ПК 4.3
учебно-методический материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализ в деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология продуктивного чтения | 2.14 МБ |
Применение продуктивного чтения на уроках | 39.5 КБ |
Применение продуктивного чтения на уроках | 38.5 КБ |
Здоровьесберегающая технология | 1.69 МБ |
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках | 13.33 КБ |
Технология интенсивного обучения В.Ф. Шаталова | 209.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I этап- работа с текстом до чтения 2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры. Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Предугадывания детей) Прочитаем текст, проверим наши предположения .
Белка и волк . Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
3.Озаглавливание частей.
Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Диалог с автором- это естественная беседа через текст Например, прием комментированного чтения. 1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель. 2.Приветствуются также и детские суждения. 3.Комментарий должен быть кратким и динамичным. 4.Комментарий не должен превращаться в беседу. 5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. 2.Беседа. Понимание авторского замысла. 3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного). 4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. 5.Выполнение творческих заданий.
Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка 1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе) 2.« Проиллюстрируй…» 3.« Сочини…» 4.« Придумай…» 5.Структурная модель текста.
Модель-описание Белка Волк хитрая глупый весёлая сонный хвост поднят хвост опущен добрая злой маленькая большой
УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока литературного чтения
(технология продуктивного чтения)
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». (3 класс)
УМК «Школа России»
Класс: 3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Работа с текстом ДО чтения Решение частных задач Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ? -Какое время года описывается? -С чем у вас ассоциируется слово листопадничек? - Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно? -Посмотрите на иллюстрацию, что видите? -Как вы думаете правильно ли мы определили время года произведения? - Чему мы будем учиться, работая над произведением? (). -Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему. Рассказ об авторе Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения 1. Первичное чтение. Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики. -Откройте учебник на стр. 60 Нам встретится слово настлана, что это? Настлана - настелена Ходко - быстро - Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится. Работа с текстом ПОСЛЕ чтения 2. Выявление первичного восприятия. К какому жанру относится данное произведение? - Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка? - Почему зайчат называют листопадничками? - Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края? -Что могло произойти с листопадничком? Прочитай, как описал автор побег зайчонка? - Как автор относится к этому поступку героя? - А вы? - Почему Листопадничек попросился в хатку бобра? - Чем питались бобры? - Чему зайчонку следовало поучиться убобров? - Что не понравилось Листопадничку у бобров? -Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим? - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? - Какова тема произведения? - Главная мысль? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? « В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно». (карточки с пословицами) - Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку? - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант | -о листьях, о листопаде -осень -с маленьким листопадом -Да, хорошее, так как автор назвал поласковому . Это доброе произведение, т.к. название у него доброе). -Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные -Правильно -Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам Настлана – призвана, заставлена… Ходко – шустро, незаметно… Сказка, потому что животные разговаривают, Зайчонок попадает в разные ситуации -автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев -он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям -потеряться, погибнуть Чтение стр. 60 -Автор осуждает Листопадничка -Жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный -бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно -у них в хатке темно и сыро -надёжен. Вода-среда их обитания -боялся холодной воды, не умел плавать и нырять -одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких -надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни Слушаться маму, не убегать в неизвестность, ведь это может быть опасно |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока литературного чтения
(Технология продуктивного чтения)
Тема: Басни. Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1этап Работа с текстом до чтения. Организует прогнозирование содержания произведения. 2 этап Работа с текстом во время чтения 1.Самостоятельное чтение текста. 2.Перечитывание текста. «Диалог с автором» - Вопросы к автору Организует самостоятельное чтение произведения. Организует анализ произведения. -Подтвердились ли ваши предположения? -Что заставило Лисицу льстить Вороне? - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. -Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? - Кому из главных героев подходят для описания слова? -Почему автор называет Лису плутовкой? Предлагает разделить текст на части: завязка, кульминация, развязка, мораль; составить план текста словами из басни. 3 этап Работа с текстом после чтения - Проблемный вопрос ко всему тексту. Помогает выявить концептуальную идею, мораль басни. -Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам» «На языке медок, а на сердце - ледок» «У лести нет чести»
-Что высмеивают, обличают басни Крылова? (кого называют «вороной», «лисичкой») | Первая группа по иллюстрации высказывает свои предположения о том, что может произойти в тексте? Вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. Третья группа высказывает предположения, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. Самостоятельно читают текст. Перечитывают текст, находят ответы на поставленные вопросы, выборочно перечитывают текст, отвечают на вопросы. Делят текст на части, подбирают заголовки к частям. Описывают персонажей произведения. Отвечают на поставленные вопросы. Выказывают отношение к героям произведения, к их поступкам. Работают с пословицами, обобщают, делают выводы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 компонентов здоровьесбережения Здоровая окружающая среда Рациональное питание Качественное медицинское обслуживание Систематическое распространение знаний о здоровье Взаимодействие школы и социума в вопросах сохранения здоровья
Их здоровье в наших руках.
Школы, содействующие здоровью 1. Системность мероприятий, направленных на укрепление здоровья (тесная связь всех педагогических и медицинских сотрудников школы); 2. Учебный процесс организован разумно и природосообразно (расписание, нагрузки-соответствуют возрастным особенностям).
Создать школу здоровья- БОЛЬШОЙ ТРУД!
3-х компонентная модель школы, содействующей здоровью: 1. Ориентация в поведении на укрепление здоровья; 2. Школьная медицинская служба проводит раннюю профилактику и идентификацию; Здоровая школьная среда: безопасное питание, соблюдение санитарных норм, здоровый психологический климат.
С чем мы боремся? Школьные факторы риска: 1.Стрессовая педагогическая методика (крик) 2. Интенсификация образования (большие нагрузки) 3. Несоответствие методик обучения возрастным особенностям;
Преждевременное начало систематического обучения; Несоблюдение физиологических и гигиенических требований в учебном процессе; Неграмотность педагогов в вопросах здоровьесбережения школьников;
Перегрузки…..
Массовая безграмотность родителей в вопросах здоровьесбережения детей; Недостаточная развитость системы физического воспитания детей; Отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья;
ОПАСНОСТЬ школьных факторов риска: Действуют в период интенсивного роста; Действуют комплексно и системно; Действуют длительно (9-11 лет); Негативные последствия аккумулируются, переходят в выраженную патологию;
Низкий уровень физического и психического здоровья школьников- ПРЕПЯТСТВИЕ на пути модернизации Российского образования!
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников: Давать ученикам реальную нагрузку; Использовать эффективные методы обучения; Повышать качество занятий физической культурой; Проводить мониторинг состояния здоровья школьников;
Улучшать организацию питания; Рационализировать досуговую деятельность, каникулярное время и летний отдых обучающихся.
Что нам мешает? Низкий уровень познавательной активности ребят; Низкий уровень мотивации учебной деятельности; Неустойчивость эмоциональной сферы; Высокий уровень тревожности подростков; Несформированность навыков общения.
Первые шаги по созданию школы здоровья: Создание благоприятного психологического климата; Применение личностно-значимых методов работы; Индивидуальные задания разных типов и уровней; Индивидуальный темп учебной деятельности; смена видов деятельности.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения: Количество видов учебной деятельности(4-7); Продолжительность 1 вида деятельность- 10 минут; Количество видов преподавания- не менее 3; Чередование видов преподавания-через 10-15 мин.; Наличие метода свободного выбора действий;
Активные методы обучения (игра, исследование, обсуждение и т.д.); Применение ТСО; Чередование поз учащихся (следить за осанкой); Наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы,релаксация, гимнастика для глаз и т.д.);
Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье; Наличие мотивации деятельности учащихся (похвала, поддержка, соревновательный момент); Позитивный психологический климат на уроке (сотрудничество, дружелюбие, взаимопонимание);
Наличие эмоциональных разрядок на уроке (шутка, отвлеченная короткая беседа и т.д.) Плотность урока- 60%; В момент наступления утомляемости (падение внимания)- пауза;
Спокойное завершение урока, без суеты, комментарии домашнего задания; НЕЛЬЗЯ задерживать учеников после звонка на перемену! Перемена- ЭТО ВРЕМЯ ИХ ЗАКОННОГО ОТДЫХА!
Формы и методы здоровьесбережения в ОУ Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды ---- Монитогинг состояния помещения,школьной мебели, оборудования; Нерациональная организация учебного процесса ---- Гибкое чередование учебной и не учебной деятельности, гибкое моделирование образовательной траектории;
Низкая двигательная активность- --- Включение в режим учебного процесса динамических минуток; Неадекватные приемы и методы преподавания------ Гибкие формы обучения, индивидуальный подход;
Стрессовые ситуации на уроке----- Ценностая система воспитания, система дополнительного образования; Нарушение здоровья учащихся ----- Физкультурная работа, лечебные процедуры;
Отсутствие культуры здоровья- ---- Лекции, беседы, просветительская работа с родителями и учениками.
Мы за них в ответе.
Предварительный просмотр:
Русский язык «Школа России» 3 класс
Тема: Значение и употребление глаголов в речи.
Динамическая пауза | 1 мин | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились, Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. | Выполняют двигательные движения | Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Математика «Школа России» 3 класс
Тема: Алгоритм письменного сложения.
Динамическая пауза | 1 мин | Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели | Выполняют двигательные движения | Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Окружающий мир «Школа России» 3 класс
Тема: Наши ближайшие соседи
Динамическая пауза | 1 мин | Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.) | Выполняют двигательные движения | Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |