами закрепляем знания по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторике рук, усвоению развития произвольного внимания и произвольного запоминания. Учимся подбирать нужные прищепки одного цвета, развиваем мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Слайд 24

Заключение: Таким образом, можно отметить, что очень важно ориентироваться на самостоятельное развитие и обучение ребенка, учитывать его индивидуальность, давать право выбора. Методика М. Монтессори развивает интеллект, мощную логику, аналитические способности, учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы, мотивирует к учебе. Но все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим. И нельзя забывать о том, что продолжать обучение ребенку придется в традиционной школе. По – моему мнению, это вызовет некоторые затруднения. Но тем не менее, эта методика до сих пор популярна, она богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Эти идеи очень интересны мне, как маме и педагогу дошкольного образования.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!