ПК 4.3
план-конспект урока
Конспекты учебных занятий с использованием игровой технологии и технологии развития ассоциативно-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.docx | 27.28 КБ |
tehnologiya_razvitiya_assotsiativno-obraznogo_myshleniya.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология
Класс: 4
Тема урока: «Полна богатырями земля русская»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Метапредметные: организация совместной познавательной деятельности с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Предметные: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Личностные: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни
Музыкальный репертуар: Гусляр - «Три богатыря», ВИА «Цветы» - «Сила богатырская».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент (5мин) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Динарович. -Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.
| (Дети слушают.) | Личностные УУД: – проявление эмоциональной отзывчивоси; Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать предложения учителя; Коммуникативные УУД: – контролировать свои действия в коллективной работе. |
2.Организация слушательской деятельности (20 мин) | - А откуда вы знаете о богатырях? - Что такое былина? -Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»). - Посмотрите, камень лежит у вас на пути. Это камень не простой, он укажет вам дорогу. - Что же на нём изображено? Направо пойдешь - к дубу придешь. Налево пойдешь - к реке придёшь. Прямо пойдешь - к горе попадешь. - Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть? - Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём? - Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там? Богатырь земли родной И защитник слабых, Одержал победу он В злом бою кровавом. Соловья - разбойника Он служить заставил Тот чинить разбой и зло Навсегда оставил. -Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец) (Портрет в презентации) - Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял. - Ребята, отгадайте: - Что побеждает все преграды на пути? - Что же ему помогло, ребята? (смелость) - Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание? - Это Илья Муромец, приготовил для нас задание. -Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить. -Тот герой кто за Родину (горой). - Кто смел тот на коня (сел). - Один за всех и все (за одного). - За правое дело стой (смело). - Храбрый побеждает – трус (погибает). - Родину предать – воином (не стать). - Сам погибай, а товарища (выручай). - Жить – Родине (служить). - Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали. - Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше? - Идём прямо к горе. - Кто на горе Сорочинской побывал? Змеёнышей малых потоптал? Забаву дочь Путятичну вызволял В Киев к князю Владимиру доставлял? - О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич) (Портрет на презентации) - Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание. -Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря. - Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга) - Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком. - Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) - Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов. - Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч). - Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. - Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит). - Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни. - Посмотрите, ребята на камень. Все ли дорожки мы прошли? Куда теперь пойдем? - Там, где сил не доставало Я смекалкой побеждал Над Тугариным, над змеем Я победу одержал. - Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович) (Портрет на презентации) - Алёша нам оставил тоже свиток с заданием. - Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь. На слайде вы видите слова-назовите подходящие нам. ХРАБРЫЙ ТРУСЛИВЫЙ ДОБРЫЙ НАДЕЖНЫЙ ЛОВКИЙ СМЕЛЫЙ МУДРЫЙ ВЫНОСЛИВЫЙ ГЛУПЫЙ ОТВАЖНЫЙ УМНЫЙ ЗЛОЙ ЛЮБЯЩИЙ СИЛЬНЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ - Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. -Ребята, подвиги русских героев - богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину "Богатыри". Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней. Вопросы: - Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря) - Кто находится в центре картины? (Илья Муромец) - Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь) - Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней. - Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) - Правильно, слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха. - Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.) - Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей. - Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.) - Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы) -Ребята, а сейчас я предлагаю нам исполнить песню про богатырей и до конца проникнуться их жизнью. -Ребята, подводя итог нашего занятия. Ответьте мне, чем, какими качества должен обладать богатырь? | (Ответы детей.) -Илья Муромец. -Добрыня Никитич. -Кольчуга. -Шлем. -Меч. -Щит. -Алёша Попович. -Три Богатыря. -Илья Муромец. -Добрыня Никитич. -Алёша Попович. -Вдаль. Охраняют границу. Землю русскую. -Силушкой богатырскою. | Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов. |
Предварительный просмотр:
Технология развития ассоциативно-образного мышления
Класс: 8
Тема урока: «Портрет Александра Невского»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Метапредметные: организация совместной познавательной деятельности с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Предметные: выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанной сцены музыкального произведения на примере кантаты «Александр Невский».
Личностные: формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности.
Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни
Музыкальный репертуар: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», С. Эйзенштейн фильм «Александр Невский», Любэ «Конь».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент (5мин) | -Здравствуйте ребята. Знаете ли вы, кто изображён на слайде? Правильно, Невский.. -В истории каждого народа есть имена великих, выдающихся людей, которые отличились своими делами, поступками, победами. Русский народ гордится великим князем Александром Невским, который прославился своими подвигами в суровые для страны время. Его считают национальным героем. Вот уже более восьми веков память об этом человеке жива в народе. Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Он не раз возглавлял отряды воинов, защищая русские города от вражеских набегов. О его подвигах говориться на страницах учебника истории. Написаны романы, поэмы, стихотворения. Его образ отражен в изобразительном искусстве. Так, например, художник Павел Корин запечатлел великого князя Александра Невского в своей картине. Обратите внимание на это произведение. На картине изображено, как новгородский князь вышел на тяжёлый бой с врагом. Лицо его сурово, в руках Невского, одетого в доспехи русского витязя, огромный меч. Невольно вспоминается: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!». Именно этот портрет входит в триптих Павла Корина. Триптих – это— произведение искусства, состоящее из трёх частей: картин, барельефов и др., объединенных общей идеей. Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение. | -Здравствуйте Садятся -Александр Невский | Личностные УУД: – проявление эмоциональной отзывчивоси; Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать предложения учителя; Коммуникативные УУД: – контролировать свои действия в коллективной работе. |
2.Организация слушательской деятельности (15 мин) | - Какой должна быть музыка, рисующая образ князя Невского чтоб мы могли представить именно такого человека? -Подвигу Александра Невского посвятил свою знаменитую кантату Сергей Сергеевич Прокофьев, которая так и называется - «Александр Невский». Подробно о русском князе рассказывает вторая часть кантаты, которая называется «А и было дело на Неве-реке…». Сейчас мы с вами послушаем этот фрагмент, а после прослушивания вы мне скажете как звучала музыка? -Сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из кантаты - это хор «Вставайте, люди русские», а после прослушивания вы мне ответите на вопрос: С чего начинается хор? И сколько частей в хоре? -Почему композитор решил включить в музыку кантаты колокольный звон? И сколько частей в хоре? -Все три части звучат одинаково? -Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему? -Давайте вспомним триптих Павла Корина. Как вы думаете, почему художник поместил фигуру князя в центральной части картины? - Какие средства выразительности использовал художник, чтобы изобразить смелость и решительность в фигуре князя? - Что общего у хора и картины? - В каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в хоре или в картине? - В 1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские». (просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссёра С. Эйзенштейна, где звучит хор) - Что вы можете сказать об увиденном фрагменте? - Какую роль здесь играет музыка? -Вот видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве | -Величавой, мощной. -Она написана в жанре древнерусских былин, так как в тексте главное слово «было». Музыка звучит величаво и строго, рассказывая о суровом и преданном Родине – воине. -с колокольного звона -потому что колокольный звон всегда собирал народ, если случалось какое-либо событие -3 -I и III часть звучат энергично, музыка передаёт героический характер и решительность народа защитить свою Родину, II часть — распевная, близкая по характеру русской народной песне, похожей на былину -в крайних частях хора слышен активный призыв к защите Родины -Потому что его фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа. -контраст, яркие краски, преобладание холодных серых оттенков красок в изображении доспехов князя, резкие угловатые линии -в картине и хоре 3 части, и все они объединены общим замыслом -в картине, а в хоре он только ощущается, угадывается -помогает переживать события. | Коммуникативные УУД: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Личностные УУД: – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; Регулятивные УУД: – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов. |