ПК 4.4
методическая разработка

Печеркина Алена Игоревна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Печеркина Алена студентка 36 группы курсовая работа ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» руководитель - Сачкова Татьяна Андреевна

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования обусловлена прежде всего ростом различного вида экстремизма , агрессивности и конфликтных ситуаций . Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности . Именно в школьном сообществе у ребенка должны быть сформированы основы толерантного поведения . Проблемой исследования занимались Л.Н. Толстой , Ж.Ж.Руссо , Вольтер ‏

Слайд 3

Цель исследования : изучить особенности и использование коммуникативных приемов в формировании толерантности у младших школьников на уроках ОРКСЭ Объект исследования : воспитательный процесс на уроках ОРКСЭ Предмет исследования : педагогические условия развития толерантности на уроках ОРКСЭ

Слайд 4

Задачи исследования: 1. Провести анализ понятия «толерантность» в научной литературе. 2. Определить направления воспитания толерантности у младших школьников. 3. Изучить особенности преподавания курса ОРКСЭ в начальной школе. 4. Изучить виды коммуникативных приемов 5.Методическое моделирование коммуникативных приемов обучения

Слайд 5

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

Слайд 6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Рассмотрены вопросы: 1.1. Общее понятие о толерантности 1.2. Историческая справка понятия «толерантность» 1.3. Формирование толерантности на уроках ОРКСЭ в начальной школе 1.4 Особенности преподавания предмета ОРКСЭ в начальной школе

Слайд 7

Основные понятия главы 1. « Толерантность - э то добродетель людей, которые ни во что не верят. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» Рассмотрены точки зрения Г. К.Честертон, В.И . Даль,

Слайд 8

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики .

Слайд 9

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Рассмотрены вопросы: 2.1 Общее понятие коммуникативных приемов и их виды. 2.2. Возрастные особенности младшего школьника как субъекта общения 2.3. Использование коммуникативных приемов в формирование толерантности на уроках «основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 10

3 группы приемов воспитания толерантности : 1. Организация деятельности детей в классе . 2. Организация диалоговой рефлексии . 3. Использование художественной литературы , кинофильмов и т.д . Приём « Истории про себя » Приём « Прогнозирование развития ситуации » Приём « Сочини конец истории »

Слайд 11

Заключение В данной работе были рассмотрены коммуникативные приемы для формирования толерантности на уроках ОРКСЭ В работе был сделан вывод , что толерантность — новое понятие , требующее большой работы . Развитие коммуникативных приемов на уроках ОРКСЭ – непрерывный педагогический процесс , требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя .

Слайд 12

В выпускной квалификационной работе мы планируем провести аппробацию на уроках ОРКСЭ для выявления уровня сформированности толерантности

Слайд 13

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, я студентка 36 группы, Печеркина Алена.

Представляю вашему вниманию курсовую работу по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ НА  УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Формирование толерантности в школьный период обучения является значимой проблемой. Это обусловлено объективными причинами: взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. В последнее десятилетие в начальные школы прочно вошел термин «толерантность».

Важнейшей задачей начального образования является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношение с людьми разных наций. Изучая основы религиозных культур детям предоставляется возможность узнать, понять, принять  другого человека таким, каков он есть. Основное достоинство предмета – ориентирование на воспитание терпимости, уважение к различным убеждениям и мнениям людей. Актуальность воспитания толерантности обусловлена прежде всего  ростом различного вида экстремизма, агрессивности и конфликтных ситуаций. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка должны быть сформированы основы толерантного поведения.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что категория коммуникативности является сегодня основной платформой, объединяющей мировую методику. Коммуникативные приемы обучения является наиболее оптимальными, эффективными и результативными в процессе обучения на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики». Важным условием формирования толерантности обучающихся, является правильно использованные приемов обучения.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования:     «Формирование толерантности у младших школьников на основе использования коммуникативных приемов на  уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель исследования: изучить особенности и использование коммуникативных приемов в формировании толерантности у младших школьников на уроках ОРКСЭ

Объект исследования: воспитательный процесс на уроках ОРКСЭ  

Предмет исследования: педагогические условия развития толерантности на уроках ОРКСЭ

Задачи и методы исследования вы можете увидеть на слайде.

  1. В теории нами рассмотрены вопросы, которые вы можете увидеть на слайде.

В практике и теории существует множество подходов к толкованию понятия толерантность.

Понятие «толерантность» стало употребляться в русском языке сравнительно недавно, являясь производным от  французского tolerant – терпимый. В период советской культуры толерантность не привлекала внимания исследователей, поскольку наука, прежде всего, была скована идеологией, держащий курс на непримиримую борьбу со всеми формами отклонения от господствующих стандартов мировоззрения и особенно науки и философии.

Суть толерантности дано в словаре по этике: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления.»

Возникновение термина толерантность некоторые ученые связывают с подписанием Нантского эдикта, которому предшествовала кровавая Варфоломеевская ночь. Так Дж. Локк в «Очерках о терпимости» (1667 г.) и в «Письмах о терпимости» (1685 г.) писал о необходимости толерантности в условиях сильной церковной цензуры. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал оснОванную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.

В российской системе образования произошли определенные позитивные перемены. Для формирования основы толерантного поведения было принято распоряжение Правительства РФ от 2009 году, принят план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Был введен перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в в апробации комплексного учебного курса. С 2012 года ОРКСЭ был введен во всех субъектах Российской Федерации для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей, законных представителей.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей (с которыми вы можете ознакомиться на слайде)

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Был разработан минимум содержания основных образовательных программ Россия по курсу ОРКСЭ в начальной школе

На экране представлено краткое содержание 2 главы

Важным условием формирования толерантности обучающихся, является правильно использованные приемов обучения.

Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

Коммуникативные педагогические приёмы, способствующие успешному общению:

1. Снятие блокирующих коммуникативных аффектов ( неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);

2. Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;

3. Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;

В связи с тем, что мы рассматриваем коммуникативных приемы именно в младшем школьном возрасте, нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст- это вершина детства. В современной психологии это возраст от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность

К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но они слабо выражены , В 6 – 7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. По мере приобретения опыта общения дети умеют весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные в их потребностях и интересах. Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативных навыков

Можно выделить 3 группы приемов воспитания толерантности. (вы можете ознакомиться с ними на слайде.

  • Организация деятельности детей в классе.
  • Организация диалоговой рефлексии.
  • Использование художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приведем примеры одного приема из каждой группы:

  1. Приём «Истории про себя».( на экране)

Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

  1. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.
  2. Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

В работе был сделан вывод, что  Толерантность — новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. . Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно в этом возрасте необходимо формировать , значимые для социума толерантность, терпимость к людям окружающим нас .

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого. Развитие коммуникативных приемов на уроках ОРКСЭ – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных приемов в том, что они выходят за рамки учебных умений. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок   постоянно встречается в жизни.

В ВКР мы планируем разобрать виды диагностик для выявления уровня сформированности толерантности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! МЫ ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ!

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных и естественнонаучных дисциплин

Печеркина Алена Игоревна

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ НА  УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«26» декабря 2018 года

Курс: 3, группа: 36

Руководитель: Сачкова.Т.А.,

преподаватель МДК 01.09. Обществознание с методикой преподавания

высшей квалификационной  категории

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Общее понятие о толерантности

6

1.2. Историческая справка понятия «толерантность»

7

1.3. Формирование толерантности на уроках ОРКСЭ в начальной школе

9

1.4  Особенности преподавания предмета ОРКСЭ  в начальной школе

14

Выводы по  1 главе

16

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ   У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

2.1 Общее понятие коммуникативных приемов и их  виды.

18

2.2. Возрастные особенности младшего школьника как субъекта общения

21

2.3. Использование  коммуникативных приемов  в формирование толерантности на уроках «основы религиозных культур и светской этики»

25

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

37

ВВЕДЕНИЕ

Формирование толерантности в школьный период обучения является значимой проблемой. Это обусловлено объективными причинами: взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. В последнее десятилетие в начальные школы прочно вошел термин «толерантность».

Толерантность определяется как терпимость, умение без вражды относиться к чужому мнению, к другой национальной культуре. В 1995 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности. Определение толерантности дано в Декларации принципов  толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [9, с. 71].

Проанализировав современное толкование толерантности ведущими российскими учеными (А.Г.  Асмоловым, Г.Л. Бардиер, C.JI. Братченко, P.P. Валитовой, Б.З. Вульфовым, Б.С. Гершунским, В.В. Глебкиным, В.Н. Гуровым, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковым, М.Б. Хомяковым, В.В. Шалиным и др.)  мы пришли к выводу, что толерантность можно рассматривать в качестве важнейшего нравственного принципа взаимоотношения людей.

В настоящее время государством признана первостепенная роль толерантного поведения для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей. Основой толерантности является признание права на отличие.

Важнейшей задачей начального образования является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношение с людьми разных наций. Изучая основы религиозных культур детям предоставляется возможность узнать, понять, принять  другого таким, каков он есть. Основное достоинство предмета – ориентирование на воспитание терпимости, уважение к различным убеждениям и мнениям людей

Актуальность воспитания толерантности обусловлена прежде всего  ростом различного вида экстремизма, агрессивности и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают детей младшего школьного возраста, которые особо подвержены влиянию средств массовых информаций. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка должны быть сформированы основы толерантного поведения.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что категория коммуникативности является сегодня основной платформой, объединяющей мировую методику. Коммуникативные приемы обучения является наиболее оптимальными, эффективными и результативными в процессе обучения на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики». Важным условием формирования толерантности обучающихся, является правильно использованные приемов обучения. Мы рассмотрим использование коммуникативных приемов в формировании толерантности. Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование коммуникативных приемов.

Тема исследования: Формирование толерантности у младших школьников на основе использования коммуникативных приемов на  уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель исследования: изучить особенности и использование коммуникативных приемов в формировании толерантности у младших школьников на уроках ОРКСЭ

Объект исследования  воспитательный процесс на уроках ОРКСЭ.

Предмет исследования  педагогические условия развития толерантности на уроках ОРКСЭ.

Задачи исследования:

1. Провести анализ понятия «толерантность» в научной литературе.

2. Определить направления воспитания толерантности у младших школьников.

3. Изучить особенности преподавания курса ОРКСЭ в начальной школе.

4. Изучить виды коммуникативных приемов

5.Методическое моделирование коммуникативных приемов обучения

Методы исследования: изучение и анализ методической литературы по теме исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1  Общее понятие о толерантности

Более полное определение, раскрывающее нравственную суть толерантности дано в словаре по этике: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [1, с. 24].

Понятие «толерантность» стало употребляться в русском языке сравнительно недавно, являясь производным от латинского tolerantia - терпение, французского tolerant – терпимый. В период советской культуры толерантность не привлекала внимания исследователей, поскольку наука, прежде всего, была скована идеологией, держащий курс на непримиримую борьбу со всеми формами отклонения от господствующих стандартов мировоззрения и особенно науки и философии.

Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.

Толерантность считается добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность и  имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят», – говорил по этому поводу Г. К.Честертон.

Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать друг друга.

Словарь В.И. Даля трактует терпимость как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью». [2, с. 156].

Декларация принципов толерантности предлагает нам несколько определений толерантности:

«Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека» [9, с. 71].

«Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [9, с. 71].

1.2  Историческая справка понятия «толерантность»

Возникновение термина толерантность некоторые ученые связывают с подписанием Нантского эдикта, которому предшествовала кровавая Варфоломеевская ночь. Протестанты и католики смогли найти компромисс между своими конфессиями. Западная политическая философия сформулировала необходимость терпимости для общества, где бушевали религиозные войны 16 и 17 вв. Так Дж. Локк в «Очерках о терпимости» (1667 г.) и в «Письмах о терпимости» (1685 г.) писал о необходимости толерантности в условиях сильной церковной цензуры.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

В «Философских письмах» (1733 г.), «Трактате о веротерпимости» (1763 г.) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами [3].

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей .

В 90-х годах двадцатого века нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Российского Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости.

В современном понимании термин «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. «Быть толерантным - значит уважать другого, быть внимательным к другому, не замыкаться на установленных стереотипах, обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Проявлять толерантность - значит, противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относится ко всему живому на нашей планете, заботится будущем поколении» [4,с.34].

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе был торжественно провозглашен 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

1.3  Формирование толерантности на уроках ОРКСЭ в начальной школе

В российской системе образования произошли определенные позитивные перемены. Появились новые программы и предметы, что позволит детям углубить и расширить знания, умения навыки. Одна из таких «Основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе». Эта программа сориентирована на  получение и обновление базовых знаний по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Для формирования основы толерантного поведения было принято распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 году, принят план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Был введен перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса. С 2012 года ОРКСЭ был введен во всех субъектах Российской Федерации для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей, законных представителей.

В 2009/2010 учебном году было 9,845 тысяч школ, это 231,503 тысячи обучающихся.

В 2010/2011 учебном году было 10,077 тысяч школ, это 254,612 тысячи обучающихся.

На федеральном уровне подготовлено более 1000 тьюторов, в 2009 году около 13,766 тысяч педагогов повысили квалификацию.

Мнение родителей обучающихся: результаты изучение религиозных культур в рамках школьной программы воспринимается в целом положительно и самим детьми, и их родителями. Религиозная принадлежность родителей практически не влияет на изучения учебного курса.  По результатом опроса большинство неверующих родителей положительно относятся к изучению основ религиозных культур в школе.

Итоги апробации комплексного учебного курса  «ОРКСЭ» :

-налажено деловое и конструктивное сотрудничество с общественными и религиозными организациями;

-проявился устойчивый интерес к курсу со стороны всех участников образовательного процесса;

-развитие интереса к прошлому страны, традициям и обычаям.

Приказ Минобрнауки России  от 1 февраля 2012 года № 74 о внесении изменения в федеральный базисный план: учебный предмет ОРКСЭ – 34 часа в год.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Был разработан минимум содержания основных образовательных программ Россия по курсу ОРКСЭ в начальной школе.

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят  православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад -образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики.Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в

России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию.

Культура и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.

Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы светской этики

Культура и мораль.

Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3. Традиционные религии и этика в России (13 часов).

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать.

1.4  Особенности преподавания предмета ОРКСЭ в начальной школе

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала, расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы. Включение толерантности в процесс обучения может осуществляться на основе двух подходов. Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин.

Преподавание истории в духе толерантности предполагает стимулирование способности самостоятельно размышлять о возможных путях и мирных  инициативах, использование которых могло бы в свое время помочь избежать войн и кровавых столкновений.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

-метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни.

- исследовательский метод –при которой учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее.

- различные виды дискуссий-дебаты, диалог в коллективе.

«Диалог — это особый уровень общения, на котором достигается определенная свобода от стереотипов и шаблонов при восприятии» [10, с. 25].

«Дискуссия — не только метод обучения, но также ситуация ценностно-смыслового обмена, средство организации смыслообразующей активности и самоутверждения ребенка в учебном процессе» [10, с.26]. Разновидностями технологий группового обучения являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки.

Существует сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики»,  4 класс под редакцией Данилюка А. Я.

Программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Они включают пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В разделе «Тематическое планирование» приводится характеристика учебной деятельности учащихся при освоении каждой конкретной темы для всех модулей курса: «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»

Именно на уроках «ОРКСЭ» дети сформируют основы толерантного поведения.

Выводы по 1 главе

Понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, продолжает оставаться одним из самых спорных. В педагогическом сознании существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность отождествляется с конформизмом, вседозволенностью, безусловным отказом от всяческих запретов и ограничений, в том числе этических (моральных, нравственных, духовных). Отсюда настороженное, а порой и негативное отношение некоторых педагогов к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования. Пути преодоления этого стереотипа обнаруживаются в выявлении многогранного педагогического содержания понятия «толерантность» и обозначаемого им явления, в определении возможностей толерантности в становлении человека, обладающего устойчивой жизненной позицией и являющегося субъектом собственной жизни. Более полное определение, раскрывающее нравственную суть толерантности дано в «словаре по этике»: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей.

Потребность в понимании и развитии толерантности обеспечивается не только актуальными проблемами развития нашего общества, но и поиском универсальных, «вневременных» механизмов построения культуры человеческих отношений. Толерантность рассматривается с позиций гуманитарного подхода как часть ядра, которое составляет «истинно человеческое в человеке» и отличает человека от всех других живых существ. «Гуманитарность при этом понимается как специфически человеческое отношение к людям и миру, сочетающее в себе направленность на высшие ценности, нравственные установки и уважение к проявлениям человеческого качества в контексте культуры» [10,с.4].

Для формирования основы толерантного поведения было принято распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 года, принят план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах для общеобразовательных учреждений. С 2012 года ОРКСЭ был введен во всех субъектах Российской Федерации для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей, законных представителей

Преподавание курса ОРКСЭ у младших школьников имеет свои особенности. Существует сборник рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики»,  4 класс под редакцией Данилюка А. Я. Именно на уроках «ОРКСЭ» дети сформируют основы толерантного поведения.

Разработаны основные методы способствующие усвоению курса:

- метод дискуссий ;

- исследовательский метод.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»  

2.1 Общее понятие коммуникативных приемов и их  виды.

Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а так же эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.

Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом [5].

Коммуникативные педагогические приёмы, способствующие успешному общению:

1. Снятие блокирующих коммуникативных аффектов ( неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);

2. Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;

3. Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;

4. Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;

5. Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;

6. Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

7. Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.

Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

1. Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;

2. Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;

3. Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;

4. Предоставлять ученикам возможность « собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;

5. Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;

6. Критика собственных ошибок;

Можно выделить 3 группы приемов воспитания толерантности.

  • Организация деятельности детей в классе.
  • Организация диалоговой рефлексии.
  • Использование художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Установлению наилучшего педагогического общения на уроках ОРКСЭ способствует использование таких коммуникативных приемов:

– методы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);

– создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями;

– создание щадящих условий при ответе учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

– одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;

– одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам;

– поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;

– предотвращение действий со стороны отдельных учеников, которые подавляют творческую активность товарищей на занятии.

Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2.2 Возрастные особенности младшего школьника как субъекта общения

В связи с тем, что мы рассматриваем коммуникативных приемы именно в младшем школьном возрасте, нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус [7].

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Несмотря на то, что для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, для младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, характерно синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность установить связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-визуальное мышление, непосредственно воспринимаемое ребёнком, это уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В дошкольной психологии и педагогике развитию речи и общения уделяется большое внимание. Но, как показывает практика, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников очень сильно варьируется, он весьма далек от желаемого [18].

В контексте предлагаемой концепции УУД коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т.е. не негативное, а желательное эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

К концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности [1].

К концу 6 – 6,5 годам дети умеют слушать и понимать чужую речь, оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого.

У 6 – 7-летних детей должны появиться произвольные формы общения со взрослым. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное отношение к себе.

У детей дошкольного возраста господствует эгоцентрическая позиция в межличностных и пространственных отношениях. В общении данная позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве, и кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.

Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей. В 6 – 7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации в контексте общения со сверстниками – прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

Таким образом, на предшкольной ступени от ребенка требуется хотя бы элементарное понимание (допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения [7].

По мере приобретения опыта общения дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают существенно более глубокий характер. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом  [21].

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе.

Коммуникация как сотрудничество – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Готовность ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации является необходимым условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

В рамках существующей системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания [7].

Совершенствовать речь необходимо с помощью организации совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Их и считают важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД на ступени начального обучения  [17].

2.3 Использование коммуникативных приемов в формирование толерантности на уроках «основы религиозных культур и светской этики»

Неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ является работа с текстом. Тексты учебника помогают понять главную нравственную идею. На уроках используются разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, рефлексивное. Беседа по прочитанному способствует развитию коммуникативных умений и навыков. Ученики отвечают на вопросы учителя, сами формулируют вопросы и задания содержательного и проблемного характера, которые распределяются между группами. На уроках ОРКСЭ используем такую форму работы как взаимообъяснение, когда учащиеся выступают в роли учителя, демонстрируя или объясняя небольшой фрагмент темы.

На страницах этого учебника встречаются такие задания, как «подготовь рассказ», «объясни», «дополни», «проанализируй поступок» и другие. Предполагается, что задания выполняются учеником индивидуально. Но, по сути, они имеют коммуникативную природу: ведь рассказ всегда адресован кому-то, описание и объяснение имеют смысл только в ситуации общения и взаимодействия. Для младших школьников необходимо социальное опосредствование. Поэтому, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части таких заданий детьми, объединенными в пары или группы по 3-4 человека для обмена информацией, обсуждение разных точек зрения, выработки общего мнения и создания общего описания. Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, словом, действовать естественно и раскованно.

В курсе  ОРКСЭ много  различных понятий.  Составление общеклассного словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Чтобы учащиеся могли запомнить и свободно оперировать этими понятиями, используем на уроках следующие приемы:

«Домино» – состоит  из  карточек,  каждая  карточка разделена чертой на две части – на  одной  записано  понятие,  на  другой  – определение к другому понятию. Такой прием используется в парной работе.

«Кроссворды». Одна группа детей заранее готовит для другой группы кроссворд с использованием изученных понятий.

Всегда интересна для ребят такая форма работы как интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Детям предлагается взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, одноклассников, педагогов. Вопросы для интервью разрабатывают  учащиеся индивидуально, после чего идет обсуждение в группах и отбираются наиболее интересные вопросы. Полученные ответы могут использоваться в качестве материала для создания проблемных ситуаций, творческих работ.

Театрализация привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Кроме того, драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала.

По итогам изучения темы предлагаем творческую работу по выбору. Она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Важно, чтобы творческие работы были оригинальными, стимулировали фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций.

Социоконструкция – парная работа, в процессе которой происходит взаимная оценка индивидуально созданных проектов, сопоставление своих знаний с опытом товарища, взаимная корректировка  их.

На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в группах не более пяти человек. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Результат работы группы оформляется в виде текстов, схем, стихотворений, рисунков, проектов. Их презентация происходит на этапе афиширования, задача которого – обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Первая группа приёмов

Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение.

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

Вторая группа приемов

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций воспитанников с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Третья группа приемов

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

Выводы по 2 главе

Важным условием формирования толерантности обучающихся, является правильно использованные приемов обучения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Формируя коммуникативные приемы действия на уроках в начальной школе, ученик научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Использование коммуникативных приемов в формировании толерантности на уроках ОРКСЭ поможет достичь:

•осознание приоритетности многих общих для всех членов общества  проблем над частными;

•следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам современности;

•понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг друга  и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

Для формирования толерантности используются разнообразные приемы обучения. Комбинирование приемов  помогает достичь поставленные цели и задачи, чтобы учащиеся формировали уважение к другим народам  в течение всей жизни.

Тренинги, как и приемы способствуют реализации методов воспитания толерантности.

Игровые тренинги

Коммуникативные:

Упражнение «Комплимент в диалоге»

Участники объединяются в две разные группы и встают, образуя внешний и внутренний круги. Ребенок из внешнего круга говорит участнику во внутреннем: «Мне нравится, Гриша, что ты...». Ребенок из внутреннего круга отвечает на это: «Да, Даша , я (повторяет), и еще я...». Важно, чтобы дети говорили искренне. Затем дети меняют свое положение в кругах.

Упражнение «Комплимент»

Участники садятся по кругу. Каждый внимательно смотрит на партнера, сидящего слева, и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, что он хочет сказать об том. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать.

Упражнение «Ах, какой ты молодец раз!»

Участники объединяются в пары. Один из них говорит о себе что-то хорошее, а второй — считает эти комплименты: «Ах, какой ты молодец — раз!». Ах, какой ты молодец — два!» и т. д. Затем участники меняются местами.

Рефлексия:

  • Легко ли было говорить о себе столько хорошего?
  • Что помогало и что мешало выполнять это упражнение?
  • Легко ли было говорить - комплименты?

Игровая игротерапия:

Упражнение «Доброта»

Участникам предлагается за 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого-нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает детей из группы, о которых будет рассказывать. Рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.

Упражнение «Волшебная рука»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке — то, что хотелось бы изменить.

Упражнение «Письмо далекому себе»

Участникам предлагается написать письмо, которое откроет каждый из них только через много-много лет, когда станет взрослым.

План письма:

1.приветствие, рассказ об увлечениях, интересах;

2.описание себя в настоящем и описание – воображение себя в будущем;

3.цель жизни в настоящем.

Использование всех этих методов и приемов воспитания толерантности , помогло нам к концу 4-го класса повысить результат по данным показателям

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возраст 7-10-11 лет является наиболее ответственным этапом школьного детства. Развивается зрительная память, связанная со способностью точно, четко, без труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Младшие школьники непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно в этом возрасте необходимо формировать , значимые для социума толерантность, терпимость к людям окружающим нас .

«Толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Подводя итоги, нам хочется сказать несколько слов по поводу дальнейшего формирования толерантности в школе. Толерантность — новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Предполагаемый результат данной педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Говоря о концепции модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность формируется как  важнейшая ценность общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.

Развитие коммуникативных приемов на уроках ОРКСЭ – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных приемов в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности,  которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

В ВКР мы планируем провести  аппробацию  на уроках ОРКСЭ для выявления уровня сформированности толерантности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Асмолов, А.Г. Толерантность от утопии к реальности  На пути к толерантному сознанию. А.Г, Асмолов. - М.: Академия, 2007. – 255 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна, издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. —352 с.
  4. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002, С. 54-58.
  5. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности: учебное пособие для студентов пед. вузов. — Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 80 с.
  6. Бурьян, Л.М. Формирование толерантных отношений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения: 17.03.2018)
  7. Венгер, А. Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии, 1988. —168 с.
  8. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г.  Международные и российские механизмы. - М.: Московская школа прав человека, 2000.- 370 с.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 3. С. 576
  10. Данилюк, А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.
  11. Декларация принципов толерантности – М. :Век толерантности, 2001.- 57 с.
  12. Журавлева, Е.А. Толерантность и культура межнационального общения: учебно-методическое пособие. Е.А. Журавлева — Министерство регионального развития Российской Федерации: Издательство Карьера, 2009 г. – 308 с.
  13. Закон сильнее власти.  Доклад уполномоченного по правам человека в РФ от 20 февраля 2012 г.- URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 27.04.2018)
  14. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю.Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.
  15. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами - членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. : Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998г. – 20 с.
  16. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
  17. Леонтьев, А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
  18. Матюхина, М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.—256 с.
  19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 .03.2004 г. № 1312" - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.03.2018).
  20. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник / И.Р. Пчелинцева. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 193 с.
  21. Радугин, А. А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» [Текст]:  А. А. Радугин. – М.: «Центр», 1999. — 346 с.
  22. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578-рОб утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" и перечне субъектов РФ, участвующих в апробации»- URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 15.03.2018).
  23. Солдатова, Г.У.  Психодиагностика толерантности личности./ Шайгерова, Л.А., Прокофьева, Т.Ю., Кравцова, О.А./ - М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  24. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2007. — 223 с.
  25. Чиркова, Т. А. Формирование толерантности у младших школьников как социальная и педагогическая проблема - URL: https://www.scienceforum.ru/ (дата обращения: 24.04.2018)