ПК. 4.4.
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Орлова Евгения Олеговна
ТЕХНОЛОГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РЕФЕРАТ
Реферат защищен | Специальность: 44.02.02. |
с оценкой____________________ | Преподавание в начальных классах |
« » _______________ 201_ года | Курс: 2, группа: 21 |
Руководитель: Лебедева Е.Ю., | |
преподаватель МДК 01.09. | |
обществознание с методикой | |
Преподавания | |
высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» | |
1.1. Понятие смысловое чтение в условиях ФГОС | |
1.2. Типы и виды смыслового чтения (способы смыслового чтения ) | |
1.2.1. Ознакомительное чтение | |
1.2.2. Поисковое чтение | |
1.2.3. Изучающее чтение | |
1.2.4. Рефлексивное чтение | |
1.3.Технология продуктивного чтения — основа смыслового чтения | |
Выводы по I главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Научить детей правильному, осознанному, чтению со смыслом – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению смысловому чтению. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального общего образования. В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отмечается, смысловое чтение должно присутствовать на каждом уроке, но особенно на уроке окружающего мира. Потому что именно на уроках окружающего мира разбираются тяжелые тексты, не только из учебников, но и из дополнительных ресурсов. И чтобы ребенок понял текст — он должен овладеть навыком — смысловое чтение.
ФГОС включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента .Один из метапредметных результатов начального образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования обозначен метапредметный результат – «смысловое чтение».
Задача начальной школы сформировать умение учиться. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Технологию овладения навыком смыслового чтения, предложила Н. Сметанникова, а так же Г. Граник, Л. Концева и С. Бондаренко и создатели технологии продуктивного чтения. Используя технологию этих авторов поможет учителю достичь планируемых результатов развития у обучающихся навыков работы с текстом, овладения смысловым чтением.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию смыслового чтения.
Исходя из актуальности , мы сформулировали тему исследования: «Технология смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе».
Цель данного реферата – на основе анализа психолого — педагогической литературы изучить технологию навыка « смысловое чтение», рассмотреть типы, виды и основу смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе, и выяснить для чего детям необходимо осваивать навык смыслового чтения на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить научную литературу по теме исследования;
- Рассмотреть типы, виды и основу «смыслового чтения» на уроках окружающего мира;
- Обобщить имеющийся теоретический материал;
- Сделать выводы о значении применения навыка «смысловое чтение» на уроках окружающего мира в начальной школе.
При написании работы были использованы теоретические методы исследования:
-синтез;
-индукция;
-дедукция;
-обобщение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
1.1. Понятие смыслового чтения в условиях ФГОС
Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Чтение в современных условиях вытесняется телевидением, компьютером, аудио и видео продукцией. Однако сам процесс чтения как вид деятельности человека, имеет очень важное значение для формирующейся личности, т.к. это деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности. Исследователи продолжают решать проблему обучения детей смысловому чтению: Г.Н.Кудина, М.Р.Львов, З.Н.Новлянская, М.И.Оморокова, Н.Н.Светловская, М.С.Соловейчик. Однако формирование смыслового чтения – остается нерешенной проблемой.
Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Рассмотрим два понятия «чтение» и «смысл».
Что такое - «чтение»?
Чтение – сложный процесс, направленный на понимание текста. Это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Чтение это сложный процесс, который имеет две составляющие: техническую и смысловую.
Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (над техническим чтением работали: Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).
Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания ( над смысловым чтением работали: Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).
Что же такое «смысл»?
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Смысл - целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
15) овладение навыком смысловое чтение.
В ФГОС ООО отмечается, что «навык смыслового чтения» для развития ученика определило цель и действия, освоения основ смыслового чтения и работы с текстом на уроках окружающего мира по окончании начальной школы.
Смысловое чтение — вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Любой педагог знает, как важно научить ребёнка навыкам и умениям осмысленного чтения.
Цель смыслового чтения на уроках окружающего мира - максимально точно и полно понять содержание текста учебника, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. В чтении выделяют содержательный план, то есть о чём текст, и процессуальный план — как прочитать и озвучить текст.
Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:
- выбор в словах контекстуально актуализированных значений;
- выявление поверхностного смысла на базе этих значений;
- интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.
- Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая фаза (предчтение)— это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая фаза (чтение)— это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья фаза (постчтение)— это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя: эрудированность, уровень образования, интуиция, чуткость к слову, интонации, умение эмоционально переживать,духовная тонкость.
Исходя из определения и фаз смыслового чтения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
- с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение на уроках окружающего мира, не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Для смыслового понимания текста учебника недостаточно просто прочесть, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
1.2. Типы и виды смыслового чтения (способы смыслового чтения )
Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна.
В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. В чтении выделяют содержательный план, то есть о чём текст, и процессуальный план — как прочитать и озвучить текст. В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учётом его психологической стороны, педагогических и методических фактов. В зависимости от психических процессов, сопровождающих чтение, выделяются аналитическое и синтетическое чтение, чтение вслух и про себя. Педагогическая классификация обращает внимание на организационную сторону учебного процесса. К основным типам чтения на уроках окружающего мира относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
1)Коммуникативное чтение характеризуется автоматизированностью техники чтения и высоким уровнем развития рецептивных лексико-грамматических навыков, что обеспечивает направленность внимания на содержание читаемого, гибкость комбинирования приемов, адекватных конкретной задаче чтения. Чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков. Чтение про себя, позволяет ребенку вообразить звучание слов как при чтении вслух, помогает читателю распознавать слова по их звучанию, и тем самым уменьшить когнитивную нагрузку.
2)Задачей учебного чтения является выработка навыков и умений в чтении, а также в других видах речевой деятельности.
3)Самостоятельное чтение направлено на обеспечение индивидуальной формы общения ребенка с книгой, с текстом.
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Согласно требованиям ФГОС НОО на уроках окружающего мира под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
1.2.1. Ознакомительное чтение.
Ознакомительное чтение - представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Таким образом мы обычно читаем художественные произведения, газетные статьи,
научно-популярную литературу, когда они не представляют предмет специального назначения. Переработка информации текста совершается последовательно, а её результатом является построение комплексных образов прочитанного.
1.2.2. Поисковое чтение.
Поисковое чтение - ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или массиве текстов вполне определённых данных (фактов, характеристик, показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определённым частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбирать из него информацию по определённой проблеме, выбирать и объединять информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнения, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому обычно оно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
1.2.3. Изучающее чтение.
Изучающее чтение - предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Такое чтение требует от читателя таких умений как:
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
- переносить информацию текста в виде кратких записей;
- различать темы и подтемы научного текста;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
1.2.4. Просмотровое чтение.
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст.
Умения и навыки чтения имеют общий учебный характер и используются при изучении любых предметов, не говоря уже о внешкольной жизни. Важно уделять внимание не только развитию скорости чтения, но и формированию навыков правильного чтения с четким проговариванием каждого слова, без повторов или искажений. Последнему хорошо способствует заучивание наизусть стихов, работа со скороговорками, образцовое чтение учителя, предварительное чтение «про себя». Ещё один фактор, от которого напрямую зависит успеваемость школьника, — это осознанность чтения, под которой понимается умение читателя в полной мере понять содержание текста. Проверить, насколько осознанно читает ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания, понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.
1.3. Технология продуктивного чтение — основа смыслового чтения
В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста - продуктивное чтение, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтение – это ведущая технология формирования навыка смыслового чтения. Это такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, которая приобретает огромное значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Целью технологии является - формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Данная технология направлена на - формирование личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения
-чтение заглавия произведения;
-чтение ключевых слов;
-рассматривание иллюстраций.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
-чтение текста по частям с комментариями
-интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор
-находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
-задавать свои вопросы;
-обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
-проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
-включать воображение;
-словарная работа;
-озаглавливание частей текста;
-выборочное чтение;
-беседа по содержанию текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения
-постановка проблемного вопроса к тексту;
-повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации;
-высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
-анализ поступков героев;
-выполнение творческих заданий.
Психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.
Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.
Формировать эту технологию призвано учебниками нового поколения. Учебники созданы на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.
Учебники, отвечающие требованиям информационного общества, коренным образом меняют позицию учителя на уроке. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Он способствует, облегчает, помогает школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технологии формирования навыка продуктивное чтение, основа смыслового чтения.
Выводы по 1 главе
В данной главе рассмотрены теоретические аспеты смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе.
В параграфе 1.1. мы познакомились с понятиями «чтение», «смысл», «смысловое чтение».Выяснив, что чтение — это сложный процесс, направленный на понимание текста. Смысл — это целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысловое чтение — это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В параграфе 1.2. нами были рассмотрены типы и виды смыслового чтения. Существует 3 типа смыслового чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. А так же существует 4 вида смыслового чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее и просмотровое.
В параграфе 1.3. мы узнали о технологии продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения является основой смыслового чтения. Этот навык вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника , что в ФГОС представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального образования.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Вся учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Для реализации смыслового чтения, учитель должен создавать на уроке такие условия , при которых ученики не просто будут читать готовую информацию, а еще и будут понимать смысл прочитанного.
Таким образом смысловое чтение развивает многие важные качества, которые необходимы ребенку: способность самостоятельно понимать и обрабатывать прочитанную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному ученику необходимо овладеть данным видом чтения, т. к. как оно помогает реализовать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанное в ФГОС.
Заключение
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Для достижения поставленной цели в работе были направлены следующие задачи:
- Изучить технологию смыслового чтения на уроках окружающего мира;
- Изучить особенности и функции смыслового чтения;
- Рассмотреть виды смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно для эффективного формирования мыслительных процессов, формирования познавательных УУД можно внедрять приемы смыслового чтения, которые подлежат выбору и обладают гибкостью, действуют автоматически на не осознаваемом уровне, формируются в ходе познавательной деятельности, которая инициирует речевую, что обеспечивает развитие речемыслительных действий и операций. В ходе овладения приемами смыслового чтения учащийся воспринимает текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт собственное суждение. Эффективное чтение происходит в том случае, если читающий умеет выбирать и пользоваться "правильными" приёмами смыслового чтения, т.е. его стратегиями.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для эффективного формирования познавательных УУД можно систематически и целенаправленно внедрять приемы смыслового чтения. Эффективность обучения пониманию текста во многом зависит от систематичности и последовательности в работе над пониманием текста.
У детей, прошедших обучение пониманию текста в начальной школе, учителя отмечают ряд важных умений. Эти ученики четко разграничивают понятное и непонятное в тексте, у них не создается иллюзии понимания, они критичны по отношению к себе, осознают свои трудности в понимании. Их отличает развитый самоконтроль: когда возникает вопрос, ответ на него они ищут нацеленно, вчитываясь в сигналы текста. Непонятные слова пытаются сначала разными способами объяснить самостоятельно и лишь в случае неудачи обращаются за помощью к взрослым. У детей, обучавшихся приемам понимания текста, наблюдается «эмоциональное» внимание к слову, развивается чувство слова, поэтому они открыты эмоциональному воздействию текста. У них активно воображение, существенные для понимания сигналы текста удерживаются в памяти.
Таким образом, у тех школьников, которые занимались смысловым чтением на уроках окружающего мира в начальной школе курс обучения пониманию текста, развивается осознанное отношение к тому, что, зачем и как они делают, работая с текстом. На данный момент ,уже многое делается для того, чтобы вырастить интеллектуально, эмоционально, духовно активного Читателя, готового к сотворчеству в понимании и открытого к самостоятельным творческим проявлениям.
Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу о необходимости обучать детей младшего школьного возраста смысловому чтению на уроках окружающего мира.
В курсовой работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путем изучения методических основ, и составления своих методик - применения смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина Е.А. Смысловое чтение как основа формирования УУД. –URL https://multiurok.ru/files/smyslovoie-chtieniie-kak-osnova-formirovaniia-uud.html (дата обращения: 18.05.2018)
2. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. / Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
3. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – с.
4. Н.Ф. Виноградова. Концепция начального образования. Начальная школа 21 века./Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф,2017. — 64 с.
5.Примерная основная образовательная программа начального общего
образования. – М. : Просвещение, 2010. – 201 с.
6. Смысовое чтение в начальной школе. - URL http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html (дата обращения 19.05.2018)
7. Смысловое чтение и стратегии его реализации. - URL http://nitforyou.com/semantic-reading (дата обращения 23.05.2018)
8. Смысловое чтение: методы и приемы на уроках в начальной школе. - URL http://fb.ru/article/248099/smyislovoe-chtenie-metodyi-i-priemyi-na-urokah-v-sredney-shkole (дата обращения 29.05.2018)
9. Статья. “Системный подход в формировании метапредметного результата «смысловое чтение» как основного ресурса повышения качества начального общего образования” . - URL https://www.koiro.edu.ru/centers/kafedra-pedagogiki-i-psikhologii/metodicheskaya-kopilka/nachalnoe_obshee_obrazovanie/noo.pdf (дата обращения 14.05.2018)
10. Статья на тему «Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе». - URL https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stat-ia-na-tiemu-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie (дата обращения 10.06.18)
11. Сущность и структура навыка осмысленного чтения художественного текста младшими школьниками. - URL http://www.rusnauka.com/13_NMN_2011/Pedagogica/5_86270.doc.htm ( дата обращения 1.06.18)
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общеего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. \ м-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения)
13. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.
14. Чтение в 21 веке. - URL http://textarchive.ru/c-1567708.html (дата обращения 16.05.2018)
Предварительный просмотр:
1 слайд — Здравствуйте уважаемая аудитория! Я Орлова Евгения, студентка 21 группы, мой научный руководитель Лебедева Елена Юрьевна, представляю вашему вниманию реферат на тему «Технология смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе».
2 слайд-В ходе исследования мы выявили актуальность нашей темы.
Научить детей правильному, осознанному, чтению со смыслом – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального общего образования. В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отмечается, смысловое чтение должно присутствовать на каждом уроке, но особенно на уроке окружающего мира. Потому что именно на уроках окружающего мира разбираются тяжелые тексты, не только из учебников, но и из дополнительных ресурсов. И чтобы ребенок понял текст — он должен овладеть навыком — смысловое чтение.
3 слайд- Технологию овладения навыком смыслового чтения, предложила Н. Сметанникова, а так же Г. Граник, Концева и С. Бондаренко.
4 слайд - На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Технология смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе».
5 слайд — С целью и задачами данного исследования вы можете ознакомится на слайде.
6 слайд — С методами исследования вы так же можете ознакомится на слайде.
7 слайд — Изучены и освещены такие понятия как:
1. Понятие смысловое чтение в условиях ФГОС;
2.Типы и виды смыслового чтения;
3.Технология продуктивного чтения-основа смыслового чтения.
8 слайд — Основные понятия данного исследования:
Чтение - сложный процесс, направленный на понимание текста.
Смысл - целостное содержание какого-либо высказывания.
Смысловое чтение - вид чтения, которое направлено на понимание смыслового содержание текста.
Технология продуктивного чтения - это ведущая технология формирования навыка смыслового чтения.
Цель смыслового чтения на уроках окружающего мира - максимально точно и полно понять содержание текста учебника, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
9 слайд - К основным типам смыслового чтения на уроках окружающего мира относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Согласно требованиям ФГОС НОО на уроках окружающего мира под
руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды
смыслового чтения:
- Ознакомительное чтение. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию.
- Поисковое чтение. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Выбирать из текста информацию по определённой проблеме, выбирать и объединять информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
- Изучающее чтение - предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.
- Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
10 слайд - В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста - продуктивное чтение. Целью технологии является - формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
1 этап. Работа с текстом до чтения
-чтение заглавия произведения;
-чтение ключевых слов;
-рассматривание иллюстраций.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
-чтение текста по частям с комментариями
-интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор
-находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
-задавать свои вопросы;
-обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
-проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
-включать воображение;
-словарная работа;
-озаглавливание частей текста;
-выборочное чтение;
-беседа по содержанию текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения
-постановка проблемного вопроса к тексту;
-повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации;
-высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
-анализ поступков героев;
-выполнение творческих заданий.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу о необходимости обучать детей младшего школьного возраста смысловому чтению на уроках окружающего мира.
В курсовой работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путем изучения методических основ, и составления своих методик - применения смыслового чтения на уроках окружающего мира в начальной школе.
11 слайд - Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Дудник Екатерина Александровна
Орлова Евгения Олеговна
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РЕФЕРАТ
Реферат защищен | Специальность: 44.02.02. |
с оценкой _________________ | Преподавание в начальных классах |
« » _______________ 202__ года | Курс: 4, группа: 41 |
Руководитель: Ульянова Т.А., | |
преподаватель МДК 04.01. | |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1. ПРОЕКТ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
1.1.Метод учебных проектов
1.2.Виды проектов и этапы работы
ГЛАВА 2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность использования метода проектов в начальной школе
Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Использование метода проекта в педагогической практике показывает, что учащиеся учатся:
- устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, выражать свою мысль.
- ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;
- могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.
Метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.
В данной работе излагается видение использования метода проекта в учебной практике. Предлагается материал по организации метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе: методика проектной деятельности в начальной школе, методические разработки уроков, варианты проектов во внеурочной деятельности.
ГЛАВА 1. ПРОЕКТ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
1.1.Метод учебных проектов
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».
Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:
- наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;
- вещественной формой конечного результата;
- необходимостью реализации проекта;
- возможностью массового использования и результатами проектирования.
В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Темы проектов должны относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
С помощью метода проектов возможно научить учащихся:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
1.2 Виды проектов
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (сборники стихов); от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Виды проектов и особенности вида | Краткая характеристика процесса и результата |
|
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. | Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде: - реферата - альбома -научного доклада | |
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга. | Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов 1.социологического опроса 2.наблюдения 3.эксперимента | |
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д. | Разработка : -игр (спортивных и других) -сценариев - рисунков, выставок - сочинений - газет - сборников (стихов и др.) | |
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. | Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека: -учебное пособие - кроссворд - костюмы - поделки | |
Ролевые Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия | Подготовка и разыгрывание: - спектакля - инсценировка - фрагмент урока
|
Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделение иного признака. Например, классификация
по предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного ученого предмета), межпредметные, внепредметные;
по продолжительности: мини – проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4-х), длительные;
по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные;
по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.
Этапы работы над проектом
- Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.
- Постановка проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).
- Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы)
- Определение цели и задач проекта. (В группе или самостоятельно)
На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.
- Составление плана работы над проектом.
На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):
- Где живет?
- Чем питается?
- Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
- Поведение;
- Кто главные враги?
На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта (маршрута исследования) выполняется самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы).
Разработка маршрута исследования:
- входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.);
- контролирующих материалов;
- шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.);
- раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии);
- рабочей тетради;
- дневника проектной деятельности.
- Сбор информации:
анализ предметной и дополнительной литературы;
опрос;
использование коммуникативных источников;
посещение музеев, выставок, библиотек
- Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
- Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
- Защита проекта.
- Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Подробная информация об этапах работы над проектом
Этапы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации. | Определение темы, целей и содержание проекта. | Уточнение информации, обсуждение задания | Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. |
Планирование фронтальное Выбор проблемы. Выбор темы, цели и задачи проекта. | Анализ проблемы, постановка цели и задач, выбор критериев оценки результатов; распределение команд ролей в командах. | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Выработка планов действий, формулировка задач, уточнение источников информации. | Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. Помощь в постановке целей, задач. |
Принятие решения в группах Определение цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом. | Сбор и уточнение информации о ходе предстоящей работы, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности. | Анализ и синтез идей, выполнение исследования. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы. | Консультирование по необходимости, ненавязчивый контроль. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. |
Выполнение 1 Сбор информации | Выполнение проекта. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. | Работа самостоятельно и активно над проектом и его оформлением, «добывают» недостающие знания. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки | Наблюдение, дает новые знания, когда возникает необходимость, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. |
Выполнение 2 Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Оформление проекта. | Анализ информации. Оформление результатов | Наблюдение, советы |
Оценка результатов Индивидуальные или групповые сообщении я для одноклассников и их обсуждение. Подведение итогов, составление портфолио | Оценка выполнения проекта: поставленных целей достигнутых результатов анализ причин недостаток | Обсуждение, формулирование выводов. | Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата. |
Защита проекта И конечный этап работы над проектом – рефлексия | Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов. | Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов. | Участие в представлении и оценке проекта (обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения) |
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.
Проектная деятельность способствует развитию у школьника чувства ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе. Для ученика результат и знания, полученные в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой.
Все, выше сказанное, влияет на качество знаний, умений и навыков.
Использование в своей педагогической работе метода проектов (не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям.
Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.