ПК 4.3
план-конспект урока

Анчина Олеся Евгеньевна

Технологии на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_tehnologiya.docx29.76 КБ
Файл igrovaya_tehnologiya.docx17.01 КБ
Файл problemno-poiskovaya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока музыки: «Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.»

Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре.

Планируемые результаты:

Предметные: выявление осознание роли дирижёра при исполнении симфонической музыки, знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.

Музыкальный репертуар: «Детство – это я и ты» Чичков, Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент.

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Организация слушательской деятельности

3)Организация исполнительской деятельности

4)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Давайте подарим себе хорошее настроение и настроимся на работу при помощи зарядки, кто хочет выйти и показать. А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу.

- От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. А теперь давайте поприветствуем друг друга при помощи музыкального приветствия.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 минут

2. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

-Скажите, чем же я сейчас занималась, показывая вам, как нужно правильно петь и где вступать, в какой роли я находилась?

-А кто же такой дирижер? А что он держит в руках? Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра.»  Почему она волшебная? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. 

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас их 3. Каждой группе было дано задание-подготовить сообщение. Сообщение первой группы. Краткая информация о дирижировании. Виды оркестров. "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения". Слово дирижёр французское означает – направлять, управлять, руководить. В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

Виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов. Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов. На пульте перед дирижёром лежит – партитура. Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. Сообщение 2 группы. Основные группы симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные: а) шумовые: кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, там-там, барабаны  (большой и малый).  Их партии записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
б) 
с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Сообщение 3 группы. Из истории оркестра.  В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера. Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. 1 ряд хлопает в ладоши, 2 ряд стучит деревянными карандашами, 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте. Вывод: Без дирижера получился бы у нас шумовой оркестр? Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерВ нашей стране много талантливых дирижеров. Евгений Федорович Светланов музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель. С 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе таланты пианиста, дирижера и композитора.

Дирижеры -   высокообразованные люди с широким кругозором, с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку! Я вам предлагаю послушать его произведение БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3. - Какие инструменты вы услышите? Верно. Скрипка - самый важный инструмент оркестра. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории.

Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая. Происходят серьезные изменения в музыке: например, у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах.  Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать. Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" Какие солирующие медные инструменты вы услышите. 

- В роли дирижера. Дирижер – это музыкант, руководитель оркестра. Палочку.

- дирижер направляет и управляет оркестром.

- Играли скрипки.

20 минут

3.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

А сейчас я вам предлагаю познакомиться с песней, которую мы с вами будем разучивать. Возможно, она многим уже известна. Показываю. «Детство это я и ты»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Исполнение скачков на м. 6 вверх, ч.5 вниз. Пунктирный ритм в припеве.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Дети слушают.

 

 

10 минут

4. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

ДЗ Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра

5 минут



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки с элементами театрализации в 6 классе

Обрядовые песни

Цели  и  задачи  урока :

1 . Приобщение  детей  к  традиционным  русским  праздникам  ,  изучение  песенного  наследия  русского  народа  на  примере  свадебного  обряда  .

2 . Воспитание  любви  к  культурным  традициям  своей  Родины  .

3 . Знакомство  с  историей  свадебных  обрядов  на  Руси  .

4 . Развитие  творческих  способностей  .

Подготовительный  этап :

Урок предполагает  включение  всех  учащихся класса  в  творческую  деятельность . Дети  изучают  обрядовые  песни ,  свадебные  игры , музыкально – ритмические  движения ,  пословицы  ,  прибаутки  по  теме урока  ,  учатся играть на  русских музыкальных инструментах, изучают историю русского костюма,  изготавливают  элементы   костюма  :  кокошники  ,  плетёные  пояса  и  головные  повязки  ,  приносят  из  дома  сарафаны ,  рубахи – косоворотки ,  атрибуты  русского  быта  ,  помогающие  созданию  атмосферы  русской  старины  ,  праздничного  веселья  .

Заранее  выбираются  ведущие  и персонажи :  дружка  и  подружка  ,  жених  и  невеста  ,  тесть  и  тёща ,  свёкор  и  свекровь  .

Ход  урока:

1 . ЗАЧИН .   Дружка  и  подружка  читают  поочередно :

Прилетел  соловей  на  окно ,

На  серебряну  решёточку .

Решёточка  сподломилася ,

Окошечко  растворилося.

Да  никто  не  сдогадается  –

Сдогадалась  родна  матушка ,

Побежала  она  вы  сеня,

Закричала  громким  голосом :

( Дружка  и  подружка  делают  «домик» из  длинного  рушника ,  из-под  которого  выходит  мать  невесты):

Ты  дитя  ли  моё  детище,

Моё  детище  Настасьюшка ,

Моё  милое  Ивановна !

Залучила  себе  сокола ,

Себе  сокола  Иванушку,

Себе  сокола  Петровича .

Спознала  его  Настасьюшка  ,

Спознавши – вздохнула ,

Вздохнувши – всплакнула .

Из  «домика» выходят  сваты :

Открывайте  ворота ,  мы  приехали  сюда .

Сватаем  вам  не  встречного,  не  поперечного ,

А  сокола  ясного,  прекрасного  .

2 . ВЕНЧАНИЕ  ВОКРУГ  СВАДЕБНОГО  ДЕРЕВА

Общая  песня  «Туман  яром »:

Туман  яром ,  туман  долиною  .

За  туманом  ничего  не  видно .

Только  видно  дуба  зеленого .

Под  тем  дубом  крыница  стояла,

В  той  крынице  девка  воду  брала.

Уронила  золото  ведерце .

А  кто  моё  ведерце  достанет ,

Тот  со  мною  на  рушничок  встанет.

 

Из  «домика»  выходят  жених  и  невеста ,  идут  по  кругу  ,  гости  сыпят  зерно  .  Дружка  и  подружка  :

Сыплю  зерном  ,  чтобы  жить  добром ,

Сыплю  хмелем  ,  чтобы  жить  весельем  .

Гости  чествуют  родителей  жениха  и невесты  .  Тестю  дают  горького  поесть  и  спрашивают  ( хором )  :

Ну  как  тебе ,  тестюшко  ,  наше  тестушко  ?

Тесть  : Ой ,  горько!

Молодые  целуются .

 

3 . ЧЕСТВОВАНИЕ  НЕВЕСТЫ  И  ЖЕНИХА

Общая  песня  «Виноград»

Виноград во  саду  растёт ,

А  ягода – ягода  наливается  .

Виноград  свет  Настасьюшка  ,

Виноград  свет  Ивановна.

А ягода – ягода  свет  Иванушка ,

А ягода – ягода  Петрович  душа.

На  них  люди  дивовалися  ,

Что  хороши  да  пригожи  урождалися  .

Дай  вам  Бог  совет  да  любовь !

Во  совете  во  любови  хорошо  люди  живут .

 

Молодым  подносят  уточку  с  мёдом ,  они  пьют  по  глоточку  .  Гости  поют  или  читают  :

Стоит  чара  золота ,  сытым  мёдом  налита  .

Иванушка  наливал ,  своей  Насте  подавал  .

Уж  ты ,  Настюшка  душа  ,  выпей  чарочку  до дна  .

Роди  сына  сокола  ,  роди  дочку  соловья  .

Величальная  жениху  .  Общая  песня  «Кто  у  нас  хороший»

Кто  у  нас  хороший ,  кто  у  нас  пригожий  ?

Припев : Лёшеньки  -  Лёли,  виноград  зелёный .

Хорош  уродился ,  в  девицу  влюбился  .

Припев .

Девица  милая  по  саду  ходила  .

Припев  .

По  саду  ходила  ,  в  горницу  водила  .

Припев .

В  горницу  водила  ,  комод  открывала  .

Припев  .

Комод  открывала  ,  графин  вынимала

Припев  .

Графин  вынимала  ,  рюмку  вынимала  ,

Припев  .

Выпей  ,  мой  хороший  ,  выпей  ,  мой  пригожий  .

Припев .

Девица  милая  ,  не  пью  никакого  ,

Припев  .

Не  пью  никакого  вина  зеленого  .

Припев  .

 

4 . СВАДЕБНЫЕ  ИГРЫ  В  ХОРОВОДЕ  :

«Золотое  кольцо»  ,  «Селезень  и  утка» , «Царевень (Королевень)» и  другие  .

Игра «Царевень (Королевень)»

Играющие встают в круг, причем, юноши и девушки чередуются. «Королевич»  находится в центре, «Королевна» - за кругом. В течение песни «Королевич» подходит то к одной, то к другой девушке, но юноши его не пускают. Наконец, он выходит за круг и находит «Королевну». Вместе они возвращаются в круг и кланяются друг другу.

Песня:

Не во городе Королевич, Королевич.

По – за городом Королевна, Королевна.

Молодой сын Королевич гуляет, гуляет.

Он невесту себе выбирает, выбирает.

Не моя ль-то хорошая гуляет, гуляет –

Золотой перстень воссияет, воссияет,

Позолоченный освещает, освещает.

Отворились  Корельски  воротца, воротца.

Королевич Королевне поклонился, поклонился.

Королевна того ниже, того ниже.

 

 



Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока музыки: «Симфоническая музыка. Л. Бетховен, Ф. Шуберт.»

Цель: ознакомление с симфоническим творчеством Ф. Шуберта, Л. Бетховена на примере симфонии №8, симфонии №5, рассмотреть и выявить особенности музыкального жанра – симфонии; закрепить признаки симфонической музыки, систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе.

Планируемые результаты:

Предметные: знание выразительных возможностей музыки, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.

Музыкальный репертуар: «Симфония № 5» Л. Бетховен, Ф. Шуберт «Симфония №8 «Неоконченная».

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Организация слушательской деятельности

3)Организация исполнительской деятельности

4)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Давайте с вами поздороваемся с помощью ритмического приветствия. (привет, друг). Сегодня мы продолжаем знакомство с симфонической музыкой и говорим о творчестве величайших композиторов. Посмотрите на портреты, вам знакомы эти композиторы? Правильно. Это величайшие композиторы конца 18 начала 19 века. Что вы уже знаете о них?

- Дети заходят в класс.

5 минут

2. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

- Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца. В 12 лет Бетховен, переехав в Вену, брал уроки у Гайдна. Он давал концерты, стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии. Переломный момент в его жизни наступил, когда Бетховену было 32 года: у композитора начала развиваться глухота. Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными, галстук небрежно завязан. Он ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя руками. Потом останавливался, что-то напевал, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше. Если бы мы последовали за ним в дом, то увидели, что в доме царит полный беспорядок: повсюду ноты, мебель стоит, как попало. Его настроение часто менялось, но он всегда был доброжелательным по отношению к молодым и талантливым музыкантам. Героическим, мятежным духом проникнуты многие его произведения: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5». Когда произведение срастается с сознанием слушателя, его запоминают, напевают, наигрывают. Именно так произошло с «Симфонией № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы». Этот мотив, как проводник. Сочиняя это произведение, Бетховен говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Сейчас прозвучит первая часть «Симфонии № 5». Послушайте и ответьте на вопросы: что несет в себе эта музыка? Как взаимодействуют между собой две темы первой части? Каким вы представили композитора в этот момент? (звучит 1 часть «Симфонии № 5»).  «Так стучится к нам в дверь судьба» - сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения. Музыка Бетховена полна энергии, полна борьбы и героизма. Путь к торжеству истины и правды нелегок, как и обращение к своей совести, когда человек оставаясь самим собой, не боится быть непохожим на других. И не зря Вольфганг Амадей Моцарт сказал об этом великом человеке: «Он заставит говорить о себе весь мир». И предсказание Моцарта сбылось.

На доске висел не один портрет. Кто же он? Что вы знаете о нем? Франц Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. Франц Шуберт- автор сонат, симфоний, струнных квартетов, и более 600 песен. Франц Шуберт был основоположником немецкой романтической музыки. Жизнь его была полная разочарований, но благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматических симфоний. Что означает слово лирика? драма? Давайте запишем это понятие в тетрадь. Одно из известных произведений – симфония №8 «Неоконченная». Как вы думаете, почему ее так назвали? современники Шуберта назвали симфонию «Неоконченной», потому что она имела не четыре части, а две. Многие композиторы пытались дописать недостающие 3, 4 части, даже в 1928 году состоялся всемирный конкурс, на котором были представлены более 40 окончаний. Но симфония №8 не вызывала впечатления недосказанности, её замысел в двух частях оказался полностью реализованным. Предлагаю послушать I часть симфонии. Скажите, какие эмоции вызвала у вас эта часть? Подберем несколько прилагательных и запишем.

- Ф. Шуберт. Дети высказываются.

20 минут

3.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Музыка обладает невероятным магнетизмом и энергией. Нас, как магнитом притягивает желание петь песни, какую песню вы можете исполнить? Давайте придумаем к ней движения. «Этот мир придуман не мной».

Дети поют, придумывают движения.

 

 

10 минут

4. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какие произведения прослушали? Какое вам понравилось больше?

- Отвечают на вопросы.

5 минут