ПК 4.4
статья
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конструирование как средство развития конструкторского мышления младших школьников
Черенкова Анастасия
Руководитель: Чернышева Софья Анатольевна
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Cреди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Конструирование из бумаги в детском возрасте очень важная составляющая гармоничного развития ребенка. Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio – построение.
Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги является сложным видом деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать безошибочно, они действуют путем проб и ошибок так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию творческого характера. Необходимо применять современные технологии на уроках, которые позволяют детям использовать приемы конструирования для создания собственных изделий. Именно это будет способствовать развитию инициативного, самостоятельного конструирования.
Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Работая с бумагой с помощью техники конструирования можно создать разные виды игрушек, одними из которых являются подвижные модели из бумаги, они универсальны и имеют ряд преимуществ: динамичность, быстрота создания, простота создания, доступность материала, применение в игровой деятельности.
Конструирование – это самый продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей.
Термин «конструирование» не является новым в методике трудового обучения; скорее, наоборот, он воспринимается нами как один из самых привычных, когда речь идет об уроках технологии. В отечественной школе он много десятилетий употреблялся в паре со словом «моделирование» практически как его синоним.
Таким образом, пытаясь вникнуть в суть понятия, мы прежде всего обращаем внимание на то, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность.
Характеризуя понятие конструирования, следует также заметить, что оно не обязательно должно связываться с использованием наборов наподобие «Конструктора», ученики могут изготавливать все детали конструкции самостоятельно. Кроме того, отметим, что конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, коробочку или игрушку. Процесс конструирования включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практической задачи, т. е. в нем присутствует поисковая деятельность.
Словосочетание «конструирование и моделирование», означало изготовление макетов каких-либо сооружений. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом, по подробной инструкции. Постепенно такое понимание конструирования – в обязательной связи с моделированием – вошло в привычку, которая до сих пор мешает нам «пробиться» к его настоящему смыслу.
Процесс конструирования включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практической задачи, т. е. в нем присутствует поисковая деятельность.
Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей [9].
Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.
В настоящее время в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Любая классификация предполагает выделение какого-то основания, принципа, который позволяет отделить один вид от другого.
Существует несколько классификаций видов конструирования:
1) классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся;
2) классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса;
3) классификация видов конструирования на основе общей цели конструктивно – технической деятельности;
4) классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач.
Итак, сейчас мы кратко рассмотрим каждую классификацию видов конструирования.
1) Классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся. Данная классификация является одной из наиболее общепринятых в методике начальной школы, а также применяется в дошкольной педагогике.
В соответствии с ней выделяют три основных вида учебного конструирования:
- конструирование по образцу (или по предмету);
- конструирование по модели;
- конструирование по заданным условиям.
В дополнение к ним отдельные методисты выделяют еще такие виды конструирования, как конструирование по заданной теме и конструирование по замыслу.
Рассмотрим каждый из названных видов конструирования:
Конструирование по образцу. Этот вид конструирования предполагает, главным образом, воссоздание, копирование предмета. Для его характеристики следует прежде всего определить, что называется образцом. Образец – это предмет, изделие, которое предлагается ученикам для анализа его устройства и последующего копирования.
Конструирование по модели. Этот термин в свое время был предложен психологом А. Р. Лурия, который рассматривал подобную работу как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся. Прежде всего определим, что мы подразумеваем под моделью. Модель, как и образец, – это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Разумеется, модель имеет совершенно определенную конструкцию, однако ее подробности ученику не видны; их следует выявить путем мысленного анализа, основываясь на внешне воспринимаемых особенностях формы предмета.
Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Не случайно подобные задания широко используются психологами для проверки умственных способностей, в первую очередь пространственного воображения.
Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. При таком способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует. Вместо этого ученик предлагается перечень условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации.
2) Классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса. Данная классификация была предложена авторами Е. А. Пустовым и Э. А. Фарапоновой. В соответствии с ней выделяются следующие три вида конструирования:
- конструирование из готовых деталей;
- конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;
- смешанное конструирование (в основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления).
В данной классификации во главу угла поставлено то обстоятельство, насколько полно в работе учащихся по изготовлению того или иного изделия представлен целостный технологический процесс.
Конструирование из готовых деталей и конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися. При конструировании из готовых деталей этот процесс искусственно сокращен: ведь ученики не получают представления о том, с чего на самом деле начинается работа над конструкцией. Кроме того, далеко не всегда для изготовления того или иного изделия могут найтись в наборе необходимые детали и заготовки. Однако у данного вида конструирования имеется и неоспоримое преимущество: благодаря использованию готовых деталей сокращаются затраты учебного времени на изготовление изделия. Разумеется, наиболее полное представление о целостном технологическом процессе ученики получают в том случае, когда все необходимые детали и заготовки для изделия им приходится конструировать и изготавливать самостоятельно. Еще одно преимущество данного вида конструирования заключается в том, что ученик может работать над изделием более свободно, поскольку он не так жестко зависит от наличия или отсутствия необходимых материалов. Но при этом следует учитывать, что такая работа потребует значительно больших затрат времени.
Смешанное конструирование. Оно соединяет в себе и недостатки, и преимущества двух других. С одной стороны, есть возможность сократить время на изготовление изделия за счет использования готовых деталей, но при этом полнота и целостность технологического процесса по изготовлению изделия в какой-то мере нарушаются. С другой стороны, отсутствие некоторых необходимых деталей побуждает школьников самостоятельно разрабатывать и изготавливать их в соответствии с поставленной задачей. Это удлиняет время, затрачиваемое на изделие, но позволяет ученикам проявить собственное творчество и изобретательность.
Каждый из этих видов конструирования призван решать свои учебные задачи и потому используется в соответствующих ситуациях.
3) Классификация видов конструирования на основе общей цели конструктивно – технической деятельности. Эта классификация предложена доктором психологических наук, профессором Т. В. Кудрявцевым в монографии «Психология технического мышления». В соответствии с возможными целями он выделяет четыре разновидности конструкторских задач, которые мы в данном случае можем рассматривать как виды конструирования:
- «моделирование» – копирование предмета или воссоздание его по образцу, рисунку, чертежу, эскизу, схеме;
- решение задач на доконструирование – доработка, доделка, доведение до конца начатой кем-то работы;
- решение задач на переконструирование – внесение в устройство конструктивных изменений в соответствии с заданными условиями;
- «собственно конструирование» – создание оригинального, нового (для субъекта) продукта.
Анализ этих четырех видов конструкторских задач показывает, что основная разница между ними заключается в различном соотношении репродуктивной и творческой деятельности, что мы уже отметили и в первой из приведенных здесь классификаций.
Решение задач на моделирование (воссоздание предмета) – наиболее простая разновидность конструирования. Однако, как отмечает и сам автор классификации, не следует думать, что здесь имеет место одна репродуктивная деятельность. Процесс моделирования может носить более или менее творческий характер и включать в себя задачи, требующие активной мыслительной деятельности.
Решение задач на доконструирование и переконструирование также может требовать от субъекта творчества в большей или меньшей степени. В одних случаях внесение конструктивных дополнений или изменений может быть несложным делом, так как вся логика конструкции достаточно хорошо видна. В других же случаях эти изменения или дополнения могут играть принципиально важную роль во всей конструкции и их поиск превращается в серьезную проблему.
4) Классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач. В данной классификации можно выделить следующие виды конструирования:
- копирование образца на основе репродуктивной деятельности (конструирование по образцу изделия или заменяющему его рисунку);
- воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции (по образцу изделия, рисунку, чертежу, эскизу, модели, схеме);
- доконструирование – доработка, доделка изделия (образца) в соответствии с дополнительными требованиями;
- переконструирование – переделывание изделия, внесение в него конструктивных изменений в соответствии с новыми условиями и требованиями;
- конструирование по заданным условиям – создание оригинального, нового для субъекта продукта, соответствующего определенным требованиям.
Поскольку одним из главных оснований в данной классификации является характер познавательной деятельности учащихся, она в целом наглядно соотносится с одной из классификаций методов обучения, принятой в современной дидактике и построенной на аналогичном основании. Это обстоятельство, во-первых, подтверждает, что методика преподавания того или иного учебного предмета основана на общих положениях педагогической теории и демонстрирует конкретное использование этих положений в учебном предмете. Во-вторых, оно означает, что в рамках каждого из обозначенных здесь видов конструирования познавательная деятельность учеников организуется разными способами и предполагает решение разных познавательных задач.
Завершая краткую характеристику данной классификации, можно сказать, что в некоторых видах конструирования подразумевается самостоятельный выбор ученика материалов, деталей и способов работы. Часто утверждается, что это наиболее творческие виды конструирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурвиц, Н.В. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста: педагогический аспект [Текст] / Н.В Гурвиц // Педагогические исследования. – 2012. С. 121 – 124.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: кн. для учителя [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. 159с.
3. Конструирование из бумаги: [Электронный ресурс] // – URL: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200802112 (дата обращения 5.04.2018)
4. Значение конструирования для всестороннего развития ребенка: [Электронный ресурс] // – URL: http://www.detskiysad.ru/izo/536.html (дата обращения 10.03.2018)
5. Значение конструирования. Конструирование – это что такое? Основы конструирования: [Электронный ресурс] // – URL: http://fb.ru/article/253210/konstruirovanie-eto-chto-takoe-osnovyi-konstruirovaniya (дата обращения: 15.03.2018)
6. Конышева, И.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов. [Текст] / И.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 294 с.
7. Копцев, В. Волшебная бумага: энциклопедия [Текст] / В. Копцев. – Москва: Первое сентября, 2005. – 84 с.
8. Лилов, А. Природа художественного творчества: энциклопедия [Текст] / А. Лилов. – М.: Искусство, 1981. 479 с.
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: [Текст] / С.И Ожегов, Н.Ю Шведова. – 20-е изд., стер. - Москва: Русский язык, 1989. – 748 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 152
Рассмотрено Утверждаю
протоколом методического Директор_______
совета № ___ «__»___________ 20__ года
От _________20__ года
Программа
курса по внеурочной деятельности
«Занимательное словообразование»
Направление: общеинтеллектуальное | Авторы – составители: |
Вид: познавательный | студенты 35 группы |
Возраст учащихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год | Бобровникова Александра Анатольевна |
Черенкова Анастасия Анатольевна |
Челябинск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по кружку “Занимательное словообразование”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения словообразования школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательное словообразование” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательное словообразование” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Цель данного курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что словообразование не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Программа рассчитана на обучающихся 3 класса (9 - 10 лет), 2 час в неделю, 68 часов в год. Предусмотрены следующие формы работы: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Задания подбираются с учётом индивидуальности каждого ученика, что обеспечивает успешность их выполнения.
Познавательные, личностные и метапредметные планируемые результаты изучения программы «Занимательное словообразование».
Познавательные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);
- главные члены предложения;
- состав слова.
уметь: различать приставки и предлоги;
- писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;
- разбирать предложения по членам предложения;
- обозначать на письме интонацию перечисления;
- разбирать слова по составу;
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Форма проведения занятий: кружок.
Формы подведения итога реализации программы:
- защита итоговых проектов;
Учебно-тематическое планирование
Раздел Темы | Количество часов | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
I. Введение в словообразование | ||||
| 2 | 1 | 1 | Занятие консультация |
| 4 | 2 | 2 | Занятие игра |
| 4 | 2 | 2 | Занятие игра |
| ||||
| 4 | 2 | 2 | Занятие знакомство |
| 4 | 2 | 2 | Занятие игра |
| 2 | 1 | 1 | Занятие знакомство, практикум |
| 4 | 2 | 2 | Занятие игра |
| 2 | 1 | 1 | Занятие игра |
| 4 | 2 | 2 | Занятие знакомство, работа со сказкой |
| 2 | 1 | 1 | Занятие знакомство. практикум |
| 2 | 1 | 1 | Занятие игра |
| 2 | 1 | 1 | Занятие консультация |
| 4 | 2 | 2 | Занятие инсценировка |
| 4 | 2 | 2 | Занятие конкурс |
| 4 | 2 | 2 | Занятие конкурс |
| 2 | 1 | 1 | Занятие интеллектуальная игра |
| ||||
| 4 | 2 | 2 | Занятие знакомство, практикум |
| 4 | 2 | 2 | Занятие знакомство, практикум |
3. Шарады и логогрифы | 4 | 2 | 2 | Занятие знакомство, практикум |
4. Откуда пришли наши имена | 2 | 1 | 1 | Занятие игра |
5. Занимательное словообразование | 2 | 1 | 1 | Занятие игра |
6. КВН по русскому языку | 1 | 1 | Занятие соревнования | |
7. Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговое занятие |
Содержание изучаемого курса
I. Введение в словообразование
Тема 1. Сказочное царство слов. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2. Путешествие в страну слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»
Тема 3. Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
- Лексикология
Тема 1. В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 2. Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 3. Экскурсия в прошлое. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 4. Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 5. Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 6. Синонимы в русском языке. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 7. Слова- антонимы. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема 8. Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 9. Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 10. В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 11. В стране Сочинителей. Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 12. Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 3. Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
III. Словообразование
Тема 1. Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 2. Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актер-терка ).
Тема 3. Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.
Тема 4. Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 5. Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 6. КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тема 7. Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов.
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
Личностные результаты | Прогнозируемый результат: знать правила правописания слов с изученными орфограммами; признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола); главные члены предложения; состав слова. Прогнозируемый эффект:
| ОПРОС 1 | Сентябрь Май |
Метапредметные | Прогнозируемый результат:
Прогнозируемый эффект:
| Конкурс чтецов «Древняя Русь» Конкурс сочинений «Пушкин нашего времени» Конкурс шарад «Разгадайка» Критерии оценивания: 1.Соответствие данной теме. 2. Соответствие требованиям. 3.Креативность/ индивидуальность 4. Своевременность и законченность. | Ноябрь Февраль Апрель |
Материально – техническое оснащение курса внеурочной деятельности
Для реализации курса педагог может воспользоваться следующими изданиями:
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
Ученики могут воспользоваться следующими изданиями:
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Наименование | Количество |
Техническое оснащение | |
Компьютер | 1 шт. |
Проектор | 1 шт. |
Принтер | 1 шт. |
Учебно – методическое оснащение | |
Лингвистические словари | 15 шт. |
Рабочие тетради «Занимательный русский язык. 3 класс» - в двух частях Л.В.Мищенкова. М.: Издательство РОСТ, 2013 | 60 шт. |
Канцелярия | |
Ножницы | 15 шт. |
Цветная бумага | 5 уп. |
Белая бумага | 5 уп. |
Клей | 15 шт. |
Картон | 5 уп. |
Ватман | 10 шт. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опрос 1
1. Что такое словообразование?
2. Знаете ли Вы когда начало зарождаться словообразование?
3. Что изучает лексикология?
4. Русский писатель известный своими крылатыми выражениями?
5. Откуда в русском языке появляются новые слова?
Ключ:
1. Образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов
2. Да/нет
3. Наука, которая изучает словарный состав языка и его особенности.
4. И.А Крылов
5. Из других языков
Опрос 2
1. Вы узнали что-нибудь новое о словообразовании?
2. Какие слова противоположны по смыслу?
3. Где появились логогрифы?
4. Назовите год зарождения словообразования.
5. Что такое метаграммы?
Ключ:
1.Да/нет
2. Антонимы
3. В Древнем мире
4. 40-50 год.
5. Разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Добрые слова»
Цели деятельности учителя: воспитание культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, формирование коммуникативных качеств школьников, воспитание доброго отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать разнообразие добрых слов в русском языке;
- уметь использовать в своей речи добрые слова русского языка.
Личностные:
- развивать мышление, речь, словарный запас, внимание;
- прививать умение аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.
Тип занятия: открытие нового знания.
Оборудование: учебная презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Организационный Методы: психологический настрой, организация урока. | 1 мин | - Здравствуйте ребята . Я рада приветствовать вас на занятии. | Приветствие учителя. Психологический настрой на урок. Высказывают свое мнение | Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция). |
II. Мотивационный словесный: учебный диалог; | 5 мин | Сегодня мне приснился сон. Сначала я услышала звон хрустальных колокольчиков, потом неизвестно откуда появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. - Как вы думаете, кто это? (Слайд 1) Да, это гномы – маленькие человечки. Они очень быстро бегают и прыгают так высоко, что могут в один миг вскочить с пола на стол, со стола на шкаф. - А где живут гномы? Они могут появляться, где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока дети занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, гномы начинают действовать. | Гномы В комнатах, в различной мебели | К: вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
III. Основной словесный: учебный диалог Словесный: беседа Наглядный: Учебная презентация Словесный: беседа Наглядный: Учебная презентация Словесный: слово учителя Практический: Упражнение | 25 мин | – Посмотрите, что они натворили. Все буквы в словах перепутали. Один не очень добрый гном подбежал к доске и убрал у слов «олень» и «сложный» первые буквы. Олень превратился в … (лень). Сложный в … (ложный). Гномы продолжали озорничать: они копались в разрезной азбуке, что-то там искали, выбирали буквы и обижали слова, записанные на доске. К слову «плакат» добавили «ь». - Что получилось? К слову «уметь» добавили в начале букву «ш». Что получилось? К слову «лить» - в начале букву «з». Получилось … «Рубить» - в начале букву «г». - Вам нравятся получившиеся слова? Мне тоже не очень хочется их произносить. – Затем гномы добрались до слогов и всё перепутали. Давайте соберём слоги в слова. ( Слайд 3-4 ) Ориентиром нам будут служить цифры, слова объединим в предложение и прочтем, что здесь написано. «Загадка»( Слайд 5-6) – Посмотрите, гномы перепутали слова и в этой загадке. Если вы правильно соберёте их в предложения, то сможете прочесть загадку. Последовательность предложений обозначена цифрами. Они же указывают на начала предложений. Слова в каждом предложении надо читать по стрелке. - Что у вас получилось? - Кто догадался, о ком идёт речь? «Добрые слова»( Слайд 7) – А в этих добрых словах гномы спрятали буквы. Помогите их найти. Ра…ость, добро…а, к…асота, дру…ба. -Я хочу вам сказать о том, что русский язык очень богат добрыми словами. -Назовите мне добрые слова, которые вы знаете. -А сейчас ,ребята, я вам предлагаю сыграть в игру « Кто самый вежливый». Дети встают в линеечку, говорят вежливое (волшебное слово),делают шаг .Кто не называет слово, стоит. Победитель тот кто ушёл дальше всех. | Плакать Шуметь Злить Грубить Нет Радость, доброта, красота, дружба | К: вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: определение основной и второстепенной информации. П: структурирование знаний. К: правильно выражать свои мысли и речи. К: формировать собственное мнение и позицию. П: формирование обобщенных знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: выполнять действия по намеченному плану; понимать причину успеха//неуспеха, учебной деятельности. |
IV. Заключительный Словесный: слово учителя Практический: Упражнение | 10 мин | Работа со стихотворением В. Коркиной «Доброе утро». -Послушайте стихотворение : Солнышко ясное встало - Доброе утро! – Сказало. - Доброе утро! – Кричу я прохожим, Весёлым прохожим, На утро похожим. - Доброе утро! – В ответ Мне улыбнулся сосед. - Доброе утро! – Повсюду я слышу. Я слышу и вижу В глазах у девчонок, В глазах у мальчишек… Но если проснёшься, А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? Доброе утро, Друзья, Всё равно. Доброе утро И в холод и град. - Доброе утро! – Не зря говорят: Доброе утро Велит быть добрей, Честней, и упорней, и веселей… Придумано мудро: - Доброе утро! - Что же мы говорим нашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, просыпаясь утром? - А как надо произнести эти слова? - Можно ли говорить доброе утро недовольным голосом? - Почему? | Слушают стихотворение Доброе утро С добром и любовью Нет Высказывают свое мнение | Р: выполнять действия по намеченному плану; понимать причину успеха//неуспеха, учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Методы: словесный, аналитический, самооценка | 5мин | - Над чем мы сегодня работали на занятии? - Какое задание показалось трудным? - Занятие окончено. | Отвечают на вопросы учителя | П: анализ, синтез, сравнение.. Р: оценивать результат действий и вносить коррективы. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Откуда пришли наши имена»
Цели деятельности учителя: ознакомление с историей имен.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю возникновения имен;
- уметь определять полные имена, образованные от старинных сокращенных имен.
Личностные:
- развивать мышление, речь, словарный запас, внимание;
- прививать умение аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.
Тип занятия: открытие нового знания.
Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Организационный Методы: психологический настрой, организация урока. | 1 мин | - Здравствуйте ребята . Я рада приветствовать вас на занятии. | Приветствие учителя. Психологический настрой на урок. Высказывают свое мнение | Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция). |
II. Мотивационный словесный: учебный диалог; | 2 мин | - А теперь для того, чтобы определить чем мы будем заниматься сегодня на занятии, отгадайте загадку. нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. А вы можете сказать, зачем мы друг друга называем по имени? Сегодня нам предстоит раскрыть эту тайну! Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки. | Имя | К: вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
III. Основной словесный: учебный диалог Словесный: беседа Наглядный: Учебная презентация Словесный: беседа Наглядный: Учебная презентация Словесный: слово учителя Практический: Упражнение | 30 мин | - А сейчас отгадаем загадки о сказочных персонажах. Лечит он мышей и крыс, Крокодилов, зайцев, лис, Перевязывает ранки Африканской обезьянке. И любой нам подтвердит: Это – доктор… -Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких? -Объясните название имени доктора. -Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки. А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку. Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу … -Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя? -А сейчас будьте внимательнее! Последняя загадка: В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен, Занят разными делами, Лишь учиться ему лень. Он – художник знаменитый, Он – известный всем поэт, Замечательно воспитан, Очень модно он одет. Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?... -Молодцы! За какое качество Незнайка получил свое имя? -Имя может обозначать и качество личности, и его характер. Имя имеет смысл! -Теперь давайте с вами поиграем. «Кто грамотнее?» Кто грамотнее напишет имена героев сказок Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Чиполлино , Серый Волк, Колобок. -Молодцы! Садитесь! Игра- аукцион «Кто больше?» Мужские имена на букву В Вадим ,Валентин ,Валерий ,Василий ,Виктор ,Виталий ,Владимир, Владислав ,Вячеслав Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А. Александра, Алина, Алиса, Алла ,Анастасия ,Ангелина, Анжела ,Анита ,Анна ,Антонина «Кто быстрее?» К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.(учитель выдает карточки) Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя). Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя). -Назовите полные имена. Молодцы! Садитесь! -У каждого имени есть своя история и родина! -Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение. Мария - горькая, любимая, мать Иисуса; Анна – благодать; Елизавета - почитающая Бога; Илья - сила Божья; Ильяс - любимец Бога; Данила - Божий суд. Начнем с Греции: Детям давали имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. Анастасия – воскресение; Ангелина – ангельская; Ксения - чужестранка, гостья; Кристина - посвященная Христу; Екатерина - чистая, почитающая Бога; Андрей – мужчина; Артём - невредимый, здоровый; Никита – победитель; Инна - бурный поток. Возвращаемся на Русь: На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. | Отвечают на вопросы Айболит Ай и болит Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье. Золушка Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась. Незнайка Невежество, нежелание учиться Учитель вызывает по одному ученику к доске, остальные пишут на листочке Называют имена Работают по карточкам | К: вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: определение основной и второстепенной информации. П: структурирование знаний. К: правильно выражать свои мысли и речи. К: формировать собственное мнение и позицию. П: формирование обобщенных знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: выполнять действия по намеченному плану; понимать причину успеха//неуспеха, учебной деятельности. |
IV. Заключительный Словесный: слово учителя Практический: Упражнение | 9 мин | -Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя. Скороговорки: У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр) Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира) Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина) Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим) Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина) Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав) | Отгадывают имена | Р: выполнять действия по намеченному плану; понимать причину успеха//неуспеха, учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Методы: словесный, аналитический, самооценка | 3 мин | Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали об имени? | Участвуют в диалоге с учителем. Обсуждают итоги урока, продолжают фразы, предложенные учителем. | П: анализ, синтез, сравнение.. Р: оценивать результат действий и вносить коррективы. |
А, Я, Н, С, Т
О, Я, К, С, Т
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Цель программы расширение, углубление и закрепление у младших школьников знания по русскому языку. Задачи: 1.Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; 2.Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; 3.Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; 4.Развитие мотивации к изучению русского языка;
Учебно-тематическое планирование: 1 раздел. Введение в словообразование Тема 1. Сказочное царство слов. Тема 2. Путешествие в страну слов. Тема 3. Чудесные превращения слов.
2 раздел. Лексикология Тема 1. В гостях у слов- родственников. Тема 2. Добрые слова. Тема 3. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Тема 4. Новые слова в русском языке. Тема 5. Встреча с зарубежными друзьями. Тема 6. Синонимы в русском языке.
Тема 7. Слова-антонимы. Тема 8. Слова-омонимы. Тема 9. Крылатые слова. Тема 10. В королевстве ошибок. Тема 11.В стране Сочинителей. Тема 12. Искусство красноречия. Тема 13. Праздник творчества и игры.
3 раздел. Словообразование Тема 1 . Трудные слова. Тема 2. Анаграммы и метаграммы . Тема 3. Шарады и логогрифы. Тема 4. Откуда пришли наши имена. Тема 5. Занимательное словообразование. Тема 6. КВН по русскому языку. Тема 7. Итоговое занятие.
Учебно - методический комплект для учителя: 1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 2 . Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 3 . Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “ Мурзилка ”. 4 . Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5 . Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 6 . Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г. 7 . Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г .
Для учащихся: 1. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 2 . Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г. 3 . Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г. 4 . Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Доброе утро, уважаемые члены комиссии.
Представляем Вашему вниманию программу курса по внеурочной деятельности
«Занимательное словообразование»
(2 слайд) Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения словообразования школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательное словообразование” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь
(3 слайд) Целью программы является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что словообразование не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Программа рассчитана на 1 учебный год (68 учебных часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Средний возраст учащихся 9 - 10 лет.
Занятия проводятся в форме занятия за круглым столом, игры, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-практикум, занятие-исследование, занятие-консультация, занятие-фантазия, презентация.
Результатом кружка станет исследовательская работа учеников.
Тематическое планирование состоит из 3 разделов.
1 раздел «Введение в словообразование» посвящен изучению красоты и богатства народной речи. На данный раздел отводится 10 часов, из которых 5 практических и 5 теоретических. Форма организации –Занятие за круглым столом, игра, беседа.
2 раздел посвящён теме «Лексикология». Раздел рассчитан на 40 часов из которых 20 часов теории и 20 часов практики. В данном разделе происходит знакомство с разными группами родственных слов, словами – историзмами и архаизмами, неологизмами, заимствованными словами, словами – синонимами, словами – антонимами, словами – омонимами, знакомство с понятием «красноречие», значение крылатых выражений, рифм.
Формами организации в данном раздели являются: путешествие, экскурсия, практикум.
3 раздел называется «Словооразование». Данные раздел дети изучают 18 часов. Из которых 8 теоретического и 10 практического характера. Дети знакомятся с этимологией трудных слов, с точным значением слов и их образованием, знакомятся с изобретением анаграмм и метаграмм, происхождение шарад и логогрифов, знакомятся с происхождением имен.
Основной формой организации является: Занятие-исследование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для реализации курса педагог может воспользоваться следующими изданиями(С ними вы можете познакомиться на слайде)
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
Ученики могут воспользоваться следующими изданиями:
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Для реализации материально технической базы и расходных материалов сложностей нет.