ПК 4.3
учебно-методический материал

Курушина Елизавета Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами ‒ с  5,6 до 16,4%, нарушением осанки с 1,9 до 16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников ‒ нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Здоровьесберегающие технологии ‒ что это?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1. Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребёнку).

2. Учитывают возрастные возможности ребёнка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребёнка).

4. Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости обучающихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у школьников знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе (Н.К. Смирнов):

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребёнка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребёнка ответственность за своё здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования:

Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время ‒ 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика ‒ применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время ‒ 2-3 минуты.

Релаксация ‒ проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Смена видов деятельности ‒ это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребёнок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях ‒ это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса. Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе ‒ мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

 



Предварительный просмотр:

Технология Монтессори.

Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок.

М. Монтессори

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры:

  1. По уровню применения: общепедагогическая;
  2. По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая;
  3. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор»;
  4. По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая;
  5. По подходу к ребенку: антропоцентрическая;
  6. По преобладающему методу: игровая + творческая;
  7. По направлению модернизации: природосообразная;
  8. По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации:

• Всестороннее развитие;

• Воспитание самостоятельности;

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения:

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает;

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори;

• Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности;

• Учет сензитивности и спонтанности развития;

• Единство индивидуального и социального развития;

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах;

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении;

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры;

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень;

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Дисциплина в свободе

Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.

Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

Всех кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение.

Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори, вызывает порядок в них.

- Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место, был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину?

Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе.

В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».

Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».

Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты.

В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на двадцать-тридцать минут. В группе же ничего не изменяется, все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают, внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими.

И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном?

Для этого нужно посмотреть, что же дает ребенку свобода, какие плоды она приносит.

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем, что в нашем обществе называется образованием - вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода это снять эти абсурдные ограничения.

Второй подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.

Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди - это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы ни декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка.

Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, развиваются хуже, чем дети, активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит? Почему ребенок, получающий больше ощущений, а значит и больший опыт, вырывается вперед?

Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его “впитывающим умом”.

Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и определяет человеческую индивидуальность.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

· попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;

· обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;

· попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.

Ребенок развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого раннего возраста.

Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. Что они и делают вместо него – одевают и ведут в детский сад. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас.

Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. И такой порядок оправдан, потому что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку, научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша: хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.

Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”.

Важно то, что, выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.

  1. Трехступенчатый урок Монтессори.

В методе Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Между этим уроком, его сутью, есть аналогия с принципом обучения, который используют Владыки со своими учениками. Можно сказать, что этот принцип Божественного обучения и заложен в трехступенчатом уроке Монтессори.

Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.

Это три ступени или этапа единого целого. Причем, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время.

1 ступень – это ступень знания.

Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Учитель говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Учитель говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

2 ступень – это уровень опыта.

Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

На этой ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом учитель не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно, потому что он учит Христа, Христа внутри ребенка.

Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года.

Пока учитель не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.

Важный момент - учитель не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.

Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

  1. Упражнения по методике М. Монтессори

Упражнение 1

Материал. Две красные, две синие, две желтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).

Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу найти здесь одинаковые цвета». Затем берет любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается пара и т.д. Затем таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.

ИГРЫ НА РАССТОЯНИИ

Игра 1

На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести такую же.

Игра 2

Все таблички лежат на столе, и ребенка просят отнести табличку и положить ее рядом с предметом такого же цвета. (Ребенок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).

Упражнение 2

Материал. Пары табличек основных цветов плюс пары дополнительных цветов (зеленый, фиолетовый, черный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.

Таблички основных цветов, уже знакомых ребенку, лежат на столе в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть еще таблички с дополнительными цветами, и просит ребенка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички перемешивают. Ребенку предлагают выложить пары из вновь введенных цветов.

Упражнение 3

Материал. Серии табличек основных цветов с оттенками от самого темного до самого светлого (желательно 8 оттенков).

Взрослый говорит: «Посмотри, как я выложу эти таблички», и молча выкладывает ряд слева направо от самого темного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребенку выложить также. По такому же принципу работаем с остальными оттенками.

Прошел дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.

Расскажи, какого цвета курточка у мышки, мишки, ёжика.

Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка – она и красная, и жёлтая, и синяя, и зеленая…

Это… (ра-ду-га).

Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка, колоколнышка!

Давай скажем радуге: «Здравствуй!»

Поговорите с ребенком о цветах радуги.



Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий:

  • Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
  • Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
  • Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств. Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.
  • Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.
  • Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.
  • Аттестационно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации.

Все представленные типы технологий применяются полностью или частично в чистом виде или в смешанном

В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки, не прекращая других видов своей деятельности.

Использование

http://learningapps.org/

создание интерактивных образовательных тренажёров

spiderscribe.net/

создание ментальных карт (карт знаний), организация «Мозгового штурма»

http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/

создание облака ключевых слов

goanimate.com/videos/

создание видеороликов и мультфильмов

Google Forms

создание тестов и анкет (в т. ч. для родителей)

Google - таблицы

совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией

Google - презентации

создание и совместное редактирование презентаций

QR – код

объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.

Конструктор тестов
«Оnline Тest Рad»

позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА. 

«Учи.ру»

это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

«Якласс»

информационный интернет портал для школьников. учителей и родителей. Этот своеобразный журнал учителя, который позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.

testedu.ru

Содержит огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это сам и выдаст процент правильно решенных заданий

Решу ВПР

Образовательный портал для подготовки к экзаменам, содержит задания для подготовки к ВПР с решениями.

Фрагмент урока по русскому языку «Личные местоимения» на платформе ЯКласс, 3 класс

Фрагмент урока по математике «Знакомство с калькулятором» на платформе РЭШ, 3 класс