ПК 4.4.
материал

Галдина Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Я студентка 35 группы, Галдина Екатерина, представляю свое исследование на тему «Развитие познавательного интереса младшего школьника к изучению народных ремесел России во внеурочной деятельности». Руководитель Подгорская Татьяна Алексеевна.

Актуальность проблемы исследования. Предмет развития познавательного интереса детей в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От разрешения этой задачи во многом зависит результативность учебного процесса, так как интерес есть изначально основной мотив познавательной деятельности школьника. Решение задачи формирования познавательных интересов – потребность общества.

 В современных условиях духовно-нравственного возрождения  российского общества важная роль в формировании чувства прекрасного, умения ценить красоту искусства и окружающей действительности, в развитии творчески активной личности принадлежит школе и занятиям во внеурочной деятельности. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям народной отечественной культуры. В документах ФГОС в концепции внеурочной работы выделено художественно – эстетическое направление. Во все времена бесценным материалом для духовно – нравственного и художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения была и остается народная культура.

Несмотря на декларацию российских документов образования о необходимости расширения спектра центров народного искусства, в практике начальной школы недостаточно внимания уделяется вопросам изучения русского народного искусства, в различных УМК. Решением проблем может стать усиление блока внеурочных занятий, направленных на обогащение личности младшего школьника, знакомство с русским народным искусством и развитие познавательного интереса младшего школьника, при изучении русского народного искусства.

Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвятили свои труды авторитетные ученые – педагоги: Выготский Лев Семенович, Щукина Галина Ивановна, Шамова Татьяна Ивановна (жива) и многие другие.

Вопросами теории и методики народного искусства в обучении младших школьников занимались ведущие ученые: Чарнецкий Ян Янович, Комарова Тамара Семеновна (жива), Шпикалова Тамара Яковлевна.

На основании этой проблемы нами была сформирована тема исследования: «Развитие познавательного интереса младшего школьника к изучению народных ремесел России во внеурочной деятельности».

Целью исследования является: изучить роль народных ремесел во внеурочной деятельности, в развитии познавательного интереса младшего школьника.

Объект и предмет исследования определены в соответствии с темой.

Объект исследования: внеурочная работа по изобразительному искусству в начальной школе.

Предмет исследования: методическое обеспечение кружковых занятий по основам декоративного искусства.

Задачи исследования:

  1. Отобрать материал об истории и символах русского народного искусства;
  2. Выявить значение русского народного искусства в процессе воспитания и развития личности младшего школьника;
  3. Изучить и раскрыть особенности развития познавательного интереса во внеурочной деятельности в кружке;
  4. Обобщить результаты, сделать выводы и определить перспективы для дальнейшего исследования.

В теории нами рассмотрены положения о развитии познавательного интереса.

Современному школьнику сейчас практически доступна любая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до международной сети «Интернет». Заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается теперь далеко не всегда. Интерес к учебному труду, познавательной деятельности, предмету - ведущие факторы обучения, оказывающие влияние на продуктивность процесса, его главные движущие силы. Интерес является постоянным сильнодействующим мотивом человеческой  деятельности. Проблема развития интереса – одна из главных при обучении в школе.

Внеурочная работа дает большую возможность  для развития интереса к изобразительной деятельности, так как занятия проводятся в более свободных формах, нежели на уроке.

Для развития познавательного интереса к изобразительной деятельности выделяются  те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладеть знаниями и умениями.

В примерных программах реализации ФГОС НОО предложены такие формы организации внеурочной деятельности, как кружок, клуб, студия, экскурсия и многое другое. В нашей курсовой работе мы более подробно рассмотрим такую форму внеурочной деятельности, как кружок.

В кружке, так же как и на уроке, существует определенная программа, для изучения которой дети должны систематично посещать занятия. Но, в отличие от школьной программы, где преподаватель и учащиеся загнаны в жесткие рамки, в кружке дети могут более подробно изучать определенный материал и выполнять задания в полном объеме. Главным элементов кружковой деятельности считается проявление творчества и фантазии в создании композиции. Одним из методов работы на занятии является частично – поисковая работа. Учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска решения проблемы, где каждый шаг предполагает творческую деятельность. Целостное решение проблемы осуществляется совместно с педагогом. Стоит отметить, что активность учащихся на занятиях в кружке в несколько раз превышает активность на уроке, так как кружок сформирован исходя из интересов детей.

Понавательный интерес учащихся к народному искусству может раскрыться полнее при изучении красоты и своеобразия русских народных ремесел. Мы избрали 3 наиболее распространенных вида народного искусства, это:

  • Городецкая роспись по дереву
  • Дымковская глиняная расписная игрушку
  • Гжельская роспись по фарфору

Наиболее эффективной системой занятий является построение его в триаде, которую предложила авторитетный ученый методист, по вопросам изучения народного искусства, Тамара Яковлевна Шпикалова. На занятиях в кружке декоративно – прикладного искусства имеет смысл увеличить количество часов, для более глубокого и подробного изучения и усвоения материала учащимися младших классов, в которых ярче всего проявится познавательный интерес. На основании этого суждения нами было сформировано примерное планирование кружковых занятий:

  • 1 занятие «Вводное»

Цель: знакомство детей с историей возникновения изделия, характерными орнаментами и цветовой гаммой.

  • 2 - 3 занятия «Повтор»

Цель: научиться выполнять характерные элементы; усвоить названия и приемы выполнения элементов.

  • 4 - 5 занятия «Вариация»

Цель: закрепить сведения об истории изделия; выявить особенности композиции; сочинить орнаменты на эскизе изделия (шаблон изготавливается заранее)

  • 6 – 8 занятия «Импровизация»

Цель: сочинить собственный вариант композиции; выполнить групповую работу по созданию композиции; обобщить сведения об изучаемом народном искусстве, возможно проведение викторины.

Мы выяснили, что внеурочная деятельность в кружке предоставляет широкие возможности для наиболее полного раскрытия познавательного интереса учащихся и формирования у них уважения к народной культуре нашей страны. Качественно продуманная организация работы кружка позволяет эффективно влиять на различные виды проявления познавательного интереса младшего школьника.

Обратимся непосредственно к методическому комплекту по тематике данного кружка. Структура Учебно-методического комплекта включает наглядные пособия по изучению Городецкой росписи по дереву и Дымковскую глиняную расписную игрушку. По каждому народному искусству на сегодня готовы образцы изделий и творческие композиции.

В дипломном проекте мы планируем:

  • Разработать план кружка «Русские умельцы» по работе с русскими народными расписными изделиями;
  • Выполнить полный творческий методический комплект по изучению этих видов народных искусств;
  • Выявить эффективность применению комплекта в работе с детьми.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы!



Предварительный просмотр:

Тема: Как складываются взаимоотношения ребенка и взрослого на разных этапах возрастного развития.

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.

Общение выступает основным условием полноценного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития:

1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания;

2) Передает информацию;

3) Развивает речь и все познавательные процессы;

4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции;

5) Способствует усвоению различных видов деятельности;

6) Формирует отношение к другим людям.

Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах). 

Этапы развития общения со взрослым изучала доктор психологических наук Лисина Мая Ивановна, она отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потребности в общении у ребенка. Давайте рассмотрим эти этапы: 

младенчество

потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма общения взрослого (ласка, улыбка, речь); 

ранний возраст

потребность в совместной предметной деятельности со взрослым - ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка); 

дошкольный возраст 

потребность в информации - 
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы, рассказ, чтение литературы); установлении доверительных отношений со взрослыми (беседа) 

младший школьный возраст

потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность. (потребность в учебной деятельности)

средний и старший школьный возраст 

потребность в общении со сверстниками и противоположным полом

Мы провели анонимный опрос  среди подростков ( 11 – 17 лет), в котором участвовало 66 человек. В данном опросе мы выяснили, насколько близко ребенок общается со своими родителями.  Шкала оценивания:  от 1(минимально) до 10(максимально) баллов.  Ниже приведены  следующие данные.

Количество баллов

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

Количество участников

3

3

8

25

27

Итоги опроса, на наш взгляд, дали хорошие показатели. 41% проголосовавших выбрали максимальное значение баллов (9 -10) и 38% участников выбрали близкие  отношения с родителями  (7-8 баллов). Мы считаем, что для детей 21 века это благоприятный результат, очень радостно от того, что 79% участников тесно общаются с родителями на различные темы,  в частности на темы личного характера.

Вывод: Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что на каждом возрастном этапе развития ребенка могут возникнуть определенные трудности в общении с ним, но не смотря на это ребенок  в любом случае нуждается в поддержке, ведь  общение со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, а так же придает уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками.



Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса младшего школьника к изучению народных ремесел России во внеурочной деятельности».

Предмет развития познавательного интереса детей в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От разрешения этой задачи во многом зависит результативность учебного процесса, так как интерес есть изначально основной мотив познавательной деятельности школьника. Решение задачи формирования познавательных интересов – потребность общества.

 В современных условиях духовно-нравственного возрождения  российского общества важная роль в формировании чувства прекрасного, умения ценить красоту искусства и окружающей действительности, в развитии творчески активной личности принадлежит школе и занятиям во внеурочной деятельности. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям народной отечественной культуры. В документах ФГОС в концепции внеурочной работы выделено художественно – эстетическое направление. Во все времена бесценным материалом для духовно – нравственного и художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения была и остается народная культура.

Несмотря на декларацию российских документов образования о необходимости расширения спектра центров народного искусства, в практике начальной школы недостаточно внимания уделяется вопросам изучения русского народного искусства, в различных УМК. Решением проблем может стать усиление блока внеурочных занятий, направленных на обогащение личности младшего школьника, знакомство с русским народным искусством и развитие познавательного интереса младшего школьника, при изучении русского народного искусства.

Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвятили свои труды авторитетные ученые – педагоги: Выготский Лев Семенович, Щукина Галина Ивановна, Шамова Татьяна Ивановна (жива) и многие другие.

Вопросами теории и методики народного искусства в обучении младших школьников занимались ведущие ученые: Чарнецкий Ян Янович, Комарова Тамара Семеновна (жива), Шпикалова Тамара Яковлевна.

Современному школьнику сейчас практически доступна любая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до международной сети «Интернет». Заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается теперь далеко не всегда. Интерес к учебному труду, познавательной деятельности, предмету - ведущие факторы обучения, оказывающие влияние на продуктивность процесса, его главные движущие силы. Интерес является постоянным сильнодействующим мотивом человеческой  деятельности. Проблема развития интереса – одна из главных при обучении в школе.

Внеурочная работа дает большую возможность  для развития интереса к изобразительной деятельности, так как занятия проводятся в более свободных формах, нежели на уроке.

Для развития познавательного интереса к изобразительной деятельности выделяются  те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладеть знаниями и умениями.

В примерных программах реализации ФГОС НОО предложены такие формы организации внеурочной деятельности, как кружок, клуб, студия, экскурсия и многое другое. В нашей курсовой работе мы более подробно рассмотрим такую форму внеурочной деятельности, как кружок.

В кружке, так же как и на уроке, существует определенная программа, для изучения которой дети должны систематично посещать занятия. Но, в отличие от школьной программы, где преподаватель и учащиеся загнаны в жесткие рамки, в кружке дети могут более подробно изучать определенный материал и выполнять задания в полном объеме. Главным элементов кружковой деятельности считается проявление творчества и фантазии в создании композиции. Одним из методов работы на занятии является частично – поисковая работа. Учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска решения проблемы, где каждый шаг предполагает творческую деятельность. Целостное решение проблемы осуществляется совместно с педагогом. Стоит отметить, что активность учащихся на занятиях в кружке в несколько раз превышает активность на уроке, так как кружок сформирован исходя из интересов детей.

Познавательный интерес учащихся к народному искусству может раскрыться полнее при изучении красоты и своеобразия русских народных ремесел.

Наиболее эффективной системой занятий является построение его в триаде, которую предложила авторитетный ученый методист, по вопросам изучения народного искусства, Тамара Яковлевна Шпикалова. На занятиях в кружке декоративно – прикладного искусства имеет смысл увеличить количество часов, для более глубокого и подробного изучения и усвоения материала учащимися младших классов, в которых ярче всего проявится познавательный интерес. На основании этого суждения мною было сформировано примерное планирование кружковых занятий:

  • 1 занятие «Вводное»

Цель: знакомство детей с историей возникновения изделия, характерными орнаментами и цветовой гаммой.

  • 2 - 3 занятия «Повтор»

Цель: научиться выполнять характерные элементы; усвоить названия и приемы выполнения элементов.

  • 4 - 5 занятия «Вариация»

Цель: закрепить сведения об истории изделия; выявить особенности композиции; сочинить орнаменты на эскизе изделия (шаблон изготавливается заранее)

  • 6 – 8 занятия «Импровизация»

Цель: сочинить собственный вариант композиции; выполнить групповую работу по созданию композиции; обобщить сведения об изучаемом народном искусстве, возможно проведение викторины.

Внеурочная деятельность в кружке предоставляет широкие возможности для наиболее полного раскрытия познавательного интереса учащихся и формирования у них уважения к народной культуре нашей страны. Качественно продуманная организация работы кружка позволяет эффективно влиять на различные виды проявления познавательного интереса младшего школьника.