ПК 4.3.
учебно-методический материал

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литерату, самоанализ и анализа деятельности других педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология группового обучения

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения: класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении работ-практикумов и т. п.

Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.

Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый учитель, который пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями.

Перечислим наиболее типичные:

• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

• В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими ученикам («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).

• Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.

• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.

Факторы успешной работы малых групп

• Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.

Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.

Пример 1- ОРКСЭ 4 класс «Правила поведения»

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, толкование слова с использованием источника, слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

Практический: составление правила, подготовка к выступлению

-Ребята! Попробуйте в парах в течение 2 минут, рассказать друг другу «что такое правило?».

– Прочитайте вслух, поделитесь своими мыслями.

– Что же означает слово «правило».

Правило – норма поведения и требование, которые необходимо выполнять в обществе.

- Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?            - А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?                                                         - Так зачем людям нужны правила?             - Для того, чтобы соблюдать правила в жизни их нужно знать. Сейчас вам предстоит творческая работа в группах. Давайте вспомним правила работы в команде:                                               Каждой группе дан конверт со словами («ПРАВИЛА», «ПОВЕДЕНИЯ», «В», «СТОЛОВОЙ», «ПРАВИЛА», «ПОВЕДЕНИЯ», «НА», «УРОКЕ», и.т.д.):  - Ребята, вам нужно будет составить название правила; прочитать о правилах поведения в учебнике по своей теме. Подготовьте свое выступление.                  1 группа Правила поведения на уроке (стр.123)                                                          2 группа Правила поведения на перемене (стр.123)                                                          3 группа Правила поведения в столовой (стр.123)                                                         4 группа Правила поведения в гостях (стр. 123-124)                                                          5 группа Правила поведения дома, в подъезде (стр. 124-125)                                    6 группа Правила поведения во дворе (стр. 125)                                                                 7 группа Правила уличного движения (стр. 125-126)                                                          8 группа Правила поведения в общественном транспорте (стр. 128)

-Предписание, норма поведения.

-Да.

-Нет.

-Правила нужны, чтобы помочь людям быть добрее, и если соблюдать правила люди к нам будут хорошо относиться.

-1. Каждый активно участвует.

2. Мы умеем договариваться и выслушивать мнение каждого.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: поиск и выделение информации

К.: участвуют в учебном диалоге

К.: работа в группе

П.: построение речевого высказывания

К.: взаимодействие в группе,

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Пример 2-  Литературное чтение, 2 класс, «Кот и Лодыри»

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа, объяснение толкания пословиц

Словесный: обобщающая беседа

7-9

мин

- Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будете в группах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты.

Парная работа

Задания:

  1. 1.Откладывай безделье, да не откладывай дела.

  1. 2.Делу время, а потехе час.
  2. 3.Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
  3. 4.У лодыря что ни день, то лень.

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Какой вывод мы можем сделать?

Выполняют задание учителя.

Объясняют смысл пословиц.

1- Безделье ни к чему хорошему не приведет, дела сами собой не решаться. Не откладывай на завтра то, что можешь совершить сегодня.

2- Это означает, что работе или какому- то делу следует уделять больше времени, нежеле потехе.

3- Ленивый человек постоянно старается избежать работы.

4- Лодырь всегда ленится. Каждый день пытается уйти от работы. Лодырю не важно, что за работа, потому что его одолевает лень. Он не хочет делать что- то, даже если это необходимо.

- Мы не должны лениться, лень – это разрушающее качество человека. Ленивый человек ничего не добьется в своей жизни. Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Посмотрите на слайд. Прочитайте текст про себя.

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И погонит со двора.

- Кто прочтет вслух?

- Посмотрите на выделенные слова. К какой части речи они относятся?

- Что такое глагол?

- Определите время каждого глагола.

- Предположите тему урока.

- Поставьте цель деятельности на уроке.

- Читают про себя.

- Читают вслух.

- К глаголу.

- Рассказывают правило.

- Мы не умеем.

- Изменение глаголов по временам.

- Научиться изменять глаголы по временам.

Р:целеполагание.



Предварительный просмотр:

Технология здоровьесберегающего обучения

 Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

физкультурные занятия

подвижные игры

утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

двигательно-оздоровительные физкультминутки.

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион)

физкультурные досуги

спортивные праздники

оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна)

волонтерская деятельность

Пример: пальчиковая гимнастика на уроке русского языка в 3 классе

Тема: «Неопределенная форма глаголов»

Ребята, а сейчас давайте с вами разомнем наши пальчики.

Все движения повторяем вместе со мной.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

-А теперь давайте еще раз, только повторяйте слова вместе со мной.

Пример: гимнастика для глаз в 3 классе на уроке литературного чтения

Тема: Вредные советы

Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначалапо часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперьто же самое, только с закрытыми глазами.

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз,вправо – влево. По 10 – 15 раз.

Прижмите палец к  переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за  ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте  глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Поморгай, быстро и  сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

А теперь закройте глаза  и расслабьтесь, будто собираетесь спать.

Подумайте о чем-нибудь очень приятном.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Признаки педагогических игр:

- четко поставленная цель обучения;

- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций;

- деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе .

Основные направления реализации игровых приемов:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Пример: 2 класс, русский язык

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что – вы приседаете.

( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто от предметов, которые отвечают на вопрос что.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро

определять имена существительные по

 признакам одушевленные и неодушевленные;

- оценивать усвоение знаний по данной теме

Пример: 3 класс, русский язык

Тема: «Число глаголов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Сейчас мы проверим вашу внимательность с помощью игры.

Я вам буду называть глаголы в ед.ч. и мн.ч.

Ваша задача, если услышите глагол в ед.ч. –хлопок.

Если глагол во мн.ч. – руки вперед.

-А если слово не является глаголом- потерли ладошки.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро

определять число глаголов.

- оценивать усвоение знаний по данной теме