ПК 4.3
учебно-методический материал

Байгузина Мария Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучениясамоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно - диалоговая технология

Класс: 4

Тема урока: «Балет П.И Чайковского «Щелкунчик»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности

Предметные: умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; умение сравнивать предметы, группировать на основе существенных признаков; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, умение добывать новые знания (информацию), из различных источников, разными способами

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «Марш» из балета П.И Чайковского «Щелкунчик», ноты песни А. Ермолов «Все мы просто дети»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.  Красная фишка-  настроение отличное, зелёная  хорошее, синяя так себе.

Я тоже покажу вам своё настроение.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Личностные

(Проявление эмоциональной отзывчивости)

2. Актуализация знаний

Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

Что вы знаете об этом композиторе?

Как вы думаете, что такое балет?

Сегодня мы с вами отправимся в  сказочный мир П. И Чайковского и поговорим про его  балет, название мы можете разгадать в ребусе

Основой для балета «Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Э. Т. Гофмана об удивительных приключениях девочки Мари, которые приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки. Как часто бывает и в народных сказках, реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой. Мари, её брат и их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. А щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сладостей – сказочные.

В балете 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года.

П.И Чайковский

Он родился на Урале, в городе Воткинске, его папа горный инженер,  мама играла на фортепиано…

Балет - это музыкальный спектакль, где все танцуют

Познавательные

(усвоение знания материала прошлого урока)

3.Организация слушательской деятельности

А теперь  познакомимся с музыкой балета. Я вас приглашаю в таинственный мир музыкальной сказки.

Послушайте, как П. И.Чайковский передает в музыке настроение елочных игрушек. Слушайте внимательно и подумайте, Как бы вы назвали этот музыкальный фрагмент? (Звучит «Марш» из балета)

Как бы вы назвали этот музыкальный фрагмент?

Какого характера музыка?

Послушаем среднюю часть марша. Вашей задачей будет внимательно ее послушать и составить синквейн, который сможет ее описать. Напоминаю, что синквейн будет состоять из одного существительного, двух глаголов, и трех прилагательных.

Марш. Звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная  и сказочная. Труба, тарелки, скрипки

Дети рассказывают синквейны, составленные во время прослушивания.

Познавательные

(открытие новых знаний, нового материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

4.Организация исполнительской деятельности

Сказка  заканчивается победой добра  над злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду  за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и встречает свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым. А что делает вас по-настоящему счастливыми? Например, когда я пою песню, то это делает меня счастливей. Мы с вами выучили песню под названием «Все мы просто дети», исполним ее с самого начала и до конца

Дети отвечают на вопросы учителя

Личностные

(развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)



Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 1

Тема урока:  «Музыка в цирке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; проследить взаимосвязь циркового представления и музыкального сопровождения

Предметные: формирование положительного отношения к классической музыке и уроку музыки в целом

Личностные: проявление  эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки, умение импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни "Выходной марш" Исаак Осипович Дунаевский, "Клоуны" Дмитрий Кабалевский, цветные парики, маски животных, бумажные гантели

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (5мин)

Здравствуйте ребята.

Я рада видеть вас на уроке. Поприветствуем друг друга и споем музыкальное приветствие «Привет!»

Присаживайтесь.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Личностные

(проявление эмоциональной отзывчивости)

2.Организация слушательской деятельности (15 мин)

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в  увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю, разгадайте ребус

А что помогает создать праздничное настроение в цирке?

Итак, сегодня будем говорить о цирке. А кто из вас бывал в цирке?

А как вы понимаете, что такое «цирк»?

Скажите, ребята, а с чего начинается представление в цирке?

Правильно. Представление всегда начинается с приветствия - выхода артистов.

Я предлагаю вам, ребята, представить себя в роли артистов цирка и разделиться на несколько групп: 1 ряд - клоуны, 2 ряд -  силачи, 3 ряд - дрессированные животные. Каждая группа будет изображать своих артистов, и выходить на приветствие. (Раздаю детям некоторые предметы: цветные парики, бумажные гантели, маски животных).

Цирк зажигает огни!

Сейчас начнется представление.

Всех на арену приглашаем:

Клоуны! Силачи! Дрессированные животные!

Встречайте! (Дети выходят по очереди в группах в центр кабинета и изображают артистов цирка, без музыки)

 Скажите, получился ваш выход на цирковую арену?

Чего не хватало для сопровождения артистов?

Значит, как мы можем назвать тему сегодняшнего урока?

Сегодня мы будем говорить о «музыке в цирке». Скажите, а зачем нужна музыка в цирке?

Музыку цирка сочинил русский композитор ХХ века Исаак Осипович Дунаевский, и называется она «Выходной марш». Под звуки этого марша на сцену выходят все артисты, участвующие в представлении.

Как вы понимаете слово "марш"?

Верно, марш – это музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия.

Послушаем «Выходной марш», попробуйте определить какие звучат инструменты, а также и характер

(Прослушивание)

Итак, когда звучит радостная, праздничная музыка мы говорим о том, что у этой музыки мажорный лад. Мажор – это весёлый лад в музыке. А мы еще раз сделаем приветствие, но уже под марш. Роли у каждого ряда уже распределены.

Послушайте другое произведение и попробуйте догадаться, к каким артистам из цирка оно больше подходит

(Прослушивание)

Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Какие слова из презентации подойдут к этой музыке?

Цирк

Предлагают разные варианты ответов, сомневаются и приходят к выводу, что это и надо узнать на уроке

Это место, где выступают клоуны, дрессированные животные, гимнасты-акробаты, жонглеры.

В начале артисты цирка приветствуют зрителей (выход)

Музыки

Музыка в цирке

Создать праздничное настроение, украсить цирковой номер

Под марш маршируют

Радостное, праздничное, торжественное

Клоуны

Сложно, очень быстрый темп

Задорно, шутливо, озорно

Познавательные

(открытие новых знаний, нового материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные

(речевые навыки и навыки сотрудничества)



Предварительный просмотр:

Технология  продуктивно-творческой деятельности

Класс: 2

Тема урока:  «Развитие в музыке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; проследить взаимосвязь развития музыки

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные: выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни Э. Григ «В пещере горного короля», ноты русской народной песни «На горе то калина»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (5мин)

Добрый день! Я рада видеть вас на уроке музыки, предлагаю вам, настроится на урок и спеть песню, которую мы выучили на прошлых уроках «На горе – то калина»

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Личностные

(проявление эмоциональной отзывчивости)

2. Организация слушательской деятельности (15 мин)

Ребята, вначале мы исполнили песню, мы ее пели одинаково?

Значит, мы меняли темп и динамику, какой мы можем сделать вывод?

Верно. Любое изменение в музыке называется его развитием. Это и есть тема нашего урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами развития музыки.

Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.

А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?
Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно наблюдаемое нами в жизни. Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.

Ребята, сейчас я буду называть разные звуки, а вы должны имитировать звуки своим голосом

Можно слышать всё на свете;

Шорох листьев, дождь и ветер.

Лай собаки во дворе,

Пенье птички на заре,

Шум шагов,

Ремонт забора,

Мяч в воротах,

Гул мотора, Ветка стукнула в окошко,

А в углу играет кошка,

Ходят голуби по крыше-

Так учусь я звуки слышать.

Какие средства музыкальной выразительности вам известны?

Вы хорошо знаете все определения. Давайте сосредоточим внимание на этих средствах музыкальной выразительности, при помощи которых осуществляется развитие музыки.

Мы с вами проследим, как композитор делает развитие музыки в большом музыкальном произведении, на примере знакомства с творчеством Э.Грига.

Э. Григ – норвежский композитор. Музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к её суровой природе. Ведь Норвегия – это северная страна, где всегда холодно, много снега и мало светит солнце.

Послушаем произведение Э. Грига «В пещере горного короля». Подумайте, что изменялось в музыке?

(Прослушивание)

Какое развитие музыки вам удалось определить? Что вы себе представили под эту музыку?

На примере пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей - обитателей сказочной пещеры.

Предлагаю вам перевоплотиться и изобразить маленьких гномов под музыку (Даю красные шапочки)

Нет, сначала тихо и медленно, затем громче и быстрее

Что песня изменялась

В природе растут деревья, опадают листья. Человек растет и изменяется

Темп

Динамика

Тембр

Ритм

мелодия

Тембр - от тихого к возбужденному, характер - от злого к агрессивному, мелодия повторялась

Гномов

Несколько учащихся выходят и изображают маленьких гномов под музыку

Регулятивные

(осмыслить полученную  информацию)

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)