ПК 4.3.
учебно-методический материал

Засько Юлия Валерьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего обазования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:        
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;        
- подводящий к теме диалог;        
- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

- результативной;

- здоровьесберегающей;

- носит общепедагогический характер.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

Тема: Семейный бюджет

3.Постановка учебной задачи

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная работа

-А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

- О каком бюджете мы будем сегодня говорить?

- Какие цели поставим на урок?

Выполняют требования учителя.

 

-семья.

-да.

-о семейном бюджете.

-узнать что такое семейный бюджет, как расходовать семейный бюджет.

П:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Тема: Число глаголов

3. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

2 мин.

-Разделите слова на две группы.

Поёт, пишем, сверкает, идут, жду, наблюдают, летят, ходишь, тает.

-По какому признаку вы разделили слова на группы?

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели поставим?

Выполняют задание в парах.

1)поёт, жду,сверкает,  ходишь, тает.

2)пишем,идут, наблюдают,летят.

-По числам

-число глаголов

-Уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;

Уметь изменять глаголы по числам.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принятие и сохранение учебной задачи



Предварительный просмотр:

Проектная технология

Проектная технология - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Цель проектной технологии - заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы, способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности; реализации творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Целевое назначение:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:
-  позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;        
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;        
- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Проектная технология на уроках в начальной школе

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

Тема: Наши проекты: «Музей путешествий»

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словес.: слово учителя

Практич.: создание проекта

5 мин.

Групповая работа

Работа в группах

(Учитель делит класс на команды по 5—8 человек. Дети вспоминают правила работы в группах, план работы над проектом;

Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)

— Из каких источников можно получить информацию?

— Расскажите, о чем будет ваш проект, какую форму презентации вы выбрали.

(Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)

План проекта

1. Где находится.

2. Почему так назвали.

3. История.

4. Достопримечательности.

5. Знаменитые люди.

6. Интересные факты.

7. Песни, стихи о городе.

Слушают внимательно задание учителя.

Вспоминают правила работы в группах.

Обсуждают, о каких городах будут рассказывать; как оформят презентацию своего проекта (буклет, стенгазета, фотоальбом и т. д.); распределяют роли (журналист, художник, издатель, докладчик и т. д.)

-Из СМИ, краеведческая литература, Интернет, энциклопедии.

К: формулировать ответы.

П: дополнять и расширять знания.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности;

- элементы индивидуализации обучения;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание идти на занятия;

- наличие физкультминуток;

- наличие гигиенического контроля.

Результаты внедрения в обучениездоровьесберегающей технологий:

- снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

- учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе

Русский язык «Школа России». (4 класс)

Тема: Изменение глаголов по времени

Динамическая пауза

1 мин.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

Тема: Превращения и круговорот воды

Динамическаяпауза

1 мин.

 Видео: Капельки

Повторяют движения.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Математика «Школа России» (2 класс)

Тема: Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30

Динамическая пауза

1 мин.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров