ПК 4.3
учебно-методический материал

Голобородько Любовь Николаевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего обазования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения (тро)

Цель: 
- создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального, а также развитие данных способностей
.

Принцип развития каждого ученика (Л. В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:

  • рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учеников, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;
  • с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;
  • возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и перехода в другую группу.

Стартовый уровень (1 уровень)
- Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.
Базовый уровень (2 уровень)
- Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса.
Творческий уровень (3 уровень)
- Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.



Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии на уроках в начальной школе»

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что “школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы”. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.

Функции игр, как метода изучения предметов в начальной школе:

Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и др.

Вторая функция – “театрализация” учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок и т.д.

Ролевая игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе начальной школы:

На бытовые сюжеты (“Дарим подарки” “Умеем доброжелательно улыбаться”, “Разговор по телефону”);

На проблемы профессиональной ориентации учащихся (“В редакции газеты”, “Конструкторское бюро”, “Мы – экономисты”);

На интеллектуальную деятельность (“В литературном салоне”, “В клубе знатоков”, “Разговор о человеке”);

На разрешение социальных проблем (“Юные экологи”, “Если бы я был президентом”). Пример ролевой игры: на уроке по предмету “ Окружающий мир” разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, вызывает активность, стремление к лидерству.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Организация и проведение игры. Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

При подведении итогов игры учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, интерес.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Основные виды игр, которые используются на уроках в начальной школе, определены в методической литературе.

В.А.Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.

Таким образом, использование игровых развивающих элементов, следующих принципам научения, универсальности, повторяемости и тренинга, способствует прочному усвоению знаний и развитию мышления детей.



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:        
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;        
- подводящий к теме диалог;        
- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

- результативной;

- здоровьесберегающей;

- носит общепедагогический характер.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

Тема: Семейный бюджет

3.Постановка учебной задачи

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная работа

-А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

- О каком бюджете мы будем сегодня говорить?

- Какие цели поставим на урок?

Выполняют требования учителя.

 

-семья.

-да.

-о семейном бюджете.

-узнать что такое семейный бюджет, как расходовать семейный бюджет.

П:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Тема: Число глаголов

3. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

2 мин.

-Разделите слова на две группы.

Поёт, пишем, сверкает, идут, жду, наблюдают, летят, ходишь, тает.

-По какому признаку вы разделили слова на группы?

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели поставим?

Выполняют задание в парах.

1)поёт, жду,сверкает,  ходишь, тает.

2)пишем,идут, наблюдают,летят.

-По числам

-число глаголов

-Уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;

Уметь изменять глаголы по числам.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принятие и сохранение учебной задачи



Предварительный просмотр:

Технология Монтессори.

Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок.

М. Монтессори

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры:

  1. По уровню применения: общепедагогическая;
  2. По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая;
  3. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор»;
  4. По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая;
  5. По подходу к ребенку: антропоцентрическая;
  6. По преобладающему методу: игровая + творческая;
  7. По направлению модернизации: природосообразная;
  8. По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации:

• Всестороннее развитие;

• Воспитание самостоятельности;

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения:

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает;

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори;

• Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности;

• Учет сензитивности и спонтанности развития;

• Единство индивидуального и социального развития;

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах;

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении;

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры;

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень;

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Дисциплина в свободе

Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.

Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

Всех кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение.

Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори, вызывает порядок в них.

- Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место, был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину?

Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе.

В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».

Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».

Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты.

В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на двадцать-тридцать минут. В группе же ничего не изменяется, все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают, внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими.

И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном?

Для этого нужно посмотреть, что же дает ребенку свобода, какие плоды она приносит.

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем, что в нашем обществе называется образованием - вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода это снять эти абсурдные ограничения.

Второй подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.

Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди - это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы ни декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка.

Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, развиваются хуже, чем дети, активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит? Почему ребенок, получающий больше ощущений, а значит и больший опыт, вырывается вперед?

Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его “впитывающим умом”.

Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и определяет человеческую индивидуальность.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

· попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;

· обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;

· попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.

Ребенок развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого раннего возраста.

Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. Что они и делают вместо него – одевают и ведут в детский сад. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас.

Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. И такой порядок оправдан, потому что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку, научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша: хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.

Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”.

Важно то, что, выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.

  1. Трехступенчатый урок Монтессори.

В методе Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Между этим уроком, его сутью, есть аналогия с принципом обучения, который используют Владыки со своими учениками. Можно сказать, что этот принцип Божественного обучения и заложен в трехступенчатом уроке Монтессори.

Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.

Это три ступени или этапа единого целого. Причем, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время.

1 ступень – это ступень знания.

Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Учитель говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Учитель говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

2 ступень – это уровень опыта.

Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

На этой ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом учитель не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно, потому что он учит Христа, Христа внутри ребенка.

Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года.

Пока учитель не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.

Важный момент - учитель не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.

Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

  1. Упражнения по методике М. Монтессори

Упражнение 1

Материал. Две красные, две синие, две желтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).

Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу найти здесь одинаковые цвета». Затем берет любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается пара и т.д. Затем таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.

ИГРЫ НА РАССТОЯНИИ

Игра 1

На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести такую же.

Игра 2

Все таблички лежат на столе, и ребенка просят отнести табличку и положить ее рядом с предметом такого же цвета. (Ребенок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).

Упражнение 2

Материал. Пары табличек основных цветов плюс пары дополнительных цветов (зеленый, фиолетовый, черный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.

Таблички основных цветов, уже знакомых ребенку, лежат на столе в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть еще таблички с дополнительными цветами, и просит ребенка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички перемешивают. Ребенку предлагают выложить пары из вновь введенных цветов.

Упражнение 3

Материал. Серии табличек основных цветов с оттенками от самого темного до самого светлого (желательно 8 оттенков).

Взрослый говорит: «Посмотри, как я выложу эти таблички», и молча выкладывает ряд слева направо от самого темного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребенку выложить также. По такому же принципу работаем с остальными оттенками.

Прошел дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.

Расскажи, какого цвета курточка у мышки, мишки, ёжика.

Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка – она и красная, и жёлтая, и синяя, и зеленая…

Это… (ра-ду-га).

Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка, колоколнышка!

Давай скажем радуге: «Здравствуй!»

Поговорите с ребенком о цветах радуги.



Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий:

  • Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
  • Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
  • Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств. Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.
  • Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.
  • Аттестационно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации.

Все представленные типы технологий применяются полностью или частично в чистом виде или в смешанном

В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки, не прекращая других видов своей деятельности.

Использование

http://learningapps.org/

создание интерактивных образовательных тренажёров

spiderscribe.net/

создание ментальных карт (карт знаний), организация «Мозгового штурма»

http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/

создание облака ключевых слов

goanimate.com/videos/

создание видеороликов и мультфильмов

Google Forms

создание тестов и анкет (в т. ч. для родителей)

Google - таблицы

совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией

Google - презентации

создание и совместное редактирование презентаций

QR – код

объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.

Конструктор тестов
«Оnline Тest Рad»

позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА. 

«Учи.ру»

это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

«Якласс»

информационный интернет портал для школьников. учителей и родителей. Этот своеобразный журнал учителя, который позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.

testedu.ru

Содержит огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это сам и выдаст процент правильно решенных заданий

Решу ВПР

Образовательный портал для подготовки к экзаменам, содержит задания для подготовки к ВПР с решениями.

Фрагмент урока по русскому языку «Личные местоимения» на платформе ЯКласс, 3 класс

Фрагмент урока по математике «Знакомство с калькулятором» на платформе РЭШ, 3 класс



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности;

- элементы индивидуализации обучения;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание идти на занятия;

- наличие физкультминуток;

- наличие гигиенического контроля.

Результаты внедрения в обучениездоровьесберегающей технологий:

- снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

- учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе

Русский язык «Школа России». (4 класс)

Тема: Изменение глаголов по времени

Динамическая пауза

1 мин.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

Тема: Превращения и круговорот воды

Динамическаяпауза

1 мин.

 Видео: Капельки

Повторяют движения.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Математика «Школа России» (2 класс)

Тема: Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30

Динамическая пауза

1 мин.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров