ПК 4.3
учебно-методический материал

Гизатуллина Элина Ринатовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология дистанционного обучения

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным.

Дистанционные образовательные технологии позволяют обучающимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционные образовательные технологии становятся своеобразными помощниками младшим школьникам, которые позволяют проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д.

ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:

- болезнь ребёнка;

- обострение хронических заболеваний;

- инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.

На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому всё острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное образование решает данную задачу.

Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование имеет следующие преимущества:

1. Доступность данного вида образования, независимо от географического и временного положения обучающегося.

2. Свобода и гибкость в выборе курса обучения, планирования времени, места и продолжительности занятий.

3. Мобильность. Дистанционное образование обеспечивает эффективное взаимодействие ученика и учителя, что является одним из основных условий успешности обучения.

4. Технологичность, которая предполагает обязательное использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе осуществления образовательной деятельности;

5. Социальное равноправие для любой категории обучающихся.

6. Творческий подход к процессу образования как со стороны обучающего, так и со стороны обучающегося.

Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребёнка открываются новые возможности, расширяются его и информационное пространство, и информационная сфера, развивается творческая и поисковая деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. Со временем видов интерактивных методов коммуникации становится все больше, поэтому можно со всей уверенностью ожидать достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе.

Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки.

Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством контроля со стороны родителей.

Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.

Дистанционное образование в начальной школе является достаточно нестандартным способом образования, что во многом также является отрицательной его стороной, так как зачастую вызывает соответствующие трудности у младших школьников. Для эффективного осуществления дистанционного обучения, обучающемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется невозможным в рамках начальной ступени образования, в силу возрастных особенностей младших школьников. Данные условия предполагают наличие наставника, который будет оказывать постоянную помощь ребёнку, обучая его базовым способам учебной работы, и сопровождая индивидуальный образовательный маршрут.  В качестве наставника не обязательно должен быть педагог, в данной роли может выступать и родитель.

В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.

Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой образования. В то же время, в настоящее время имеются и отрицательные его стороны. Особенно они касаются образования в начальной школе. Однако нами отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблем н ого обучения

Слайд 2

Характерные особенности новых дидактических систем Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются: - направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний; - усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей; - активизация учения, мышления, познания; - стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.

Слайд 3

Основные понятия проблемного обучения Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: - закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; - причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Слайд 4

Этапы продуктивной познавательно й деятельности Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой. Создание (возникновение) проблемной ситуации Постановка проблемы Поиск способов решения Решение проблемы

Слайд 5

Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Слайд 6

Методы проблемного обучения По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.

Слайд 7

Способы создания проблемной ситуации Способы создания проблемной ситуации Постановка проблемного вопроса Проблемная задача или задание Демонстрация опыта Сочетание слова и наглядности

Слайд 8

Этапы постановки учебной проблемы Анализ проблемной ситуации Осознание сущности затруднений Словесная формулировка проблемы Этапы постановки учебной проблемы

Слайд 9

Этапы поиска способов решения Этапы поиска способов решения Выдвижение первоначальных идей (догадок) Обоснование предположений Формулировка гипотезы

Слайд 10

Этапы решения проблемы Этапы решения проблемы Доказательство или опровержение гипотезы Проверка правильности решения проблемы

Слайд 11

Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); пробуждение интереса к научному знанию.



Предварительный просмотр:

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

 Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, развитие мышления учащихся.

Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания они открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Задачи групповой формы работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение  задач, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  • Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.
    Ожидаемые результаты:
  • Дети  будут  ходить  в школу с хорошим настроением.
  • Уроки  будут интересными и содержательными.
  • Улучшится качество усвоения программного материала.
  • Уроки  будут интересными и содержательными.
  • Уровень взаимоотношений   станет хорошим.
  • Развитие речи и творческих способностей учащихся.
  • Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.
  • Повысится самооценка и коммуникативная компетентность  учащихся.

С чего начать организацию групповой работы?

Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям.

 Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.

 Задания для парной работы продуманы авторами учебников.

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Можно спросить любую пару.

2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, однокоренные слова. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

 Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;  быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

- Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

- Учитывать особенности состава группы.

- Составлять такие задания, справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

- Распределять роли между участниками группы.

- Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

- Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

    Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Результативность дают не все группы, важно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Группа по желанию.

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

«Случайная» группа.

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы.

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

Очень важно подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Затем осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов:

единую и дифференцированную.

При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная    групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

 Работа в группах не может существовать без определённых правил.

Прежде чем приступить к групповой работе, вместе с детьми надо установить подходящие для работы групп правила.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.
  • не говорить всем сразу;
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Можно использовать следующие роли:

  • Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.
  • чтец читает вслух;
  • секретарь - записывает что-то от лица группы;
  • докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист – следит за временем

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.

Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому следует делать акцент на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''.  Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. 

Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Например:

Поработаем в группах. (Повторяем правила работы в группе)

-Возьмите желтые карточки. Выполним задание для первого столбика. Допишите окончания имен прилагательных  в единственном числе, запишите.

1 группа

Известн… поэт, известн…сказка, известн… растение.

(Известный поэт, известная сказка, известное растение)

2 группа

Ближн…лес, ближн… роща, ближн…село. (Ближний лес, ближняя роща, ближнее село).

-Выделите окончания имен прилагательных.

- Что заметили? 

- Почему они разные? 

Эта информация нам известна.

- Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания.

- Что заметили? 

- Почему?

- Какой вывод вытекает из исследования?

1 группа. Окончания -ые, потому что одинаковый вопрос: какие?

2 группа. Окончания -ие, потому что одинаковый вопрос: какие?

Прилагательные во множественном числе отвечают только на один вопрос: какие? и имеют окончание –ие, -ые.

- Вернёмся к прилагательным в единственном числе: определите род этих прилагательных.

(ближний – м.р., ближняя – ж.р., ближнее – с.р.)

- Как определили?

1.- По вопросу и окончанию.

2.-По существительному.

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе?

Нет, они не изменяются по родам.

Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.

Работа в группах может быть использована на разных этапах работы с учебным материалом. Учитель может организовывать в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа. Желательно, чтобы количество детей в группе было не менее 4 -5 человек, чтобы у каждого ребенка была своя роль и возможность высказать и доказать свое мнение. В групповой работе должны присутствовать два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. Личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Это условие является обязательным: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.

Рассмотрим алгоритм работы в группе:

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5. Совместное принятие решения.

6. Анализ решения. Оформление.

7. Проговаривание в группе выступления.

8. Представление решения.

Виды   групповой работы:

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Ульи.

Если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

-         Как дети сидят?

-         Внимательны ли они или отвлекаются?

-         Как ведут себя: живо или апатично?

-        Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-         Слушают ли друг друга?

-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

-        Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше  эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

 Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

    Необходимо учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, иначе интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать  им высказываться;
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания,  даже если

   они содержат ошибки, эту работу должны выполнить ученики в      доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют  подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
  • не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; надо разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума ;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.

Групповая работа даёт:

  • каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  • возможность самоутвердиться;
  • даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

 Групповая работа помогает детям работать самостоятельно, учит общаться, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

В групповой работе не стоит ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа в группах, прием “Эксперты”

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

- Какие города нам осталось посетить?

- Сегодня вы снова будете экскурсоводами вместе со мной.

-Вам нужно разделиться на группы. Каждой группе я раздам справочный материал, вам нужно подробно изучить. После того, как вы завершите работу, один или два представителя команды, должен выйти к доске и рассказать о городе, который изучила команда. На работу вам дается 10 минут.

-А теперь давайте вспомним правила работы в группе.

-На доске будет памятка, что бы вы не забывали эти правила.

Можете приступать к работе.

- Не забывайте правила посадки

- Итак, начнем наши экскурсии с города Плес.

-Продолжим, прошу выйти представителя города 1)Иваново 2) Суздаль 3) Владимир и рассказать нам об этом городе. Все остальные ребята внимательно слушают и запоминают.

-Плес, Иваново, Суздаль, Владимир

Внимательно слушают учителя

  • Слушай, что говорят другие.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  • Помогай товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Работают в группах

Представитель города Иваново
Представитель города Суздаль

Представитель города Владимир

VII. Включение в систему знаний

 Практический: работа в паре

3мин

- Обменяйтесь впечатлениями с соседом о пройденных городах сегодня. Расскажите, что-то порекоммендуйте для посещения

Запишите домашнее задание: читать страница 89-91.

Работа в парах