ПК 4.3.
учебно-методический материал

Гайфулина Алсу Рифатовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса. Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.). Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

 Основные методические приемы развития критического мышления

 1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

 4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе 8. П

риём «Корзина идей»

 9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде 13. Ролевой проект

 14. Да - нет

Фрагмент № 1

(Технология развития критического мышления)

Дата: 13.04.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина А.

Класс: 2                                                                                                       ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Что такое текст-повествование»

Этапы урока: Открытие нового знания, рефлексия деятельности

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ 

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с интерактивным упражнением; применение базовых знаний для решения конкретной проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

VII.Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог

Практический: прием «Фишбоун»

Словесный: беседа

5 мин

Прием ТРКМ

«Фишбоун»

-Ребята, сейчас я раздам вам листы с необычным изображением, кто скажет что изображено на листочках?

-Верно! Ваша задача,

1.На голове рыбы написать тему урока. 2.На первых трех косточках снизу и сверху написать все, что вы узнали о тексте-повествование.

3.А на остальных косточках прописать вопросы, оносящиея к тексту повествование.

-Я даю вам время на выполнение.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\QTBN9019.jpeg

-Время вышло, сдаем работы.

-Рыбий скелет.

-Текст-повествование.

-Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. В тексте-повествование действия идут последовательно. К нему можно нарисовать несколько картинок.

Чтобы определить текст-повествование можно задать вопросы: что случилось? что произошло?

К.: построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

П: структурирование знаний

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Фрагмент №2

Дата:        14.04.2020                                                                                                            ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ                        ФИО студента: Гайфулина А.Р.

Класс: 2                                                                                                                             ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Проверка знаний по теме Имя прилагательное»

Этапы урока: Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель опытно - экспериментальной работы: формирование познавательных УУД средствами приема ТРКМ «Кластер»

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы по созданию кластера, применение базовых знаний для решения конкретной проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: прием «Кластер»

5 мин

Прием ТРКМ

 "Кластер".

-Ребята, сейчас я предлагаю вам интересное задание.

-Каждому нужно составить кластер.

-Что такое кластер?

Кластер - это когда выделяются основные смысловые единицы, которые представляются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

-Давайте рассмотрим кластеры, которые я разработала во время обучения в колледже.

Отправлена видео-инструкция по выполнению кластера.

-Не знаем что такое кластер.

Слушают учителя.

Рассматривают кластеры.

Разрабатывают кластеры.

Имя прилагательное – ЧР, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

Фрагмент № 3

(Технология развития критического мышления)

Дата: 16.04.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина А.

Класс: 2                                                                                                    ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Этапы урока: Постановка учебной задачи

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемом ТРКМ «Таблица ЗХУ»; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка учебной деятельности

Словесный: учебный диалог

Практический:

Прием ТРКМ «Таблица ЗХУ»

4-5 минут

ПРИЕМ ТРКМ «Таблица ЗХУ»

-Ребята, а теперь Вам нужно заполнить таблицу.

-В первый столбец Вам нужно написать, что Вы уже знаете по данной теме. Во второй столбик, что вы хотите узнать в течении нашего урока и в третий столбик, что Вы узнали на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

Слушают указания учителя.

Заполняют таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

П: анализ

П: синтез

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Фрагмент № 4

(Технология развития критического мышления)

Дата: 21.04.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина  А.

Класс: 2                                                                                            ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Этапы урока: Постановка учебной задачи; Включение в систему знаний, повторение

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемами ТРКМ; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенны

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: прием ТРКМ «Таблица ЗХУ»

4-5 минут

ПРИЕМ ТРКМ «Таблица ЗХУ»

В первый столбец Вам нужно написать, что Вы уже знаете по данной теме. Во второй столбик, что вы хотите узнать в течении нашего урока и в третий столбик, что Вы узнали на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

Выполняют задание.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фрагмент № 5

(Технология развития критического мышления)

Дата: 22.04.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина  А.

Класс: 2                                                                                            ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Что такое текст-описание»

Этапы урока:

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемами ТРКМ; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: прием ТРКМ «Синквейн»

4-5 минут

ПРИЕМ ТРКМ «Синквейн»

-А теперь ребята, вы будете поэтами, потому что вам нужно создать стихотворение по нашей теме. 

Первая строчка стихотворения — это наша  тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Все помнят что такое существительное?

Вторая строка состоит из двух слов, Это должны быть прилагательные, которые описывают нашу тему.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой вы говорите о своем отношении к нашей теме,

 это может быть как предложение или крылатое выражение, пословица или поговорка.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог. . Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

-При обучении в колледже я составляла множество синквейнов, послушайте один из них на тему учитель.

1. Учитель

2. Строгий, четный

3.Любит, поддержит, поймет

4. Научит тебя и читать и писать

5. Предводитель

Слушают учителя.

1)Текст-описание

2)Сложная, интересная

3)Научит  разобраться

4)Без текста-описание мы не сможем описать ничего

5)Описание

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фрагмент № 6

(Технология развития критического мышления)

Дата: 27.04.2020                                                                                                         ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ                         ФИО студента: Гайфулина  А.

Класс: 2                                                                                                                         ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Этапы урока:

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемами ТРКМ; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: прием ТРКМ «Фмишбоун»

ПРИЕМ ТРКМ «Фишбоун»

Ребята, сейчас я раздам вам листы с необычным изображением, кто скажет что изображено на листочках?

-Верно! Ваша задача,

1.На голове рыбы написать тему урока.

2.На первых трех косточках снизу и сверху написать все, что вы узнали о предлоге.

3.А нахвосте написать вывод, заключение.

-Я даю вам время на выполнение.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\QTBN9019.jpeg

-Время вышло, сдаем работы.

Слушают учителя

Выполняют задание.

 

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Включение в систему знаний, повторение

4-5 минут

Прием ТРКМ» Верные и неверные утверждения»

- Ребята, а сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру.

-Вы читаете 1 вопрос и отвечаете либо да, либо нет.

-Таким образом мы проверим наши знания на правило.

Выполняют задание.

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

Фрагмент № 7

(Технология развития критического мышления)

Дата: 06.05.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина  А.

Класс: 2                                                                                            ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Что такое местоимение»

Этапы урока:

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемами ТРКМ; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: прием ТРКМ «Синквейн»

4-5 минут

ПРИЕМ ТРКМ «Фишбоун»

Ребята, вы уже знакомы с таким задание под названием «Фишбоун»

 -Ваша задача,

1.На голове рыбы написать тему урока.

2.На косточках снизу и сверху написать все, что вы узнали о местоимении.

3.А нахвосте написать вывод, заключение.

-Я даю вам время на выполнение.

Слушают учителя.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\QTBN9019.jpeg

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фрагмент № 8

(Технология развития критического мышления)

Дата: 07.05.2020                                                                                        ФИО учителя: Саматова Т.М.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ        ФИО студента: Гайфулина  А.

Класс: 2                                                                                            ФИО руководителя ВКР: Солопова Т.В.

Тема урока: «Проверка знаний. Местоимение»

Этапы урока: Постановка учебной задачи; Включение в систему знаний, повторение

Цель опытно - экспериментальной работы: формировать познавательные УУД средствами ТРКМ

Задачи по практической части ВКР: обучение приемам работы с приемами ТРКМ; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Практический: прием ТРКМ «Кластер»

4-5 минут

ПРИЕМ ТРКМ «Клестер»

Ребята, вы уже знакомы с таким задание под названием «Кластер»

Каждому нужно составить кластер.

-Что такое кластер? Давайте вспомним.

Кластер - это когда выделяются основные смысловые единицы, которые представляются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

-Давайте рассмотрим кластеры, которые я разработала во время обучения в колледже.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0240/000a9d17-6e64e2cb/img19.jpg

Слушают учителя.

Выполняют задание.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: прием ТРКМ «Таблица ЗХУ»

ПРИЕМ ТРКМ «Таблица ЗХУ»

В первый столбец Вам нужно написать, что Вы уже знаете по данной теме. Во второй столбик, что вы хотите узнать в течении нашего урока и в третий столбик, что Вы узнали на уроке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

П.: структурирование знаний

П.:  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: