ПК 4.3
учебно-методический материал

Александрова Ксения Алексеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования. Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира.

Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.

Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

Девиз педагогики М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому..»

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

“Самая важная необходимость в этот период - снабжать пищей голодный разум и раскрывать широкие области знаний перед пытливыми исследователями, всё остальное меркнет по сравнению с этой задачей”,- пишет Мария Монтессори в книге «Как развить внутренний потенциал человека». Однако, по ее мнению, эту задачу невозможно решить не опираясь на определённую методику и на фундаментальные принципы психологии:

  • Ребёнок должен учиться в процессе своей деятельности, ему должна быть предоставлена внутренняя свобода выбирать то, что ему требуется.
  • Обучение должно отвечать интеллектуальным потребностям ребёнка, и тогда не надо ему что-либо навязывать.

Задача учителя – приготовить большой объём познавательной информации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод ребёнка.

В Монтессори-школе дети сами выбирают себе занятие по душе, учатся читать на интересных и нужных им текстах, а писать – сочиняя собственные книги, делая стенгазеты, сочиняя сценарии, изготавливая учебный материал для товарищей. В итоге – нет того сопротивления, нежелания учиться, трудиться, думать, с которым часто сталкиваются родители школьников. "Ребёнку должно нравиться всё то, что он изучает, поскольку его интеллектуальный рост и эмоциональное развитие взаимосвязаны. Всё то, что преподносится ему, должно быть прекрасным и ясным, поражающим его воображение. Если однажды разжечь в нём любовь к познанию, все проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, исчезнут", - пишет Мария Монтессори.

Сенситивным периодом возраста 6-12 является усвоение культурного наследия человечества. Если в данный период не дать ребёнку возможность изучать мироустройство и культурное наследие, есть большая вероятность, что потом у него и не будет интереса к этому, человек останется на уровень ниже своих возможностей, курсируя между скучной работой ради денег и домом, в котором будет интересовать только телевизор… Таким образом, человек может лишиться шанса на самореализацию, на творческий труд, а в конечном счете - на счастье и полноценную жизнь.

Роли детей:

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

- Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

- Дети принимают самостоятельные решения.

- Занятия проходят в специально подготовленной среде.

- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

- Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль учителя.

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие!

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Какие бывают формы работы в Монтессори-школе:

Свободная работа с Монтессори-материалом: дети выбирают дидактические пособия, сами определяя:

  • продолжительность и темп работы
  • место (на столе или на коврике)
  • возможность работать самостоятельно или с другим ребёнком

При этом ребёнок учится планировать собственную работу. Младшие просто записывают, что они сделали за сегодняшний день и предполагают, чем могут заняться завтра. Более старшие планируют себе занятия на неделю, и даже на несколько месяцев.

Рефлексивный круг: обсуждение вопросов, волнующих детей, текущих дел, праздников.

Дидактический круг: занятие, по мере необходимости проводимое педагогом для всей группы.

Проекты: глубокое исследование изучаемого предмета, обращение к различным источникам, использование художественных технологий, элементов театральной деятельности. По времени обычно длятся около недели, завершаются спектаклями, большими коллективными творческими работами, какими-то интересными событиями.

Исследования: личный проект ребёнка, его собственное научное исследование, обычно завершаемое защитой проекта – то есть выступлением перед всем классом.

Коммуникативные игры: занятия со всей группой, направленные на формирование эмоционального интеллекта.

Творческие мастерские: занятия с частью детей по их выбору (рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества).

Кулинарные и столярные мастерские.

Спортивные прогулки в любое время года.

Подвижные игры на улице и в помещении.

Экскурсии в музеи, города, на заводы и фабрики.

Встречи с другими школами: праздники, соревнования.

Встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Игротека: занятия с конструкторами, настольные игры.

Индивидуальные дополнительные занятия по потребностям ребёнка.

Походы, выезды на природу.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология саморазвития Марии Монтессори Выполнила:Южакова Ксения, 41 группа

Слайд 2

Мария Монтессори –( 1870-1952) выдающийся итальянский педагог-психолог. Родилась в Италии 31 августа 1870 году в Италии в городе Чиаравалле . Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию. Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. Мария в 12 лет поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском. Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды. Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. стала профессором Амстердамского университета. Девиз Марии Монтессори : «Помоги мне сделать это самому »

Слайд 3

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру. При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников. Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори . Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Результаты поражали.

Слайд 4

Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Цель метода Монтессори - это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всём самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

Слайд 5

Содержания технологии М. Монтессори свою программу назвала системой саморазвития ребёнка в специально-подготовленной окружающей среде, частью которой являются развивающие материалы Монтессори . Обучение ребёнка осуществляется через самостоятельную работу с материалом, который он выбирает. А так же выбор места и продолжительности работы с материалом формирует у ребёнка свою деятельность. Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Слайд 6

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори : 0-3 года: предметно-чувственная ориентировка; 3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление; 6-9 лет: освоение абстрактных действий; 9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы; 12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Слайд 7

Подготовленная среда — это важнейший элемент педагогики Монтессори . Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори , соответствовать.

Слайд 8

. Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: Жизненная практика Сенсорное развитие Математическое развитие Языковое развитие Естественнонаучное и космическое развитие Двигательное развитие

Слайд 9

Существует 3 основных принципа системы Монтессори : ребенок среда воспитатель Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Слайд 10

Жизненная практика Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать. Именно такая деятельность, полагала Монтессори , формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе.

Слайд 11

Застежки Монтессори

Слайд 12

Шнуровки

Слайд 13

Сенсорное развитие В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память

Слайд 14

Сенсорное развитие

Слайд 15

Развитие зрения

Слайд 16

Математическое развитие Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия , который можно встретить в математической зоне — обычные счеты. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.

Слайд 17

Языковое развитие Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Слайд 18

Естественнонаучное и космическое развитие Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Слайд 19

Двигательное развитие Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности. Физическая свобода - первостепенная потребность детства. М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.

Слайд 20

рассчитана на развитие аналитических способностей, мелкой моторики, логики, практических навыков. Данные сферы деятельности находятся под контролем левого полушария головного мозга. ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ не уделяется должного внимания развитию правого полушария головного мозга, которое контролирует развитие творческих и гуманитарных способностей. очень разнообразный развивающий материал. отвергается детское художественное творчество, а именно рисование, а также музыка и танец. ребенок сам выбирает те занятия , которые соответствуют его умственному и физическому развитию в данный момент. нет подвижных, спонтанных творческих и ролевых игр.

Слайд 21

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ рассчитана на развитие деток в саду и школе, однако многие принципы можно перенять для воспитания ребенка дома после Монтессори -садиков детям тяжело привыкнуть к обычным государственным школам нет никакого насилия, ребенок сам определяет, что будет делать и с чем заниматься методы Монтессори изменены во многих центрах, педагоги по-своему преподносят данные методы, вводят экзамены и занятия. ребенок - это уникальная, неповторимая и свободная личность .

Слайд 22

Несмотря на имеющиеся недостатки система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной. Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори , который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития. Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии. Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори -педагогики с другими методиками.

Слайд 23

В младшей группе д /сад, нам нравится проводить д /игры с прищепками они укрепляют и развивают кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Вот так с малышами закрепляем знания по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторике рук, усвоению развития произвольного внимания и произвольного запоминания. Учимся подбирать нужные прищепки одного цвета, развиваем мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Слайд 24

Заключение: Таким образом, можно отметить, что очень важно ориентироваться на самостоятельное развитие и обучение ребенка, учитывать его индивидуальность, давать право выбора. Методика М. Монтессори развивает интеллект, мощную логику, аналитические способности, учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы, мотивирует к учебе. Но все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим. И нельзя забывать о том, что продолжать обучение ребенку придется в традиционной школе. По – моему мнению, это вызовет некоторые затруднения. Но тем не менее, эта методика до сих пор популярна, она богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Эти идеи очень интересны мне, как маме и педагогу дошкольного образования.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы.

Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации обучающиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие ‒ к точным наукам, одни ‒ к историческим.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

- по уровню сложности;

- по объёму;

- по степени креативности: по образцу / творчески;

- по обязательности выполнения;

- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                               

Школа: 104                                                                                                                                                                                             ФИ студента: Южакова К.

Класс: 2 «А»                                                                                                                                                                                             ФИО методиста: Пометун

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Живая и неживая природа»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с элементарными представлениями о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Планируемые результаты

Предметные:

знать различия объектов живой и неживой природы;

уметь сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков ,  а также других людейна основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Учебник, 2013.-Ч.2.; УМК «Перспектива», рабочая тетрадь Окружающий мир: 2кл.: Рабочая тетрадь:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Рабочая тетрадь, 2013.-Ч.2., презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть сегодня, присаживайтесь.

Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Анастасия Владимировна. Я надеюсь, у всех сегодня хорошее настроение, ведь на улице такая прекрасная погода / несмотря на погоду за окном.

-Давайте поприветствуем друг друга приветливой улыбкой...

— Вот мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее.

 -Думаю, и наш сегодняшний урок пройдет интересно и с пользой для всех.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

6 мин

-Теперь я предлагаю отгадать загадки.

-Горит жарко

И светло

Дарит нам

Свое тепло

-Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала.  

Без языка, а говорит, без ног, а бежит.    

-Хвост пушисты,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет

-Могу ли я утверждать, что все эти объекты относятся к природе?  

-Обоснуйте свой ответ.

-Ребят, предположите, как будет звучать тема нашего урока.

Солнце

Снежинка

Ручей

Лиса

Да

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

«Природа»

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

2 м

Итак, тема нашего урока «Живая и неживая природа»

-А цель?

-Узнать отличия живой и неживой природы;

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словест.: слово учителя

Практич.: работа в группах

Работа с раздаточным материалом

9 мин

-Давайте ещё раз вспомним, что относится к природе?

-Как вы думаете, что необходимо растениям и животным для жизни?        

-Откройте учебники на с. 24-25 и рассмотрите фотографии.

-Назовите, что вы видите.

-Можем объединить их одним словом «природа»?    

-Обоснуйте ответ.

-По каким признакам можно разделить изображённые объекты природы на 2 группы?          

-Молодцы! Работа в паре.

-Предлагаю поработать в паре.

-Зелёными фишками обозначьте, что относится к живой природе, а жёлтыми – к неживой природе.

-Повторим основные правила работы в паре.

-Можете приступить к работе.

-Проверим.

-Назовите объекты живой природы.  

-Назовите объекты неживой природы.            

–Давайте сделаем вывод, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?    

-Предлагаю ещё раз всё повторить.  

1.Природа бывает живая и неживая.  

2.Солнце, звёзды, воздух, вода, камни – это объекты неживой природы.

3.Растения, грибы, животные, человек – это объекты живой природы, или живые существа.

4.Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

-Оцените свою работу на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.

-Сейчас мы с вами примерим роль исследователей. У нас будет 3 группы. Обратите внимание на слайд:

Первая группа – «Грин пис» будет писать совместно рассказ о живой и неживой природе. Дайте простор вашей фантазии. Встречаются у 1 парты.

Вторая группа – «Зеленый крест» будет изучать взаимосвязь живой и неживой природы: кошка, комар, цветок, вода. Встречаются у 3 парты.

А третья группа – «Зоозащитники» будет разгадывать кроссворд о живой и неживой природе. Встречаются у первой парты.

Сейчас вы поделитесь на 3 группы с помощью предметов, которые лежат на ваших партах (распечатки: аптечка, лупа, мусор).

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

Солнце, воздух, вода

Камень, бабочка, вода, солнце, воздух, кошка.

Да

Живое и неживое

Дерево, девочка, бабочка, цветы, медведь

Солнце, камень, небо, облака, сосульки

Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, умирают

Выполняют задание

Рассказывают классу информацию

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: построение речевого высказывания

К: взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словест.: уч.диалог

Практич: работа с рабочей тетрадью

4 мин

-Итак, предлагает поиграть в игру на внимание «Живое – неживое»      

 -Я называю предмет. Если этот предмет живой, то хлопаете в ладоши, если неживой, то сидите тихо.  

Лягушка,    комар,    вода,    рыба,    ученик,    гора,    град,    тыква, дождь, ромашка

Отвечают на вопросы

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации 

Физминутка

Зрительная физминутка:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

VI. Самостоятельная работа

Самоанализ

Практ: работа c раздаточным материалом

3-4 мин

Дифференцированные задания по теме «Живая и неживая природа»

Задание №1

Вставьте слова в пропущенные места

………. мир – это живая, неживая природа и рукотворный мир.

.……. – это то, что нас окружает и возникло без участия человека. ………. природа – это живые существа (животные, человек и растения, грибы). Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К ……… природе относятся солнце, вода, камни, звезды, луна, явления природы - все изменения, происходящие в природе. Они бывают сезонными. Летом идёт дождь. Зимой – снег. Осенью – листопад. Весной – капель. Также к …….. природе относятся и сами времена года, и конечно – солнце, воздух и вода. …….. и ……. природа тесно связана между собой. Солнце необходимо для жизни растений, животных, потому что дает свет и тепло, особенно летом. Без воздуха все живое не сможет дышать, а значит и жить. Вода необходима живым существам, чтобы пить. Она - источник влаги и прохлады. ……… существа не могут жить без света и тепла исходящего от солнца, без воздуха и воды. Значит, ……… природа не может жить без ……… природы.

Для проверки:

Окружающий мир – это живая, неживая природа и рукотворный мир. Природа – это то, что нас окружает и возникло без участия человека. Живая природа – это живые существа (животные, человек и растения, грибы). Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К неживой природе относятся солнце, вода, камни, звезды, луна, явления природы - все изменения, происходящие в природе. Они бывают сезонными. Летом идёт дождь. Зимой – снег. Осенью – листопад. Весной – капель. Также к неживой природе относятся и сами времена года, и конечно – солнце, воздух и вода. Живая и неживая природа тесно связана между собой. Солнце необходимо для жизни растений, животных, потому что дает свет и тепло, особенно летом. Без воздуха все живое не сможет дышать, а значит и жить. Вода необходима живым существам, чтобы пить. Она - источник влаги и прохлады. Живые существа не могут жить без света и тепла исходящего от солнца, без воздуха и воды. Значит, живая природа не может жить без неживой природы.

Задание №2

Решение теста «Живая и неживая природа»

1) Что такое природа?

· Все, что нас окружает

· Все, что нас окружает и не создано руками человека

· Все, что создано руками человека

·

2) Какая бывает природа?

· Природа бывает живая и неживая

· Природа бывает только живая

· Природа бывает только неживой

3) Что относится к неживой природе?

· Снегирь

· Стол

· Камень

·

4) Что относится к живой природе?

· Дерево

· Кукла

· Облако

·

5) К какой группе можно отнести человека?

· Человек – это живая природа

· Человек – это неживая природа

· Человек – это не природа

·

6) Что не является природой?

· Синица

· Ящерица

· Метро

Задание №3

Заполни таблицу, разделив слова на группы.

Дерево, камень, метро, оса, река, рубашка, синица, гора, стол, пескарь, воздух, барабан

Живая природа Неживая природа Не природа

Выполняют тест

Проводят самопроверку

Выполняют задание

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практ.: работа с рабочей тетрадью

4 мин

- -Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните лишнее слово).    

1). Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения – это неживая природа.  

2). Растения, грибы, животные, человек, звёзды – это живая природа.

Проверьте соседа по парте.

Выполняют задание

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесн.: беседа

4мин

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная анкета, в которые записывают свое мнение.

1. Мне понравилось…

2. Я узнал…

3. На уроке мне запомнилось…

Проводят самоанализ

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

1 мин

РТ стр.28-29, № 1, 5,

Слушают

Записывают



Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

В существующих на сегодняшний день условиях в школе не развивается личность ребенка, образовательный стандарт очень усреднен, рассчитан на некоего среднего ученика, что ведет к отрицательным последствиям. Выпускники большинства российских школ не могут и не умеют применять полученные в школе знания на практике, в реальных ситуациях. Однако сама российская действительность требует иного – обществу нужны грамотные специалисты, умеющие работать в команде, умеющие самостоятельно находить решения проблемам и умеющие полученные решения внедрять в жизнь. Школам нужны новые методы, новые технологии обучения, с помощью которых можно воспитывать именно таких специалистов.

Технология сотрудничества позволяет школьнику не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.

          В целом, технология сотрудничества имеет следующие преимущества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

 

В педагогике выделяется четыре варианта организации обучения в сотрудничестве:

I. Обучение в команде. Этот вариант уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижении [7, c.31].

1. Индивидуальную ответственность каждого ученика означает, что успех или не успех команды зависит от удач или не удач каждого ее члена.

2. Равные возможности каждого ученика в достижении успеха, каждый ученик приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды.

II. Подход  с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан  метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов .

III.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

IV. Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Таким образом, основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология обучения в сотрудничестве Выполнила: Южакова Ксения, 41 гр

Слайд 2

Необходимость нового подхода к обучению Целью образования в наши дни является развитие личности и компетентностный подход (иными словами, «образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребёнка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу». Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптиро-ваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.

Слайд 3

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Слайд 4

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают 26% от того, что слышат 30% от того, что видят 50% от того, что они видят и слышат 70% от того, что они обсуждают с другими 80% от того, что основано на личном опыте 90% от того, что они говорят в то время как делают 95% от того, чему они обучают сами

Слайд 5

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве. « Обучение в команде » - STL (Student Team Learning) « Ажурная пила » - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном « Учимся вместе » - Learning Together - (университет штата Миннесота) «Исследовательская работа » учащихся в группах (Шломо Шаран, Израиль)

Слайд 6

1. Обучение в команде Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся. Группа получает задание. Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке». Задание объясняется вслух учеником и контро-лируется всей группой. Общее обсуждение в классе или индивидуаль-ный тест на проверку и понимание.

Слайд 7

2. «Ажурная пила» Материал делим на логические или смысловые части. Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию. «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию. Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу. Отчитывается каждый и вся команда в целом. Учитель может спросить одного по любому вопросу. Оценка общая на группу.

Слайд 8

3. «Учимся вместе» Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса. Внутри группы распределяются роли в выполнении задания. В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.

Слайд 9

4. Исследовательская работа Группы по 6 человек. Подтема на группу. В группе - отдельные задания каждому. Индивидуальная самостоятельная работа каждого. Дискуссия в группах. Составление едино-го доклада. Презентация доклада перед всем классом .

Слайд 10

Основные идеи всех вариантов: Общность цели и задач; Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха; В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование; Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг дру- гу; Возможность совершенствовать свои собственные достижения.

Слайд 11

Преимущества: 1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю. 2.Учатся самостоятельно добывать знания. 3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать. 4.Развиваются коммуникативные умения. 5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Слайд 12

Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Слайд 13

Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? Р. Джонсон выделил следующие основные отличия: Взаимосвязь членов группы; Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; Совместная учебно-познавательная деятельность; Социализация деятельности учащихся в группах; Общая оценка работы группы.

Слайд 14

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

Слайд 15

Принципы формирования групп : с тихийно; по интересам: а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности одноуровневые – разноуровневые слабые и сильные. Количество людей в группе для 1-2 кл.- 2-3 человека, для 3-4 кл.- 4 человека

Слайд 16

Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе; заниматься работой в группе более 10 — 15 минут в 1 — 2 классах и более половины урока в 3 — 4 классах.

Слайд 17

Алгоритм работы в группе 1. Повторение задания для осознанного понимания. 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы. 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5. Совместное принятие решения. 6. Анализ решения. Оформление. 7. Проговаривание в группе выступления. 8. Представление решения.

Слайд 18

Методы обучения в группе. Кооперативное обучение Групповая дискуссия Мозговой штурм

Слайд 19

Кооперативное обучение - это метод взаи-модействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Групповая дискуссия - это способ организа-ции совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей.

Слайд 20

Правила организации групповой работы Говори спокойно и ясно. Говори только по делу. Говори по очереди. Реагируй жестами и знаками. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего. Убедись, что в разговоре участвует ка- ждый. Обращайся к другу по имени.

Слайд 21

Роли в группе координатор (организатор); секретарь (писарь); критик-контролёр; докладчик (спикер); хронометрист.

Слайд 22

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Слайд 23

Выводы: групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни; улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; научить можно каждого; соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе;

Слайд 24

появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища; реализуется принцип деятельности; достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала; обеспечивается единство воспитания и обучения; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; минимальный объем домашнего задания; упрощается процедура проверки работ.

Слайд 25

Формирование культуры общения 1 этап - учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу. 2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию. 3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы. 4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.

Слайд 26

Формула успеха выпускника школы Умение видеть и решать проблемы. Умение самостоятельно учиться, работать с информацией. Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение её аргументировать. Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем. Культура общения.

Слайд 27

Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами!»



Предварительный просмотр:

Дата:10.04.2020                                                                                                                  Учитель: Бурлакова Н.П.

Школа:№3                                                                                                                       Студент: Южакова Ксения, 41 группа

Класс: 3                                                                                                                  Методист: СолоповаТ.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать определение понятия «глагол»;
  • уметь употреблять глаголы в тексте, определять их значение в речи.

Личностные:

  • учить самоанализу;
  • воспитывать трудолюбие;
  • умение работать самостоятельно;
  • проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015, учебная презентация, карточки с заданиями

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Р.: самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: грамматическое упражнение  

5 мин

Открываем тетради, записываем дату.

У вас на столах лежат карточки, прочитайте их.

Работа в парах

Карточки

Сильный ветер. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Птицы на деревьях. Звери в норы.

Выскажите свое мнение о ней.

Сформулируйте условие для данного задания?

Давайте восстановим текст.

Докажите, что получился текст?

Озаглавьте текст.

Как изменился текст?

С помощью какой части речи это произошло?

Читают

Нужно составить текст.

Поднялся сильный ветер. Прогремел гром. Сверкнула молния. Полил дождь. Ручьи побежали по дорожкам. Птицы на деревьях умолкли. Звери спрятались в норы.

Предложения связаны по смыслу и определены одной темой.

Предположения детей

Текст стал понятнее, яснее.

Глагола

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: планируют учебное сотрудничество

III.Постановка

учебной задачи

Словес.: эвристическая беседа

2 мин

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке русского языка?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Как вы считаете, чему мы научимся на этом уроке?

- Построим план на урок.  Перед вами слова помощники.

1. Вспомним …

2. Узнаем …

3. Закрепим …

- У вас на партах лежат листы самооцениваия. Будет 3 задания и за каждое правильно выполненное задание вы ставите себе плюс.

Значение и употребление глаголов в речи.

Узнать значение и употребление глаголов в речи;

Научиться правильно употреблять глаголы в речи.

1. Вспомним, что уже знаем о глаголе.

2. Узнаем роль глагола.

3. Закрепим знания.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: планируют учебное сотрудничество

IV. Открытие нового знания

Практич.: граммат.упр.

5 мин

5 мин

- Начнём с 1 пункта плана.

- Вернёмся к нашим текстам. Как изменился текст, после добавления глаголов?

- Так какая же роль у глаголов, предположите.

Кто сможет составить схему и рассказать по ней  правило о глаголе?

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебник на С. 101 (сведения об языке)

Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?

- Как отличить глагол от других частей речи?

Найдите упр.169, прочитайте задание. Будем выполнять устно.

- Прочитайте первую строку, к каким частям речи относятся эти слова? Почему?

- Прочитайте вторую строку, к каким частям речи они относятся? Почему?

- Составьте предложения из этих слов. И назовите основу.

- Каким членом предложения является глагол?

Он стал понятнее.

Глаголы помогают понять текст, уточняют происходящее, говорят. что делают существительные …

Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? что будет делать?

Нужно задать вопрос.

Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.

Это имена существительные, потому что отвечают на вопрос кто? обозначают предмет.

Учит, шьет, лечит, красит, строит, рисует.

Это глаголы, отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие предмета.

Художник рисует (художник- это подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, рисует- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Строитель строит (строитель- это подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, строит- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Доктор лечит (доктор- это подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, лечит- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Учитель учит (учитель-подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, учит- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Швея шьет (швея- это подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, шьет- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Маляр красит (маляр- это подлежащее, выражено именем сущ., подчеркиваем одной чертой, красит- сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами)

Сказуемым.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П.: структурируют знания, анализируют объекты

К.: определяют способы взаимодействия.

Динамическая пауза

2 мин

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют действия за учителя

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практи.: упр. граммат.

5 мин

- Второй пункт плана. Я предлагаю выполнить задание в группах.

- Посмотрите на экран. На нем даны глаголы и три столбика: что сделал? что делает? что будет делать?

Замолчал, лежит, кричать, встретил, убежал, думает, напишет, рисует, спас, читать.

Ваша задача распределить эти слова на три столбика.

Поднимите руку, кто не понял задание?

Кто прочитает первый столбик? Второй? Третий?

- Если вы правильно выполнили задание, то поставьте +.

- Поднимите руки те, у кого возникли сложности?

Распределяют на столбики

  1. замолчал, встретил, убежал, спас
  2. лежит, думает, рисует
  3. кричать, напишет, читать

Оценивают свою деятельность.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: граммат.упр.

4  мин

4 мин

Упр.171.

Прочитайте.

Кто знает, что такое половник?

Что нужно сделать?

Кто закончил руку на локоток.

Кто прочитает глаголы?

Какие глаголы обозначают действие пингвина?

В чем различие значения слов налетел и налетает, звенит и зазвенит?

Какие глаголы подчеркнули которые отвечают на вопрос что сделал?

Поставьте также себе + если не допустили ошибки.

- У кого есть ошибки поднимите руки? Почему?

Половник- это большая разливная ложка с длинной ручкой. (картинка)

Выписать глаголы

Выписывают глаголы из текста

Бежал, налетел, зазвенел, вернулся, налетает, бьет, оттаскиваю, клюет, злится, жил, поджидал, набрасывался, вцепится, ходил, брал, налетит, боялся.

Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьет, клюет, злится, жил, поджидал, набрасывался, вцепится, налетит.

Налетел- действие, которое было совершено, налетает- только произойдет.

Звенит- происходит действие, зазвенит- только произойдет.

Зазвенел, вернулся.

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Практич.: карточки

5 мин

- Третий пункт плана.

Работа в парах на карточках

Распределите слова в два столбика: 1 –существительные, 2- глаголы.

Слова: просить, корм, хитрость, встречать, звон, свист, просьба, зелень, звонить, зеленеть, горе, свистеть, встреча, кормить.

- Поставьте себе +, если вы правильно выполнили задание.

Выполняют работу на карточках

  1. корм, хитрость, звон, свист, просьба, зелень, горе, встреча.
  2. Просить, встречать, звонить, зеленеть, свистеть, кормить

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П.: структурируют знания.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесн.: беседа

2 мин

- Ребята, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

- Зачем нужны глаголы в речи?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Все пункты плана мы с вами прошли?

- Итак, ребята, сейчас те, кто сегодня все понял, у кого не осталось вопросов, и он набрал все 3 плюса, то поднимите зеленый карандаш.

- Кому было понятно не совсем все и остались вопросы, и собрал 2 плюса, то поднимите желтый.

- А кто совсем ничего не понял, собрал меньше 2 плюсов и ему было скучно, то поднимите красный карандаш.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: правило на стр. 101, упр. …

Молодцы! Спасибо за урок.

О глаголе

Глаголы помогают понять текст, уточняют происходящее, говорят. что делают существительные …

Что сделал? Что делает? Что сделает?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание

К.: формулируют собственное мнение и позицию