ПК 4.1
учебно-методический материал

Валеева Анастасия Каликановна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Слайд 3

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников Русский язык . Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Окружающий мир . Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.

Слайд 4

Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Слайд 5

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня это Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, межпредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Слайд 6

Главная идея программы: программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Слайд 7

Цели обучения: Принципы: 1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; 2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; 3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; 4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. - приоритет воспитания в образовательном процессе; - личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; - сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Слайд 8

УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС. Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся.

Слайд 9

Программа разработана на основе: ФГОС НОО; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; примерной программы начального общего образования; Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 10

Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому , которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Слайд 11

Технологии реализуемые в УМК «Школа России» проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: студентки 45 гр. Нагорняк Анжилика Валеева Анастасия Уржумова Ольга Симовских Анастассия

Слайд 2

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 3

Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа» использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование; п равила и термины выделяются синей рамкой; т емы прописываются и выделяются синем цветом; сложность в изложении материала. Замена простых и лёгких для запоминания понятий сложными конструкциями.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКОВ « НАШ МИР» Учебник включает в себя словарь; Тема «готовимся к школьной олимпиаде»; «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Раздел «музейный дом», где представлены различные картины; На протяжении всего изучения предмета ведется диалог в библиотеке между главными героями; В начале учебника присутствуют общепринятые сокращения; Пояснения к незнакомым словам находятся в низу страницы;

Слайд 5

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В конце учебника присутствуют задания для членов клуба «Ключ и заря»; Слова и буквы в тексте часто выделяются ярким цветом, для того чтобы дети обратили внимание; «МАТЕМАТИКА» Страницы с приложениями ; Задания часто написаны запутанным языком, сложным для понимания даже взрослому.

Слайд 6

Данная программа очень противоречива, и оставляет чувство не понимания, с какой целью она была написана. Тем не менее , многое зависит от учителя, который должен уметь работать с УМК «Перспективная начальная школа ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ПЕРСПЕКТИВА» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Слайд 2

Основная цель УМК «Перспектива» Всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Слайд 3

Объединение ресурсов УМ-комплекс 1–4 классы : П Е Р С П Е К Т И В А русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология иностранный язык и др . +

Слайд 4

Дидактические принципы деятельностного метода обучения: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 5

Я в мире, и мир во мне. Хочу учиться! Я общаюсь, значит, я учусь. В здоровом теле здоровый дух! УМК «ПЕРСПЕКТИВА»: новая идеология построения учебников .

Слайд 6

Содержание учебников и пособий Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования определяют содержание учебного материала

Слайд 7

Учебники УМК «Перспектива» формируют: интерес детей к истории своей семьи; малой и большой Родины; традициям и обычаям народов России, культурному наследию; трудовой деятельности и т.д.

Слайд 8

В учебники включен: теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, которые позволяют активизировать деятельность ребенка; позволяют применять полученные знания в практической деятельности; создают условия для реализации творческого потенциала ученика; формируют ценностное мировоззрение и нравственную позицию личности; каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения ребёнка.

Слайд 9

Преимущества УМК «Перспектива» Обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.

Слайд 10

Информационно-образовательная среда УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Учебно-методический комплекс Для ученика: вспомогательные ресурсы по предметам Тетрадь для развития речи Тетрадь для отработки навыков чтения Информатика и математика Тетрадь по ОБЖ Творческая тетрадь по литературному чтению CD , DVD Самостоятельные и контрольные работы Атлас-определитель Великан на поляне Методическая поддержка через Интернет-сайт Консультативная поддержка родителей и учителей через Интернет-сайт Дистанционные КПК Очные КПК Для учителей и родителей: дополнительные ресурсы Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь Методическое пособие для учителя Программа «Мир деятельности» Технологические карты для учителя

Слайд 11

«Математика» УМК «Учусь учиться» Петерсон Л.Г. Начальная школа Дошкольная подготовка 5–6 классы 7 класс

Слайд 12

«Русский язык» «Рабочие программы» Климанова Л.Ф. и др. «Азбука» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Прописи» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Читалочка» Дидактический материал Климанова Л.Ф. «Русский язык» Учебник. Климанова Л.Ф. и др. «Рабочая тетрадь» Климанова Л.Ф. и др. «Уроки русского языка» Климанова Л.Ф. и др.

Слайд 13

«Литературное чтение» «Рабочие программы» Климанова Л.Ф. и др. «Литературное чтение» Учебник Под ред. Климановой Л.Ф. «Творческая тетрадь по литературному чтению», Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Волшебная сила слов» Рабочая тетрадь по развитию речи Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Уроки чтения» Климанова Л.Ф. Бойкина М.В.

Слайд 14

«Окружающий мир» «Рабочие программы» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» Рабочая тетрадь Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Уроки по окружающему миру.» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир. ОБЖ» Рабочая тетрадь Анастасова Л.П., Ижевский П.И., Иванова Н.А.

Слайд 15

«Технология» Рабочие программы «Технология» Учебник Рабочая тетрадь Уроки технологии Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В и др. «Музыка» Рабочие программы «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Слайд 16

«Изобразительное искусство» Рабочие программы «Изобразительное искусство» Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Физическая культура» Рабочие программы «Физическая культура» Матвеев А.П.

Слайд 17

«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры», 4−5 кл. Кураев А.В. «Основы исламской культуры». 4−5 кл . Латышина Д.И. и др. «Основы иудейской культуры». 4−5 кл. Членов М.А. и др. «Основы буддийской культуры». 4−5 кл. Чимитдоржиев В.Л. «Основы мировых религиозных культур». 4−5 кл. Беглов А.Л. и др. «Основы светской этики». 4−5 кл.

Слайд 18

«Иностранные языки» Рабочие программы «Английский язык» Быкова Н.И. и др. Рабочие программы «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) Баранова К. М. и др.

Слайд 19

«Иностранные языки» Рабочие программы «Немецкий язык» Бим Н.И., Рыжова Л.И . и др. «Французский язык» Касаткина Н.М. и др. «Испанский язык» Воинова А.А. и др.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Карталы»

457359, г.Карталы, ул. Просвещения,д. 53 ,тел. +7(351)332-21-87, e-mail kartaly-1@yandex.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Математика»

на 4 четверть 2019-2020 учебного года

Челябинск, 2020

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

6.04.2020

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

УОНЗ

Цена, количество, стоимость

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике и справочнике для решения познавательной задачи.

Использовать знаково-символические средства.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Научатся решать прямые и обратные задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Текущий контроль

-

практическая работа

7.04.2020

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Закрепление

УР

Цена, количество, стоимость

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике и справочнике для решения познавательной задачи.

Использовать знаково-символические средства.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Научатся решать прямые и обратные задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Тематический контроль

-

самостоятельная работа

8.04.2020

Решение задач на нахождение третьего слагаемого
УОНЗ

Величины: цена, количество, стоимость.

Выражения.

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике и справочнике для решения познавательной задачи.

Использовать знаково-символические средства.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Научатся решать задачи на нахождение третьего слагаемого.

Текущий контроль

-

практическая работа

9.04.2020

Решение задач на нахождение третьего слагаемого. Закрепление

УР

Величины: цена, количество, стоимость.

Выражения.

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Научатся решать задачи на нахождение третьего слагаемого, отличать их от задач в два действия других видов.

Тематический контроль

-

письменный опрос

13.04.2020

Умножение числа 2 и на 2
УОНЗ

Таблица умножения.

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; подведение под понятие на основе распознавания объектов. Использование знаково-символических средств; применение полученной информации для решения уравнения.

КУУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выборе общего решения.

Научатся составлять таблицу умножения на 2.

Текущий контроль

-

устный опрос

14.04.2020

Умножение числа 2 и на 2. Закрепление
УР

Таблица умножения.

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Научатся составлять таблицу умножения на 2.

Тематический контроль

-

самостоятельная работа

15.04.2020

Приёмы умножения числа 2

УОНЗ

Таблица умножения. Равенства. «Дважды два – четыре».

РУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями; построение рассуждения, обобщение.

КУУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выборе общего решения.

Научатся применять таблицу умножения.

Тематический контроль

-

тест

16.04.2020

Деление на 2

УОНЗ

-

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; применение полученной информации для проверки сложения.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Научатся применять таблицу умножения для деления

Текущий контроль

-

работа с карточками

20.04.2020

Деление на 2. Закрепление
УР

-

РУУД: понимать и удерживать учебную задачу.

ПУУД: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; применение полученной информации для проверки вычитания. 

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Научатся применять таблицу умножения для деления.

Текущий контроль

-

тест

21.04.2020

Закрепление изученного. Решение задач.
УРК

-

РУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями; построение рассуждения, обобщение.

КУУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выборе общего решения.

Научатся применять таблицу умножения и деления для решения задач.

Тематический контроль

-

проверочная работа

22.04.2020

Странички для любознательных

УОМН

-

РУУД: составление плана и последовательности действий.

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: адекватно оценивать собственное поведение.

Научаться применять полученные знания

Тематический контроль

-

устный опрос

23.04.2020

Умножение числа

3 и на 3
УОНЗ

Таблица умножения

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий. 

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий; применять полученную информацию.

КУУД: взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Научатся составлять таблицу умножения на 3.

Текущий контроль

-

работа с карточками

27.04.2020

Умножение числа 3 и на 3. Закрепление
УР

-

РУУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

ПУУД: применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий; применять полученную информацию.

КУУД: использовать речь для регуляции своего действия.

Усвоят таблицу умножения на 3.

Тематический контроль

-

самостоятельная работа

28.04.2020

Деление на 3

УОНЗ

-

РУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

ПУУД: устанавливать аналогии.

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Научатся применять таблицу умножения для деления на 3.

Текущий контроль

-

письменный опрос

29.04.2020

Деление на 3.  Закрепление

УОМН

-

РУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

ПУУД: устанавливать аналогии, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов.

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Научатся применять таблицу умножения для деления.

Научатся выполнять задания творческого и поискового характера.

Тематический контроль

-

практическая работа

30.04.2020

«Странички для любознательных»

УОМН

-

РУУД: составление плана и последовательности действий.

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: адекватно оценивать собственное поведение.

Научаться применять полученные знания

Тематический контроль

-

устный опрос

6.05.2020

Итоговая контрольная работа

УРК

-

РУУД: составление плана и последовательности действий.

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: адекватно оценивать собственное поведение.

Научатся применять полученные знания в самостоятельной работе

Итоговый контроль

-

контрольная работа

7.05.2020

Анализ контрольной работы.
УОМН

-

РУУД: составление плана и последовательности действий.

ПУУД: ориентироваться на различные способы решения задач.

КУУД: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

Научатся использовать табличное умножение и деление для решения примеров и задач; оценивать правильность хода операций

Текущий контроль

-

самостоятельная работа

8.05.2020

Что узнали. Чему научились

УРК

-

РУУД: составление плана и последовательности действий.

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД: адекватно оценивать собственное поведение.

Научаться применять полученные знания

Тематический контроль

-

устный опрос

12.05.2020

Что узнали. Чему научились. Числа от 1 до 100. Нумерация
УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Научатся моделировать и объяснять ход устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100

Тематический контроль

-

письменный опрос

13.05.2020

Повторение изученного материала.

Числовые и буквенные выражения. Решения задач.

УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся записывать числовые и буквенные выражения, находить их значения.

Тематический контроль

-

тест

14.05.2020

Повторение изученного материала.

Равенство, неравенство, уравнение.

УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся различать верные и неверные равенства, решать уравнения.

Тематический контроль

-

тест

18.05.2020

Повторение изученного материала.

Сложение и вычитание.

Свойства сложения. Таблица сложения

УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся использовать математическую терминологию при чтении, записи и выполнении арифметических действий; использовать связь между результатом и компонентами действий;

Использовать свойства сложения

Тематический контроль

-

тест

19.05.2020

Повторение изученного материала.

Длина отрезка. Единицы длины.

Геометрические фигуры.

УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся давать характеристики геометрическим фигурам с использованием изученных свойств и терминов; выполнять задания прикладного характера

Тематический контроль

-

тест

20.05.2020

изученного материала. Решение задач

УР

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся использовать разные типы краткой записи условия задач; выбирать правильные.

Тематический контроль

-

тест

21.05.2020

Итоговый урок года

УРК

-

РУУД: способность к мобилизации сил, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Научатся выбирать правильные пути их решения, анализировать полученные за год знания.

Итоговый контроль

-

контрольная работа



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

да

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

да

технические средства обучения

нет

цифровые образовательные ресурсы

нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

да

 

Выводы: 1. Рабочая программа по математике разработана на основе ФГОС НОО.

2. В рабочей программе есть не все структурные компоненты, а именно: нет описания ценностных ориентиров начального образования, не имеется описания технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов

3. Рабочая программа в соответствии с требованиями к данному виду учебной документации: присутствует ссылка на примерную авторскую программу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Рассветинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Протокол методического совета №

«___» ______2019 г

                                           Утверждаю

                  Директор Наливайчук С.А.

                         «___»_________2019 г

Программа курса по внеурочной деятельности

«Путешествие по Челябинской области»

Направление деятельности:

духовно-нравственное

                           Авторы-составители:

                           Валеева Анастасия,

                            Нагорняк Анжелика

Вид: познавательная деятельность

Возрастная группа: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

Сухореченский, 2019

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы

Актуальность курса в том, что историко-краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы   школьника. Знание своих национальных культурных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические нормы. Изучение культуры предков формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость за свой край, стремление стать патриотом России. Воспитание национальной памяти предполагает формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, уважения к его историческому прошлому.

 В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят пропедевтический характер, т. е. вводный, первоначальный.

Цель программы: проявление и развитие ребенком своих интересов в области краеведения, постижения особенностей природного и общественного развития, духовно-нравственных ценностей и культурных традиций области.

Планируемые результаты

 Содержание программы внеурочной деятельности «Путешествие по Челябинской области» позволяет достичь следующих результатов:

Познавательные результаты:

  1.      сформированность представлений о культуре и быте своей области
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
  3. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

Личностные результаты:

  1. овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических, культурных и др.) их происхождении и значении
  2. формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

3.   формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников 

Метапредметные результаты:

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  2. адекватно воспринимать предложения учителей, сверстников, по исправлению допущенных ошибок;
  3. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  4. развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  5. развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению истории области

Особенности реализации программы

 Программа «Путешествие по Челябинской области» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста в 3 классе и рассчитана на поэтапное усвоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся  1 раз в неделю. Программа состоит из 34 занятий. Курс призван активизировать знания учащихся о родном крае, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение. Программа позволяет систематизировать, анализировать, обобщать полученные знания в процессе обучения, так же включая воспитательную и творческую деятельность.

Формы проведения

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы (доклады, тестовые материалы, творческие работы, проекты, сообщения, круглый стол, викторина, игра). Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Ведущей формой организации занятий по программе «Путешествие по Челябинской области» является индивидуальная работа.

Однако не исключается возможность участия и самих обучаемых в роли лекторов по специально подготовленным темам. Одной из форм проведения занятий может быть лекция или беседа, которую проводит учитель. Практическая часть факультатива связана с творческой работой.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс оборудован современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов занятие вызывает положительные эмоции у учащихся, создает условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Формы и объем занятий:

  1. игровая деятельность (ролевая игра, игра с правилами, принятие и выполнение готовых правил);
  2. творческая деятельность (художественное творчество, литературно -художественная деятельность, составление проектов);
  3. совместно-распределенная деятельность (парная и групповая работа).

Итоги реализации программы могут быть представлены через постановки сценок, выставки и прочее.

Формы контроля

  1. доклады и сообщения;
  2. текстовые задания, викторины;
  3. заочные экскурсии;
  4. зачет в устной или письменной форме;
  5. проектные задания.

Основная форма контроля – проект, по одной из пройденных тем.

Календарно – тематическое планирование

Содержание программы

Темы занятия

Количество часов

Форма организации деятельности учащихся при проведении занятий

Всего

Теоретических

Практических

Раздел №1

Моя область:  история, культура

11

7

4

1

Прошлое  и настоящее  Челябинской области

2

2

-

Занятие - «погружение»

2

Топонимика.  Путешествие  по  карте  Челябинской области

2

1

1

Занятие – проект

3

Культура и  искусство

3

2

1

Занятие - инсценирование

4

Памятники  истории культуры  нашей области

2

1

1

Занятие – заочная экскурсия

5

Челябинск- центр  области

2

1

1

Занятие - путешествие

Раздел №2

Природа  и  экология  области

11

5

6

6

Растительный мир  

области

2

1

1

Занятие-творчества

7

Минералы области

2

1

1

Занятие- исследование

8

Звери,  обитающие  на  территории  области

3

1

2

Занятие-творчества

9

Охрана  природы   области

2

1

1

Занятие-проект

10

Экологическое состояние

2

1

1

Занятие-круглый стол

Раздел №3

Моя малая Родина

12

5

7

11

Моя малая Родина

2

1

1

Занятие-исследование

12

Люди нашего села

2

1

1

Занятие-проект

13

Я и моя семья

2

1

1

Занятие-творчества

14

Мои друзья

2

1

1

Занятие-конкурс

15

Моя школа

2

1

1

Занятие-творчества

16

Итоговые занятия

1

-

1

Занятие – проект

17

Итоговые занятия

1

-

1

Занятие – викторина

Итого:

34

17

17

                    

Содержание рабочей программы

Раздел №1. Моя область: история, культура

Цель: формирование целостного представления о географическом положении Челябинской области

Теоретических занятий: 7

Практических занятий: 4

Занятие 1

Тема: Прошлое и настоящее Челябинской области

Челябинская земля в глубокой древности.  Археологические памятники.                                 Коренное население Челябинской области. Рождение Челябинской области.

Герб и флаг.

Занятие 2

Тема: Путешествие по карте Челябинской области

Название и объяснение географических названий. Знакомство с городами Челябинской области. Создание проекта                                                               

Занятие 3

Тема: Культура и искусство

Легенды озер, сказы П.П.Бажова, песни местного населения (фольклор Южного Урала).  Народные промыслы (Каслинское литье, Златоустовская гравюра, фарфор)

Южно-Уральские художники (Асанов В.М,Пастухов А.А)

Постановка сценки по сказу П.П.Бажова.Создание своей легенды про озеро(реку).Групповая работа

Занятие 4

Тема:Памятники истории культуры нашего края                                                                   Архитектурные  творения  17-20  в.  в Челябинске и в старинных селах Челябинской области. (Дом В. Г. Жуковского, Наследницкая боевая крепость, бывшая усадьба династии Демидовых). Аппликация архитектуры

Занятие 5

Тема:Челябинск-  центр области                                                                                          

Достопримечательности (Кировка - Челябинский Арбат,Алое поле, театре оперы и балета имени М. И. Глинки, театр драмы имени Наума Орлова, кинотеатр имени А. С. Пушкина,Краеведческий музей, Александро-Невская церковь Челябинский народный дом.) Связь истории и развития родного города с историей и развитием области и всего нашего государства; Доклад о достопримечательностях: улицы и площади (Площадь Революции, Площадь Восставших, Театральная площадь, Улица Братьев Кашириных, Улица Наташи Ковшовой, Улица Бажова) учебные заведения города (ЧелГу,ЮурГу, ЮУрГГПУ).

Раздел №2. Природа и экология области

Цель: знакомство учащихся с природой и экологией Челябинской области

Теоретических занятий:5

Практических занятий: 6

Занятие 6

Тема: Растительный мир области

Растительный мир («общее понятие»). Растения области. Видовой состав растений.  Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная   книга). Охрана растений. Создание гербария

Занятие 7

Тема: Минералы области.

Виды минералов, место расположения. Исследование минералов

Занятие 8

Тема: Звери, обитающие на территории области.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека.  Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга)

Рисунок животного  

Занятие 9

Тема: Охрана природы области

Законы об охране природы. Заповедники (Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник) заказники (Брединский природный биологический заказник, Варламовский природный биологический заказник), охраняемые территории (Зюраткуль,Таганай).Организации по охране природы.Создание проекта

Занятие 10

Тема: Экологическое состояние

 Загрязнение атмосферного воздуха. Вредное влияние на все живое и на здоровье человека.  Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы

Раздел №3 Моя малая Родина

Цель: рассказать о своей малой Родине

Теоретических занятий: 5

Практических занятий: 7

Занятие 11

Тема: Я и моя семья

Я – моя семья. Рассказ учащихся о себе, своей семье. Я и моя семья. Урок – игра. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Рисунок своей семьи.

Занятие 12

Тема: Моя школа

Знакомство с историей своей школы. Занятие-экскурсия по школе. Учителя и ученики – гордость школы. Мои родители учились в этой школе.

Аппликация своей школы, кабинета, учителя.

Занятие 13

Тема: Моя малая Родина.

Название своего села, сколько лет родному селу. Некоторые достопримечательности. своего села (памятник, мечеть, река). Гордость нашего села. Что дает село нашей стране? Соседи нашего района.

Занятие 14

Тема: Мои друзья

Что такое дружба? Рассказ о своих друзьях. Конкурс сочинений

Занятие 15

Тема: Люди нашего села

Боевые и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны. След войны в моей семье.  Книга Памяти.

Ими гордится район.

Занятие 16,17

Тема: Итоговые занятия

Проведение викторины по пройденным тема. Защита проектов. Награждение грамотами по номинациям.

Мониторинговая карта освоения программы внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Метапредметные результаты:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, сверстников, по исправлению допущенных ошибок;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника;

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Формирование положительного отношения к различным точкам зрения людей.

- Знание основных правил ведения диалога.

Эффект:

- Умение вести диалог.

- Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и признавать точку зрения другого.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Адекватное отношение к помощи по исправлению ошибок.

Эффект:

- Умение адекватно воспринимать помощь по исправлению ошибок со стороны родителей, учителей, сверстников.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Эффект:

- Умение распределять функции и роли в совместной деятельности.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Формирование умения взаимодействовать друг с другом..

- Знание основных способов и приёмов решения коммуникативных задач.

Эффект:

- Умение вести беседу, выбирать наиболее подходящие языковые и речевые средства для решения коммуникативных задач

-Умение применять знания для решения коммуникативных задач.

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Сформированность познавательной, эмоционально – волевой и мотивационной сферы обучения

-Знание важности изучения иностранного языка.

Эффект:

- Умение распределять информацию

-Умение контролировать свои эмоции.

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Приложение 1

Сентябрь

Октябрь

Май

Познавательные результаты:

сформированность представлений о культуре и быте своего региона

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Знание особенностей труда и быта южноуральцев

Эффект:

- Умение применять знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Прогнозируемый воспитательный результат:

-Знание характерных особенностей разнообразия и красоты природы Южного Урала

Эффект:

-Умение показывать на физической карте Челябинской области основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Знание как строить сообщения

Эффект:

-Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире родного края

       Тест

Приложение 3

Работа с картой

Апрель

Ноябрь

Декабрь

Личностные результаты:   овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,соцальных,технических,культурных и др.) их происхождении и значении

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа,мир,знания,труд,культура),ценностного отношения  к социальной реальности в целом

формирование коммуникативной, этической,социальной компетентности школьников

Прогнозируемый воспитательный результат:

-Знание культуры, религии, природы родного края

Эффект:

-Имеют собственный взгляд на мир

-Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям

Прогнозируемый воспитательный результат:

- Толерантное отношение к культуре родного края

-Знание общего представления о мире

Эффект:

- Умение излагать свое мнение.

-Уважительное отношение к мнению другого человека, истории, культуры

Прогнозируемый воспитательный результат:

-Знать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе

Эффект:

-Выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах и т..д

 

    Тест

Приложение 2

Январь

Февраль

Март

Материально-техническое обеспечение

№  п/п

Название

Количество

1.

Техническое  оснащение (рабочее место учителя)

-Компьютер;

- принтер;

- мультимедиа;

2.

Канцелярия

- бумага а4( 2 упаковки)

-карандаши(12 упаковок)

-гуашь(12 упаковок)

-картон(12 шт)

-цветная бумага(12 шт)

-палитра(12 шт)

-папка(12 шт)

-набор минералов(12 упаковок)

3.

Другие материалы

-компьютеры (6)

- скотч;

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Презентация на тему "Мой край - Челябинская область»: [Электронный ресурс] // - URL.:https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/moy-kray-chelyabinskaya-oblast-dlya-detey-8-9-let

2. Викторина по краеведению (Южный Урал: Челябинская область): [Электронный ресурс] // - URL.: https://infourok.ru/viktorina-po-kraevedeniyu-yuzhniy-ural-chelyabinskaya-oblast-475926.html

3. Города Челябинской области [Электронный ресурс] // -URL/:https://wiki2.org/ru/Города_Челябинской_области

4. Корегина, Т.В. Челябинск: Путешествие по городу от А до Я [Текст] / Т.В. Корегина.- Челябинск: Край Ра, 2013.-48 с.: ил

5. Корецкая, Т. История Урала в рассказах для детей [Текст]: книга для чтения / Т. Корецкая.- Челябинс: Край Ра,2013.-104 с

Для учителя:

1. Челябинск: Энцикл. /Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев - Челябинск; Каменный пояс, 2001.- 1112 с.;

2. Энциклопедия «Челябинск» [Электронный ресурс] // - URL/:http://www.book-chel.ru

3.100 интересных фактов о Челябинской области / сост. А. Первухин; фот. С. Арканов [и др.]. – М.: Родина Медиа, 2013. – 239 с.

4.Боже, В. С. Челябинск: легенды и были / В. Боже, Г. Самигулов. – Челябинск: Каменный пояс, 2013. – 96 с.: ил.

5.Красная книга [Электронный ресурс] // - URL / : http://igz.ilmeny.ac.ru/RED_BOOK/

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. – М.: Министерство образования РФ. 2004. – 221 с.

3. Антипов, А.Г. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст]. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.

3. Природа родного края (Методические рекомендации для учителей начальных классов)/ Сост. Григорьева Е.В. - Челябинск: Дом печати,1997.

4.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для уч.нач. кл. - М.: Просвещение,2008.

5.Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 3(4) класса  начальной школы/ Под ред. Зверева И.Д. - М.: Просвещение,2007.

6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

7. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников», Москва «Просвещение», 2011. (Работаем по новым стандартам)                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Диагностика нравственной воспитанности
(методика М. И. Шиловой)

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

• отношение к обществу, патриотизм;

• отношение к умственному труду;

• отношение к физическому труду;

• отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

• саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т. е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения
уровней проявления воспитанности школьника

Признаки и уровни формирующихся качеств
(от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 – любит и бережет природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым

3. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу 
не испытывает

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей

0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше

1 – учиться при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 – есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения 
со стороны учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует

8. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет

10. Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших 
и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 – бережет личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

12. Осознание значимости труда

3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит 
трудиться

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1–проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении 
со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым, больным;

1–помогает слабым, больным при условии поручения, 
наличия контроля;

0 – неотзывчив, иногда жесток

16.Честность в отношениях с товарищами 
и взрослыми

3–честен в отношениях с товарищами и взрослыми, 
не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 – проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой волей не обладает и не стремится ее развивать

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя 
в хороших делах и поступках;0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Где расположена Челябинская область?

а) Полярный Урал;

б) Северный Урал;

в) Средний Урал;

г) Южный Урал.

С какой областью РФ НЕ граничит Челябинская область?

а) Курганская;

б) Оренбургская;

в) Свердловская;

г) Самарская.

Назовите главную реку Челябинской области

а) Урал;

б) Лена;

в) Иртыш;

г) Енисей.

Как называлась река Урал в древности?

а) Танаис;

б) Ра;

в) Итиль;

г) Яик.

(В 1775 году река Яик переименована в реку Урал. Царское правительство хотело таким, образом стереть народную память о восстании Емельяна Пугачёва, что произошло на её берегах.)

Какая порода деревьев основная лесообразующая в Челябинской области?

а) Сосна обыкновенная;

б) Тополь;

в) Береза;

г) Лиственница.

Какое растение нашего края раньше всех распускается летним утром?

а) Одуванчик;

б) Цикорий;

в) Зверобой;

г) Ноготки.

Что изображено на гербе Карталинского района?

а) Орел;

б) Лошадь;

в) Солнце;

г) Колесо и Ива;

Назовите самое высокогорное озеро Челябинской области

а) Тургояк;

б) Увильды;

в) Кисегач;

г) Зюраткуль.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

http://www.tests-exam.ru/foto/mytestfoto/8850.jpg?1557671087

Покажите на рисунке флаг Челябинской области?

1

2

3

http://www.tests-exam.ru/foto/mytestfoto/8851.jpg?1557671087

Покажите на рисунке герб Челябинской области?

1

2

3

День рождения Челябинской области

17 января 1934 года

17 апреля 1934 года

7 ноября 1917 года

Какая из гор Челябинской области самая высокая?

Александровская сопка

Большой Нургуш

Круглица

Какой из городов Челябинской области считается самым старым?

Верхнеуральск

Челябинск

Южноуральск

Какой из водоёмов Челябинской области самый большой?

Увильды

Зюраткуль

Аргазинское водохранилище

Какая из рек на территории Челябинской области самая протяжённая?

Уфа

Миасс

Урал

На какой границе находится город Челябинск?

Азия – Европа;

Урал – Сибирь;

Россия – Казахстан;

Какой из этих городов находится в Челябинской области?

Усть-Илимск

Усть-Кут

Усть-Катав

Какой из этих городов Южного Урала – город мастеров художественного чугунного литья?

Куса

Касли

Кыштым

Где производят известный в стране южноуральский фарфор, изоляторы и изделия для радиопромышленности?

Южноуральск

Нязепетровск

Миасс

Назовите город железнодорожников:

Пласт;

Бакал;

Карталы.