ПК 4.3.
материал

Алексеева Людмила Петровна

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами ‒ с  5,6 до 16,4%, нарушением осанки с 1,9 до 16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников ‒ нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Здоровьесберегающие технологии ‒ что это?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1. Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребёнку).

2. Учитывают возрастные возможности ребёнка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребёнка).

4. Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости обучающихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у школьников знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе (Н.К. Смирнов):

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребёнка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребёнка ответственность за своё здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования:

Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время ‒ 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика ‒ применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время ‒ 2-3 минуты.

Релаксация ‒ проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Смена видов деятельности ‒ это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребёнок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях ‒ это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса. Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе ‒ мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированная. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу потребности читать.

2.  Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чём данный текст (его направленность) по:

- названию;

- имени автора;

- иллюстрациям (перед текстом);

- выделенным словам (просмотровое чтение);

- нахождение и проговаривание трудных и длинных слов, их значение;

- привлекая предшествующий читательский опыт.

Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение

1) Например, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?».      

2) Угадай название произведения.

Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

3) Выявление темы занятия при использовании пословиц и поговорок.

 Например, догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл.

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Для восприятия текста применяется беседа, фиксация первичных и последующих впечатлений. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Можно применить такие приёмы, как:

- чтение-слежение за учителем или  аудиозаписью;

- комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель);

- самостоятельное чтение  цепочкой  по  предложению;

- чтение  вполголоса;

- чтение и  нахождение  отрывка  к  рисунку;

- чтение  и  установление, что  правдиво, а  что  вымышлено;

- чтение  по  ролям; чтение  по  ролям  диалога, исключая  слова  автора;

- чтение-пометка  непонятных  слов, объяснение и уточнение значений слов выявление совпадений - первоначальных предположений учащихся с содержанием;

- деление текста на смысловые части;

- составление плана;

- выразительное (осмысленное) чтение.

Во время чтения текста  формируется умение включаться  в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Для чтения произведения можно использовать аудиоприложение, дети следят за чтением, выделяют сложные для понимания слова.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Применяется беседа, уточняем позицию автора. На этом этапе организуется коллективная деятельность так, чтобы получилась дискуссия  с выдвижением гипотез, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

 Используются следующие виды работы:

- организация беседы о личности писателя;   Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.                                                              

- постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного);                      

- нахождение  в  тексте  отрывка, который  поможет  ответить  на  вопрос;

- чтение  самого «важного»  места  в  рассказе  или  в  стихотворении;  

- нахождение  отрывка, который  можно было бы   прочитать  презрительно,  с насмешкой, радостью, строго, с  мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально

- осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана);

- стилизация, наблюдение над языком;

- эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства);

- творческие задания в группах, парах; творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование);

- вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? и т.д.

- составь задание соседу, задай вопрос классу  

По любому изучаемому произведению можно предложить ученикам придумать задание одноклассникам.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС НОО.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ‒ совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей. 

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные).

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 

По форме взаимодействия с обучающимися:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1.  Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объём учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учётом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводится с учётом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Рекомендации к оформлению презентаций

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2. Количество слайдов должно быть не более 20;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Правила шрифтового оформления:

1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

2. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

3. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

4. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Текстовая информация:

1. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

2. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

3. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Times New Roman), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

4. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

5. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

6. Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

7. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

8. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

9. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Формы организации работы в начальной школе:

1. Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление ‒ доклад ученика по определённой теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

2. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания ‒ поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

3. Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении программного материала. 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, становится возможным получение образования дистанционным путём. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным.

Дистанционные образовательные технологии позволяют обучающимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционные образовательные технологии становятся своеобразными помощниками младшим школьникам, которые позволяют проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д.

ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:

- болезнь ребёнка;

- обострение хронических заболеваний;

- инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.

На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому всё острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное образование решает данную задачу.

Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование имеет следующие преимущества:

1. Доступность данного вида образования, независимо от географического и временного положения обучающегося.

2. Свобода и гибкость в выборе курса обучения, планирования времени, места и продолжительности занятий.

3. Мобильность. Дистанционное образование обеспечивает эффективное взаимодействие ученика и учителя, что является одним из основных условий успешности обучения.

4. Технологичность, которая предполагает обязательное использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе осуществления образовательной деятельности;

5. Социальное равноправие для любой категории обучающихся.

6. Творческий подход к процессу образования как со стороны обучающего, так и со стороны обучающегося.

Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребёнка открываются новые возможности, расширяются его и информационное пространство, и информационная сфера, развивается творческая и поисковая деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. Со временем видов интерактивных методов коммуникации становится все больше, поэтому можно со всей уверенностью ожидать достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе.

Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки.

Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством контроля со стороны родителей.

Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.

Дистанционное образование в начальной школе является достаточно нестандартным способом образования, что во многом также является отрицательной его стороной, так как зачастую вызывает соответствующие трудности у младших школьников. Для эффективного осуществления дистанционного обучения, обучающемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется невозможным в рамках начальной ступени образования, в силу возрастных особенностей младших школьников. Данные условия предполагают наличие наставника, который будет оказывать постоянную помощь ребёнку, обучая его базовым способам учебной работы, и сопровождая индивидуальный образовательный маршрут.  В качестве наставника не обязательно должен быть педагог, в данной роли может выступать и родитель.

В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.

Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой образования. В то же время, в настоящее время имеются и отрицательные его стороны. Особенно они касаются образования в начальной школе. Однако нами отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы.

Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации обучающиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие ‒ к точным наукам, одни ‒ к историческим.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

- по уровню сложности;

- по объёму;

- по степени креативности: по образцу / творчески;

- по обязательности выполнения;

- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Технология проектного обучения ‒ это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».

Проектная технология ‒ это личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме, проблеме, а школьникам даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом, у обучающихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Предъявляют следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности обучающихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

- информационные;

- творческие;

- практико-ориентированные;

- исследовательские.

Информационные проекты ‒ нацелены на поиск информации обучающимися по какой-либо теме и на дальнейшую работу с найденной информацией.

Творческие проекты ‒ ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты ‒ также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности школьников.

Исследовательские проекты ‒ отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные ‒ внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные ‒ проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные ‒ проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные ‒ проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные ‒ проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста обучающихся и их заинтересованности темой проекта. Тематика проектных работ должна определяться содержанием курса школьных предметов.

Элементы проектной технологии начинают внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Чаще всего дают задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира ‒ подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе изучают тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока дети получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет ‒ зависит от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе они ещё не могут выполнить проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.

Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются школьниками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята демонстрируют понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Проектная технология ‒ технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у школьников различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.


Предварительный просмотр: